Напоминание

"Ритмика"


Автор: Богатырева Елена Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №902 "Диалог"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Программа дополнительного образования с детьми дошкольного возраста
Тема: "Ритмика"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 902 «Диалог»»

(ГБОУ Школа № 902 «Диалог»)

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

« РИТМИКА »

УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ: обучающая

НАПРАВЛЕННОСТЬ: художественная

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 4-7 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 года

Составила программу:

Педагог дополнительного образования

Богатырева Е.В.

МОСКВА2017 г.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Ритмика» разработана на основе

Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и

предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях.

Данная программа носит художественную направленность .

С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и

почитались как занятия, приносящие здоровье физическое и духовное.

Возникновению системы ритмического воспитания мы обязаны швейцарскому

педагогу и композитору Э.Жаку-Далькрозу. Ритмика - исполнительный вид

музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы

передаются в движении. Основа ритмики - музыка, а движения используются, как

средство более глубокого ее восприятия и понимания. Программное содержание

ритмики подводит детей к ощущению гармонической слитности своих движений с

музыкой, что способствует развитию творческого воображения.

Восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение

ребенок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах

музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, метр, ритм, регистр, строение

музыкальной речи).

Актуальность программы обусловлена тем, что она поможет успешно

проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики

движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придадут движениям детей

эмоциональную окраску, влияя н а разнообразие и выразительность жестов.

Упражнения, вошедшие в данную программу из системы вокальной ритмики, помогут

детям услышать музыку в речевых интонациях, что придает речи благозвучность и

фонематическую чистоту.

Работая по программе, необходимо учитывать желание детей и их физические

возможности. Занятия должны приносить детям радость, побуждать к общению с

музыкой, развивать творческие способности.

На занятиях по ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и

расслабление. Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на занятиях

физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно занятия по ритмики

способствуют общему разностороннему развитию дошкольников, корректируют

эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный

слух и память.

На занятиях дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается

пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность

движений.

Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое

занятие нужно понять, осмыслить, вовремя включаться в деятельность. Эти занятия

создают благоприятные условия для развития творческого воображения дошкольников.

Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие

памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и

осмысленную деятельность. ритмики оказывают на детей организующее и

дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и

нервозность.

Необходимо тщательно отбирать репертуар по ритмике, способствующий

формированию музыкального вкуса, расширяющий кругозор, пополняющий

«музыкальный багаж» ребенка высокохудожественными произведениями,

обогащающими словарный запас, и предлагающий обширные знания о музыке.

Основное условие в планировании проведении дополнительных занятий по

ритмике - это учитывать содержание базисной программы воспитания детей в

дошкольных учреждениях.

Танцы, входящие в данную программу, доставляют детям радость и удовольствие.

Но они доступны как по содержанию, так и по характеру движений. В программу

кружка ритмики включены детские парные танцы, национальные танцы, танцы

– импровизации.

Детский танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он всегда

содержателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и

обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством

разнообразных пластических движений и пространственных рисунков - построений.

Особенно полезны народные пляски и танцы, т. к. приобщают детей к народной

культуре, заражают их оптимизмом, создают положительные эмоции. Все народные

танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения

детей между собой.

В работе используются хороводы, общие (массовые) пляски. В них дети учатся

внимательно относиться друг к другу, находить общий ритм движения с партнером,

терпеливо обращаться к тем детям, у которых имеются какие - либо индивидуальные

затруднения.

В обучении музыкально - ритмическим движениям ярко прослеживается

взаимосвязь всех педагогических методов обучения(наглядный, словесный,

практический), а игровая форма заданий, занимательность помогают без особых

затруднений усвоить многие достаточно сложные движения.

При разучивании новых движений не следует добиваться, чтобы дети овладели

ими на одной игре, пляске. Надо те же движения повторять в разных плясках,

соединять с разной музыкой, чтобы движение совершенствовалось постепенно и

чтобы дети учились относиться к нему, как к средству выражать различные образы,

чувства, действия.

В старшей группе дети уже понимают смысл разучивания и совершенствования

отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом возрасте

требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при помощи которых детям

постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для правильного

исполнения многих движений.

Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы, пляски и

игры способствуют гармоническому развитию личности. В изящных или задорных

движениях,

каждый

имеет

возможность

выразить

себя,

раскрыть свою

индивидуальность,

передать

чувства,

настроение,

мысли,

проявить

характер.

Соприкасаясь

с

танцевальным

искусством,

в

доступной

для

детей

форме,

они

постепенно приобщаются к миру прекрасного.

Систематические занятия детей дошкольного возраста в кружке ритмики очень

полезны для физического развития, улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки,

совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче и грациознее двигаться,

становятся

раскованными,

приобретают

свободу,

координацию,

выразительность

движений. Все это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовле-

творяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях.

Педагогическая целесообразность

.

Обучение детей дошкольного возраста танцу и

развитие у них на этой основе творческих способностей, является неотъемлемой

частью

образовательного процесса, в рамках основной образовательной программы

психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации

развития детей дошкольного возраста, а работа танцевального кружка строится на

единых

принципах

с

основной

образовательной

программой,

обеспечивает

целостность

педагогического

процесса

и

направлена

на

расширения

спектра

образовательных

услуг,

развития

творческих

способностей

детей,

всестороннего

удовлетворения образовательных потребностей, запросов родителей воспитанников.

Цель программы- сформировать активное восприятие музыкального искусства через

осознание драматургии музыкального произведения, воспитать интерес и желание к

передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.

Поставленная цель программы определяет следующие задачи по возрастным

группам:

4-5 лет (1 год обучения)

Обучающие:

-формирование двигательных умений и навыков;

- формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и жестов в

танцах, играх, хороводах, упражнениях;

- учить определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды ритмики (танец,

игра, упражнение), понимать простейшие музыкальные понятия.

-учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в

движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами

музыкальной выразительности.

Воспитательные:

- формировать самостоятельность;

- отношение к выполнению заданий;

-повысить уровень самооценки у детей.

Развивающие:

-развитие ритмической способности;

-развитие пространственных представлений и координации движений;

- развивать творческие способности, предлагая задания на импровизацию, этюды.

-развивать чувство взаимопомощи;

-развивать основы музыкальной культуры;

-развивать

музыкальность,

способствовать

становлению

музыкально-эстетического

сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку

в движениях.

-развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на

музыку, слуховые представления, музыкально-ритмические чувства).

5-7 лет (2 год обучения)

Обучающие:

-совершенствовать двигательные умения и навыки;

-закрепить в процессе деятельности детей ритмические способности;

-совершенствовать творческие способности, предлагая задания на импровизацию,

этюды.

-формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и жестов в

танцах, играх, хороводах, упражнениях;

-совершенствовать умения определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды

ритмики (танец, игра, упражнение), понимать простейшие музыкальные понятия.

- закрепить умения детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их

в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами

музыкальной выразительности.

Воспитательные:

-совершенствовать чувство взаимопомощи;

-закрепить умения у детей действовать самостоятельно;

-отношение к выполнению заданий;

-повысить уровень самостоятельно давать оценку проделанной работы самооценки у

детей.

Развивающие:

-совершенствовать развитие основы музыкальной культуры;

-закрепить у детей развитие музыкальности, способствовать становлению музыкально-

эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически

переживать музыку в движениях.

-развитие пространственных представлений и координации движений.

Отличительные особенности.

Своеобразие программы заключается в акцентирование внимания педагога-хореографа

не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям

(то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних

процессов,

которые

являются

регулирующей

основой

движения

под

музыку.

Это,

прежде

всего,

сенсорные,

мыслительные,

эмоциональные

процессы.

В

программе

«Ритмика» представлены различные разделы, но основными являются танцевально-

ритмическая

гимнастика.

Предполагается,

что

освоение

основных

разделов

программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и

функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по

программе

«Ритмика»

создает

необходимый

двигательный

режим,

положительный

психологический

настрой,

хороший

уровень

занятий.

Все

это

способствует

укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Обучение дошкольников ритмике имеет свои особенности, которые

основываются на возрастных особенностях развития детей данного возраста.

Возрастные особенности детей 4-5 лет:

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста связаны с

совершенствованием восприятия, развития образного мышления и воображения.

Поэтому в возрасте 4-5 лет у детей появляется возможность выполнять более

сложные по координации движения, возрастает способность к восприятию тонких

оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.

