Автор: Вагина Наталья Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 141 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики на занятиях физической культурой."
Раздел: дошкольное образование
Тема
моей
работы:
Формирование
двигательного
воображения
и
осмысленной моторики на занятиях физической культурой.
Полноценное физическое
развитие дошкольника-это
не
тол ь ко
формирование двигательных умений и навыков, но и развитие интереса к
различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных
нравственно-волевых
качеств
личности,
осознание
собственных
телесно-
психических возможностей.
Чтобы
развивалась
двигательная
культура
ребенка,
он
должен
экспериментировать с движениями, решать двигательные «задачи». Для этого
развитие двигательной активности должно протекать в форме приобщения
детей к физической культуре. Главным содержанием занятий физической
культурой должна быть не только и не столько тренировка движений, а
развитие
двигательного
воображения.
Большое
внимание
развитию
двигательного воображения уделено в технологии
В. Т. Кудрявцева, Б. Б.
Егорова «Развивающая педагогика оздоровления».
Эта
технология
включает
в
себя
два
направления оздоровительно
–
развивающей работы:
1. Приобщение детей к физической культуре.
2. Развивающие формы оздоровительной работы.
Диагностика
физического
подготовленности
по
программе
«Детство»,
показала,
что
50%
детей
подг.
гр.А
находятся
на
стадии
формирования
(высокий уровень) и 50% на стадии становления (средний уровень)
Наблюдение за развитием двигательного воображения показало, что из 26
человек, 2 детей требуется дополнительный показ, 10 чел. действуют по
образцу, 10 чел.
создают
замысел движения самостоятельно, 4 человека
легко принимают участие в планировании и организации своей физической
деятельности
Цель
работы:
формирование
двигательной
сферы
на
основе
творческой
активности.
Задачи:
•Обогащение двигательного опыта детей;
• Использование разных методы и приёмы работы с детьми: игровой метод,
проблемный метод, метод творческих заданий.
•Формирование навыков совместной деятельности;
•Создание благоприятных условий для развития двигательного воображения.
Всю мою работу можно разделить на 3 этапа: подготовительный, основной и
заключительный.
Предметно-развивающая среда спортивного и тренажёрного залов оснащены
всем необходимым оборудованием.
Физкультурные центры в группах оснащены необходимыми материалами и
оборудованием, дополнены карточками-образами для развития творческого
воображения у детей.
Приобщение детей к физической культуре это творческий процесс.
Например разучивание основных движений я провожу в игровой форме
под чтение стихов, например:
Словно Маугли из книжки,
Вам, девчонки и мальчишки,
Покажу я свой прыжок.
Раз-два-три-четыре…
Скок!
Для выполнения ОРУ разработанны карточки-схемы, дети придумывают
упражнения на различные группы мышц, например, для рук или ног.
В
работе
со
спортивными
тренажёрами
играем
в
игру
«Придумай
упражнение»,
используя
карточки-схемы.
Данное
упражнение
развивает
воображения детей, они придумывают новые упражнения на тренажерах.
Содержание развивающей и оздоровительной работы включает: введение
эталонов
основных
движений (ходьба,
бег,
прыжки,
метание,
бросание,
лазание и др.)
Например упражнения и задания в ходьбе:
*ходьба с принятием игровой роли (например солдаты);
*ходьба,
выражающая
внутреннее
состояние
и
настроение (усталая
походка, бодрая походка)
Упражнения и задания в беге:
*бег в разных направлениях со сменой темпа;
*выразительный
бег (легкий
бег,
бег
от
опасности)
Групповой
бег
с
вхождением
в
образ
(бег
с
захлёстом
голени
-
бежим
по
раскалённой
поверхности, бег с подскоками - преодолеваем земное притяжение).
Упражнения и задания в прыжках:
*прыжки
с
принятием
игровой
роли (лягушки,
кошки,
воробушка);
Имитирующие движения рук и ног в прыжке (крылья птицы, движения рук
пловца в воде)
Упражнения и задания в ползании (лазании):
*имитация движений ползающих животных (змеи, жука); Изображение реки,
текущей под мостом (проползание или ходьба по скамейке), огибание деревья
(проползание между предметами). Лазание по гимнастической стенке с
вхождением
в
образ
обезьянки
и
т.д.,
или
концентрация
внимания
на
ощущении земного притяжения.
Упражнения и задания в бросании (метании):
*игровое
упражнение «Что
можно
делать
с
мячом?» (с
обручем) –
демонстрация различных способов использования.
Упражнения и задания в равновесии:
*вхождение в образ канатоходца (ходьба по веревке);
Эффективным
средством развития
двигательного
воображения
являются
специальные
игровые
задания, при выполнении которых преодолевается
стереотип действия с данным предметом.
Дети придумывали новые способы применения предметов физкультурного
инвентаря.
Если
это
мяч,
то
дети
рисовали
им
невидимые
контуры
различных предметов (цветка, звезды, самолета и т. д.), раскручивая или
раскатывая его на полу, проносить его на голове как шляпу.
Другую группу аналогичных заданий составляют задания на придумывание
названий выполняемых движений. Я прошу детей придумать название для
двигательного сюжета.
Одними из средств развития двигательного воображения также являются:
нетрадиционные виды упражнений.
- Игровая ритмика – основа для развития чувства ритма и двигательных
способностей
детей,
позволяет
свободно
и
красиво,
координационно
правильно выполнять движения под музыку. Например песни: «Мы весёлые
мартышки»,
«Лесная
зарядка»,
«Как
живешь»,
«Море
волнуется»,
«Карусель».
- Игровая гимнастика сюда входят строевые общеразвивающие упражнения
с предметами и без них. Например, повороты в стороны – смотрим в зеркало
звездолёта, прыжки – готовимся к взлёту.
Большое
внимание
в
программе
Кудрявцева
уделено
различным
формам
оздоровительной работы -
дыхательные
упражнения, упражнения для
формирования
осанки,
упражнения
для
профилактики
плоскостопия,
психогимнастика. На
занятиях
я
использовала
элементы
дыхательной
гимнастики
(«Дровосек»,
«Часы»,
«Петушок»).
Для
профилактики
плоскостопия
использую
упражнения
«Нарисуй
рисунок
ногами».
Для
формирования
правильной
осанки
дети
выполняют
упражнения
с
гимнастическими палками «Не расплескай воду».
Диагностика физической подготовленности по программе Детство показала,
что 64% детей на стадии формирования (высокий уровень) и 36% на стадии
становления (средний уровень)
Показатели развития двигательного воображения показали, что из 26 человек,
1 ребёнку - требуется дополнительный показ, 8 чел. действуют по образцу, 12
чел.
создают
замысел
движения
самостоятельно,
9человек
легко
принимают
участие
в
планировании
и
организации
своей
физической
деятельности.
Вывод:
Развитие творческого воображения: становится необходимым
внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с
дошкольниками. Исследования убедительно показывают: благодаря включению
средств
развития
воображения
в
структуру
оздоровительной
работы
ее
эффективность возрастает в несколько раз по сравнению с традиционной
практикой.