Напоминание

"Имитация воспитания в современном Российском обществе"


Автор: Алейник Ольга Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОБУ СОШ№20 имени Е.А.Красильникова
Населённый пункт: город Кореновск, Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Имитация воспитания в современном Российском обществе"
Раздел: среднее образование





Назад




Имитация воспитания в современном Российском обществе.

Алейник О.В

Молодежь

-

это

социальное

явление,

представляющее

собой

продукт

воспроизводства социальной структуры общества. Молодым можно назвать только

такого

человека,

основной

социальной

функцией

которого,

является

подготовка

к

статусу взрослого члена общества. Это такая группа, которая находится в стадии

формирования

организма

и

психики,

физически

и

духовно

неокрепшая,

которая

вступает

в

жизнь,

становится,

но

еще

не

стала

материально

независимой,

самостоятельной

группой,

не

окончила

процесс

социальной

адаптации,

не

сформировала систему ценностных ориентаций,

и поэтому выступает как наиболее

динамическая часть общества. Молодежь — это социально-демографическая группа

общества,

которая

характеризуется:

во-первых,

осуществлением

деятельности,

связанной с подготовкой и включением в самостоятельную жизнь при руководстве со

стороны

старших

поколений

(классов

и

их

политических

партий),

и,

во-вторых,

социальной

дифференциацией,

соответствующей

социально-классовому

делению

в

обществе.

В развитии любого общества может наступить такой момент, когда индивиды

и социальные группы в целом переходят от одной системы ценностей к другой. В

современном

российском

обществе,

находящемся

в

постперестроечном

состоянии,

происходит трансформация норм и ценностей, как отдельных индивидов, так и целых

социальных групп. В этот период, такая

особая функция общества как воспитание,

оказывается нереализованной или реализованной - не в полной мере.

В социуме прошлых лет признавалась необходимость хорошей учебы и как

следствие, получение качественного образования, чтобы в дальнейшем осуществлять

продуктивный труд и развивать научный потенциал. Теперь эта официально одобряемая

норма

резко

потеряла

свое

значение

в

связи

с

полной

перестройкой

сознания

формирующегося под влиянием окружающих реалий современности..

Несправедливость в распределении средств и благ между разными слоями

населения выступила в качестве очевидного противоречия

между декларируемыми

ценностями и реальностью их воплощения.

На фоне разочарования в происходящих преобразованиях в обществе, для

современного положения молодежи характерно ослабление социализирующих функций

семьи, образовательных систем, возрастание роли молодежных общностей, которые

формируются вокруг места жительства, а также вокруг мест развлечений. В таких

группах, зачастую многочисленное большинство молодых людей испытывают на себе

влияние такого феномена постмодернистской культуры как «одиночество в толпе».

Такие группы, сформированные по принципам развлечения или места жительства,

иерархически структурированы и охватывают молодых людей различного возраста, что

вызывает в жизни отношения повелений и подчинения.

В старшей молодежной среде имеют место различные девиации, особенно

употребление психотропных веществ. Такое поведение становится постепенно нормой

для всей молодежи, а молодежь старшего возраста выступает в подобной ситуации в

качестве агентов десоциализации, для членов группы младшего возраста.

Наиболее криминализированной, оказывается сфера молодежного досуга.

Здесь

при

отсутствии

официально

декларируемых

норм

поведения

и

допустимых

способов

достижения

личностью

своих

целей,

санкций

за

их

нарушения,

при

отсутствии социального контроля, происходит процесс подчинения личности среде,

пассивное восприятие ее действительности,

уходу от жизни,

и как следствие -

непринятие этой действительности или разного вида отклоняющееся поведение.

На

смену

социальной

нормы

«коллективизма»,

приходит

«воинствующий

индивидуализм». На смену «идейному единству» приходит «идеологическое безверие».

Внутренняя индивидуальность и внешняя массовость, в сознании молодого человека

приводят

к

выбору

ситуационных

форм

поведения

от

правомерного

до

антисоциального.

За последнее десятилетие в России появились принципиально новые

каналы

социализации,

оказывающие

сильное

влияние

на

процессы

формирования

молодежи

и

ее

адаптации

в

радикально

меняющемся

обществе.

Наиболее

суще ственными

из

этих

кана лов

являют ся:

рынок

т руда,

и н с т и т у т

предпринимательства,

информатизация

всех

сфер

социальной

жизни,

становление

основ нового типа общества как его базовых характеристик. В этих условиях труд

превращается в один из самых весомых индикаторов отношений, что обуславливает

существующие способы предложений на рынке труда, наличие свободных рабочих

мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на рынок труда и

обладающей: во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными

представлениями

относительно

своей

будущей

работы.