Дети способны активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы,

что позволяет расширять и обогащать репертуар уже освоенных движений более

сложными. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать и

двигаться в соответствии с настроением музыки, вызывать эмоциональную

отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются

музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ

музыкально-ритмической культуры.

Возрастные особенности детей 5 - 6 лет:

Возраст 5 - 6 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые

характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного

развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых,

этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно

формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь,

психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и

действовать по представлению. Наблюдаются отличия в движениях мальчиков и

девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные,

уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. Активно

формируется осанка детей, правильная манера держаться. Поэтому приоритетными

задачами становятся: развитие способности к выразительному, одухотворенному

исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку,

формирование адекватной оценки и самооценки. От ребенка можно требовать

выразительности, эмоциональности при исполнении танца.

Возрастные особенности детей 6-7 лет:

На 7-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы

возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком

правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила,

уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее

отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать

плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы,

формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных

процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. При подвижных движениях

необходимо ставить точные задачи, контролировать ход занятия.

К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие

мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои

мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с

различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более

быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но

известные трудности возникают при выполнении упражнений.

Срок реализации программы: – 2 года.

Форма и режим занятий: Ведущей формой организации является- групповая.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста 4-7 лет, сформированы

группы обучающихся одной возрастной категории. Наполняемость групп – 10-12

человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную

работу с детьми.

На протяжении всего срока освоения программы, форма обучения является -

очной. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 25 - 35 минут.

Занятия ведутся с октября по май месяц включительно.

Продолжительность занятия в младшей группе - 25 мин.

I часть (5мин).

1. Музыкальные игры (желательно, чтобы они были связаны сюжетом).

2. Упражнения для рук (образные, имитационные).

II часть (10мин).

1. Разучивание танцевальных элементов.

2. Комплексы ритмической гимнастики (со второго квартала).

III часть (10 мин).

Танцевальные композиции (по одному и в парах).

Продолжительность занятия в старшей группе - 35 мин.

I часть (5 мин).

Упражнения,

игры

на

совершенствование

навыков

основных

движений

(все

виды ходьбы, бега, подскоков), задания на пространственные ориентировки.

II часть (10 мин).

Комплекс ритмической гимнастики (с предметами и без предметов).

III часть (10 мин).

Танцевальные композиции (в парах, тройках, хороводах).

IV часть (10мин).

1. Упражнения для рук.

2. Музыкальные, музыкально-ритмические игры.

Ожидаемые результаты

Группа

Базовый компонент

Компонент ДОО

МЛАДШАЯ

(4-5лет)

Должен уметь:

- заинтересоваться занятиями по ритмике;

- начинать и заканчивать движения вместе с

музыкой;

- выразительно и эмоционально передавать

игровые и сказочные образы: идёт медведь,

крадётся кошка, скачет зайка, ходит петушок и

др.;

- ритмично двигаться соответственно с

характером музыки;

- самостоятельно менять движения в

соответствии с двух- и трёхчастной формой

музыки;

- ставить ногу на носок и на пятку;

-ритмично хлопать в ладоши;

-двигаться в парах по кругу в танцах и

хороводах;

-выполнять простейшие перестроения (из круга

в рассыпную и обратно);

-выполнять движения с предметами;

-инсценировать (совместно с воспитателем)

песни, хороводы.

Должен знать:

- основные движения (ходьба:

«торжественная», «спокойная»,

«таинственная»; бег: легкий и

стремительный);

- танцевальные движения:

кружиться в парах и по одному,

притопывание попеременно

ногами и одной ногой, прямой

галоп, движение под музыку с

предметами (флажки, листочки,

платочки).

-пружинку;

- поскоки.

СТАРШАЯ

(5-7 ЛЕТ)

Должен уметь:

-самостоятельно менять движения в

соответствии с трёхчастной формой

музыкального произведения и музыкальными

фразами;

-самостоятельно инсценировать содержание

песен, хороводов, действовать не подражая друг

другу;

-свободно ориентироваться в пространстве,

выполнять простейшие перестроения;

-самостоятельно переходить от умеренного к

быстрому или медленному темпу;

-придумывать движения к пляскам, танцам,

составлять композицию танца.

-выразительно и ритмично двигаться в

соответствии с разнообразным характером

музыки, музыкальными образами;

-передавать несложный музыкальный

ритмический рисунок; -самостоятельно

начинать движения после музыкального

вступления;

-активно участвовать в выполнении творческих

заданий;

- выразительно и ритмично исполнять танцы,

движения с предметами (шарами, обручами,

мячами, цветами);

-инсценировать игровые песни, придумывать

варианты образных движений в играх и

хороводах.

Должен знать:

-поочерёдное выбрасывание ног

вперёд в прыжке;

- полуприседания с выставлением

ноги на пятку;

- шаг на всей ступне на месте, с

продвижением вперёд и в

кружении;

- приставной шаг с приседанием, с

продвижением вперёд

-шаг с притопом;

-приставной шаг с приседанием;

-пружинящий шаг;

-боковой галоп;

-переменный шаг;

- особенности национальных

плясок и бальных танцев

Учебный тематический план

Количество учебных недель - 32, учебных дней - 64

Занятия ведутся с октября по май месяц (включительно) без перерывов на каникулы.

Возраст

детей,

участвующих

в

реализации

данной

образовательной

программы,

от 4 - 7 лет.

Учебный план содержит следующие разделы и темы программы:

Средняя возрастная группа (1-ый год обучения)

п/п

Название раздела.

Кол-во

часов

(

практика

)

Кол-во

часов

(

теория

)

Всего

часов

1

Ознакомление с курсом.

-

1

1

2

Характер музыки средствами музыкальной

выразительности

40 мин

3ч 40 мин

3

Музыкальная форма.

2

1

3

4

Танцевальные

композиции,

игры

и

упражнения с предметами.

6

2

8

5

Комплексы ритмической гимнастики.

4

1

5

6

Игровое танцевальное творчество.

Инсценирование песен.

3

1

4

7

Открытые занятия

2

-

2

ИТОГО ЧАСОВ

20ч

6ч 40 мин

26ч 40мин.

Старшая возрастная группа (второй год обучения)

п/п

Название раздела.

Кол-во

часов

(

практика

)

Кол-во

часов

(

теория

)

Всего часов

1

Ознакомление с курсом.

-

1

1

2

Характер музыки средствами музыкальной

выразительности

30 мин

3ч 30 мин

3

Музыкальная форма.

6

1

7

4

Комплексы ритмической гимнастики

4

1

5

5

Танцевальные

композиции,

игры

и

с

предметами. упражнения

7

1

8

6

Историко-б ытовой

т анец,

п а р н ы е

композиции,

7

1

8

7

Игровое танцевальное творчество.

3

1

4

8

Открытые занятия

2

-

2

ИТОГО ЧАСОВ

32часа

6ч 30 мин

38час 30 мин

Содержание программы

Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным группам

детей. Содержание программы учитывает особенности восприятия музыки детьми и

анатомо-физиологические данные возрастного периода.

I раздел

Основная задача в работе с детьми четвертого и пятого года жизни (младшая группа)

совершенствовать процесс восприятия музыки через обучение основным движениям и

танцевальным элементам. К концу учебного года дети должны двигаться в

соответствии с характером музыкального произведения, начинать и заканчивать

движение вместе с музыкой, ощущая радость от движения под музыку.

Направления в работе:

1.

Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, желания двигаться в

соответствии с ее характером.

2.

Формирование пространственных ориентировок, умения двигаться по одному,

парами, врассыпную, друг за другом.

3.

Исполнение основных движений под музыку, изменение их в зависимости от

смены музыкальных образов, темпа, регистровой окраски (ходьба, бег, прямой

галоп, топающий шаг).

4.

Освоение несложных танцевальных элементов по одному (по показу и

самостоятельно) и в парах («пружинки», «прыжки», «носочек», «пяточка»,

«притопы», «топотушки», движения руками).

5.

Совершенствование музыкального восприятия. Учить вслушиваться в мелодию,

запоминать ее, двигаться, напевая про себя, следовать за развертывающимся

содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли

(устремление к тонике).

6.

Совершенствование качества исполняемых основных движений: культура

движения, пластика, музыкальность (ходьба, бег, подскоки, высокий шаг,

топающий шаг, прямой галоп).

7.Обучение танцевальным движениям: простым, сложным (сложнопараллельным и

сложно последовательным).

