Автор: Рогачева Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО ДДТ города Буденновска Буденновского района
Населённый пункт: Ставропольский край, город Буденновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Брелок из фетра Совенок"
Раздел: дополнительное образование
Тема занятия: брелок из фетра «Совенок»
Цель: формировать у обучающихся умение работать с фетром, вовлечение их
в активную творческую деятельность.
Задачи:
1.
Образовательные:
- научить изготавливать плоские изделия из фетра;
- формирование знаний о технологии выполнения изделий из фетра;
- формирование знаний и умений по способам соединения деталей;
- формирование знаний и умений по технологии выполнения изделий из
фетра.
2. Развивающие:
- развитие у обучающихся мелкой моторики рук;
-
развитие
творческих
способностей
и
познавательных
интересов
к
декоративно-прикладному творчеству;
- развитие умений выполнять определенные технологические операции;
-
развитие
внимательности
и
аккуратности,
наблюдательности
в
самостоятельной работе.
3. Воспитательные:
- формирование добросовестного отношения к труду, дисциплинированности
в работе;
- воспитание культуры труда и чувства ответственности.
Тип занятия: комбинированный
Методы и методические приёмы:
- метод словесного общения (проблемная беседа),
- репродуктивный метод (обращение к прошлому опыту учащихся),
- метод проблемного обучения (эвристическая беседа, решение проблемных
задач и ситуаций),
- наглядный метод обучения (наглядные и демонстрационные материалы),
- метод практической работы (инструктаж, упражнение, практическая работа)
-личностно-ориентированный подход.
Оборудование для педагога:
- компьютер с видеопроектором
- мультимедийная презентация к уроку
для учащихся:
-–
фетр
разного
цвета,
шаблоны,
ножницы,
клей,
пайетки,
бусы,
ленты,
пуговицы,
изделия
выполненные
из
фетра
(заколки,
броши,
сумочки,
кошельки, игрушки и т. д.).
План занятия:
1. Организационный момент (5 мин).
2. Изучение нового материала. Беседа (10 мин).
3.
Наглядная
демонстрация
последовательного
процесса
изготовления
брелока из фетра (20 мин).
4. Подведение итогов. Выставка работ (5 мин).
Ход занятия
I.
Организационный момент.
1.Вступление.
Приветствие, установление дисциплины, проверка готовности к занятию,
психологический настрой детей. Сообщение темы. Постановка цели.
На экране демонстрируется презентация.
2.Объявление темы и цели занятия.
II. Изучение нового материала. Беседа.
Сегодня я познакомлю вас с новым материалом – фетром.
Фетр – не ткань, а особенный нетканый материал, изготовленный способом
валяния пуха, шерсти и меха. Именно поэтому он не осыпается и очень
удобен для рукоделия, особенно – для начинающих мастериц. Конечно,
современный фетр бывает не только натуральным, но и синтетическим,
особой роли для рукоделия это не играет. Он бывает разной толщины и самых
невероятных цветов. Не мнется, не имеет лицевой и изнаночной стороны, у
него высокая технологичность – фетр приклеивается, пришивается, легко
режется. Изделия из фетра выглядят очень аккуратно. Поэтому фетр
используется так широко.
В русском языке есть два названия двух разных материалов: фетр и войлок, в
отличие от английского, где одним словом felt, обозначают и то и другое.
Поэтому надо уточнять, что имеется в виду.
Фетр (от фр. feutre)- это сорт войлока, изготовленный из тонкого пуха
кроликов или коз. Фетр тонок и эластичен. Из фетра делают шляпы и береты.
Декоративный фетр используют для аппликаций, украшений и пошива
игрушек.
Войлок - плотный нетканый текстильный материал, из животных волос и
шерсти или синтетических волокон, спутанных путем сжимания,
скручивания, сбивания (валяния). Войлок может быть разной толщины, в
зависимости от назначения войлока. Единственный природный материал, из
которого может быть изготовлен войлок— это шерсть, причём лучше всего
овечья шерсть.
Технология производства войлока сложная, многоступенчатая, требующая
значительных мощностей, оборудования, огромных площадей, чтобы его
разместить.
Производство войлока проходит 6 ступеней:
- подготовка сырья,
- смешивание и чесание,
- первичное уплотнение,
- окончательное уплотнение (валка),
- крашение,
- сушка и отделка.
Производство войлока начинается с того, что шерсть обрабатывают:
разрыхляют, чистят от мусора, моют, сушат. Затем шерстяное полотно,
поступает на фильцевание, где под сильным воздействием горячего пара и
механического давления происходит скрепление волокон шерсти. Далее
полотно поступает в красильный и сушильно-ширильный цеха, где полотно
войлока приобретает нужную геометрическую форму и соответствующие
параметры толщины, длины, ширины и плотности полотна.
Заключительный этап - это выборка продукта на испытания в лабораторию
отдела технического контроля, маркировка, упаковка и складирование
готовой продукции.
Как вы считаете это производство дорогостоящее или нет? Конечно
производство и новейшее оборудование очень дорогостоящее. Поэтому
промышленность стала выпускать синтетический войлок и фетр. Для его
изготовления требуется меньше финансовых затрат и следовательно его
производить выгоднее. Такой фетр называется полиэстр. С ним мы и будем
работать.
