Напоминание

"Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро..."


Авторы: Грачёва Ирина Николаевна, Сова Людмила Алексеевна
Должность: учителя русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ
Населённый пункт: с.Хмыловка Партизанского района Приморского края
Наименование материала: Разработка внеклассного мероприятия по литературе в форме ярмарки знаний
Тема: "Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро..."
Раздел: среднее образование





Назад




МКОУ СОШ с.Хмыловка

Внеклассное мероприятие по литературе

«Научиться любить. Научиться прощать. Научиться

делать добро…»

по роману «Лето Господне» И.А.Шмелёва

.

Учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Грачёва Ирина Николаевна

Сова Людмила Алексеевна

2018г

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе

«Научиться любить, научиться прощать научиться делать добро»

по роману «Лето Господне» И.А.Шмелёва

Цель мероприятия: формирование духовно-нравственной культуры обучающихся

посредством выборочного анализа романа И.С.Шмелёва «Лето Господне».

Задачи:

формировать умения и навыки литературного анализа, выполнять различные

творческие задания;

развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-

следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы); развивать

межпредметные умения и навыки;

развивать устную речь, пополнять словарный запас учащихся, а также

развивать умение слушать и аргументировать своё мнение;

развивать интерес к предмету;

формировать уважительное отношение друг к другу при ведении диалога,

умение корректно отстаивать свою точку зрения;

актуализировать личный жизненный опыт учащихся, помочь увидеть

нравственный аспект в воспитании русской культурой, традициями;

воспитание нравственных чувств и качеств доброты ,любви, умению

прощать.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I

. Оргмомент.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. На нём присутствуют гости. А когда в

доме гости, значит, наступил праздник.

-На любом занятии, даже на праздничном, что вы, ребята, делаете? (учитесь)

Сейчас вам предстоит определить тему сегодняшнего внеклассного мероприятия по

литературе, а ребята-пятиклассники вам в этом помогут.

II.

Целеполагание.

СЦЕНКА.

На фоне музыки выходят поочерёдно на сцену 3 человека, изображающие пороки:

Злобу, Ненависть, Обиду. Затем под колокольный звон выходит Спаситель с

книгами . Он чтением книг пробуждает в пороках новые чувства. Спаситель дарит

порокам книги , превращая Злобу в Добро, Ненависть в Любовь, Обиду в Прощение.

На доске висят плакаты (тема занятия)

Ответы учащихся (открываются спрятанные слова).

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? Какие слова темы занятия

спрятаны?

Научиться

научиться

научиться

Научиться любить,

научиться прощать,

научиться делать добро…

(ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА В ТЕТРАДЬ).

- Ребята, как вы думаете, а какое произведение, какого писателя поможет нам в этом?

(Роман Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне»)

III. Работа по теме урока.

1)

ВСТУПЛЕНИЕ.

А) Слово учителя

Звучит музыка М.Мусоргского о Москве.

«Сказывают, будто, когда на Боровицком холме стояла ещё деревянная крепость,

было князю Юрию Долгорукому видение. Ехал он берегом Москвы-реки. Вдруг,

откуда ни возьмись, а по-над лесом колокольный звон поплыл. (Звон колоколов).

Видит князь- прямо в небе над деревянной крепостью возник город: дома

белокаменные, над ними – купола золотые… Из того-то града небесного и

колокольный перезвон шел: праздничный, светлый, торжественный…»

Так говорится в одной из многочисленных легенд о возникновении великого города.

Мир человеческий и мир божественный не отделимы друг от друга. Связь между

ними существует в особом «священном» месте – «центре мира».

Таким центром мира стала для Шмелёва Москва, маленький домик и его

обитатели.

Свои детские воспоминания писатель переносит на страницы романа «Лето

Господне».

Б) Беседа с учащимися.

- Что вы чувствовали, когда читали произведение? Каково было ваше состояние?

- О чём это произведение? (о людях, о животных, о взаимоотношениях, о природе, о

праздниках – о жизни).

- Кто является главным героем романа?

-Какой он, мальчик Ваня? (эмоциональный и весёлый ребёнок).