8. Совершенствование пространственных ориентировок.

II раздел

Основная задача в работе с детьми шестого года жизни (старшая группа) подвести

детей к творчеству, умению выражать свои чувства, вызванные музыкой,

самостоятельными композиционными решениями в танцах и играх, включая и

основные, и образные, и имитационные движения.

Направления в работе:

1.

Формирование восприятия детьми музыкального искусства через осознание его

драматургии, подводить детей к тонкому чувствованию музыки, умению

передавать в жестах, движениях, манерах эпоху создания музыки, ее стиль.

2.

Выполнение детьми творческих заданий, использование знакомых

.-танцевальных элементов в различных сочетаниях, создание новых

танцевальных «па».

3.

Совершенствование навыков основных движений, выполняемых на музыку

различных музыкальных размеров: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8, 12/8 (разные виды

ходьбы, бега, подскоков, топающего шага, мягкой пружинной ходьбы).

4.Самостоятельное решение задач пространственного ориентирования

в танцах, играх, упражнениях (колонны, шеренги, диагональ, концентрические

круги, пары, тройки, цепочки, хороводы).

5. Формирование музыкальной культуры, развитие эмоциональной

заинтересованности в восприятии музыкальной культуры, музыкального

мышления, воображения, вкуса.

6.Исполнение детьми музыкальных композиций в различных стилях:

народно-характерный, классический, бальный, современный, стилизованно-

народный. Точно подбирать манеру, пластику, жесты, элементы этикета для

исполнения танцев в соответствии с эпохой создания музыкального произведения.

7. На основе сформированных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков, высокий

бег,

боковой

галоп)

выполнять

различные

творческие

задания

по

созданию

музыкальных этюдов (образных и имитационных).

8.Развитие

пространственного

мышления

и

пространственного

воображения

в

творческих

заданиях

по

созданию

музыкально-ритмических

игр,

этюдов,

танцевальных композиций.

Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности с

детьми дополнительного образования «Ритмика» (4 – 5 лет)

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Репертуар

Раздел 1.

Характер музыки, средствами музыкальной

выразительности

Совершенствовать процесс восприятия

музыки через обучение основным

движениям и танцевальным элементам.

Раздел 2.

Музыкальная форма

Совершенствование процесса восприятия

музыки через обучение основным

движениям и танцевальным элементам

Раздел 3.

Танцевальные композиции, игры,

упражнения с предметами.

Научить детей ощущать себя, свои движения

в слиянии с музыкой, «петь музыку телом».

Раздел 4.

Комплексы ритмической

гимнастики

Раздел 5.

Игровое -танцевальное творчество,

инсценирование песен.

Способствовать развитию эмоционально-

образного исполнения музыкально-игровых

упражнений

26час40м

ин

Тема 1.1

Формировать эмоциональную отзывчивость

на музыку.

1час40мин

октябрь

«Гладим кошку»

муз. Т. Вилькорейской,

«Стуколка» укр. нар. мел.,

Тема 2.1

На предложенных музыкальных примерах

раскрыть и проанализировать структуру

муз.произведений (предложение).

«Погуляем» муз. Т. Ломовой,

«Птички летают»

муз. Л. Банниковой

«Полька» муз.лит.нар.мел.

Тема 3.1

Учить детей ритмично двигаться в

соответствии с характером музыки с куклой.

«Прогулка» муз.Раухвергера

«Игра с куклой» муз. В. Карасёвой

«Игра с куклой» муз.Т.Ломовой

«Игра с погремушкой» муз.Ф.Флотова

Тема 4.

Комплекс ритмической гимнастики

Гимнастика на муз. Ф. Шуберта

«Экосез» (№1, №2), «Вальс»,

«Лёгкие и тяжёлые руки».

Тема 5.

Эмоционально-образное исполнение.

«Кружатся осенние листочки»

Тема 1.1

Формировать эмоциональную отзывчивость

на музыку.

2час 05мин

октябрь

«Солнышко и дождик» муз. Раухвергера.

«Весёлые лошадки» муз. Н.Соколовой

Тема 2.1

На

предложенных

музыкальных

примерах

раскрыть

и

проанализировать

структуру

муз. произведений(период).

«Птички летают» муз. Банниковой

Тема 3.1

Учить

детей

ритмично

двигаться

в

соответствии с характером музыки с куклой.

«Танец с погремушками» муз. Н. Сац.

Тема 4.

Комплекс ритмической гимнастики

Гимнастика на муз. Ф. Шуберта

Тема 5.

Эмоционально-образное исполнение.

«Ветерок»

Тема 1.1

Формировать эмоциональную отзывчивость

на музыку, желания двигаться в

соответствии с её характером.

1час40мин

ноябрь

«Шагаем, как физкультурники»

муз. Т.Ломовой,

«Мишка ходит в гости» муз. Раухвергера.

«Весёлые лошадки» муз. Н. Соколовой

Тема 2.1

На

предложенных

музыкальных

примерах

раскрыть и проанализировать структуру муз.

произведений (Фраза)

«Танец с игрушками»

муз. Р. Раввина,

«Старинный танец» (с ленточками)

муз. Д.Кабалевского

«Танец с погремушками» муз. Н. Сац.

«Полька с игрушками»

муз. Н. Кочурбиной.

Тема 3.1

Учить детей ритмично двигаться в

соответствии с характером музыки с

предметами.

Тема 4.

Комплекс ритмической гимнастики

Гимнастика на

муз. Ф. Шуберта «Лендлер»

Тема 5.

Эмоционально-образное исполнение.

«Кружатся осенние листочки»

Тема 1.2

Учить вслушиваться в мелодию, запоминать

её, двигаться, напевая про себя, чувствовать

логическое завершение музыкальной мысли.

2час05мин

ноябрь

«Бег врассыпную, ходьба по кругу»

муз. Т. Ломовой,

«Найди пару» муз. Т. Ломовой.

Тема 2.2

Раскрыть и проанализировать структуру

музыкальных произведений (фраза,

предложение, период, вступление,

заключение).

«Пружинка» муз. Т. Ломовой,

«Приглашение» муз. Г. Теплицкого

«Полька» муз. литов. нар. мел.,

«Прогулка» муз. М. Раухвергера.

Тема 3.2

Учить детей ритмично двигаться

под музыку .

Прятки с платочками»

муз. рус. нар. мел.

Тема 4.

Комплекс ритмической гимнастики

Гимнастика на муз. Ф. Шуберта

«Лендлер»,

«Экосез» (№1, №2),

«Вальс», «Лёгкие и тяжёлые руки».

Тема5.

Эмоционально-образное исполнение.

Тема1.3

Освоение несложных танцевальных

элементов по одному (по показу и

самостоятельно) и в парах.

1час40мин

декабрь

«Проходить в воротики»

муз. Н. Голубовской, «Маленький танец»

муз. Н. Александровой

Тема 2.3

Музыкальные формы:

одно-двух-трёхчастная вариационная форма,

канон.

«Самолёт» муз. Л. Банниковой,

«Полька у ёлки» муз. В. Сметаны

«Ловишка» муз.хорват, нар. мел.

«Игра с погремушками»

муз. Н. Римского-Корсакова

Тема 3.3

Учить детей ритмично двигаться в

соответствии с характером музыки с

погремушкой.

Тема 4.

Комплекс ритмической гимнастики

Гимнастика намуз. Ф. Шуберта

«Лендлер»,

«Экосез» (№1, №2), «Вальс»,

«Лёгкие и тяжёлые руки».

Тема 5.

Эмоционально-образное исполнение

«Лошадка» муз. Н. Потоловского

Тема 1.4

Совершенствование

качества

исполняемых

основных движений.

1час40мин

декабрь

«Мячики» муз. М. Сатулиной,

«Скачут по дорожке»

муз. А. Филиппенко.

«Чей кружок скорее соберётся»

муз. рус. нар. мел., «Отойди- подойди»

муз. чеш. нар. мел.«Пустячки» (с

лентами)

муз. В. Моцарта,

«Полоскать платочки» рус, нар, мел.

Тема 2.4

Научить в движении, изменять композицию

танцев и упражнений

Тема 3.4

Учить детей ритмично двигаться

под музыку с лентами.

Тема 4.

Комплекс ритмической гимнастики

Гимнастика на

муз. Ф. Шуберта «Лендлер»,

«Экосез» (№1, №2), «Вальс»,

«Лёгкие и тяжёлые руки».

