Автор: Остахова Наталья Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №72 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Одинцово, Московская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционная направленность музыкального воспитания дошкольников с задержкой психического развити. Использование коррекционной ритмики на музыкальных занятиях".
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 72
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«Коррекционная направленность музыкального
воспитания дошкольников с задержкой психического
развития. Использование коррекционной ритмики на
музыкальных занятиях».
Составила:
музыкальный руководитель
высшей кв.категории
Остахова Наталья
Александровна.
Г. Одинцово
2016.
Коррекционная направленность музыкального воспитания дошкольников с
задержкой психического развития. Использование коррекционной ритмики
на музыкальных занятиях.
Согласно данным проведенных исследований количество детей с ЗПР
постоянно увеличивается. Усложняются и задачи стоящие перед
специалистами работающими с детьми данной категории детей.
Психомоторное развитие выполняет важную роль в развитии ребенка и имеет
вкрапления во все анализаторные системы, поэтому важен поиск новых
способов коррекции психомоторного развития для выравнивания стартовых
возможностей дошкольников.
Основная цель коррекционной работы: создание оптимальных условий
для развития эмоционально – волевой, познавательной, двигательной сферы
дошкольников.
Мы знаем. Что ребенок развивается в движении. Через двигательную
деятельность развиваются мыслительные процессы мозга. На
коррекционных занятиях, как раз в игровой ситуации, систематизируется
двигательная активность. Она становится ритмичной.
Основатель ритмической гимнастики швейцарский педагог, пианист,
органист – Э.Жак Далькроз. Ритм по его словам воздействует на человека в
целом, равным образом воспитывая и формируя его тело и душу, избавляет от
физических и психических комплексов, помогает осознать свои силы и
обрести радость в жизни через творчество.
Музыкальная логоритмика основывается на сочетании слова, музыки и
движения, с преобладанием одного из этих компонентов или связи между
ними. А музыка является организующим, руководящим началом,
«дирижером». И активно влияет на эмоциональную сферу ребенка.
Основные ступени коррекционной работы:
Слышать,
Видеть,
Понимать,
и пространство ощущать.
Петь,
Дышать,
Играть ритмично: громко, тихо, высоко, низко, в темпе и легко.
Самому придумать что- то, изменяя ход игры.
Вот тогда достигнем цели - чистой речи детворы.
Слышать – педагога, звучащие предметы, музыку, установку на
занятие (настройка, распевание, приветствие.)
Видеть – концентрировать внимание. Видеть предметы с которыми
нужно выполнить упражнение (мяч, платочки, колечки, листочки……)
Понимать – просьбу, инструкцию, задание на внимание: «кочка,
дерево, гора».
Ощущать пространство – учить двигаться по залу не наталкиваясь
друг на друга. Использовать различные виды ходьбы, бега (Паутина,
муравьи, вышивание).
Петь – развивать вокально – певческие навыки, вырабатывать плавный
длительный выдох, правильное дыхание. (Игра на духовых
инструментах, игры на дыхание, логоритмические распевки, надувание
воздушных шариков).
Речевые игры с движением, с музыкальными инструментами, с
предметами и без.
Моторика – пальчиковая гимнастика, так как речь формируется под
влиянием импульсов идущих от рук (Гонзики, пальчиковый театр,
Бусоград).
Коммуникативные навыки – для развития динамической стороны
общения, позитивного самоощущения (знакомство, бубен, звезды,
веселый платок).
Артикуляционная гимнастика направлена на укрепления мышц органов
артикуляции (Скороговорки, чистоговорки).
Музыкальные игры – развивают речь, внимание, ориентацию в
пространстве.
Мышечный тонус – частое напряжение и расслабление мышц тела,
самомассаж, игровой массаж, сказки – шуршалки, шумелки.
Структура организованной деятельности может варьироваться,
последовательность может меняться, основывается на повторении и
вариативности. Многократное повторение – залог успеха.
По опыту скажу, что объем средств в работе по логоритмике огромен и
разнообразен, много методических разработок.
Для достижения успеха в работе нужна только система и
сотрудничество с педагогическим составом и родителями детей.
Таким образом в своей деятельности с детьми с ЗПР я реализую
задачи ФГОС - охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, а также формирование социокультурной среды,
соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям
ребенка.
Список использованной литературы.
1.
Арсеневская О. Н. Система музыкально - оздоровительной работы в
детском саду. - «Учитель», 2011.
2.
Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми. Москва, 2008.
3.
Жак – Далькроз Э. Ритм. «Классика» - Москва 2010.