Автор: Дашинимаева Оксана Баиржаповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Могойтуйский детский сад "Бэлиг"
Населённый пункт: Забайкальский край Могойтуйский район п. Могойтуй
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности
Тема: использование ИКТ в образовательной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие «Знакомство с Саванной»
Тип занятия: изучение нового материала
Группа: старшая
Цель: познакомить детей с Саванной
Задачи:
- формировать умение строить модель взаимосвязи растений и животных с условиями
жизни в природной зоне (саванна)
- развивать любознательность, активность, расширять кругозор ребенка; развивать
психические процессы (речь, воображение, мышление)
- воспитывать любовь к природе
Материал. Демонстрационный: пейзажная картина саванны, трава желтая, трава
зеленая, ткань желтого цвета, ткань зеленого цвета, деревья (баобаб, кактус, молочай,
акация), картинки с изображениями животных (лев, жираф, зебра, антилопа, страус,
носорог, слон) саванны. Раздаточный. Дидактическая игра «Кто живет в саванне?»
Материально-техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Программно-методический комплекс: электронная дидактическая игра «Укажи лишнее»
- игра «Знакомство»
- Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Оксана Баиржаповна. Я
вам брошу мяч а вы бросайте мне его обратно называя имя.
- Как тебя зовут
- А тебя как зовут?
Ход занятия.
1. Вводно-мотивационный этап.
- Сегодня у нас будет занятие по экологии. Мы с вами познакомимся с растениями и
животными Саванны и их условиями жизни. Для этого нам нужно отправиться в
путешествие. Вы согласны? (да). Я вам загадаю загадку. (загадка про самолет)
- Что это? (самолет)
- Так давайте представим что мы на самолете полетели в саванну (дети закрывают глаза)
(звук самолета)
2. Операционно-содержательный этап.
- теперь откройте глаза и посмотрите: мы попали в африканскую саванну. Это саванна
(пейзаж саванны). Здесь очень жарко, много света.
В Саванне четко выражены два сезона – сухой и влажный. И вся жизнь Саванны
подчинена определенному ритму.
- когда начинается период дождей саванна оживает. Почва впитывает воду и
покрывается высокой сочной травой, зеленеют листья на деревьях и кустарниках;
Посмотрите, вот акация вся зеленая. Растения накапливают воду в толстых стеблях.
Вот например, кактус в своем толстом стебле накапливает воду, чтобы в сухой период
питаться своими запасами.
- в сухой период – очень жарко, желтеют и засыхают травы, трескается земля, опадают
листья деревьев. Вот, например, молочай. Как вы думаете, почему деревья сбрасывают
листву? (чтобы меньше испарялось влаги?). Деревья в Саванне имеют толстый ствол. Вот
например Баобаб. Чтобы обхватить ствол баобаба нужно взяться за руки всей группе
детского сада. Как вы думаете, почему у баобаба такой толстый ствол? (чтобы накапливать
воду)
- а зачем это дерево накапливает воду? (чтобы в засушливый период питаться своими
запасами)
Вот мы с вами и познакомились с растениями саванны. Обратите внимание у всех
растений саваны толстый ствол, в котором они накапливают воду, чтобы в сухой период
питаться своими запасами. Поэтому воды у них достаточно.
Рык льва
- Ой, а кто это рычит? как вы думаете, среди таких растений какие животные живут?
- садитесь на стулья. Мы с вами познакомимся с животными Саванны.
Показ на мольберте
- Это царь зверей – лев. Лев-хищник, он выслеживает добычу, поэтому ему важно быть
незаметным среди желтой густой сухой травы. Поэтому у льва окрас шерсти под цвет
земли.
- в саванне живет самое высокое животное на земле. Жираф.Он ростом с 2-хэтажный дом,
половина высоты приходится на шею. Зачем ему такая шея? (легко доставать до самых
верхушек деревьев, срывать листья). Глаза у жирафа посажены так, что он не поворачивая
головы видит все вокруг. Высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть
хищника и объявить тревогу.
- Поэтому рядом с ним пасутся:
- зебра. Посмотрите, какое красивое, грациозное животное. Зебра покрыта полосками и
эти полоски никогда не повторяются. А кто знает почему у зебры как и у всех животных
саванны длинный хвост (чтоб отгонять насекомых)
- антилопа. Посмотрите, какие у нее длинные ноги. Как вы думаете, зачем? (В Саванне
очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей. Деревья растут по одному. Поэтому у
животных Саванны длинные ноги чтобы быстро бегать. Это необходимое условие для
спасения или для охоты).
- Вот например, страус. Это самая крупная в мире птица. Страус хоть и птица, но летать не
умеет, зато очень быстро бегает. Посмотрите, какие у него длинные и сильные ноги.
- это носорог. Носорог очень большой, огромный. Плохо придется тому, кто встанет на
его пути. В гневе носорог может сокрушить кого угодно. Но видит он плохо. Если он
нападает нужно просто отойти немного в сторону и носорог промчится мимо. Днем
носороги спят в зарослях, а ночью отправляются на прогулку. Слух у них как и у всех
животных Саванны превосходный.