Тема 1.5

Научить в движении изменять композицию

танцев и упражнений, направление и сами

движения в соответствии со сменой частей,

фразировок, вариаций в музыке.

«Сапожки» рус. нар. мел.

«Ладушки» муз. Н. Римского- Корсакова

1час15мин

январь

Тема 2.5

Научить в движении изменять композицию

танцев и упражнений, направление и сами

движения в соответствии со сменой частей,

фразировок, вариаций в музыке.

«Сапожки» рус. нар. мел.

«Ладушки» муз. Н. Римского- Корсакова

Тема 3.5

Учить детей ритмично двигаться

под музыку с колокольчиком.

«Танец с колокольчиками»

муз. Ю.Рожавской

Тема 4.

Комплекс ритмической гимнастики

Гимнастика на

муз. Ф. Шуберта «Лендлер»,

«Экосез» (№1, №2), «Вальс»,

«Лёгкие и тяжёлые руки».

Тема 5.

Эмоционально-образное исполнение

«Снежинки» муз. Т. Ломовой.

Тема 1.6

Обучение танцевальным движениям.

1час15мин

январь

«Танец вокруг ёлки»

муз. В. Курочкина.

Тема 2.6

Учить изменять направления и сами

движения в соответствии со сменой частей,

фразировок, вариаций в музыке

совершенствовать прямой галоп.

«Лошадки в конюшне»

муз. М. Раухвергера,

«Танец снежинок» муз. В. Моцарта.

Тема 3.6

Учить детей ритмично двигаться

под музыку с бубном.

«Качание рук с лентами»

муз. Л. Вишкарёва,

«Парный танец с бубнами» укр. нар. мел.

Тема 4.

Комплекс ритмической гимнастики

Гимнастика на

муз. Ф. Шуберта «Лендлер»,

«Экосез» (№1, №2), «Вальс»,

«Лёгкие и тяжёлые руки».

Тема 5.

Эмоционально-образное исполнение

Тема 1.7

Использование

основных

движений

под

музыку,

изменение

их

в

зависимости

от

смены

музыкальных

образов,

темпа,

регистровой окраски.

1час 40мин

февраль

«Ножками затопали муз. Раухвергера,

«Бегите ко мне» муз. Е. Тиличеевой,

«Кошка и котята» муз. Раухвергера

Тема 2.7

Научить в движении изменять композицию

танцев и упражнений, направление и сами

движения в соответствии со сменой частей,

фразировок, вариаций в музыке, лёгкий бег.

«Птички» муз. А. Серова

«Гулять- отдыхать» муз. М. Красева

Тема 3.7

Учить детей ритмично двигаться

под музыку с куклой, передавать весёлый

характер.

«Игра с куклой» муз. Е. Соковниной

Тема 4.

Комплекс ритмической гимнастики

«Этюд! муз. Л. Шитте, соч. 160, №22,

«В классическом роде» муз. В.

Васильева,

«Пассакалия» муз. Г. Генделя

Тема 5.

Эмоционально-образное исполнение

«Заинька, выходи» муз. Е. Тиличеевой

Тема 1.8

Совершенствование пространственных

ориентировок.

1час40мин

февраль

«Полька» муз. Н. Сац.

Тема 2.8

Учить

изменять

направления

и

сами

движения в соответствии со сменой частей,

фразировок, вариаций в музыке, передавать

хлопками ритмический рисунок.

«Играем руками» муз. А. Эшпая.

«Хлоп-хлоп» муз. А. Роомера

Тема 3.8

Учить детей ритмично двигаться

под музыку с лентами, передавать

изящность, грациозность.

«В мечтах» (с лентами)

муз. Г, Пахульского

«Прогулка с куклой» муз. Т. Ломовой.

Тема 4.

Комплекс ритмической гимнастики

«Этюд! муз. Л. Шитте, соч. 160, №22,

«В классическом роде» муз. В.

Васильева,

«Пассакалия» муз. Г. Генделя.

Тема 5.

Эмоционально-образное исполнение

Тема1.9

Учить слышать и реагировать на

основные элементы музыкальной речи.

1час40мин

март

«Птички и машины» муз. Т. Ломовой,

«Дождик» муз. Т. Ломовой,

«Берёзка» муз. Р. Рустамова

Тема 2.9

Учить слышать и реагировать на

основные элементы музыкальной речи.

«Пальчики- ручки» рус. нар. мел.,

«Устали ножки» муз. Т. Ломовой.

«Воздушные шарики»

муз. М. Раухвергера

Тема 3.9

Учить детей ритмично двигаться в

соответствии с характером музыки с

шарами.

Тема 4.

Комплекс ритмической гимнастики

«Этюд! муз. Л. Шитте, соч. 160, №22,

«В классическом роде»

муз. В. Васильева,

«Пассакалия» муз. Г. Генделя.

«Как у наших у ворот» рус. нар. песня.

Тема 5.

Эмоционально-образное исполнение

Тема1.10

Учить

детей

воспринимать

динамические

оттенки характера музыки

«Ходим плавно»

муз. Н. Сильванского,

«Шествие кузнечиков»

муз. С. Прокофьева

1час40мин

март

Тема 2.10

Продолжать учить в движении, изменять

композицию танцев и упражнений, лёгкий

бег, движение под музыку плясового

характера

«Полька» эстон. нар.мел.

«Самолёты» муз. М. Магиденко.

Тема 3.10

Учить детей ритмично двигаться под музыку

с дудочкой.

«Воздушные шарики»

муз. М. Раухвергера,

«Дудочка-дуда» муз. Ю. Слонова.

Тема 4.

Комплекс ритмической гимнастики

«Этюд! муз. Л. Шитте, соч. 160, №22,

«В классическом роде» муз. В.

Васильева,

«Пассакалия» муз. Г. Генделя.

Тема 5.

Эмоционально-образное исполнение

Тема1.11

Создать с помощью лёгкого бега образ

лошадки.

1час40мин

апрель

«Прыжки» муз. К. Черни,

«Лошадка» муз. Е. Тиличеевой

«Прыжки» муз. К. Черни,

«Лошадка» муз. Е. Тиличеевой

Тема 2.11

Продолжать учить в движении, изменять

композицию танцев и упражнений,

совершенствовать прыжки на двух ногах.

«Упражнение с шарами»

муз. С. Затеплинского,

«Парный танец с бубнами» укр. нар.мел.

Тема 3.11

Учить детей ритмично двигаться в

соответствии с характером музыки с

цветами.

Тема 4.

Комплекс ритмической гимнастики

«Этюд! муз. Л. Шитте, соч. 160, №22,

«В классическом роде» муз. В.

Васильева,

«Пассакалия» муз. Г. Генделя.

«Кот Васька» муз. Г. Лобачёва

Тема 5.

Эмоционально-образное исполнение

Тема1.12

Учить ощущать роль темпа и его изменений.

1час40мин

апрель

«Карусель» муз. Д. Кабалевского,

«Ловишки» муз. И. Гайдана.

Тема 2.12

Продолжать учить изменять направления и

сами

движения

в

соответствии

со

сменой

частей,

фразировок,

вариаций

в

музыке,

передавать

в

музыке

весёлый,

задорный

характер.

«Детский танец» муз. С. Майкопара.

«Вежливый танец с поклонами»

муз. А. Глазунова

Тема 3.12

Учить детей ритмично двигаться под музыку

с предметами, выполнять перестроения.

«Упражнение с шарами»

муз. С. Затеплинского,

«Парный танец с бубнами» укр. нар. мел.

Тема 4. Комплекс ритмической гимнастики

«Этюд! муз. Л. Шитте, соч. 160, №22,

«В классическом роде» муз. В.

Васильева,

«Пассакалия» муз. Г. Генделя.

Тема 5. Эмоционально-образное исполнение

Тема1.13

Ф о р м и р о в а н и е

п р о с т р а н с т в е н н ы х

ориентировок, умения двигаться по одному,

парами, врассыпную, друг за другом.

1час40мин

май

«Дождик» муз. Т. Ломовой,

«Цыплята» муз. А. Филиппенко

Тема 2.13

Учить слышать и реагировать на

основные элементы музыкальной речи,

топающий шаг.

«Птички и машины» муз. Т.Ломовой,

«Дождик» муз. Т. Ломовой,

«Берёзка» муз. Р. Рустамова

Тема 3.13

Учить детей ритмично двигаться в

соответствии с характером музыки с

игрушкой, движение в нужном темпе.

«Танец с игрушками» муз. Р. Раввина.

Тема 4.

Комплекс ритмической гимнастики

«Этюд! муз. Л. Шитте, соч. 160, №22,

«В классическом роде» муз. В.

Васильева,

«Пассакалия» муз. Г. Генделя.

«Девочки и зайчики» муз. А.Филиппенко.

Тема 5.

Эмоционально-образное исполнение

Тема1.14

У ч и т ь

в о с п р и н и м а т ь

р и т м

к а к

организующее начало в музыке, передавать в

хлопках и движении ритмический рисунок.

1час40мин

май

«Курочки и петушки» муз. Г. Фрида,

«Ходьба и хлопки» муз. Е. Гнесиной.

Тема 2.14

Продолжать учить в движении, изменять

композицию танцев и упражнений, лёгкий

бег парами

«Полька» муз. А, Жилинского.

«Гопак» укр. нар. мел.

«Упражнение с цветами»

муз. А. Жилина.

Тема 3.14

Учить детей ритмично двигаться под музыку

создавать музыкально-двигательный образ.

Тема 4.

Комплекс ритмической гимнастики

«Этюд! муз. Л. Шитте, соч. 160, №22,

«В классическом роде»

муз. В. Васильева,

«Пассакалия» муз. Г. Генделя.

Тема 5.

Эмоционально-образное исполнение

Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности с

детьми дополнительного образования «Ритмика» (5 – 7 лет)

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Репертуар

Раздел 1.

Характер музыки, средствами музыкальной

выразительности.

Раздел 2.

Музыкальная форма

Раздел 3.

Комплексы ритмической гимнастики

Раздел 4.

Танцевальные композиции, игры,

упражнения с предметами

Раздел 5.

Историко-бытовой

танец, парные композиции, элементы

парного, бального, народного и

современного танца

Раздел 6

Игровое танцевальное творчество

38час30мин

Тема 1.1

Подводить детей к тонкому

чувствованию музыки, умению передавать в

жестах, движениях, манерах,

размер ¾.

2час 20мин

октябрь

«Парная пляска» чеш. нар, мел.

«Росинки» муз. С. Майкапара

Тема 2.1

Совершенствовать музыкальные формы:

одно-двух-трёхчастную вариационную

форму, канон.

«Хоровод выйду ль я на реченьку» рус,

нар, мел.

2час55мин

октябрь

«Пошла млада за водой» рус. нар, мел.

«Игра с бубнами» пол. нар. мел.

Тема 2.2

Учить в движении изменять

композицию танцев и упражнений.

Тема 4.1

Учить детей полнее раскрывать характер

музыкального произведения, ритмично

двигаться с бубнами в соответствии с

характером музыки.

Тема 4.2

Выразительно и ритмично действовать с

зонтиком под музыку.

«Дождик» муз. В. Косенко

Тема 5.1

Знакомить детей с танцами других народов.

Французский танец 17в.

«Гавот» муз. Ф. Госсека

«Гавот» муз. Ж-Б. Люли.

Тема 5.2

Знакомить детей с танцами других народов.

Европейский танец.

«Тарантелла»

муз. Ф. Бюргмюллера.

Тема 6.1

Учить импровизировать движения разных

персонажей под музыку соответствующего

характера, самостоятельно придумывать

движения, отражающие содержание песни.

«Ворон» рус. нар. мел.

Тема 1.2

Самостоятельно менять движения в

соответствии со сменой частей, передать в

движении торжественный характер музыки

размер 4/4,отрабатывать поскоки.

2час20мин

Ноябрь

«Марш» муз. П. Чайковского из балета

«Лебединое озеро.

«Марш» муз. П. Чайковского из балета

«Щелкунчик».

Тема 2.3

Закрепить структуру

музыкальных произведений : фраза,

предложение,

период, вступление, заключение.

«Прелюдия» муз. Г. Бертини,

«Щебетала пташечка» муз. Н. Рудневой.

Тема 2.4

Совершенствование

музыкальной

формы-

канон. Совершенствовать лёгкий бег.

«Прелюдия» муз. Г. Бертини,

«Щебетала пташечка» муз. Н. Рудневой.

«Канон» муз. П. Чайковского из балета

«Лебединое озеро».

«Шутка» муз. И. Баха.

На музыку А. Гречанинова «Мазурка»,

«Скучный рассказ», «Вальс», «Этюд»,

Тема 3.1

«Мягкие руки».

«Крепкие руки»

«Плие»

Касание носком ноги пола поставить

«точку».

Плавные движения руками.

Прыжки, энергичный шаг.

Круговые движения руками.

Лёгкие руки.

2час55мин

ноябрь

«В разлуке», «Марш», «Мельница»,

«Большие крылья» муз. армян, нар. мел.,

«Ласточка»,

«Бабочки» муз. К, Черни.

Тема 4.3

Учить детей полнее раскрывать характер

музыкального произведения, ритмично

двигаться с мячом в соответствии с

характером музыки.

«Игра с мячом» муз. Ф. Шуберта

«Дождик» муз. В. Косенко

Тема 4.4

Выразительно

и

ритмично

действовать

с

зонтиком под музыку.

Тема 5.3

Знакомить детей с танцами других народов.

Русский танец с ложками.

«Сурская кадриль» муз. Л. Петрова.

Тема 6.2

Побуждать к инсценированию содержания

песен.

«Выйду ль я на реченьку» рус. нар. мел.

Тема 1.3

Совершенствовать навыков

основных движений, выполняемых на

музыку различных размеров:2/4,3/4, 4/4, 3/8,

6/8,12/8

2час20мин

декабрь

Нам весело» муз. М. Броннера.

Тема 2.5

Учить изменять направления и

сами движения в соответствии со сменой

частей.

«Дружные тройки» муз. И. Штрауса

Тема 4.5

Учить детей полнее раскрывать характер

музыкального произведения, ритмично

двигаться с кубком в соответствии с

характером музыки. Шаг полонеза.

«Танец с кубками» муз. П. Чайковского.

Тема 5.4

Знакомить детей с танцами других народов.

Польский танец .

«Мазурка» муз. М. Глинки

Тема 6.3

Хороводный шаг.

«Пошла млада за водой» рус.нар. мел.

Тема 1.4

Начинать и заканчивать движения с началом

«Сказочка» муз. С.Майкапара.

и окончанием частей

2час20мин

декабрь

Тема 2.6

Учить изменять в движении

композицию танцев и упражнений,

направление и сами движения в

соответствии со сменой частей,

фразировок, вариаций в музыке.

«Давайте танцевать» муз. В. Комарова

На музыку С. Майкапара альбом

«Бирюльки»:

«Менуэт»,

«Маленький командир»,

«Колыбельная», «Вальс», «Полька»,

«Музыкальная шкатулочка»,

«В садике», «Мотылёк».

Тема 3.2

«Пропеть» музыку руками с акцентом на

сильную долю.

Передать в движении бодрый, решительный

характер.

Передать в движении спокойный,

убаюкивающий характер.

Передать лёгкий ,игривый характер

в танцевальных движениях.

Передать характер лёгкого, стремительного

вальса. Отрабатывать «балансе».

Учить выполнять лёгкие прыжки.

«Лёгкие руки» –крылья мотылька

Тема 4.6

Выразительно и ритмично действовать с

шарфом под музыку.

«Вальс» муз. Г. Бахмана

Тема 5.5

Знакомить детей с танцами других народов.

Европейский танец 18-19 века.

«Менуэт» муз. И. Ханикайнена

Тема 6.4

Скользящие движения ногами.

«Конькобежец», «Лыжник».

Тема 1.5

Учить детей самостоятельно решать задачи

пространственного ориентирования

в танцах, играх, упражнениях

1час45мин

январь

«Шуточный танец гномов»

швец, нар, мел.

Тема 2.7

Учить детей, что реприза в музыке означает

и репризу в движении.

«Полька» муз. Ю. Слонова

Тема 4.7

Учить детей полнее раскрывать характер

музыкального произведения, ритмично

двигаться с игрушкой в соответствии с

характером музыки.

«Вальс» муз. С. Майкапара

Тема 5.6

Знакомить детей с танцами других народов.

Европейский танец

«Вальс» муз. А. Дворжака

Тема 6.5

Побуждать к инсценированию содержания

хороводов.

«Новогодняя хороводная» муз. С.

Шайдар

Тема 1.6

Развивать плавность движений, точно

передать шагами ритмический рисунок

размер 2/4.

