Напоминание

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ


Автор: Баишева Вера Николаевна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РС(Я) "Транспортный техникум"
Населённый пункт: п. Нижний Бестях
Наименование материала: статья
Тема: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Баишева Вера Николаевна

преподаватель общепрофессиональных дисциплин

ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум»

п. Нижний Бестях, Республика Саха (Якутия)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: Данная статья посвящена необходимости использования

компетентностного

подхода

в

системе

среднего

профессионального

образования.

Ключевые

слова: Компететностный

подход,

мотивация,

качество,

обучение, оценка знаний, образование, компетенция.

Современная

образовательная

система

России

актуализирует

сегодня

задачу

подготовки

активной

целеустремленной

личности,

которая

должна

проявлять

высокий

уровень

профессиональной

культуры

и

активно

преодолевать стрессовые ситуации жизнедеятельности.

Подготовка

качественного

нового

специалиста,

отвечающего

запросам

современного общества, невозможны без формирования профессиональных

качеств и особенностей личности будущего специалиста.

На рынке труда востребованы не сами знания, а именно способность

действовать,

применяя

знания

и

умения.

Важную

роль

приобретает

способность

выпускника

квалифицированно

осуществлять

определенную

профессиональную деятельность, которая и становится основным объектом

оценивания

и

свойством

качества

обучения.

Поэтому

необходимым

стало

смещение конечной цели образования со знаний на компетентности. Задачей

компетентностного

подхода

является

усиление

практической

ориентации

образования.

С

разработкой

и

внедрением

новых

образовательных

стандартов

в

системе СПО возникла необходимость пересмотра: содержания дисциплин и

рабочих программ, методов и технологий, применяемых для формирования

различных профессиональных компетенций.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-

ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

отмечает:

«Среднее

профе ссиональное

образование

направлено

на

решение

з а д ач

интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и

имеет

целью

подготовку

квалифицированных

рабочих

или

служащих

и

специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно

полезной

деятельности

в

соответствии

с

потребностями

общества

и

государства».

Ключевым понятием ФГОС СПО является компетенция, а основным

принципом

построения

программ

модульно-компетентностный

подход.

Компетенция в контексте ФГОС СПО – это способность применять знания,

умения и практический опыт в трудовой деятельности.

Компетенции, относящиеся к профессиональной деятельности человека:

познавательной

деятельности:

постановка

и

решение

познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их

создание

и

разрешение;

продуктивное

и

репродуктивное

познание,

исследование, интеллектуальная деятельность;

деятельности:

игра,

учение,

труд;

средства

и

способы

деятельно сти:

планирование,

проектирование,

м од е л и р о ва н и е ,

прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах

деятельности;

информационно-коммуникационным

технологиям:

прием,

хранение,

переработка,

выдача

информации;

преобразование

информации

(чтение,

конспектирование),

массмедийные,

мультимедийные

технологии,

компьютерная грамотность; владение интернет-технологиями. [5]

Компетентностный

подход

предполагает

существенные

изменения

в

организации и содержании образовательного процесса, начиная от мотивации

обучения и до его оценивания.

Компетентностный подход к системе СПО предполагает совокупность

общих

принципов

определения

целей

образования,

отбора

содержания

образования,

организации

образовательного

процесса

и

оценки

об-

разовательных результатов. Среди них можно выделить некоторые ключевые

принципы, наиболее актуальные на современном этапе, например, такие как:

современное

СПО

направлено

на

развитие

у

обучаемых

способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах

деятельности

на

основе

использования

социального

опыта,

элементом

которого является и собственный опыт обучающихся;

эффективность

образовательного

процесса

в

системе

СПО

достигается путем создания условий формирования у обучающихся опыта

самостоятельного решения организационных, познавательных, нравственных,

коммуникативных

и

иных

задач,

составляющих

содержание

профес -

сионального образования в конкретной сфере (направлении).[6]

Компетентностный

подход

акцентирует

внимание

на

результате

образования,

в

качестве

которого

рассматривается

не

сумма

усвоенной

информации, а способность человека действовать в различных проблемных

ситуациях, его компетентность.

Актуальность обращения к компетентностному подходу, охватывающему

наряду

с

конкретными

знаниями

и

навыками

такие

категории,

как

способности,

готовность

к

решению

профессиональных

задач,

качества

личности и др., сегодня не вызывает сомнения, поскольку указанный подход

позволяет оперативно формировать не только содержание образования, но и

систему диагностики, отвечающую запросам рынка труда.[4]

Таким образом, именно компетентностный подход к отбору содержания и

оценке

качества

образования

нацелен

на

решение

проблем

современного

образования,

приведения

его

в

соответствие

с

требованиями

общества.

Реализация

компетентностного

подхода

определяет

переход

на

новую

педагогическую парадигму и новые ценностные педагогические ориентиры.

Список литературы.

1.

Голяева Н. В. Компетентностный подход в реализации оценки качества

подготовки

выпускников

учреждений

среднего

профессионального

образования. // Интеграция образования. – 2011. – №4. С. 20-24

2.

Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация – основные

направления

современных

исследований

//

Научные

исследования

в

образовании, 2008, № 1.

3.

Шуберт Н.П., Замарова Е.В. Реализация компетентностного подхода в

системе

среднего

профессионального

образования

//

Среднее

профессиональное образование, 2013, №3.



В раздел образования