Напоминание

использование ИКТ в образовательной деятельности


Автор: Дашинимаева Оксана Баиржаповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Могойтуйский детский сад "Бэлиг"
Населённый пункт: Забайкальский край Могойтуйский район п. Могойтуй
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности
Тема: использование ИКТ в образовательной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Открытое занятие «Знакомство с Саванной»

Тип занятия: изучение нового материала

Группа: старшая

Цель: познакомить детей с Саванной

Задачи:

- формировать умение строить модель взаимосвязи растений и животных с условиями

жизни в природной зоне (саванна)

- развивать любознательность, активность, расширять кругозор ребенка; развивать

психические процессы (речь, воображение, мышление)

- воспитывать любовь к природе

Материал. Демонстрационный: пейзажная картина саванны, трава желтая, трава

зеленая, ткань желтого цвета, ткань зеленого цвета, деревья (баобаб, кактус, молочай,

акация), картинки с изображениями животных (лев, жираф, зебра, антилопа, страус,

носорог, слон) саванны. Раздаточный. Дидактическая игра «Кто живет в саванне?»

Материально-техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Программно-методический комплекс: электронная дидактическая игра «Укажи лишнее»

- игра «Знакомство»

- Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Оксана Баиржаповна. Я

вам брошу мяч а вы бросайте мне его обратно называя имя.

- Как тебя зовут

- А тебя как зовут?

Ход занятия.

1. Вводно-мотивационный этап.

- Сегодня у нас будет занятие по экологии. Мы с вами познакомимся с растениями и

животными Саванны и их условиями жизни. Для этого нам нужно отправиться в

путешествие. Вы согласны? (да). Я вам загадаю загадку. (загадка про самолет)

- Что это? (самолет)

- Так давайте представим что мы на самолете полетели в саванну (дети закрывают глаза)

(звук самолета)

2. Операционно-содержательный этап.

- теперь откройте глаза и посмотрите: мы попали в африканскую саванну. Это саванна

(пейзаж саванны). Здесь очень жарко, много света.

В Саванне четко выражены два сезона – сухой и влажный. И вся жизнь Саванны

подчинена определенному ритму.

- когда начинается период дождей саванна оживает. Почва впитывает воду и

покрывается высокой сочной травой, зеленеют листья на деревьях и кустарниках;

Посмотрите, вот акация вся зеленая. Растения накапливают воду в толстых стеблях.

Вот например, кактус в своем толстом стебле накапливает воду, чтобы в сухой период

питаться своими запасами.

- в сухой период – очень жарко, желтеют и засыхают травы, трескается земля, опадают

листья деревьев. Вот, например, молочай. Как вы думаете, почему деревья сбрасывают

листву? (чтобы меньше испарялось влаги?). Деревья в Саванне имеют толстый ствол. Вот

например Баобаб. Чтобы обхватить ствол баобаба нужно взяться за руки всей группе

детского сада. Как вы думаете, почему у баобаба такой толстый ствол? (чтобы накапливать

воду)

- а зачем это дерево накапливает воду? (чтобы в засушливый период питаться своими

запасами)

Вот мы с вами и познакомились с растениями саванны. Обратите внимание у всех

растений саваны толстый ствол, в котором они накапливают воду, чтобы в сухой период

питаться своими запасами. Поэтому воды у них достаточно.

Рык льва

- Ой, а кто это рычит? как вы думаете, среди таких растений какие животные живут?

- садитесь на стулья. Мы с вами познакомимся с животными Саванны.

Показ на мольберте

- Это царь зверей – лев. Лев-хищник, он выслеживает добычу, поэтому ему важно быть

незаметным среди желтой густой сухой травы. Поэтому у льва окрас шерсти под цвет

земли.

- в саванне живет самое высокое животное на земле. Жираф.Он ростом с 2-хэтажный дом,

половина высоты приходится на шею. Зачем ему такая шея? (легко доставать до самых

верхушек деревьев, срывать листья). Глаза у жирафа посажены так, что он не поворачивая

головы видит все вокруг. Высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть

хищника и объявить тревогу.

- Поэтому рядом с ним пасутся:

- зебра. Посмотрите, какое красивое, грациозное животное. Зебра покрыта полосками и

эти полоски никогда не повторяются. А кто знает почему у зебры как и у всех животных

саванны длинный хвост (чтоб отгонять насекомых)

- антилопа. Посмотрите, какие у нее длинные ноги. Как вы думаете, зачем? (В Саванне

очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей. Деревья растут по одному. Поэтому у

животных Саванны длинные ноги чтобы быстро бегать. Это необходимое условие для

спасения или для охоты).

- Вот например, страус. Это самая крупная в мире птица. Страус хоть и птица, но летать не

умеет, зато очень быстро бегает. Посмотрите, какие у него длинные и сильные ноги.

- это носорог. Носорог очень большой, огромный. Плохо придется тому, кто встанет на

его пути. В гневе носорог может сокрушить кого угодно. Но видит он плохо. Если он

нападает нужно просто отойти немного в сторону и носорог промчится мимо. Днем

носороги спят в зарослях, а ночью отправляются на прогулку. Слух у них как и у всех

животных Саванны превосходный.