Маленький Ваня считает центром мира свой родной дом как средоточие духовной

жизни Москвы, а Москва – «всем городам мать». Мир «Лета Господня» видится

гласами Вани.

- Как вы думаете, почему в начале урока звучал колокол? (колокол- голос Москвы,

это голос романа Шмелёва, это голос святости и очищения).

- Кто воспитывает ребёнка? (отец- Сергей Иванович).

- Что вы о нём можете сказать? (человек добрый и бескорыстный: на Рождество

устраивает обед «для разных», т.е. для бедных, старается всем помочь).

- Кто ещё принимает участие в воспитании мальчика? (Горкин Михаил

Панкратович).

- Кто он? (старый плотник, наставник мальчика, знаток народных обрядов и

традиций).

- Как отец и Горкин воспитывают мальчика, с помощью чего?(с помощью культуры,

русских традиций, праздников. Ребёнок растёт в православной семье.).

Шмелёв даёт необычное название своему произведению. Каково значение

название романа «Лето Господне»? Что автор хотел сказать своим названием?

-Что значит лето? (год)

(словосочетание, употреблённое в книге пророка Исайи, с этими же словами

вошёл Иисус Христос в синагогу в городе Назарет. Название славянское, по-русски –

это «год Господа».

- Год Господен цикличен: праздники церковные отличают смену времени, поэтому

получился у Шмелёва замечательный календарь.

- Сколько в книге частей? Какие? (Праздники. Радости. Скорби).

- С какой частью вы, ребята, знакомились? (Праздники).

Христианские праздники были постоянными спутниками русского народа. Они

помогали в труде, сближали людей, не давали прерваться традициям поколений.

- О каких праздниках вы, ребята сегодня расскажете? (Пасха, Рождество,

Крещение, Масленица).

- С чего начинается «Лето Господне»? (С Великого Поста)

- Пост начался в этом году 19 февраля. Сейчас идёт вторая неделя Поста. Какова

суть Великого Поста? (телесное и духовное очищение)

Затем приходит один из главных праздников в России, главный даже для тех, кто в

церкви бывает очень редко.

- Какой православный праздник приходит вслед за Великим Постом? (Пасха).

Этот праздник не закреплён за каким-то определённым днём в календаре.

Звучит Пасхальный колокольный звон.

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних

Из полуденных краёв.

2) ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ «ПАСХА»

А) Сообщение учащегося. Презентация.

У светлого праздника свои традиции и обычаи, символы.

Существовал интересный обычай. В день Пасхи каждый, кто хочет, но только

мальчики и мужчины могли подняться на колокольню и ударить в колокол. (Встаёт

мальчик и звонит в колокол).

Приветствовать человека в этот праздник следует словами: «Христос Воскресе!»

И отвечать так: «Воистину Воскресе!»

Пасхальный огонь, яйца, куличи- это всё символы Великого дня.

Огонь защищал наших предков от зверей и нечистой силы;

Яйцо символизировало маленькое чудо рождения.

С яйцом связано много обычаев. На них наши предки писали молитвы,

магические заклинания.

Круг символизирует яркое солнце, волнистые линии – моря и океаны.

В праздник популярны яичные бои или «чоканье» яйцами. Это простая и забавная

игра.

Б) Игры:

«Волчок». Дети одновременно раскручивают яйца. Чьё яйцо дольше всех

крутится тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

«Катание яиц»,

Всю светлую неделю длится праздник.

В) _А вот как об этом празднике рассказывает А.Шмелев в главе «Пасха».

ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ

1.Скоро Пасха! Принесли из амбара круглую щётку на

шестике, -

обметать потолки для Пасхи. В магазине сняли с окна коробки и поставили карусель с яичками. Я

подолгу любуюсь ими: кружатся тихо-тихо, одно за другим, как сон. На золотых колечках, на алых

ленточках. Сахарные, атласные…

В булочных – белые колпачки на окнах с буковками «Х.В.».

_______________________________________________________________________________________

-2. Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонёк: он святой. Тихая ночь, но я

очень боюсь: погаснет! Донесу- доживу до будущего года. Старая кухарка рада, что я донёс. Она

вымывает руки, берёт лампадку, и мы идём выжигать кресты. Выжигаем над дверью кухни, потом на

погребице, в коровнике…

3. Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице. И везде.