При

этом

происходит

формирование таких социальных качеств молодежи, которые будут востребованы на

протяжении всей активной жизни и определят, в конечном счете, возможности контакта

с

миром,

сформируют

умение

работать

в

постоянно

трансформируемом

обществе

нестабильных условиях бытия — эта цель стоит перед всеми институтами общества,

где

происходит

социализация

молодежи.

При

этом

необходимо

учитывать,

что

в

условиях

современной

России,

наблюдается

постепенное

сокращение

численности

молодежи,

что

ставит

перед

российскими

институтами

власти

совершенно

иные

проблемы,

связанные

с

замещением

рабочих

мест

необходимыми

работниками

и

связанных с этим целым комплексом социальных проблем.

Семья в России становится более нестабильной и малодетной, многие звенья

системы

образования

коммерциализируются,

образование

становится

сервисно-

ориентированной сферой деятельности, а не основной формой трансляции культуры

подрастающего поколения. Образование перестает быть обязанностью подрастающих

поколений,

оно

не

приобретает

статуса

правовой

нормы

в

связи

с

затянувшейся

реформой образования практически на всем постсоветском пространстве.

Маркетизация

образования,

особенно

высшего,

в

условиях,

когда

большая

часть

общества

является

относительно

малообеспеченной,

нарушает

законодательно

закрепленные

принципы

гуманизации

и

демократизации,

поскольку

нарушает

равенство шансов при обращении к знаниям и культуре, углубляет имущественное и

социальное неравенство в обществе.

В качестве реалии российского общества первой половины 90-х годов ХХ века

выступило включение России в глобальное информационное пространство. Средства

массовой

коммуникации,

функционирующие

в

этом

пространстве

при

помощи

новейших

технологий

(мультимедийные

средства,

сеть

Интернет,

аудиовизуальные

средства коммуникации) стали важнейшим агентом социализации молодежи. С их

помощью распространяются и популяризируются в молодежной среде определенные

образцы, стили и нормы поведения, моделируются и внедряются в массовое сознание

образы реальности, которые могут напрямую воздействовать на сознание молодого

поколения, например, через рекламу. Такое влияние может быть оценено двояко: и как

отрицательное, и как положительное. С одной стороны, появление новых программ и

телепередач

позволяет

усваивать

молодежи

совершенно

новые

образцы

и

нормы

поведения, приводит к расширению кругозора, открывает новые горизонты познания.

С

другой

стороны,

коммерциализация

телеканалов

приводит

к

преобладанию

на

телеэкранах

низкокачественных

фильмов,

насыщенных

агрессией,

жестокостью,

зачастую сопровождающихся большим объемом агрессивной, низкопробной рекламы.

Повседневная деятельность человека заряжается « агрессией» и «жестокостью» из-за

чрезмерного воздействия аудиовизуальных средств информации, компьютерных игр, не

требующих свободного мышления, индивидуальности, социального общения. Однако,

воспитанные

на

доверии

к

средствам

массовой

информации

члены

Российского

общества,

склонны

доверять

информации

идущей

из

теле-

и

радиоисточников

и

н е с п о с о б н ы

в

б о л ь ш е й

с т е п е н и

к р и т и ч н о

отбирать

необходимую

информацию.

В

результате

этого

освоение

личностью

социальных

норм

и

социальных

стандартов

происходит

не

только

в

рамках

классических

институтов

семьи

и

образования,

но

и

в

результате

образующегося

социального

медиапространства,

что

нарушает

процесс

социального

контроля

за

формированием социальных и нравственных норм.

Итак, в последние полтора десятилетия сложился ряд специфических факторов,

которые обусловили значительный рост негативных явлений в молодежной среде, к их

числу относятся:

1. Изменение социально-правового статуса большей части населения, высокий уровень

безработицы в молодежной среде. Это вызывает рост девиантного поведения, такого

как пьянство, наркомания, вынужденная преступность, мотивированная не корыстью, а

стремлением сохранить привычный образ жизни;

2.

Социальная

незащищенность

значительных

слоев

населения,

в

первую

очередь

молодежи, и резкое расслоение, которые порождают недоверие к власти.

3.

Общесистемный

кризис,

который

создал

ситуацию,

обусловившую

духовное

обнищание

молодого

поколения,

деформацию

мировоззрения,

дезориентацию

в

отношениях. При этом кризисная ситуация в духовном мире молодежи усугубляется

обедненностью форм досуга, доступных основной массе молодежи.

4. Социальные преобразования, которые обусловили снижение нравственного уровня

общества.

Удовлетворение

материальных

потребностей

становится

едва

ли

не

единственной целью жизни. Около 70% преступлений несовершеннолетних связаны с

присвоением чужой собственности.

5.

Кризис

общественного

идеала

негативно

сказывается

на

воспитательных

возможностях

учебных

заведений,

значительно

снизившихся

после

прекращения

деятельности

таких

общественных

организаций

как

комсомол

и

пионерская

организация.

Вследствие

этого

образовался

своеобразный

вакуум,

который

теперь

заполняется

стихийно

формирующейся

субкультурой,

так

называемой

«культурой

ровесников», зачастую берущих в качестве ориентиров примитивные образцы массовой

культуры или ценности уголовной субкультуры.

6.

Снижение

возможностей

семейного

воспитания

вследствие

того,

что

старшее

поколение все больше времени тратит на поиск средств к существованию.

7. Неоправданное ослабление карательной политики со стороны правоприменительных

органов.

Процесс

либерализации,

утвердившийся

в

правовой

практике

в

связи

с

наступлением

перестройки,

значительно

ослабил

наказания

за

совершение

правонарушений, особенно для несовершеннолетних, тем самым, освободив от страха

ответственности наиболее склонных к криминальным проявлениям представителей

молодежи. В связи с этим проблема отклоняющегося поведения молодежи приняла

угрожающие масштабы и служит почвой для криминализации общества.

Каналы социализации молодежи в условиях динамичности

и не

контролируемости процессов современного общества, не являются

определенными.

Поэтому особо важным в современном обществе является анализ того, как в условиях

современного российского общества изменяется система ценностных норм молодого

поколения, характер их направленности, их связь с общественными институтами. Ведь

среда тех, кто вступает в активную социальную жизнь, т.е. социальная среда молодежи,

оказывается особо уязвимой, в которой основой для преступного поведения становится

социальное сиротство, обнищание, ощущение социальной бесперспективности.

Без анализа влияния на молодежь преобразований имеющих место в обществе,

без выработки стратегии на перспективу, воспитательный процесс приобретает статус

имитации,

он

не

может

достигнуть

целей

определяющих

становление

достойного

гражданина общества.

Список литературы

Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14.

Психология. - 1987. - N2.

Армандо Р., Веселкова Е Вот Я —Новосибирск, 1998

Атаманчук Г.А. Межличностные отношения как предмет философского исследования //

Проблемы философии - Киев, 1989.

журнал. - 1995. - Т.16, N4.

Барнс ДжТ. Социальная работа с семьями в Англии. — М., 1993.

Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1990.

Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные

направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 1989. - N6.

Бреева Е.Б. Программа социальной работы с многодетными семьями. — М.,1992.

Бызова В.М., Нагаев В.В. Психолого-педагогические основы подготовки молодежи к

семейной жизни: Учеб. пособие по спецкурсу. - Сыктывкар, 1993.

Гурко ТА. Программа социальной работы с неполными семьями. — М„ 1992.

Джеймс М. Брак и любовь. - М, 1993.

Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с

гельштатупражнениями: Пер. с англ. - М., 1995.

Куц В.А. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами в

ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений. –М.,2002.

Михайлова О.Ю., Бухановский А.О. Механизмы формирования патологической

функциональной системы (феномен «Чикатило») // Психологический вестник. - Ростов

н/Д, 1996. - Вып.1, ч.1.

Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. —

М., 1992.

Московская семья вчера, сегодня, завтра Информационно-методический сборник —

М.2002.

О положение детей в Российской федерации Государственный доклад за 1999 год —

М.,1999.

Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. - М., 1986.

Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология

межличностных отношений. - Киев, 1990.

Литература:

Поликанов А.А. К вопросу об определении молодежи как социальной категории. Социальное управление

и молодежь. Вып. 2. М.,1969.с.70-71.

Лукова В.А. Будущие политики: Социализация студентов,ориентированных на профессиональную

политическую деятельность М.,2005. С. 115-117.

Дубинин.Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда:Жизненные ориентиры современной российской

молодежи. Социально-гуманитарные знания2003№1

2.Имитация воспитания в современном Российском обществе.

Алейник О.В

Молодежь - это социальное явление, представляющее собой продукт

воспроизводства

социальной

структуры

общества.

Это

такая

группа,

которая

находится

в

стадии

формирования

организма

и

психики,

физически и духовно неокрепшая, которая вступает в жизнь, становится,

но еще не стала материально независимой, самостоятельной группой, не

окончила

процесс

социальной

адаптации,

не

сформировала

систему

ценностных ориентаций, и поэтому выступает как наиболее динамическая

часть общества.

В современном российском обществе происходит

трансформация норм и ценностей, как отдельных индивидов, так и целых

социальных групп. В этот период, такая

особая функция общества как

воспитание,

оказывается

нереализованной

или

реализованной

-

не

в

полной мере.

В социуме прошлых лет признавалась необходимость хорошей

учебы и как следствие, получение качественного образования, чтобы

в

дальнейшем

осуществлять

продуктивный

труд

и

развивать

научный

потенциал. Теперь эта официально одобряемая норма резко потеряла свое

значение в связи с полной перестройкой сознания формирующегося под

влиянием

окружающих

реалий

современности.

Несправедливость

в

распределении средств и благ между разными слоями населения выступила

в качестве очевидного противоречия между декларируемыми ценностями

и реальностью их воплощения.

На фоне разочарования в происходящих преобразованиях в

обществе, для современного положения молодежи характерно ослабление

социализирующих функций семьи, образовательных систем, возрастание

роли

молодежных

общностей,

которые

формируются

вокруг

места

жительства, а также вокруг мест развлечений. В таких группах, зачастую

многочисленное

большинство

молодых

людей

испытывают

на

себе

влияние

такого

феномена

как

«одиночество

в

толпе.

В

старшей

молодежной

среде

имеют

место

различные

девиации,

особенно

употребление психотропных веществ.

За последнее десятилетие в России появились принципиально

новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы

формирования

молодежи.

Наиболее

существенными

из

этих

каналов

являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация

всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как

его базовых характеристик. В этих условиях труд превращается в один из

самых весомых индикаторов отношений, что обуславливает существующие

способы предложений на рынке труда, наличие свободных рабочих мест,

которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на рынок

труда и обладающей: во-первых, определенным уровнем знаний, а во-

вторых,

конкретными

представлениями

относительно

своей

будущей

работы. При этом происходит формирование таких социальных качеств

молодежи,

которые

будут

востребованы

на

протяжении

всей

активной

жизни и определят, в конечном счете, возможности контакта с миром,

сформируют умение работать в постоянно трансформируемом обществе

нестабильных условиях бытия — эта цель стоит перед всеми институтами

общества, где происходит социализация молодежи..

Семья в России становится более нестабильной и малодетной,

многие звенья системы образования коммерциализируются, образование

становится

сервисно-ориентированной

сферой

деятельности,

а

не

основной формой трансляции культуры подрастающего поколения.

Маркетизация образования, особенно высшего, в условиях, когда

большая

часть

общества

является

относительно

малообеспеченной,

нарушает

законодательно

закрепленные

принципы

гуманизации

и

демократизации, поскольку нарушает равенство шансов при обращении к

знаниям и культуре, углубляет имущественное и социальное неравенство в

обществе.

В качестве реалии российского общества первой половины 90-х

годов

ХХ

века

выступило

включение

России

в

гл о б а л ь н о е

информационное

пространство.

Средства

массовой

коммуникации,

функционирующие в этом пространстве при помощи новейших технологий

(мультимедийные

средства,

сеть

Интернет,

аудиовизуальные

средства

коммуникации) стали важнейшим агентом социализации молодежи. С их

помощью

распространяются

и

популяризируются

в

молодежной

среде

определенные

образцы,

стили

и

нормы

поведения,

моделируются

и

внедряются

в

массовое

сознание

образы

реальности,

которые

могут

напрямую

воздействовать

на

сознание

молодого

поколения,

например,

через

рекламу.

Такое

влияние

может

быть

оценено

двояко:

и

как

отрицательное, и как положительное. С одной стороны, появление новых

программ и телепередач позволяет усваивать молодежи совершенно новые

образцы и нормы поведения, приводит к расширению кругозора, открывает

новые горизонты познания.

С другой стороны, коммерциализация телеканалов приводит к

преобладанию на телеэкранах низкокачественных фильмов, насыщенных

агрессией, жестокостью, зачастую сопровождающихся большим объемом

агрессивной, низкопробной рекламы.

Повседневная деятельность человека заряжается «агрессией» и

«жестокостью» из-за чрезмерного воздействия аудиовизуальных средств

информации, компьютерных игр, не требующих свободного мышления,

индивидуальности,

социального

общения.