Тема 2.8

Учить изменять в движении

композицию танцев и упражнений,

направление и

сами движения в соответствии со сменой

частей,

фразировок, вариаций в музыке

1час45мин

январь

«Раздумье»

муз. С. Майкапара.

«Вальс снежных хлопьев»

муз. П. Чайковского из

балета «Щелкунчик

Тема 4.8

Выразительно

и

ритмично

действовать

с

шарфом под музыку

«Вальс» муз. Г. Бахмана

Тема 5.7

Знакомить детей с танцами других народов.

Испанский танец.

«Андалузский танец» муз. М. Глинки.

Тема 6.6

Учить детей импровизировать под музыку

образы животных.

«Новогодняя хороводная»

муз. С. Шайдар.

Тема 1.7

Ф о р м и р о в а т ь

в о с п р и я т и я

д е т ь м и

музыкального искусства через осознание его

драматургии.

2час20мин

февраль

«Кружочки и цепочки»,

муз С, Затеплинского

Тема 2.9

Совершенствовать музыкальные формы:

одно-, двух-, трёхчастную вариационную

форму, канон. Передавать в движении

весёлый, беззаботный характер1части и

задорный во 2 части.

«Галопада» муз. М. Глинки

Тема 4.9

Учить детей полнее раскрывать характер

музыкального произведения, ритмично

двигаться с зонтиком в соответствии с

характером музыки.

«Танец на площади»

муз. Р. Глиэра.

Тема 5.8

Знакомить детей с танцами других народов.

Европейский танец 18-19 века.

«Менуэт» муз. В. Моцарта

Тема 6.7

Учить

импровизировать

движения

разных

персонажей под музыку соответствующего

характера,

самостоятельно

придумывать

движения

«Танец бусинок» муз. Т. Ломовой.

«Танец петрушек» хорват, нар.мел.

Тема 1.8

Научить детей воспринимать динамические

оттенки характера музыки, ощущать роль

темпа и его изменений, выражающих

различные оттенки настроения, размер 3/8.

Тема 2.10

Учить изменять в движении

композицию танцев и упражнений,

направление и сами движения в

соответствии со сменой частей,

фразировок, вариаций в музыке

2час20мин

февраль

«Гросфатор»

муз. П. Чайковского из балета

«Щелкунчик».

«Полька» муз. Т. Каргановой

Тема 3.3

«Пропеть» музыку руками.

Выполнять движения ритмично, прыжки со

сменой позиции ног.

«Деми-плие», «гранд-плие».

Передать в танцевальных движениях лёгкий

и энергичный характер.

«Батман-тондю».

Передать ногами ритмический рисунок.

Передать в движении характер «Лендлера».

Выполнять «балансе».

«Детский альбом» под музыку

П.Чайковского: «Старинная французская

песенка», «Камаринская»,

«Сладкая грёза», «Полька»,

«Новая кукла».

«Марш деревянных солдатиков»,

«Немецкая песенка», «Вальс»,

«Мазурка».

Тема 4.10

Выразительно

и

ритмично

действовать

с

лентой под музыку.

«Вальс с лентами» муз. И. Штрауса.

Тема 5.9

Знакомить детей с танцами других народов.

Польский танец

«Мазурка» муз. М. Глинки

Тема 6.8

Изображать лягушек и аистов.

«Лягушки и аисты» муз. В. Витлина

Тема 1.9

П о д в о д и т ь

д е т е й

к

т о н к о м у

чувствованию музыки, умению передавать в

жестах, движениях, манерах.

2час20мин

март

«Полька» муз. М. Красева

Тема 2.11

Учить

в

движении

изменять

композицию

танцев и упражнений.

Выстукивать ритм ногами.

«Пастушок» муз. Майкапара

Тема 4.11

Учить детей полнее раскрывать характер

музыкального произведения, ритмично

двигаться с платочком в соответствии с

«Вальс-шутка»

муз. Д.Шостаковича.

характером музыки.

Тема 5.10

Знакомить детей с танцами других народов.

Польский танец нач.19 века.

«Полонез»из

оперы

«Евгений

Онегин»

муз.П.Чайковского.

Тема 6.9

Учить импровизировать движения

персонажа под музыку.

«Танец гномов» муз. Ф. Черчеля.

Тема 1.10

Развивать ощущение фразы.

2час20мин

март

«Качели» муз. Ф. Шуберта

Тема 2.12

Учить слышать и реагировать на

основные элементы музыкальной речи.

Отмечать окончание фразы чёткой

остановкой.

«Русский танец»

муз. П. Чайковского из балета

«Лебединое озеро».

Тема 4.12

Выразительно

и

ритмично

действовать

с

лентой под музыку.

«Вальс с лентами»

муз. И. Штрауса.

Тема 5.11

Знакомить детей с танцами других народов.

Европейский танец 18-19 века.

«Менуэт» муз. Л. Боккерини

Тема 6.10

Придумывать вариации элементов плясовых

движений.

«Попляшем» рус.нар. мел.

«Барашеньки».

Тема 1.11

Совершенствовать навыков основных

движений, выполняемых на музыку

различных размеров:2/4,3/4,4/4,3/8, 6/8,12/8.

2час20мин

апрель

«Весёлый слонёнок» муз. В. Комарова

Тема 2.13

Учить

изменять

направления

и

сами

движения в соответствии со сменой частей.

Развивать ритмичность движений.

«Полька».муз. М. Глинки.

Тема 4.13

Учить

детей

полнее

раскрывать

характер

музыкального

произведения,

ритмично

двигаться

с цветами в

соответствии

с

характером музыки.

«Табакерочный вальс»

муз. А. Даргомыжского.

Тема 5.12

Знакомство детей с танцами других народов.

Русский танец.

«Русский шуточный» муз. К. Листова.

Тема 6.11

Учить самостоятельно придумывать

движения, отражающие содержание музыки

«Хоровод цветов» муз. Ю. Слонова

Тема 1.12

Развивать чёткость движений

голеностопного сустава, передавать

шутливый, озорной характер музыки.

Тема 2.14

У ч и т ь

с л ы ш ат ь

и

р е а г и р о в ат ь

н а

основные

элементы

музыкальной

речи.

Учить передавать акценты в музыке.

2час20мин

апрель

«Детская полька» муз. М. Глинки.

«Казачок» муз. А. Даргомыжского

Тема 3.4

Д в и ж е н и я

р у к

л ё г к и е

в

1 и 3 ч .

,

торжественные во 2ч.

Изящные

движения

с

р а б от а ю щ и м

оттянутым носком.

Выполнять движения польки.

При прямой горделивой осанке, следить за

лёгким движением кистей рук.

Движения русской пляски .

«Па-де-баск» и «голубцы» в польском танце.

Воздушные движения рук, скользящие шаги

вперёд и в сторону.

Выполнять «балансе».

Освоить обращение с кастаньетами.

На

музыку

М.

Глинки:

«Мелодический

вальс»,

«Танец Людмилы»,

«Полька», «Рондо Фарлафа»,

«Ходит ветер у ворот», «Краковяк»,

«Хор волшебных дев», «Мазурка»,

«Прощальный вальс»,

«Арагонская хота».

Тема 4.14

Выразительно и ритмично действовать с

мячом под музыку

«Полька с мячами», муз. Ф. Шуберта.

Тема 5.13

Знакомить детей с танцами других народов.

Французский танец 17в.

«Гавот» муз. Л. Венцеля

Тема 6.12

Учить придумывать самостоятельно

танцевальные движения в паре.

«Каждая пара пляшет по-своему»

рус.нар. мел. «Ах ты, берёза».

Тема 1.13

Учить детей самостоятельно решать задачи

пространственного ориентирования в

танцах, играх, упражнениях.

2час20м

ин

май

«Полька» муз. М. Глинки.

Тема 2.15

Учить детей, что реприза в музыке означает

и репризу в движении.

«Ну и до свидания»

муз. И. Штрауса.

Тема 4.15

Учить детей полнее раскрывать характер

музыкального произведения, ритмично

двигаться с кубком в соответствии с

характером музыки.

«Танец с кубками»

муз. П. Чайковского.

Тема 5.14

Знакомить детей с танцами других народов.

Русский танец.

«Русский шуточный» муз. К. Листова

Тема 6.13

Придумывать движения с цветами.

«Хоровод цветов» муз. Ю. Слонова.

Тема 1.14

Реагировать на динамические оттенки,

выполнять перестроения.