- а вот африканский гигант. Узнали вы его (слон). Как вы думаете, лев осмелится
напасть на него? (нет слон могучее, очень сильное животное, льву с ним не справиться).
Самое удивительное у слона – хобот. Что делает им слон? (с помощью хобота слон
срывает листья деревьев, рвет траву, пьет, защищается от врагов, выражает нежность,
поглаживает с любовью своих детенышей.
- Ну вот, ребята, мы с вами познакомились с животными саванны. Они все имеют длинные
хвосты, чтобы отгонять насекомых.
- Хороший слух (чтобы слышать крадущееся в траве животное)
- Длинные ноги ( чтобы быстро бегать когда спасаются или охотятся)
- Окрас шерсти под цвет земли (чтобы быть незаметными)
- Ну что устали, ребята, давайте отдохнем
Физминутка.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
- Ребята, а давайте поиграем в игру «Кто где живет». (на паласе)
- Вам нужно собрать только животных саванны
- А теперь, ребята, давайте проверим друг у друга как мы справились с заданием
- Все правильно сделали?
- Молодцы, ребята!
- А теперь давайте поиграем в игру «Укажи лишнее» (на интерактивной доске)
Гимнастика для глаз.
Пальчиковая гимнастика.
- Ребята давайте выложим картинку, рассказывающую об условиях жизни в саванне
- Эти значком мы будем обозначать свет. Света в саванне много, достаточно или мало?
- Этим значком мы будем обозначать температуру. В саванне жарко, тепло или холодно?
- Этим значком мы будем обозначать воду. Воды в саванне много, достаточно или мало?
- Этим значком мы будем обозначать почву. Почва в саванне плодородная, хорошая или
там вообще ничего не растет?
Много Высокая Достаточно Хорошая
света температура воды почва
- Молодцы ребята, ну вот и закончилось наше путешествие. А теперь пришла пора
возвращаться в детский сад. Полетим?
(закрывают глаза и возвращаются)
- Вам понравилось наше путешествие?
- А кто мне скажет, куда мы путешествовали?
- Какие два периода бывают в саванне?
- Назовите растения, которые растут в саванне
- Назовите животных, которые живут в саванне
Молодцы, ребята! На этом наше занятие закончилось. Большое спасибо вам за работу.
Самоанализ занятия
Группа: старшая. Возраст 5-7 лет. Количество детей: 5 человек.
Тема: Знакомство с Саванной
Цель: познакомить детей с Саванной
Задачи:
- формировать умение строить модель взаимосвязи растений и животных с условиями
жизни в природной зоне (саванна)
- развивать любознательность, активность, расширять кругозор ребенка; развивать
психические процессы (речь, воображение, мышление)
- воспитывать любовь к природе
Материал. Демонстрационный: пейзажная картина саванны, трава желтая, трава
зеленая, ткань желтого цвета, ткань зеленого цвета, деревья (баобаб, кактус, молочай,
акация), картинки с изображениями животных (лев, жираф, зебра, антилопа, страус,
носорог, слон) саванны. Раздаточный. Дидактическая игра «Кто живет в саванне?»
Материально-техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Программно-методический комплекс: электронная дидактическая игра «Укажи лишнее»
Тип занятия: изучение нового материала.
Структура занятия соответствует типу занятия. Цель, содержание и объем учебного
материала
соответствуют
возрастным
и
психологическим
особенностям
детей.
Содержание занятия соответствует поставленным целям и задачам. Время распределено
рационально, этапы занятия логически взамосвязаны.
Вводно-мотивационная
часть образовательной
ситуации
направлена
на
создание
положительного
эмоционального
настроя
и
на
развертывание
самой
образовательной
ситуации.
Была
постановка
целеполагания,
использовалась
игровая
мотивация
(путешествие).
На
этом
этапе
развивали
умение
взаимодействовать
со
сверстниками
(совместное путешествие).
Операционно-содержательный
этап.
Введение
нового
материала
соответствовало
принципу научности и доступности обучения, принципу наглядности обучения. Условия
для продуктивной работы логического мышления обеспечивались и достигались через
решение проблемных вопросов (зачем баобабу такой толстый ствол, почему у жирафа
длинная шея и т.д.). Здесь использовался поисковый метод работы. Формировалось умение
строить взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в природной зоне.
Рефлексивно-оценочный этап. Рефлексия осуществлялась через игру «Кто где живет»,
через построение модели саванны. Использовался инновационный метод работы
(электронная дидактическая игра «Укажи лишнее»). Была использована как подгрупповая
работа, так и работа в парах.
Здоровьесберегающие технологии соблюдались в течение всего занятия через:
-
время,
затраченное
на
занятие
в
соответствии
с
требованиями
федеральных
государственных стандартов (30 минут),
- чередование видов деятельности
- работа за компьютером (15 минут)
- своевременное проведение физминутки, зрительной и пальчиковой гимнастики,
- соблюдение и контроль за правильной рабочей позой детей.
Я
считаю,
что
занятие
достигло
своей
цели.
Дети
новый
материал
усвоили,
на
поставленные вопросы ответили.