- а вот африканский гигант. Узнали вы его (слон). Как вы думаете, лев осмелится

напасть на него? (нет слон могучее, очень сильное животное, льву с ним не справиться).

Самое удивительное у слона – хобот. Что делает им слон? (с помощью хобота слон

срывает листья деревьев, рвет траву, пьет, защищается от врагов, выражает нежность,

поглаживает с любовью своих детенышей.

- Ну вот, ребята, мы с вами познакомились с животными саванны. Они все имеют длинные

хвосты, чтобы отгонять насекомых.

- Хороший слух (чтобы слышать крадущееся в траве животное)

- Длинные ноги ( чтобы быстро бегать когда спасаются или охотятся)

- Окрас шерсти под цвет земли (чтобы быть незаметными)

- Ну что устали, ребята, давайте отдохнем

Физминутка.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

- Ребята, а давайте поиграем в игру «Кто где живет». (на паласе)

- Вам нужно собрать только животных саванны

- А теперь, ребята, давайте проверим друг у друга как мы справились с заданием

- Все правильно сделали?

- Молодцы, ребята!

- А теперь давайте поиграем в игру «Укажи лишнее» (на интерактивной доске)

Гимнастика для глаз.

Пальчиковая гимнастика.

- Ребята давайте выложим картинку, рассказывающую об условиях жизни в саванне

- Эти значком мы будем обозначать свет. Света в саванне много, достаточно или мало?

- Этим значком мы будем обозначать температуру. В саванне жарко, тепло или холодно?

- Этим значком мы будем обозначать воду. Воды в саванне много, достаточно или мало?

- Этим значком мы будем обозначать почву. Почва в саванне плодородная, хорошая или

там вообще ничего не растет?

Много Высокая Достаточно Хорошая

света температура воды почва

- Молодцы ребята, ну вот и закончилось наше путешествие. А теперь пришла пора

возвращаться в детский сад. Полетим?

(закрывают глаза и возвращаются)

- Вам понравилось наше путешествие?

- А кто мне скажет, куда мы путешествовали?

- Какие два периода бывают в саванне?

- Назовите растения, которые растут в саванне

- Назовите животных, которые живут в саванне

Молодцы, ребята! На этом наше занятие закончилось. Большое спасибо вам за работу.

Самоанализ занятия

Группа: старшая. Возраст 5-7 лет. Количество детей: 5 человек.

Тема: Знакомство с Саванной

Цель: познакомить детей с Саванной

Задачи:

- формировать умение строить модель взаимосвязи растений и животных с условиями

жизни в природной зоне (саванна)

- развивать любознательность, активность, расширять кругозор ребенка; развивать

психические процессы (речь, воображение, мышление)

- воспитывать любовь к природе

Материал. Демонстрационный: пейзажная картина саванны, трава желтая, трава

зеленая, ткань желтого цвета, ткань зеленого цвета, деревья (баобаб, кактус, молочай,

акация), картинки с изображениями животных (лев, жираф, зебра, антилопа, страус,

носорог, слон) саванны. Раздаточный. Дидактическая игра «Кто живет в саванне?»

Материально-техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Программно-методический комплекс: электронная дидактическая игра «Укажи лишнее»

Тип занятия: изучение нового материала.

Структура занятия соответствует типу занятия. Цель, содержание и объем учебного

материала

соответствуют

возрастным

и

психологическим

особенностям

детей.

Содержание занятия соответствует поставленным целям и задачам. Время распределено

рационально, этапы занятия логически взамосвязаны.

Вводно-мотивационная

часть образовательной

ситуации

направлена

на

создание

положительного

эмоционального

настроя

и

на

развертывание

самой

образовательной

ситуации.

Была

постановка

целеполагания,

использовалась

игровая

мотивация

(путешествие).

На

этом

этапе

развивали

умение

взаимодействовать

со

сверстниками

(совместное путешествие).

Операционно-содержательный

этап.

Введение

нового

материала

соответствовало

принципу научности и доступности обучения, принципу наглядности обучения. Условия

для продуктивной работы логического мышления обеспечивались и достигались через

решение проблемных вопросов (зачем баобабу такой толстый ствол, почему у жирафа

длинная шея и т.д.). Здесь использовался поисковый метод работы. Формировалось умение

строить взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в природной зоне.

Рефлексивно-оценочный этап. Рефлексия осуществлялась через игру «Кто где живет»,

через построение модели саванны. Использовался инновационный метод работы

(электронная дидактическая игра «Укажи лишнее»). Была использована как подгрупповая

работа, так и работа в парах.

Здоровьесберегающие технологии соблюдались в течение всего занятия через:

-

время,

затраченное

на

занятие

в

соответствии

с

требованиями

федеральных

государственных стандартов (30 минут),

- чередование видов деятельности

- работа за компьютером (15 минут)

- своевременное проведение физминутки, зрительной и пальчиковой гимнастики,

- соблюдение и контроль за правильной рабочей позой детей.

Я

считаю,

что

занятие

достигло

своей

цели.

Дети

новый

материал

усвоили,

на

поставленные вопросы ответили.



В раздел образования