Напоминание

Ономастика как средство формирования культуроведческой компетенции школьников


Автор: Муллахметова Альбина Ринатовна
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия им.Т.Кусимова"
Населённый пункт: с.Аскарово МР Абзелиловский Республика Башкортостан
Наименование материала: Ономастика как средство формирования культуроведческой компетенции школьников
Тема: Ономастика как средство формирования культуроведческой компетенции школьников
Раздел: среднее образование





Назад




Ономастика как средство формирования культуроведческой

компетенции школьников

Перед каждым думающим, творчески работающим учителем возникает

необходимость в определении того, что изучать и как изучать. На протяжении

19

лет

моей

педагогической

деятельности

меня

волновала

проблема

приобщения учащихся к языковой культуре региона. Большим потенциалом в

отношении культуроведческой работы обладает предмет «Башкирский язык

и

литература».

Именно

на

уроках

башкирского

языка

и

литературы

представляется огромная возможность для практического воплощения идей

использования местного материала.

Воспитание языковой личности в культуроведческом аспекте требует

поиска новых подходов к изучению родного языка. Один из путей реализации

нового подхода – включение культуроведческого материала в ткань уроков

родного языка и внеклассных занятий, то есть такого материала, который

позволит формировать башкирскую

языковую личность. Особое значение

при таком подходе придается использованию краеведческого материала в

процессе

обучения

и

воспитания.

Именно

такой

подход

воспитывает

у

учащихся бережное и внимательное отношение к родному языку, а значит -

любовь к Родине и стремление достойно служить ей. Ведь именно знание ее

языка,

истории,

культуры,

природных

условий,

обычаев

народа

дадут

возможность учителю сформировать у ребят национальное самосознание,

чувство достоинства и социальной справедливости.

На

уроках

башкирского

языка

изучению

собственных

имен

существительных

отводится,

на

наш

взгляд,

чрезвычайно

мало

времени.

Ономастическая лексика (имена, отчества, фамилии, географические и иные

названия) представлена во всех учебниках башкирского языка, начиная с

начального

класса.

Но

специально

изучается

правописание

собственных

имен

существительных

лишь

в

разделах

«Морфология»

(“Яңғыҙлыҡ

исемдәрҙең яҙылышы”)

Однако топонимика обладает высоким образовательным потенциалом.

В

изучении

топонимики

можно

отдавать

предпочтение

тем

современным технологиям, которые помогают оживить урок, придать ему

эмоциональную

окраску,

помогают

воспитывать

гражданственность,

патриотизм,

толерантность,

следовательно,

затронуть

душу

ребёнка,

заинтересовать

каждого

ученика,

соединять

теорию

с

практикой,

необходимой для жизни в целом. Из инновационных методов использоваться

могут интерактивные, проектные технологии, поисково – исследовательская

деятельность,

а

также

систематическое

применение

ИКТ

в

учебной

и

внеурочной

деятельности.

Основным

методом

может

являться

учебные

проекты и учебное исследование.

Большие потенциальные возможности для работы содержат топонимы -

раздел ономастики, изучающий географические названия, их происхождение,

смысловое

значение,

развитие,

современное

состояние,

написание

и

произношение.

Новая

модель

обучения

башкирскому

языку,

складывающаяся

в

условиях ФГОС, призвана решать вопросы духовно-нравственного развития

личности

на

основе

приобщения

учащегося

к

системе

общественных

ценностей,

формирования

у

него

чувства

патриотизма,

национального

с а м о с о з н а н и я

и

п ол и кул ьту р н о го

м ы ш л е н и я .

В

Фeдеральном

государственном

образовательном

стандарте

начального

общего

образования прописано:

«Стандарт

разработан

с

учетом

региональных,

национальных

и

этнокультурных потребностей народов Российской Федерации

(утвержден

приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от

26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

Развитие культуроведческой компетенции играет особую роль в

современном мире, где большое значение имеет патриотическое воспитание.

Культуроведческая компетенция предполагает готовность и умение жить и

взаимодействовать в современном многокультурном мире:

- осознание того, что язык не только средство познания и средство

общения, но и форма выражения национальной культуры;

- знание культуры, истории, традиций, обычаев своего народа;

- формирование умения обнаруживать регионально значимые лексемы

и понимать их роль в тексте;

-

активизация творческой деятельности обучающихся.

-

повышение интереса к учению и развитие учебных мотивов.

-

обогащение и активизация словаря детей.

-

повышение

уровня

сформированности

ключевых

компетенций,

в

том числе и языковых.

-

повышение уровня культуроведческой компетенции.

-

воспитание любви и формирование интереса к истории и культуре

малой родине.

-

позволит

учителю

сделать

преподаваемый

предмет

не

только

занимательным,

но

и

шире

использовать

его

в

воспитательных

целях,

содействовать

углублению

знаний

учащихся,

подкрепить

энциклопедические сведения живыми примерами из современной

практики, содействовать развитию речи и мышления.



В раздел образования