Автор: Баишева Вера Николаевна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РС(Я) "Транспортный техникум"
Населённый пункт: п. Нижний Бестях
Наименование материала: статья
Тема: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Раздел: среднее профессиональное
Баишева Вера Николаевна
преподаватель общепрофессиональных дисциплин
ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум»
п. Нижний Бестях, Республика Саха (Якутия)
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: Данная статья посвящена необходимости использования
компетентностного
подхода
в
системе
среднего
профессионального
образования.
Ключевые
слова: Компететностный
подход,
мотивация,
качество,
обучение, оценка знаний, образование, компетенция.
Современная
образовательная
система
России
актуализирует
сегодня
задачу
подготовки
активной
целеустремленной
личности,
которая
должна
проявлять
высокий
уровень
профессиональной
культуры
и
активно
преодолевать стрессовые ситуации жизнедеятельности.
Подготовка
качественного
нового
специалиста,
отвечающего
запросам
современного общества, невозможны без формирования профессиональных
качеств и особенностей личности будущего специалиста.
На рынке труда востребованы не сами знания, а именно способность
действовать,
применяя
знания
и
умения.
Важную
роль
приобретает
способность
выпускника
квалифицированно
осуществлять
определенную
профессиональную деятельность, которая и становится основным объектом
оценивания
и
свойством
качества
обучения.
Поэтому
необходимым
стало
смещение конечной цели образования со знаний на компетентности. Задачей
компетентностного
подхода
является
усиление
практической
ориентации
образования.
С
разработкой
и
внедрением
новых
образовательных
стандартов
в
системе СПО возникла необходимость пересмотра: содержания дисциплин и
рабочих программ, методов и технологий, применяемых для формирования
различных профессиональных компетенций.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-
ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
отмечает:
«Среднее
профе ссиональное
образование
направлено
на
решение
з а д ач
интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и
имеет
целью
подготовку
квалифицированных
рабочих
или
служащих
и
специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно
полезной
деятельности
в
соответствии
с
потребностями
общества
и
государства».
Ключевым понятием ФГОС СПО является компетенция, а основным
принципом
построения
программ
–
модульно-компетентностный
подход.
Компетенция в контексте ФГОС СПО – это способность применять знания,
умения и практический опыт в трудовой деятельности.
Компетенции, относящиеся к профессиональной деятельности человека:
—
познавательной
деятельности:
постановка
и
решение
познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их
создание
и
разрешение;
продуктивное
и
репродуктивное
познание,
исследование, интеллектуальная деятельность;
—
деятельности:
игра,
учение,
труд;
средства
и
способы
деятельно сти:
планирование,
проектирование,
м од е л и р о ва н и е ,
прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах
деятельности;
—
информационно-коммуникационным
технологиям:
прием,
хранение,
переработка,
выдача
информации;
преобразование
информации
(чтение,
конспектирование),
массмедийные,
мультимедийные
технологии,
компьютерная грамотность; владение интернет-технологиями. [5]
Компетентностный
подход
предполагает
существенные
изменения
в
организации и содержании образовательного процесса, начиная от мотивации
обучения и до его оценивания.
Компетентностный подход к системе СПО предполагает совокупность
общих
принципов
определения
целей
образования,
отбора
содержания
образования,
организации
образовательного
процесса
и
оценки
об-
разовательных результатов. Среди них можно выделить некоторые ключевые
принципы, наиболее актуальные на современном этапе, например, такие как:
—
современное
СПО
направлено
на
развитие
у
обучаемых
способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах
деятельности
на
основе
использования
социального
опыта,
элементом
которого является и собственный опыт обучающихся;
—
эффективность
образовательного
процесса
в
системе
СПО
достигается путем создания условий формирования у обучающихся опыта
самостоятельного решения организационных, познавательных, нравственных,
коммуникативных
и
иных
задач,
составляющих
содержание
профес -
сионального образования в конкретной сфере (направлении).[6]
Компетентностный
подход
акцентирует
внимание
на
результате
образования,
в
качестве
которого
рассматривается
не
сумма
усвоенной
информации, а способность человека действовать в различных проблемных
ситуациях, его компетентность.
Актуальность обращения к компетентностному подходу, охватывающему
наряду
с
конкретными
знаниями
и
навыками
такие
категории,
как
способности,
готовность
к
решению
профессиональных
задач,
качества
личности и др., сегодня не вызывает сомнения, поскольку указанный подход
позволяет оперативно формировать не только содержание образования, но и
систему диагностики, отвечающую запросам рынка труда.[4]
Таким образом, именно компетентностный подход к отбору содержания и
оценке
качества
образования
нацелен
на
решение
проблем
современного
образования,
приведения
его
в
соответствие
с
требованиями
общества.
Реализация
компетентностного
подхода
определяет
переход
на
новую
педагогическую парадигму и новые ценностные педагогические ориентиры.
Список литературы.
1.
Голяева Н. В. Компетентностный подход в реализации оценки качества
подготовки
выпускников
учреждений
среднего
профессионального
образования. // Интеграция образования. – 2011. – №4. С. 20-24
2.
Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация – основные
направления
современных
исследований
//
Научные
исследования
в
образовании, 2008, № 1.
3.
Шуберт Н.П., Замарова Е.В. Реализация компетентностного подхода в
системе
среднего
профессионального
образования
//
Среднее
профессиональное образование, 2013, №3.