В

результате

этого

освоение

личностью

социальных

норм

и

социальных

стандартов

происходит

не

только в рамках классических институтов семьи и образования, но и в

результате образующегося социального медиапространства, что нарушает

процесс

социального

контроля

за

формированием

социальных

и

нравственных норм.

Итак, в последние полтора десятилетия сложился ряд специфических

факторов, которые обусловили значительный рост негативных явлений в

молодежной среде, к их числу относятся:

1.

Изменение

социально-правового

статуса

большей

части

населения,

высокий уровень безработицы в молодежной среде. Это вызывает рост

девиантного поведения, такого как пьянство, наркомания, вынужденная

преступность,

мотивированная

не

корыстью,

а

стремлением

сохранить

привычный образ жизни;

2. Социальная незащищенность значительных слоев населения, в первую

очередь молодежи, и резкое расслоение, которые порождают недоверие к

власти.

3.

Общесистемный

кризис,

который

создал

ситуацию,

обусловившую

духовное

обнищание молодого поколения, деформацию мировоззрения,

дезориентацию в отношениях. При этом кризисная ситуация в духовном

мире

молодежи

усугубляется

обедненностью

форм

досуга,

доступных

основной массе молодежи.

4.

Социальные

преобразования,

которые

обусловили

снижение

нравственного

уровня

общества.

Удовлетворение

материальных

потребностей становится едва ли не единственной целью жизни. Около

70% преступлений несовершеннолетних связаны с присвоением чужой

собственности.

5.

Кризис

общественного

идеала

негативно

сказывается

на

воспитательных

возможностях

учебных

заведений,

значительно

снизившихся

после

прекращения

деятельности

таких

общественных

организаций как комсомол и пионерская организация. Вследствие этого

образовался своеобразный вакуум, который теперь заполняется стихийно

формирующейся субкультурой, так называемой «культурой ровесников»,

зачастую берущих в качестве ориентиров примитивные образцы массовой

культуры или ценности уголовной субкультуры.

6. Снижение возможностей семейного воспитания вследствие того, что

старшее

поколение

все

больше

времени

тратит

на

поиск

средств

к

существованию.

Каналы социализации молодежи в условиях динамичности и не

контролируемости

процессов

современного

общества,

не

являются

определенными. Поэтому особо важным в современном обществе является

анализ

того,

как

в

условиях

современного

российского

общества

изменяется система ценностных норм молодого поколения, характер их

направленности, их связь с общественными институтами. Ведь среда тех,

кто

вступает

в

активную

социальную

жизнь,

т.е.

социальная

среда

молодежи,

оказывается

особо

уязвимой,

в

которой

основой

для

преступного

поведения

становится

социальное

сиротство,

обнищание,

ощущение социальной бесперспективности.

Без анализа влияния на молодежь преобразований имеющих место

в

обществе,

без

выработки

стратегии

на

перспективу,

воспитательный

процесс приобретает статус имитации, он не может достигнуть целей

определяющих становление достойного гражданина общества.

Список литературы

Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник

МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. - N2.

Армандо Р., Веселкова Е Вот Я —Новосибирск, 1998

Атаманчук Г.А. Межличностные отношения как предмет философского

исследования // Проблемы философии - Киев, 1989.

журнал. - 1995. - Т.16, N4.

Барнс ДжТ. Социальная работа с семьями в Англии. — М., 1993.

Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1990.

Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и

основные направления их психологического изучения // Вопросы

психологии. - 1989. - N6.

Бреева Е.Б. Программа социальной работы с многодетными семьями. —

М.,1992.

Бызова В.М., Нагаев В.В. Психолого-педагогические основы подготовки

молодежи к семейной жизни: Учеб. пособие по спецкурсу. - Сыктывкар,

1993.

Гурко ТА. Программа социальной работы с неполными семьями. —

М„ 1992.

Джеймс М. Брак и любовь. - М, 1993.

Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный

анализ с гельштатупражнениями: Пер. с англ. - М., 1995.

Куц В.А. Социально-психологические различия между мужчинами и

женщинами в ценностно-мотивационных аспектах становления брачных

отношений. –М.,2002.

Михайлова О.Ю., Бухановский А.О. Механизмы формирования

патологической функциональной системы (феномен «Чикатило») //

Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.1.

Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных

алкоголизмом. — М., 1992.

Московская семья вчера, сегодня, завтра Информационно-методический

сборник —М.2002.

О положение детей в Российской федерации Государственный доклад за

1999 год —М.,1999.

Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. - М., 1986.

Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология

межличностных отношений. - Киев, 1990.



В раздел образования