В чёрном крестике от моей свечки – пришёл Христос. И всё- для Него, что делаем. Двор чисто

выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни-

страстные, Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу тёмными сенями – и ничего,

потому что везде Христос.

4. На погребице мнут в широкой кадушке творог. Пекаря, засучив руки, тычут красными кулаками в

творог, сыплют в него изюму и сахарку и проворно вминают в песочницы. Дают попробовать мне на

пальце: ну, как? Кисло, но я из вежливости хвалю. У нас в столовой толкут миндаль, по всему дому

слышно. Я помогаю тереть творог на решете. Пахнет Пасхой. Для гостей – парадная. Потом две

людям, «маленькие», и ещё – бедным родственникам. Печёт Воронин и куличи народу.

5.Ночь. Смотрю на образ, и всё во мне связывается с Христом: иллюминация, свечки, вертящиеся

яички, молитвы. Великая суббота. В доме тихо. Народу на улице мало, несут пасхи и куличи в

картонках. Идём в церковь.

-Вали!- вскрикивает Горкин- и четыре ракеты враз рванулись в небо и рассыпались щёлканьем на

семицветные яблочки. Огненный змей взметнулся, разорвался на множество змей, взлетел по куполу

до креста… и там растаял.

6.–Христос воскресе из мёртвых… Отец, нарядный, посвистыает. Он стоит в передней, у корзин с

красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни, гусем. Встряхивают волосами, вытирают кулаком

усы и лобызаются по три раза. «Христос воскресе!»- «Воистину воскресе!» «Со светлым

праздничком»… Получают яйцо и отходят в сени.

7.Угощенье на дворе. Зудят гармоньи. Христосуются друг с дружкой, мотаются волосы там и там. У

меня заболели губы…Трезвоны, перезвоны, красный – согласный звон. Пасха красная. Красен и день,

и звон.

____________________________________________________________________________________

8. Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустальное-золотое, через него- всё волшебное.

Вот – с растягивающимся жирным червячком; у него чёрная головка, чёрные глазки-бусинки и

язычок из алого суконца. И вот фарфоровое- отца. Чудесная панорамка в нём… За розовыми и

голубыми цветочками бессмертника видится в глубине картинка: белоснежный Христос с

хоругвью воскрес из гроба.

__________________________________________________________________________----------

- Что писатель говорит о том, как готовились русские люди к Пасхе?(Мыли,

убирали).

- Как ещё дом освящали и очищали? (выжигали кресты, т.е. устанавливали защиту

от нечисти и зла).

- Как ещё готовились к Пасхе? (Готовили угощение, шли в церковь освящать,

участвовали в Крестном ходе, пускали ракеты, звонили в колокол, христосовались)

- Что чувствует Ваня перед праздником и во время его?

- Какие эпитеты использует Шмелёв, говоря о Пасхе, как он её называет?

(Спокойная Пасха, красная Пасха).

- Что значит красная?

- А какими эпитетами бы вы назвали этот праздник?

Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к

столу, угощали.

Недаром на Руси этот праздник называли «праздников праздник и торжество из

торжеств».

- Как вы думаете, для чего Иисус Христос воскрес? (Из-за любви к людям. Пасха

– главный православный праздник, несущий свет, радость и любовь целым народам,

в семьи и души каждого).

Искренние, доверительные отношения царят в доме Ванюши, а теплота и

душевность окружения как воздух необходимы ребёнку.

Г) Знакомство с новым термином (деминутивами).

-Какие слова часто употребляют, обращаясь к ребёнку, или слова, которые часто

использует сам ребёнок во всех главах? (Ласковые, нежные, добрые слова, слова с

уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Такие

слова

с

уменьшительно-ласкательными

суффиксами

называются

деминутивами. Давайте запишем значение нового термина в тетрадь.

Ребёнок в обращениях к себе, к окружающим чувствует доброту и любовь.

Слайд

- Как вы понимаете данный афоризм?

Умение любить- талант от Бога.

- Какой ещё православный праздник, описанный в романе «Лето Господне» тесно

связан с христианскими обычаями, с очищением и обновлением?

3). ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ «РОЖДЕСТВО

»

Звучит Рождественский колокольный звон.

А) Вступление.

Многие писатели, художники черпали вдохновение в этом святом празднике.

Послушаем стихотворение «РОЖДЕСТВО» поэтессы Людмилы Горской

Пусть станет чистым все и новым,

И будет на душе светло, недаром Рождество Христово

На землю грешную пришло.

И в этой жизни грустно-зыбкой

Хотим мы снова лучше стать:

Врагов одаривать улыбкой

И милость бедным подавать.

Смиренным быть и Бога славить

За неземную благодать

И слабому плечо подставить,

И хворому надежду дать.

Мы братья все, и мы похожи,

Как два развернутых крыла.

Храни нас от гордыни ,Боже,

От равнодушия и зла.

Б) Сообщение учащегося о традициях праздника «Рождество». Презентация.

Обратимся к самому произведению Шмелёва, насладимся прекрасным русским

языком и окунёмся в атмосферу праздника.

В) Чтение наизусть.

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество.

Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче.

Перед Рождеством, дня за три, на рынках , на площадях лес елок.

В Сочельник, под Рождество,-бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы с медом; взвар –

из чернослива, груша. Ставили под образа, на сено .Почему? А будто дар Христу. Ну…будто. Он на

сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла . Первая звезда, вон и другая .А звезд все

больше. И звон услышишь. И будто это звезды звон. В Кремле ударят-древний звон. Звездный звон,

певучий – плывет, не молкнет; сонный чудо-звон, звон –виденье, славит Бога- Рождество.

Снег- святой. И звезды- святые, новые, рождественские звезды. Рождество!

Посмотришь в небо. Где же она ? Над садом, двором. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам

явилась. Она голубоватая, Святая.Волхвы? Значит-мудрецы.

Волхвов приючайте,

Святое стречайте,

Пришло Рождество,

Начинаем торжество!

С нами Звезда идет,

Молитву поет…

Рождество. Чудится в этом слове крепкий , морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое

это слово видится мне голубоватым.Даже в церковной песне- Христос рождается- славите! –

слышится хруст морозный.

Рождество.. Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность .Самое

слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне-

Христос рождается-славите!

Христос в с небес –зрящите!-

Слышится морозный хруст.

Выходит отец, нарядный , совсем молодой и веселый, просит принять торжественный стих на

Рождество:

С Рождеством вас поздравляю

И счастливым быть желаю,

Не придумаю, не знаю,-

Чем вас подарить?

Нет подарка дорогого,

Подарю я вам два слова!

Ни-когда !

На-всегда!

- Тут шарада и каламбур!- восклицает он радостно:-печаль-НИ-Когда, а радость-НА-ВСЕГДА!

Милые Святки… Гадания, сумерки, ряженые. Уже поздно, я засыпаю в натопленной жарко

детской. Приходят сны, легкие, розовые сны. Обрывки их еще витают в моей душе. Легкие сны из

розового детства.

Г) Беседа по главе «Рождество»

- По каким приметам Ваня, совсем еще маленький мальчик, определяет, что пришло

Рождество? (елки, штабеля замороженных свиных туш, оживленные улицы

Москвы)

-Почему основным блюдом на столе в Рождество считалась свинина?

-Какой обычай существовал накануне Рождества?

-Что символизирует вифлемская звезда? Что говорит об этом писатель в своем

произведении?

-Зачем в рождество в церкви звонили, как об этом говорит Ваня? Какой звон был,

чем отличался от звона на Пасху?

-Кто такие Волхвы, как их называет Ваня? Что приносили волхвы?

-Как называли время между Рождеством и Крещением?

-Чем занимались в эти дни, как об этом говорит Ваня?

-Кого видит Ваня в лавке? Почему жаль ему Ангела?

-Ваня говорит, что на Рождество все другое? Какое все?(святое)

-Что это за гадание «Круг царя Соломона»?

( Ребята предлагают погадать гостям).

- Как называлось время между Рождеством и Крещением? (Святки)

- Как назывался вечер накануне Крещения?

