Автор: Муллахметова Альбина Ринатовна
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия им.Т.Кусимова"
Населённый пункт: с.Аскарово МР Абзелиловский Республика Башкортостан
Наименование материала: Ономастика как средство формирования культуроведческой компетенции школьников
Тема: Ономастика как средство формирования культуроведческой компетенции школьников
Раздел: среднее образование
Ономастика как средство формирования культуроведческой
компетенции школьников
Перед каждым думающим, творчески работающим учителем возникает
необходимость в определении того, что изучать и как изучать. На протяжении
19
лет
моей
педагогической
деятельности
меня
волновала
проблема
приобщения учащихся к языковой культуре региона. Большим потенциалом в
отношении культуроведческой работы обладает предмет «Башкирский язык
и
литература».
Именно
на
уроках
башкирского
языка
и
литературы
представляется огромная возможность для практического воплощения идей
использования местного материала.
Воспитание языковой личности в культуроведческом аспекте требует
поиска новых подходов к изучению родного языка. Один из путей реализации
нового подхода – включение культуроведческого материала в ткань уроков
родного языка и внеклассных занятий, то есть такого материала, который
позволит формировать башкирскую
языковую личность. Особое значение
при таком подходе придается использованию краеведческого материала в
процессе
обучения
и
воспитания.
Именно
такой
подход
воспитывает
у
учащихся бережное и внимательное отношение к родному языку, а значит -
любовь к Родине и стремление достойно служить ей. Ведь именно знание ее
языка,
истории,
культуры,
природных
условий,
обычаев
народа
дадут
возможность учителю сформировать у ребят национальное самосознание,
чувство достоинства и социальной справедливости.
На
уроках
башкирского
языка
изучению
собственных
имен
существительных
отводится,
на
наш
взгляд,
чрезвычайно
мало
времени.
Ономастическая лексика (имена, отчества, фамилии, географические и иные
названия) представлена во всех учебниках башкирского языка, начиная с
начального
класса.
Но
специально
изучается
правописание
собственных
имен
существительных
лишь
в
разделах
«Морфология»
(“Яңғыҙлыҡ
исемдәрҙең яҙылышы”)
Однако топонимика обладает высоким образовательным потенциалом.
В
изучении
топонимики
можно
отдавать
предпочтение
тем
современным технологиям, которые помогают оживить урок, придать ему
эмоциональную
окраску,
помогают
воспитывать
гражданственность,
патриотизм,
толерантность,
следовательно,
затронуть
душу
ребёнка,
заинтересовать
каждого
ученика,
соединять
теорию
с
практикой,
необходимой для жизни в целом. Из инновационных методов использоваться
могут интерактивные, проектные технологии, поисково – исследовательская
деятельность,
а
также
систематическое
применение
ИКТ
в
учебной
и
внеурочной
деятельности.
Основным
методом
может
являться
учебные
проекты и учебное исследование.
Большие потенциальные возможности для работы содержат топонимы -
раздел ономастики, изучающий географические названия, их происхождение,
смысловое
значение,
развитие,
современное
состояние,
написание
и
произношение.
Новая
модель
обучения
башкирскому
языку,
складывающаяся
в
условиях ФГОС, призвана решать вопросы духовно-нравственного развития
личности
на
основе
приобщения
учащегося
к
системе
общественных
ценностей,
формирования
у
него
чувства
патриотизма,
национального
с а м о с о з н а н и я
и
п ол и кул ьту р н о го
м ы ш л е н и я .
В
Фeдеральном
государственном
образовательном
стандарте
начального
общего
образования прописано:
«Стандарт
разработан
с
учетом
региональных,
национальных
и
этнокультурных потребностей народов Российской Федерации
(утвержден
приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от
26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
Развитие культуроведческой компетенции играет особую роль в
современном мире, где большое значение имеет патриотическое воспитание.
Культуроведческая компетенция предполагает готовность и умение жить и
взаимодействовать в современном многокультурном мире:
- осознание того, что язык не только средство познания и средство
общения, но и форма выражения национальной культуры;
- знание культуры, истории, традиций, обычаев своего народа;
- формирование умения обнаруживать регионально значимые лексемы
и понимать их роль в тексте;
-
активизация творческой деятельности обучающихся.
-
повышение интереса к учению и развитие учебных мотивов.
-
обогащение и активизация словаря детей.
-
повышение
уровня
сформированности
ключевых
компетенций,
в
том числе и языковых.
-
повышение уровня культуроведческой компетенции.
-
воспитание любви и формирование интереса к истории и культуре
малой родине.
-
позволит
учителю
сделать
преподаваемый
предмет
не
только
занимательным,
но
и
шире
использовать
его
в
воспитательных
целях,
содействовать
углублению
знаний
учащихся,
подкрепить
энциклопедические сведения живыми примерами из современной
практики, содействовать развитию речи и мышления.