Напоминание

"Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики на занятиях физической культурой."


Автор: Вагина Наталья Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 141 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики на занятиях физической культурой."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема

моей

работы:

Формирование

двигательного

воображения

и

осмысленной моторики на занятиях физической культурой.

Полноценное физическое

развитие дошкольника-это

не

тол ь ко

формирование двигательных умений и навыков, но и развитие интереса к

различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных

нравственно-волевых

качеств

личности,

осознание

собственных

телесно-

психических возможностей.

Чтобы

развивалась

двигательная

культура

ребенка,

он

должен

экспериментировать с движениями, решать двигательные «задачи». Для этого

развитие двигательной активности должно протекать в форме приобщения

детей к физической культуре. Главным содержанием занятий физической

культурой должна быть не только и не столько тренировка движений, а

развитие

двигательного

воображения.

Большое

внимание

развитию

двигательного воображения уделено в технологии

В. Т. Кудрявцева, Б. Б.

Егорова «Развивающая педагогика оздоровления».

Эта

технология

включает

в

себя

два

направления оздоровительно

развивающей работы:

1. Приобщение детей к физической культуре.

2. Развивающие формы оздоровительной работы.

Диагностика

физического

подготовленности

по

программе

«Детство»,

показала,

что

50%

детей

подг.

гр.А

находятся

на

стадии

формирования

(высокий уровень) и 50% на стадии становления (средний уровень)

Наблюдение за развитием двигательного воображения показало, что из 26

человек, 2 детей требуется дополнительный показ, 10 чел. действуют по

образцу, 10 чел.

создают

замысел движения самостоятельно, 4 человека

легко принимают участие в планировании и организации своей физической

деятельности

Цель

работы:

формирование

двигательной

сферы

на

основе

творческой

активности.

Задачи:

•Обогащение двигательного опыта детей;

• Использование разных методы и приёмы работы с детьми: игровой метод,

проблемный метод, метод творческих заданий.

•Формирование навыков совместной деятельности;

•Создание благоприятных условий для развития двигательного воображения.

Всю мою работу можно разделить на 3 этапа: подготовительный, основной и

заключительный.

Предметно-развивающая среда спортивного и тренажёрного залов оснащены

всем необходимым оборудованием.

Физкультурные центры в группах оснащены необходимыми материалами и

оборудованием, дополнены карточками-образами для развития творческого

воображения у детей.

Приобщение детей к физической культуре это творческий процесс.

Например разучивание основных движений я провожу в игровой форме

под чтение стихов, например:

Словно Маугли из книжки,

Вам, девчонки и мальчишки,

Покажу я свой прыжок.

Раз-два-три-четыре…

Скок!

Для выполнения ОРУ разработанны карточки-схемы, дети придумывают

упражнения на различные группы мышц, например, для рук или ног.

В

работе

со

спортивными

тренажёрами

играем

в

игру

«Придумай

упражнение»,

используя

карточки-схемы.

Данное

упражнение

развивает

воображения детей, они придумывают новые упражнения на тренажерах.

Содержание развивающей и оздоровительной работы включает: введение

эталонов

основных

движений (ходьба,

бег,

прыжки,

метание,

бросание,

лазание и др.)

Например упражнения и задания в ходьбе:

*ходьба с принятием игровой роли (например солдаты);

*ходьба,

выражающая

внутреннее

состояние

и

настроение (усталая

походка, бодрая походка)

Упражнения и задания в беге:

*бег в разных направлениях со сменой темпа;

*выразительный

бег (легкий

бег,

бег

от

опасности)

Групповой

бег

с

вхождением

в

образ

(бег

с

захлёстом

голени

-

бежим

по

раскалённой

поверхности, бег с подскоками - преодолеваем земное притяжение).

Упражнения и задания в прыжках:

*прыжки

с

принятием

игровой

роли (лягушки,

кошки,

воробушка);

Имитирующие движения рук и ног в прыжке (крылья птицы, движения рук

пловца в воде)

Упражнения и задания в ползании (лазании):

*имитация движений ползающих животных (змеи, жука); Изображение реки,

текущей под мостом (проползание или ходьба по скамейке), огибание деревья

(проползание между предметами). Лазание по гимнастической стенке с

вхождением

в

образ

обезьянки

и

т.д.,

или

концентрация

внимания

на

ощущении земного притяжения.

Упражнения и задания в бросании (метании):

*игровое

упражнение «Что

можно

делать

с

мячом?» (с

обручем) –

демонстрация различных способов использования.

Упражнения и задания в равновесии:

*вхождение в образ канатоходца (ходьба по веревке);

Эффективным

средством развития

двигательного

воображения

являются

специальные

игровые

задания, при выполнении которых преодолевается

стереотип действия с данным предметом.

Дети придумывали новые способы применения предметов физкультурного

инвентаря.

Если

это

мяч,

то

дети

рисовали

им

невидимые

контуры

различных предметов (цветка, звезды, самолета и т. д.), раскручивая или

раскатывая его на полу, проносить его на голове как шляпу.

Другую группу аналогичных заданий составляют задания на придумывание

названий выполняемых движений. Я прошу детей придумать название для

двигательного сюжета.

Одними из средств развития двигательного воображения также являются:

нетрадиционные виды упражнений.

- Игровая ритмика – основа для развития чувства ритма и двигательных

способностей

детей,

позволяет

свободно

и

красиво,

координационно

правильно выполнять движения под музыку. Например песни: «Мы весёлые

мартышки»,

«Лесная

зарядка»,

«Как

живешь»,

«Море

волнуется»,

«Карусель».

- Игровая гимнастика сюда входят строевые общеразвивающие упражнения

с предметами и без них. Например, повороты в стороны – смотрим в зеркало

звездолёта, прыжки – готовимся к взлёту.

Большое

внимание

в

программе

Кудрявцева

уделено

различным

формам

оздоровительной работы -

дыхательные

упражнения, упражнения для

формирования

осанки,

упражнения

для

профилактики

плоскостопия,

психогимнастика. На

занятиях

я

использовала

элементы

дыхательной

гимнастики

(«Дровосек»,

«Часы»,

«Петушок»).

Для

профилактики

плоскостопия

использую

упражнения

«Нарисуй

рисунок

ногами».

Для

формирования

правильной

осанки

дети

выполняют

упражнения

с

гимнастическими палками «Не расплескай воду».

Диагностика физической подготовленности по программе Детство показала,

что 64% детей на стадии формирования (высокий уровень) и 36% на стадии

становления (средний уровень)

Показатели развития двигательного воображения показали, что из 26 человек,

1 ребёнку - требуется дополнительный показ, 8 чел. действуют по образцу, 12

чел.

создают

замысел

движения

самостоятельно,

9человек

легко

принимают

участие

в

планировании

и

организации

своей

физической

деятельности.

Вывод:

Развитие творческого воображения: становится необходимым

внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с

дошкольниками. Исследования убедительно показывают: благодаря включению

средств

развития

воображения

в

структуру

оздоровительной

работы

ее

эффективность возрастает в несколько раз по сравнению с традиционной

практикой.



В раздел образования