- Почему накануне Крещения прекращались гуляния?

________________________________________________________________________

4.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ «КРЕЩЕНИЕ».

Звучит Крещенский колокольный звон.

А)

Сообщение учащегося о традициях праздника. Презентация.

О традициях праздника Крещение расскажут ребята.

Б)Чтение наизусть.

- А как Шмелёв рассказывает об этом празднике?

Ни свет, ни заря, еще со свечкой ходят, а уже топятся в доме печи, жарко трещат дрова,-

трескучий мороз , должно быть. Я сижу в кроватке и смотрю из-под одеяла, как весело полыхает

печка .Прошли Святки, и рядиться в маски теперь грешно. Теперь Крещенье-Богоявленье, а

завтра из Кремля крестный ход на реку пойдет, животворящий крест погружать в ердани, пушки

палить будут.

- Крещенской водицы возьмем в сосудики. Горкин, милый ..-говорю я ,- не окунайся завтра в

прорубь, мороз трескучий.

-Да я с того веселей стану. .душе укрепление, голубок! Он умывает меня святой водой, совсем

ледяной и шепчет: «крещенская-богоявленская, смой нечистоту. Душу освяти. Телеса очисти, во

имя Отца и Сына и Святаго Духа»

-Как снежок будь чистый, как ледок крепкий, темное совлекается, в светлое

облекается.

Купель.

Впервые везут меня на ердань смотреть. Отец спрашивает-хороша ердань наша? Очень хороша.

На расчищенном синеватом льду стоят на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка

под золотым крестом. Под ним -прорубленная во льду ердань. Из-под кремлевской стены,

розовато-седой от мороза, несут иконы, и золотые куличики архиреев- митры. Слышу

знакомое-«Во Иордане..крещающуся тебе, Господи.и..и»-и вдруг, грохает из пушки.

Крещенский вечер. Я читаю Горкину Евангелие, как крестился Господь во Иордане. Он и

говорит: «Хорошо мне, касатик…будто и я со Христом крестился, все жилки размываются,

вырастешь, тоже в ердани окунайся. Я обещаю окунаться. Горкин говорит: «Ах, хорошо-то как,

милые.. чистота-то, духовная высота какая!»

В) Беседа по главе «КРЕЩЕНИЕ»

-Перед каким праздником гадания, гуляния притихали, к чему готовились люди?

(Крещение)

-Как готовились к этому празднику? Что строили на реке?

-Как Ваня называет это место на реке? (Иордань, купель)

-Кто показывает ему купель? Почему именно отец?

-Какие состязания устраивали на реке? Почему победил Василий Васильевич?

-Что набирали на реке, зачем? Почему вода была святой?

Кто святил воду?

-В повести очень много эпитетов, а какой эпитет Шмелев использует чаще всего?

Почему? Как вы понимаете это слово, найдите в словарной статье то его значение, в

котором его употребляет И.С.Шмелев?

Г) Работа в группах. Слайд « Словарная статья»

СВЯТОЙ-

1.В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью.

(Святой старец, святой источник, святая вода (освященная).

2.Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный(Святая любовь к

Родине).

3.Истинный, величественный и исключительный по важности (Святое дело, Святая

обязанность).

4.В христианстве: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после

смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы (

причислить к лику святых).

Д) Беседа с учащимися.

- Добро исходит из мира маленького Вани. Он говорит: «Морозная Россия, а…

тепло».

- Кого жалеет Ваня? (бумажный ангел, пёс Бушуйка, волки, люди).

Слайд

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

5.

Выступление группы «Масленица».

Звучит Масленичный колокольный звон.

А) Слово учителя с элементами беседы.

- Каким праздником заканчивается годичный цикл и глава «Праздники» у Шмелёва?

(Масленицей).

Масленица- древний славянский праздник, отмечаемый в течение недели перед

Великим постом. На Руси это был самый весёлый праздник. Этот праздник не

закреплён за каким-то определённым днём в календаре. Тема Масленицы нашла

отражение как в народном творчестве в виде песен, пословиц, поговорок, в картинах

русских художников, так и в художественной литературе.

Вот как об этом рассказала писательница Тэффи:

Б) Инсценировка.