Фетр снова в моде: бусы, брелоки, броши, браслеты и заколки для волос,
декор для мебели, коврики, игрушки, чехлы для телефонов, кашпо для
цветов, подставки под горячее, рамки для фотографий, модные сумки. В
некоторых древних культурах фетр был главным строительным материалом.
Сегодня уже невозможно ограничить использование фетра только для
построения монгольских юрт. Фетр прекрасно сочетается с современными
жилыми пространствами и является очень модным и стильным материалом,
из которого мы с вами можем сшить множество разнообразных полезных и
красивых вещей.
Для работы с фетром понадобятся: цветной фетр, красивые бусины, бисер и
пайетки, ножницы, клеевой термопистолет, различная фурнитура для
украшения
Отгадайте загадку:
«Ух, ух, ух, какая ночь!
Разбегайтесь мыши прочь!
Вижу, слышу в темноте –
Пища бегает везде!»
Крутит птица головой,
Видит даже за спиной,
Словно блюдца, глаза два…
Эта хищница - … (сова)
III. Наглядная демонстрация последовательного процесса изготовления
брелока из фетра «Совенок».
Вводный инструктаж.
-Сегодня
мы
будем
изготавливать
брелок
из
фетра
«Совенок»,
нам
понадобятся: шаблоны, фетр разных цветов, ножницы, глазки или бусинки,
бусины, пайетки, клей.
Прежде, чем приступить к практической работе, давайте вспомним правила
безопасности при работе с ножницами и термопистолетом (приложение 1).
Начинаем работу с вырезания деталей совенка по шаблонам (приложение 2).
Следим за соблюдением симметричности и пропорций деталей.
Большой плюс фетра в том, что он не имеет лицевой и изнаночной стороны,
как другие ткани. Поэтому ошибиться тут невозможно.
Физминутка.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем.
Выполнение упражнений для снятия напряжения с глаз (приложение 3).
Продолжение выполнения практической работы.
Этапы выполнения работы:
1.
Вырезание шаблонов.
2.
Приклеивание петельки из ленты к нижней стороне изделия.
3.
Склеивание частей туловища совенка.
4.
Приклеивание крыльев, глаз.
5.
Украшение изделия декоративными элементами.
Посмотрите, какие замечательные разные совята получились у вас!
IV. Итог занятия (приложение 4)
-Сегодня мы познакомились с интересной техникой изготовления совенка из
фетра. Где его можно применить? (брелок для ключей, подвеска на сумку,
телефон, подарок)
Оценивание работы с комментарием. Показ лучших работ.
Качество выполненной работы определяется по следующим показателям:
соблюдение правил вязания и техники безопасности;
соблюдение симметричности и пропорций деталей;
аккуратность.
Теперь зная последовательность выполнения изделия из фетра, вы сможете
изготовить эффектный аксессуар к платью, сумочке или сшить игрушку.
Наше
занятие
подошло
к
концу.
Как
говорил
Сухомлинский
В.А.:
«Мы
приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее».
И вы творите, комбинируйте и создавайте. Удачи вам в ваших творческих
успехах.
Список использованной литературы.
1.
Зайцева А. Войлок и фетр. Эксмо, 2011.
2.
Ивановская Т. Игрушки и аксессуары из фетра. Рипол классик, 2012.
3.
Кнаке Ж. Картины из фетра своими руками. Ниола-Пресс, 2012.
4.
Мичеева Н. Игрушки из войлока. Робинс, 2011.
5.
Соколова О. Этот удивительный фетр. Феникс, 2012.
6.
Хошабова Е. Зверюшки из войлока. Питер, 2013.
Приложение 1
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3.
Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным
креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы
были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с термопистолетом
Дети могут работать с термопистолетом только под присмотром взрослых,
потому что он представляет повышенную опасность для ребенка: он работает
от электрической сети и сильно нагревается. К сожалению, в неумелых руках,
при небрежном обращении, работа с клеевым пистолетом может привести к
порче вещей, ожогам и даже пожару.
1.
Не оставлять без присмотра.
2.
При работе термопистолет ставить на подставку, а не класть на бок.
3.
Работать только исправным инструментом.
4.
Не прикасаться к кончику пистолета и трогать горячий клей.
5.
По окончанию работы выключить.
Приложение 2
Приложение 3
Разминка.
Закройте глаза ладонями.
Всматривайтесь в эту темноту в течение тридцати секунд, затем закройте
глаза, перед тем как убрать руки, и медленно откройте их.
Настройка, упражнения для глаз.
Зажмурьте глаза на ~ 10 секунд;
Быстро моргайте в течение ~5-10 сек.
Сделайте несколько круговых движений глазами.
Несколько раз поменяйте фокус, для этого смотрите сначала на какую
либо точку в окне
(если оно очень чистое, можно приклеить маленькую бумажку),
а потом вдаль (на облака, далёкий дом).
Погружение, комплекс упражнений для глаз.
Примите удобное положение, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен
прямо.
Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока:
взгляд влево — прямо,
вправо — прямо,
вверх — прямо,
вниз — прямо,
Изменение фокусного расстояния:
Посмотрите на кончик носа, затем вдаль.
Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на
расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз.