Автор: Кочубеева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР -детский сад "Росинка"
Населённый пункт: город Нерехта, Костромская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Дом, в котором мы живем!".
Раздел: дошкольное образование
Проект по познавательному развитию детей
2 младшей группы
«Дом, в котором я живу!»
Тип проекта: Педагогический.
Участники проекта:
Кочубеева Светлана Александровна – воспитатель 2 младшей группы;
Целевая группа
– дети 2 младшей группы – 22 детей.
Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
Масштаб:
7 месяцев (ноябрь- май).
Тема:
Дом, в котором я живу.
Цель:
формирование первоначальных представлений у детей о видах поселений людей в родном крае.
Задачи:
1. С помощью чтения рассказов, сказок, рассматривания иллюстраций развивать представления детей о видах
поселений людей (город, деревня). Формировать знания о том, что дома бывают разные.
2. Раскрыть понятие домашний адрес. Через целевые прогулки познакомить детей с названием близлежащих улиц;
с тем, что у каждого дома, каждой квартиры есть свой номер.
3. Показать значение удобств, благоустройства домов и близлежащих к ним территорий.
4. Познакомить с главными достопримечательностями города (иллюстрации, фотографии, беседы). Способствовать
воспитанию любви к родному городу.
Постановка проблемы
.
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками
человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей.
Чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет
их жизнь.
В младшем дошкольном возрасте возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение
устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также применять
самостоятельно полученные знания в доступной практической деятельности.
Дети младшей группы с трудом представляют себе такие понятия, как «улица», «город», «страна».
Поэтому необходимо дать доступные их пониманию знания. И начать эту работу следует с того, что наиболее
близко ребенку. Это его дом, улица, на которой он живет, его родной город.
Основная задача воспитателя
– вызвать положительные эмоции, чувство восхищения своим домом,
улицей, городом.
С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому необходима помощь семьи. Ведь
родители чаще имеют возможность побывать с ребенком на различных улицах города, могут показать
достопримечательности, то, как украшен город в различные праздники. А также съездить с ребенком в деревню в
гости к бабушке.
Работа по знакомству детей с различными поселениями людей проводится в основном вне занятий.
Работа над данной темой поможет решить следующие задачи:
- развитие знаний о видах поселений людей;
- умение устанавливать простейшие взаимосвязи;
- расширение активного и пассивного словаря: активизация фразовой монологической речи;
- пробуждение познавательной активности (любознательности);
- разовьются коммуникативные навыки;
- улучшиться внимание, память.
План мероприятий по реализации проекта:
Задачи
Мероприятия
Срок
Ответственный
Ожидаемый
результат
1. С помощью чтения
рассказов, сказок,
рассматривания
иллюстраций развивать
представления детей о
видах поселений
людей. Формировать
знания о том, что дома
бывают разные.
1. Подбор
литературы,
иллюстраций, сбор
информации.
Ноябрь
Кочубеева С.А.
Картотека по
теме.
2. Разработка
дидактических игр
«Давай построим
дом».
Январь
Кочубеева С.А.
Пополнение
развивающей
среды.
3. Диагностика знаний
детей по развитию
естественно –
научных
представлений.
Декабрь
Кочубеева С.А.
Анализ знаний
детей.
4.Театр картинок
«Три поросенка»
Февраль
Кочубеева С.А.
Проявление
интереса, умение
устанавливать
взаимосвязи.
5. Беседы –
пятиминутки «Дом, в
котором я живу!».
Ноябрь
Кочубеева С.А.
Знания детей о
разных видах
домов.
6. Папка –
передвижка для
родителей «Знакомим
ребенка с родным
городом»
Декабрь
Кочубеева С.А.
Проявление
интереса
родителей.
7. Альбом «Сказочные
дома».
Март
Кочубеева С.А.
Пополнение
развивающей
среды.
2. Раскрыть понятие
«Домашний адрес»
через целевые
прогулки. Познакомить
детей с названием
близлежащих улиц: с
тем, что у каждого
дома, каждой квартиры
1. Целевая прогулка
по улице, на которой
находится детский сад
«Это моя улица».
Январь
Кочубеева С.А.
Знания детей об
улице и разных
видах домов.
2. Игра –
инсценировка «Жил
Февраль
Кочубеева С.А.
Проявление
интереса у детей
есть свой номер.
был один слоненок».
к заучиванию
домашнего
адреса.
3. Разработка
рекомендаций для
родителей по
заучиванию
домашнего адреса.
Март
Кочубеева С.А.
Заинтересованно
сть родителей
проблемой.
4. Коллективная
работа «Знакомая
улица».
Апрель
Кочубеева С.А.
Пополнение
развивающей
среды группы.
3. Показать значение
удобств
благоустройства домов
и близлежащих к ним
территорий.
1. Подбор картинок,
дидактических игр по
теме «Мой дом»,
«Домашняя техника».
Январь
Кочубеева С.А.
Пополнение
развивающей
среды.
2. Наблюдение за
трудом взрослых
(помощник
воспитателя, повар,
дворник).
Ноябрь-
май
Кочубеева С.А.
3. Акция «Чистый
город».
Май
Кочубеева С.А.
Родители д/с.
Благоустройство
территории.
4. Подготовка
альбомов «Бытовая
техника», «Мебель»
Март
Кочубеева С.А.
Пополнение
развивающей
среды.
4. Познакомить с
главными
достопримечательностя
ми города.
Способствовать
воспитанию любви к
родному городу.
1. Подбор
иллюстраций,
открыток, фотографий
с достопримечатель-
ностями г. Нерехта
Ноябрь
Педагоги 2 мл.
группы,
родители.
2. Фотогазета «Милый
сердцу уголок»
Май
Кочубеева С.А.
Заинтересованно
сть родителей
проблемой.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта «Дом, в котором я живу» планирую достичь следующих результатов:
Ребенок:
1. Развитие активной речи детей.
2. Развитие навыков сотрудничества, партнерского общения.
3. Повышение познавательной активности у детей.
Педагог:
1. Повышение педагогической компетентности по развитию представлений у детей о видах поселений людей в
родном крае.
2. Установление взаимосвязи между взрослыми и детьми.
3. Создание в ДОУ условий для развития у детей знаний о видах поселения людей.
Родители:
1. Знакомство с проблемой развития у детей знаний о видах поселений людей;
2. Прямое включение в процесс сбора информации, наглядного материала.
3. Развитие доверительных отношений с педагогами ДОУ.
4. Сближение членов семей, построение доверительных взаимоотношений с детьми.
Показ проекта
Презентация для педагогов ДОУ.
Рекомендации для родителей в наглядной
форме.
Перспективы проекта
Распространение педагогического опыта через
консультации, семинары для педагогов ДОУ.
Фотогазета для родителей.
Предполагаемые риски
Пропуски детьми детского сада без
уважительных причин.
Не достаточное количество наглядного и
игрового оборудования.
Диагностика знаний детей по проекту
«Дом, в котором мы живем!».
1. Знает и может обосновать свой выбор в том, какой дом нужен человеку (прочный, красивый, уютный и др.).
2. Знает свой домашний адрес, как называется город, в котором он живет, как называются жители нашего города.
3. Может выбрать и объяснить, зачем нужны предметы домашней техники, мебели, одежды и т.п. Что является
жизненно важным для человека.
4. Оказывает посильную помощь взрослым в уборке группы, территории детского сада, дома и т.д.
5. В сюжетно – ролевых играх отражает полученные задания (строит из строительных материалов разные дома)
умеет распределить роли и выбрать атрибуты.
6. Задает вопросы во время целевых прогулок об увиденном.