Ведущий

Компания была смешанная- русско-итальянская.

Итальянец

Vieni a trovarci (Приезжайте к нам). Пер фаворе (пожалуйста)

Итальянка

Синьорэ, синьра, даккрдо (пожалуйста).

Приезжайте к нам рано весной, когда всё цветёт.

Итальянец (на ломаном

языке)

У вас ещё снег лежит в конце февраля, а у нас красота!

Умение жалеть- от доброты.

Русская дама

Ну, в феврале у на тоже хорошо. У нас в феврале Масленица!

Масленица! Блины едим!

Итальянец

А что же это такое блины?

Итальянка

Блины… главное икра.

Итальянец (догадался)

Это рыба!

Русская дама

Блинов очень много едят. Съедят штук двадцать. Потом хворают.

Итальянец

(округлив глаза) Ядовитые? Из растительного царства?

Итальянка

Русская дама

Господин учитель, Сергей Александрович, объясните, пожалуйста, гостям,

что такое блины.

Учитель математики

(отчётливо и внятно) Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое

блин. Для получения этого последнего берётся окружность в три вершка в

диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами.

Затем всё это сооружение подвергается медленному действию огня,

отделённого от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр

квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и

стеариновыми кислотами, т.е. так называемым маслом. Полученная путём

нагревания компактная смесь вводится затем через пищевод в организм

человека, что в большом количестве вредно.

Италянец

Нон каписко (я не понимаю)

Итальянка

Ке ко за э? (Что это такое?) Зачем?

Учитель математики

(вскинув брови, удивлённо) Чтоб весело было!

В) Сообщение учащегося. Презентация.

Рассказ о празднике, о днях масленичной недели. Презентация. Угощение

блинами.

Самый яркий литературный образ Масленицы создал Иван Сергеевич Шмелёв. Как

писатель рассказывает об этом весёлом празднике?

Г) Чтение наизусть отрывков из главы «Масленица».

1.

-Масленица… Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие

пятна, звоны – вызывает оно ко мне; пылающие печи, синеватые волны чада, в довольном гуле

набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по

ней весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми

переборами гармоники.

2.

С детства осталось во мне чудесное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и

позолоте, что весело называлось – «масленица»? Она стояла на высоком прилавке в банях. На

большом круглом прянике – на блине? – от которого пахло мёдом – и клеем пахло!- с золочёными

горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи и зайчики, поднимались

чудесные пышные цветы, похожие на розы, и всё это блистало, обвитое золотою канителью…

3.

Оттепели всё чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянною бахромой

сосульки, плавятся-звякают о льдышки. Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет,

словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат «свадьбой», и

цокающий их гомон куда-то манит. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печёным хлебом, вкусным

дымком берёзовым, блинами. Капает в темноте,- масленица идёт.

4.

Давно на окне в столовой поставлен огромный ящик: посадили лучок, «к блинам»;

зелёные его пёрышки – большие, приятно гладить. Мальчишка от мучника кому-то привёз муку.

Нам уже привезли: мешок голубой крупчатки и четыре мешка «людской». Привезли и сухих дров и

берёзовых. «Еловые!»- сказал мне ездок Михайла.- Уж и поедим мы с тобою блинков!»

1.

Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут

парни с весёлыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные катаются на извозчиках с

гармоньей. Мальчишки «в блина играют» : руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами

вырвать- не выронить, весело бьются мордами.

2.

Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, «чёрные» блины пекутся и

гречневые, румяные, кладутся в стопки, а ловкий десятник Прошин, с серьгой в ухе, шлёпает их об

стол. Слышится сочно- ляппп! Всем по череду: ляп… ляп… ляпп!..Пар идёт от блинов винтами. Я

смотрю от двери, как складывают их в четвёрку, макают в горячее масло в мисках и чавкают. Стоит

благодатный гул: все довольны.

___________________________________________________________________----

3.

Масленица кончается: сегодня последний день. Прощёное воскресенье. Снег на дворе

размаслился. Блины сегодня называют – «убогие». Приходят нищие- старички. Старушки. Кто им

спечёт блинков! Им дают по большому масленому блину- «на помин души». Они прячут блины за

пазуху и идут по другим домам.

