Напоминание

Взаимодействие семьи и ДОУ - новые методы и формы работы


Автор: Рахманова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Инженерно-техническая школа дважды героя Советского Союза им. П.Р.Поповича
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие семьи и ДОУ - новые методы и формы работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования САО города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Инженерно-техническая школа города Москвы имени дважды героя

Советского Союза П.Р.Поповича

(дошкольное отделение) улица Черняховского, дом 15, корпус 3

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ – НОВЫЕ

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ»

Подготовила учитель-логопед

Рахманова Е.С.

Москва, 2015 год

Современный этап развития дошкольного образования предполагает тесное

взаимодействие двух воспитательных институтов – семьи и дошкольного учреждения – с

целью разностороннего развития личности ребенка с учетом его возможностей и

способностей. Малыш учится только у тех, кого любит, кому доверяет, кто для него

авторитетен. А это значит, что именно родители являются его самыми лучшими

воспитателями.

Признание приоритета семейного воспитания определяется, на наш взгляд,

сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью отношений семьи и детского

сада.

Планируя работу с родителями, мы решаем следующие задачи:

1.

Помочь родителям справляться с проблемами, возникающими при воспитании

детей, лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

2.

Обучить родителей играм, упражнениям, развивающим познавательные процессы у

детей, эмоциональную сферу и связную речь детей.

3.

Научить родителей прислушиваться к своим детям, их чувствам, помочь установить

доверительные отношения с ребенком.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

1.

доброжелательный стиль общения;

2.

индивидуальный подход;

3.

сотрудничество, а не наставничество;

4.

тщательная подготовка к каждому мероприятию;

5.

динамичность.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:

положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную

работу по развитию и воспитанию детей;

учет индивидуальности каждого обучающегося;

самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка;

укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих

интересов и занятий;

возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ

и семье;

возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;

открытость детского сада для семьи;

сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;

создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых,

обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ;

диагностика общих и частных проблем в развитии, обучении и воспитании

ребенка.

Функции работы ДОУ с семьей:

1.

ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного

процесса, организуемого в ДОУ;

2.

психолого-педагогическое просвещение родителей;

3.

вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4.

помощь отдельным семьям в воспитании детей;

5.

взаимодействие родителей с общественными организациями города;

6.

распределение обязанностей и ответственности в работе (родители - воспитатель -

методист - медперсонал - заведующая - специалисты).

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций

семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по

интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

Новые формы и методы работы ДОУ с семьей:

"Круглый стол" по любой теме;

собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;

интервью с родителями и детьми на определенные темы;

тематические выставки;

консультации специалистов;

устный журнал для родителей;

семейные спортивные встречи;

открытые занятия для просмотров родителей;

аукцион секретов воспитания;

родительская гостиная;

семейные проекты.

Важные моменты:

1.

все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;

2.

содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский

интерес к этой информации быстро пропадет;

3.

оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание

родителей (текст - на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-

символы);

4.

содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно

большинству родителей.

Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит

гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях

педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии

к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей,

невнимание родителей к рекомендациям воспитателей и специалистов в связи с

недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта.

Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога,

логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными

в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во

внимание опыт и образование воспитателя или специалиста. Для предупреждения таких

ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в

детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко

ценит знания, умения, навыки и педагогические достижения воспитателя.

Итак, Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление

личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок

провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у

родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от

детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к

конфликтной ситуации.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие

в воспитательно-образовательном процессе необходимо для развития их собственного

ребенка. Семья и детский сад, имея особые функции, не могут заменить друг друга.

Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительных, партнерских

отношений между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а

мама и папа – образцы для подражания.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно

предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За

поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые

– их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из

основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является

«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором

большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход,

учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень

заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической

грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию

Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного

образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является

основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей,

охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии

индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним

из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения

психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей

(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления

здоровья детей.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

информировать родителей (законных представителей) и общественность

относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного

пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и

всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

обеспечить открытость дошкольного образования;

создавать условия для участия родителей (законных представителей) в

образовательной деятельности;

поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и

укреплении их здоровья;

обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в

том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на

основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,

обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а

также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов,

связанных с реализацией.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования,

представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального

состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В

зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с

семьей.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную

работу по воспитанию детей.

Это учет индивидуальности ребенка.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном

возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,

Это укрепление внутрисемейных связей,

Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в

ДОУ и семье.

Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для

взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех

недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать,

что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят.

Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой

проблемой. Теперь обстановка иная.

Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения

семей группы.

Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку,

фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с

активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям

интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных

делах ДОУ и семьи.

Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали

партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают,

убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение

исчезает.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на

воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают

больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах,

где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе,

роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его

родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и

занятий.

И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная

оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников

детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ

доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность,

заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому,

что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного

ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов

позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более

эффективно. осуществляя интеграцию общественного и семейного воспитания, мы

стараемся установить с родителями доверительные отношения. Работа в этом направлении

способна улучшить традиционную для дошкольных учреждений ситуацию полноценного

системного взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка.



В раздел образования