Автор: Горяева Лариса Борджиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казённое образовательное учреждение "Мыскаменская школа -интернат"
Населённый пункт: ЯНАО Ямальский район п. Мыс Каменный
Наименование материала: Эссе "Мы в настоящем, будущем, вечном"
Тема: "Учитель - звучит гордо!"
Раздел: дополнительное образование
Эссе
Мы в настоящем, будущем, вечном.
Мы живём для тех, кто сегодня идёт сзади нас, а
завтра обгонит нас на пути к счастью.
Раздел 5
Авторская самооценка
М. Горький
Витиевата и порою запутана тропинка человеческой жизни. Бежит она от колыбели,
пересекает
множество
чужих
тропинок,
расширяется
и
сужается
от
жизненных
перипетий. Но далеко не всегда и не у всех превращается в торную дорогу. Я учитель
начальных классов. Моя профессия – это особая тропинка жизни. Не сразу и не вдруг она
стала
проходимой.
Пересекаясь
и
сливаясь
с
десятками
судеб
детей,
моя
профессиональная тропа должна раздробиться, а затем слиться в детскую жизненную
тропу. Для чего живет человек? Что ему дорого, что важнее всего, без чего он не сможет
обойтись? Наверное, каждый в разные периоды жизни отвечает на эти вопросы по-
разному.
Окончив
университет, я думала, что уже стала учителем. Была уверена в том, что,
получив «отлично» по педагогике, психологии и педагогической практике, мне все по
плечу. И даже когда я вошла в кабинет директора школы, в которой мне предстояло
работать, я все еще чувствовала себя уверенным в своих силах молодым, но знающим
педагогом.
Я на всю жизнь запомнила мой первый рабочий день: доброжелательность коллектива,
улыбки детей, атмосферу внимания и сознания собственной значимости.
На праздник
Знания в школу пришли выпускники этой школы, я обратила внимание на то, что многие
вспоминают слово, поступок учителя, дело, повлиявшие на дальнейшую судьбу, а уже
потом благодарят «за знания». Вот тогда я вдруг поняла: учитель – это статус, авторитет и
ответственность. Маленький человек приходит в школу …за счастьем! Он ждёт
встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого,
но чуда. Вопреки всем педагогическим методикам я с удовольствием попадалась в детские
«ловушки» - вопросы: дети, сами того не сознавая, уходили далеко за пределы учебника и
программы, учились большему, чем предполагала тема того или иного урока. Именно
тогда все большее значение я стала придавать воспитанию личности моих учеников. Это
было содружество, сотворчество, поиск.
Эта великая сила есть у каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.
Новой
школе нужен Учитель, формулой жизни и труда которого могут быть мудрые слова, не
раз проверенные опытом лучших педагогов: «Хочешь владеть душами ребят – отдай им
свою душу».
Ведь попытаться стать учителем можно. Но станешь ли ты им? Сможешь ли дойти до
конца по трудному пути самопознания, самовоспитания и самосовершенствования? Это
еще неизвестно. Встав на этот путь, нужно, во что бы то ни стало стать не просто
учителем,
а
Учителем
с
большой
буквы,
каждый
день
совершенствуясь,
стремясь
к
лучшему.
Когда меркнут дневные краски, собирается вечерний сумрак, зажигается на моем
столе свет настольной лампы и уходит все мелкое, несущественное, остаюсь я одна с
вечными неразрешимыми вопросами. «Кто –Я ?» .Не раздумывая сразу приходит на ум
учитель.
Наверное,
это
неправильно.
Наверное
правильно
было
бы
сказать
я-
мать,
женщина или человек. Но я - учитель, первый - классный руководитель. От того как
будет чувствовать ребенок в школе, как он найдет свое место в нашем прекрасном мире
зависит от меня.. Самому ребенку войти в самостоятельную жизнь трудно значит мне
нужно научить ,направить, помочь, посоветовать
Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами сидит будущее России. И
в этом будущем мне
тоже предстоит жить. И от того какими станут дети, зависит не
только жизнь страны, но и моя тоже.