___________________________________________________________________________4. Сегодня

Прощёный день, и будем просить прощения: сперва у родных, потом у прислуг, у дворника, у всех.

Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи

очистили

- Что видит Ваня, рассказывая о Масленице? (людей, которые радуются

Масленице; обильную еду; народные гулянья, как люди отдыхают, просят друг у

друга прощение).

- Как Шмелёв использует цветопись при описании праздника?

- Как писатель использует звукопись при описании праздника?

- Какие запахи мы чувствуем, читая главу «Масленица»?

- Что Шмелёв рассказывает о том, какой вкус имеет Масленица?

- Зачем так подробно писатель рассказывает о вкусах, запахах, цвете, звуках?

(Чтобы читатель мог ощутить в полной мере через все органы чувств атмосферу

праздника).

- Какими эпитетами называет Шмелёв масленицу? (чудесная, живая) Почему?

- Какими эпитетами бы вы назвали Масленицу?

Вся масленичная неделя сопровождалась весёлыми играми, забавами,

конкурсами и развлечениями.

Катались с горок. Катались на санях, на деревянных чурбаках.(Показ)

Водили хороводы, пели обрядовые песни.

Д) Выступление Галины Георгиевны. Народные гуляния.

О масленичных гуляньях расскажет заведующая библиотекой поселка

Первостроителей Загородняя Галина Георгиевна. (Игра «Золотые ворота»)

Е) Чтение наизусть отрывков из главы «Масленица» о Прощёном

воскресенье.

- И вот пришёл последний день масленичной недели.

- Какое название носит воскресенье масленичной недели? (Прощёное

воскресение).

- Почему воскресенье носит такое название?

Вот как говорит об этом Шмелёв (чтение наизусть отрывков о Прощёном

воскресенье).

- Получить прощение было очень важно, т.к. любовь и дружба ценились выше

всего на свете.

- Прости меня, Людмила Алексеевна.

- Бог тебя простит.

- Великая мудрость гласит:

- Как вы понимаете данное высказывание?

6.

Итог урока.

А) Беседа с учащимися.

Вот и прожили мы с вами и с Ваней Шмелёвым несколько дней «Лета Господня». И

память об этом дне пусть останется навсегда в ваших сердцах.

Звучит колокольный звон.

- Колокольный звон ! Певучий звон! Плывёт! Не молкнет! Колокольный звон –

биение сердца России.

В православной Руси с особой любовью относились к колоколам и колокольному

звону.

--С какой целью звучит колокольный звон? (Созывает верующих к Богослужению,

возвещает о времени совершения особенно важных дел. В колокольном звоне

отражается русская душа, русская жизнь. Колокольный звон заставляет задуматься о

жизни, это напоминание о прошлом России. От того, как мы относимся к родной

старине, зависит, быть или не быть отечественной культуре, духовности и

нравственности).

Созвучно мыслям Шмелёва стихотворение А.С.Пушкина, отрывок из которого

писатель взял в качестве эпиграфа к роману:

Два чувства дивно близки нам-

В них обретает сердце пищу,

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

- С какой целью звучал колокольный звон на протяжении всего урока? (Сегодня на

уроке мы с вами совершали очень важное дело – учились).

- Чему мы с вами сегодня научились на уроке? (любить, прощать, делать добро).

Это те три кита, на которых должна быть устроена человеческая жизнь. Это то

вечное, бессмертное начало, которое придаёт бренной мирской жизни особый

смысл, делает человека Человеком.

Умение прощать, не зная срока-

От мудрости и нежности души!

Во всех культурах колокольчик – благоприятный талисман.

-Примите в дар эти колокольчики. Пусть этот талисман станет для вас символом

безграничной открытости, дающей место для мудрости.

-Помните:

Умение любить-талант от Бога,

Умение жалеть – от доброты.

Умение прощать, не зная срока-

От мудрости и нежности души!

Б) Домашнее задание. Сочинение «Православные культурные традиции моей

семьи».(не менее 100 слов)

В) Заполнение листа самооценки.



В раздел образования