2час20мин

май

«Проказница» муз.М.Парцхаладзе

Тема 2.16

Развивать плавность движений. Закрепить,

что реприза в музыке означает и репризу в

движении.

«Сударушка» рус. нар. мел., обр.

Ю. Слонова.

Тема 4.16

Выразительно и ритмично действовать с

мячом под музыку.

«Полька с мячами», муз. Ф. Шуберта.

Тема 5.15

Знакомить детей с танцами других народов.

Греческий танец.

«Сиртаки» муз. М. Теодоракиса

Тема 6.14

Учить придумывать самостоятельно

направление в марше.

«Показывай направления»

муз. Д. Кабалевского «Марш».

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам.

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное

эмоциональное состояние и передавать его движениями.

«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с

литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки

ритмопластического спектакля.

«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной

жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит

материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.

Весь репертуар представлен в следующих темах:

1.

Характер музыки, средства музыкальной выразительности.

2.

Музыкальная форма.

3.

Комплексы ритмической гимнастики.

4.

Танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами.

5.

Историко-бытовой танец, парные композиции, элементы бального, народного и

современного танца.

6.

Игровое танцевальное творчество. Инсценирование песен. Постановка

ритмопластических спектаклей.

1.Вводная часть.

Ознакомление с курсом:

Теория - знакомство с коллективом, ознакомление с предметом, инструктаж по

технике безопасности.

2.Основная часть.

Тема 1.

Характер музыки, средства музыкальной выразительности.

Репертуар,

предложенный

для

этой

темы,

решает

задачу

целостного

восприятия

музыки в тесной взаимосвязи ее характера с жанровой принадлежностью.

Необходимо научить детей воспринимать динамические оттенки характера музыки;

ощущать роль темпа и его изменений, выражающих различные оттенки настроения,

характера музыкального произведения; воспринимать ритм как организующее начало

в музыке, передавать в хлопках и движении ритмический рисунок; дирижировать на

2/4, 3/4, 4/4, передавая в жестах выразительное значение музыкальных размеров.

Исполнять

задания,

учитывая

зависимость

манеры

исполнения

движений

от

принадлежности музыки к определенной эпохе.

Работая с репертуаром этой темы, можно использовать музыкальную терминологию.

Тема 2.

Музыкальная форма.

На предложенных музыкальных примерах раскрыть и проанализировать структуру

музыкальных произведений (фраза, предложение, период, вступление, заключение).

Предложить следующие музыкальные формы: одно-, двух-, трехчастную

вариационную форму, в движении изменять композицию танцев и упражнений,

направление и сами движения в соответствии со сменой частей, фразировок, вариаций

в музыке; слышать и реагировать на основные элементы музыкальной речи. Помнить,

что реприза в музыке означает и репризу в движении.

Тема 3.

Комплексы ритмической гимнастики.

В

основу

предложенных

комплексов

легла

музыка

Ф.Шуберта

и

музыка

русских

композиторов: М.Глинки, П.Чайковского, С.Майкапара, А.Гречанинова.

Упражнения, движения позволяют передать не только характер произведения со всеми

средствами музыкальной выразительности, но и форму, а самое главное, музыкальный

образ.

Тема 4.

Танцевальные композиции, игры, упражнения с предметами.

Предметы,

с

которыми

предлагается

двигаться

под

то

или

иное

музыкальное

произведение, позволяют подчеркнуть характер, настроение музыки.

Перед

разучиванием

композиции

с

предметами

необходимо

предварительное

неоднократное

прослушивание

музыки,

чтобы

полнее

раскрыть

характер

музыкального произведения.

Тема 5.

Историко-бытовой

танец,

парные

композиции,

элементы

парного,

бального,

народного и современного танца

Тема 6.

Игровое

танцевальное

творчество.

Инсценирование

песен.

Постановка

ритмопластических спектаклей.

3. Заключительная часть.

Открытые занятия для родителей.

Проводятся 2 раза в год в декабре и мае месяце.

Методическое обеспечение программы.

В работе с детьми используются следующие методы обучения:

показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;

выразительное исполнение движения под музыку;

словесное пояснение выполнения движения;

внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;

творческие задания.

По уровню деятельности детей используются методы объяснительно-иллюстративные,

репродуктивные, частично-поисковые и исследовательские.

Методы и приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического

материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания, объема

программных умений, этапа разучивания материала, индивидуальных особенностей

каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы танцевальная

деятельность детей была исполнительской и творческой.

Учебный

материал

на

занятиях

по

ритмике

распределяется

согласно

принципу

возрастания и чередования нагрузки.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успеха,

радости

от

преодоления

трудностей

в

освоении

изучаемого

материала

или

при

выполнении

творческих

заданий.

Этому

способствуют

совместное

обсуждение

проблем, возникающих в творческом процессе, поощрение творческих проявлений,

создание положительной мотивации, актуализации интереса, проведение конкурсов,

соревнований.

Важным условием творческого самовыражения воспитанников является реализация

идеи свободного выбора: детям предоставляется право выбора танцевальных средств

для выражения музыкального образа, творческой комбинации знакомых танцевальных

движений.

При

организации

и

проведении

занятий

по

предмету

«Ритмика»

необходимо

придерживаться следующих принципов:

принципа

сознательности

и

активности,

который

предусматривает,

прежде

всего,

воспитание

осмысленного

овладения

техникой

танца;

заинтересованности

и

творческого отношения к решению поставленных задач;

принципа

наглядности,

который

предусматривает

использование

при

обучении

комплекса средств и приемов: личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы,

словесное описание нового приема и т.д.;

принципа доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились посильные

задачи.

В

противном

случае

у

обучающихся

снижается

интерес

к

занятиям.

От

преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей детей, их

возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в преодолении

трудностей;

принцип

систематичности,

который

предусматривает

разучивание

элементов,

регулярное совершенствование техники элементов и освоение новых элементов для

расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе

обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.

Материально – техническое обеспечение.

Для проведения занятий необходим актовый зал, который должен иметь:

-место площадью 12 квадратных метров обозначенное ковровым покрытием по

периметру, чтобы учащиеся могли видеть границы танцевального и игрового

пространства;

-места для родителей, желающих посетить открытые занятия;

-магнитная доска;

-стулья детские;

-зеркала;

-шкафы для хранения атрибутов;

-гимнастический станок.

Перечень оборудования

Используемый в танцевально-ритмической гимнастике инвентарь должен быть не

только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их

эстетическому воспитанию.

-Флажки по 2 на двух детей.

-Ленты разных цветов по 2 на ребенка.

-Ленты гимнастические разной длины для ст. и мл. возраста.

-Платочки разных цветов (размер 20-25 см).

-Цветы на руки.

-Бабочки на руки.

-Обручи легкие пластмассовые.

-Мячи гимнастические 4 цветов, среднего размера, по числу детей в группе.

-Музыкальные инструменты (бубны, погремушки, музыкальные треугольники,

кастаньеты).

-Мягкие игрушки.

Предлагаемый

материал

дает

возможность

проводить

занятия

в

интересной,

увлекательной форме. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности

детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования,

поэтому занятия по ритмике рекомендуется начинать со слов: «Мы сейчас будем

играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и

т.п.

Условия реализации программы

- Музыкальный центр

CD-диски для данных занятий(Т.Ф.Коренева«Музыкально-ритмические движения» I и

IIч.; «Классическая музыка детям»- «Музыка о природе»; «Ритмическая мозаика»)

- DYD-для знакомства детей с танцами ( Фрагменты из балетов)

- Пианино

- Проектор

- Экран

Обязательная одежда и обувь для занятия:

Для девочек:

-Гимнастический купальник (белый);

-Юбочка шифоновая (в тон цвету купальника);

-Балетки белого цвета, носки или лосины;

Волосы должны быть собраны в пучок.

Для мальчиков:

-Футболка белого цвета;

-Шорты темного цвета;

-Балетки белого или черного цвета.

Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы:

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

по «Ритмике» - это организованное проведение открытых занятий для родителей

учащихся и отзывы родителей о данных мероприятиях.

- Участие в мероприятиях комплекса, конкурсах.

- Фото и видео материалы.

- Годовой отчёт.

- Мониторинг.

-

Презентация

проекта

по

реализации

календарно-тематического

планирования

за

учебный год.

Приложение №1

Структура занятия

1.Вводная

часть.

Организационный

момент.

Поклон.

Марш

с

определённым

музыкально-ритмическим заданием.

2.Упражнения на выработку и совершенствование двигательных навыков на основе

восприятия музыки. Гимнастический комплекс.

3. Ритмические задания и упражнения, направленные на развитие чувства ритма и

совершенствование

ритмических

навыков:

определение

размера

произведений

и

дирижирование

,

передача

ритмических

рисунков

через

движение,

анализ

формы

музыкального произведения.

4.Музыкально-ритмические игры, инсценировки, упражнения с предметами,

разучивание танца.

5.Заключительная часть. Краткий анализ занятия.

Формы организации деятельности: занятия по ритмике проводятся в группе, т.е.

программа реализуется в групповой форме работы.

Формы занятий: традиционные занятия, занятия – игры, открытые занятия, концерт

Методы обучения:

Словесный метод – беседа, рассказ, инструкция.

Практический метод – упражнения, комплексы упражнений, игры, танцы.

Наглядный метод – демонстрация правильного исполнения заданий учащимся, показ

упражнений.

Приложение №2

Этапы работы над новым упражнением.

Целостный процесс обучения упражнениям можно условно разделить на три этапа:

- начальный этап-обучение отдельному движению;

- этап углубленного разучивания;

- этап закрепления и совершенствования упражнения (введение упражнения в танец).

Начальный этап – характеризуется созданием предварительного представления об

упражнении (название упражнения, показ, объяснение Опробование).

Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием

деталей

техники

его

выполнения.

Основная

задача

этапа

сводится

к

пониманию

движения,

уточнению

закономерностей

движения,

усовершенствованию

ритма,

свободного и слитного выполнения упражнения.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного

навыка, переходом его в умение высшего порядка.

Одновременно педагог на каждом занятии обращает внимание детей на музыку,

которая сопровождает движения, при этом развивается чувство ритма, умение слышать

паузы, вступления и конец мелодии.

Приложение №3

Музыкальный материал

А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»

А.Луговская «Ритмические упражнения и, игры и пляски»

Н Щербакова «Музыеальный сундучок»

С.Руднева«Музыкальные игры, пляски и упражнения в детском саду»

Е.Раевская «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»

Г.П.Фёдорова «Поиграем ,потанцуем»

Г.П.Фёдорова «Танцы для мальчиков»

«Камертон» Часть II Музыка и движения.

Т.Бырченко «С песенкой по лесенке»

И.В.Лифиц «Ритмика»

С.И.Бекина «Играем и танцуем»

Т.Ф.Коренева«Музыкально-ритмические движения» I и IIч.

Приложение №4

Мониторинг уровня музыкально-двигательного развития ребенка.

Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног

при выполнении упражнений для проверки уровня развития координации рук и ног

применяются следующие задания:

Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую

ногу и наоборот.

Упражнение2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в

колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.

3 балла - правильное одновременное выполнение движений;

2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного

показа;

1 балл - неверное выполнение движений.

Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую

музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать

собственные, оригинальные «па».Тест на определение склонности детей к

танцевальному творчеству детям предлагается под музыку (после предварительного

прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный

зайчик и т.п.

3 балла - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать

слова, характеризующие музыку и пластический образ;

2 балла - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения;

1 балла - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой

импровизации.

Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус

свободно наклоняется. Упражнение «отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела

вперед).Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра,

ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями

ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше.

колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. оценивается расстояние в

сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами:

3см и меньше – низкий уровень (1 балл);

4-7см – средний уровень (2 балла);

8-11см – высокий уровень(3 балла).

Упражнение «кольцо» (проверка гибкости тела назад). исходное положение, лёжа на

животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно

сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки:

3 балла – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад;

2 балла – средняя подвижность позвоночника;

1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.

Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и

основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами,

темпом и ритмом оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе

самостоятельного исполнения - без показа педагога).

Упражнение «кто из лесу вышел?» после прослушивания музыки ребенок должен не

только угадать, кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с

остановкой музыки (отражение в движении характера музыки).

Упражнение «заведи мотор». Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные

движения руками (под медленную музыку - медленно, под быструю – быстрое

переключение с одного темпа на другой).

Упражнение «страусы» под тихую музыку дети двигаются, как «страусы».под

громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических

оттенков).

3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и

заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной

выразительности (темп, динамику);

2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец

музыкального произведения совпадают не всегда;

1 балла – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а

также с началом и концом произведения.

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики. Умение передавать в

мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания

композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.),

выразить свои чувства не только в движении. В слове эмоциональные дети часто

подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения

ждут от педагога оценки.

У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные оценивается

этот показатель по внешним проявлениям (э-1, э-3). Детям предлагается изобразить

«усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого

волка».

Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения – передача в движении ритма

прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей

постоянного сосредоточения внимания. если чувство ритма несовершенно, то

замедляется становление развернутой (слитной)речи, она невыразительна и слабо

интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные

высказывания.

1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками

ритмический рисунок;

2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим

рисунком;

3 балла – точно передает ритмический рисунок.

Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.

Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную

активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной

импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать

и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки.

имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под

музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.

Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая

творческая

активность

детей,

движения

его

довольно

простые,

исполняет

лишь

однотипные

движения.

воспроизводит

несложный

ритм.

Передаёт

только

общий

характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых

движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на

координацию после повторного показа движений.

Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие

характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при

этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность,

заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не

отражают характер музыки и не совпадают 10 с темпом, ритмом, а также с началом и

концом произведения. мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не

способен перевоплощаться в творческой музыкально- игровой импровизации. С

ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический

рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения. Диагностика основана на

современных диагностиках («Диагностика уровня музыкального и психомоторного

развития ребенка» А.И. Буренина, «Тесты для определения специальных

хореографических данных» С.Л. Слуцкая, «Обследование уровня развития физических

качеств» Н.В. Полтавцева)

Эмоциональная сфера. Занятие ритмикой - занятие радости, хорошего настроения;

занятие психологического раскрепощения и эстетического, художественного

творческого самовыражения; развития музыкальности ребенка, в основе которого

лежит «движение под музыку», как естественная двигательная реакция на музыку,

свойственная любому ребенку.

Внимание. Для того, чтобы ребёнок мог овладеть искусством танца , у него должна

развиваться способность к запоминанию. Дети пользуются двигательной памятью у

ребёнка должен образоваться навык ходьбы, бега и других движений. Большую роль

играет словесная память. Интерес к занятию повышает память.

Карта мониторинга уровня музыкального и психомоторного

развития детей по программе «Ритмика»

Ф. И. ребенка

Музыкальность

Эмоциональная сфера

Проявление характерологических

особенностей ребенка

Творческие проявления

Внимание

Память

Подвижность нервных процессов

Пластичность гибкость

Координация движений

Начало года

Конец года

НГ

КГ

НГ КГ

НГ КГ НГ КГ

НГ

КГ НГ КГ НГ КГ

НГ КГ НГ

КГ

Используемая литература:

Андреева М. Дождик песенку поёт. - М., 1981.

Андреева М, Шукшина 3. Первые шаги в музыке. - М., 1991.

Волкова Л. Играйте вместе с нами. - М, 1982.

Лубянская Е. Нашим детям. - М., 1975.

Лубянская Е. Подарок нашим малышам. - М., 1975.

Гонорова Е. Методическое пособие по ритмике. - М., 1976. - Ч. I-II.

Коренева Т. В мире музыкальной драматургии: Методическое пособие по

ритмике. -М., 1996. - Ч. I-II.

Кукловская Н. Музыкально-ритмические движения в детском саду. - Киев, 1968.

Лифиц И. Ритмика . - М., 1992. - Ч. I-II.

Музыка и движение / Сост. С.Бекина, Т.Ломова, Е.Соковкина, - М., 1981,1984.-Вып. 1-

3.

Музыкально-двигательные упражнения / Сост. Е.Раевска, С.Руднева. - М., 1991. Мы

танцуем и играем / Сост. С.Бекина, Ю.Комальков, Э.Соболева, - М., 1994. -Вып. 1-6.

Нам весело: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. - М., 1973.

Праздники и развлечения в детском саду / Сост. С.Бекина. - М., 1986.

Руднева С, Фиш Э. Ритмика. - М., 1972.

Франио Г. Поурочный план по ритмике. - М., 1993.

Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. - М., 1987.



В раздел образования