Вот уже 22 год придерживаюсь принципам классного руководителя, рожденными самой
жизнью:
Я - человек и склонна ошибаться - я терпелива к ошибкам детей.
Хочу чтобы меня любили и уважали - отношусь к детям, так какого отношения хочу к себе.
Я
-
чувствую
страх,
когда
беззащитна
–Поэтому
прикасаюсь
к
внутреннему
миру
беззащитного ребенка с добротой нежностью и лаской.
Так мало знаю о сложных лабиринтах детства - Поэтому позволяю детям учить себя.
И чтоб эти принципы всегда работали, я никогда не забываю:
Входить в класс с улыбкой, при встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение,
и если нужно поддержать, вселить веру в ребенка.
Радоваться даже маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам.
Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом
раскрыть их души. Завтра снова будет школьный день, Завтра в классе на меня опять будут
смотреть глаза. Глаза моих учеников. А сегодня вечером под свет настольной лампы Я
скажу я учитель-это не профессия, это образ моей жизни. Который знаком мне с самого
раненого детства, путь к которому указала моя первая учительница Коптева Валентина
Николаевна. Свое участие в конкурсе я посвящаю ей, чтобы сказать, я сумела оправдать её
надежду найти себя в этой жизни я стать другом детей.
Сейчас, находясь на пути совершенствования, на пути поиска правильных решений
на множество вопросов, я еще не знаю, кто я – учитель или Учитель. Об этом, наверное,
можно будет судить спустя много лет, когда в моих детях прорастет то, что я посеяла, и
если эти всходы зазеленеют и зацветут, смогут принести радость, добро и любовь – тогда и
только тогда я смогу сказать: «Я – Учитель!».
Я иду к этому званию шаг за шагом, день за днем, урок за уроком. И каждую минуту
думаю о том, что рядом со мной ребенок – удивительное и непознанное, загадочное и
порой непостижимое космическое явление, маленькая вселенная. Ключ к этой загадке –
любовь, добро и
внимание, внимание к каждому, и полное погружение себя в его
необыкновенный мир.
Труду, отдающий себя безвозмездно,
С сознаньем о жизни, что прожил полезно
Что, может быть, вспомнят сердечно когда-то
Сегодня шальные, смешные ребята,
Когда повзрослевшие, сильные, смелые,
В делах увлечённые, очень умелые,
Они, научившись оценивать труд,
Величие нашего дела поймут.
Поймут и оценят тогда непременно,
Забыв, может каждого нас поименно,
Оценят невидимый труд титанический,
Труд, именуемый просто: «Учительский»
А.И. Дулов.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа – интернат »
_______________________________________________________
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Горяевой Ларисы Борджиевны
Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного
руководителя МКОУ « Мыскамеская школа – интернат» с 2002 года. Закончила в 1993
году,
Калмыцкий
Государственный
Университет,
факультет
Педагогика
и
методика
начального обучения. Специальность – учитель начальных классов. Стаж работы учителем –
22
года.
К
своей
педагогической
деятельности
стараюсь
относиться
добросовестно
и
творчески. За весь период работы накопила немалый опыт обучения и воспитания учащихся.
Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребенка.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
выявление
индивидуальных
потребностей
и
интересов
каждого
ребенка,
учет
его
возможностей и способностей;
организация личностно-ориентированного урока с учетом особенностей каждого ученика,
с включением его в познавательный процесс, с активизацией индивидуального опыта;
подбор
учебно-методического
комплекта,
реализующего
принципы
личностно-
ориентированного обучения;
использование вариативных, разноуровневых заданий, предоставление ребенку свободы
выбора
при
их
выполнении
и
решении,
использование
наиболее
значимых
для
него
способов проработки учебного материала.
Выявление индивидуальных потребностей и интересов начинаю до знакомства с
первоклассниками на первом родительском собрании. Беседую с родителями, выясняю, чем
дети любят заниматься, что им лучше удается, какие способности у них есть, что бы
родители
хотели развить в своих детях, какие навыки привить. Стремлюсь получить
максимальную информацию о характере ребенка, о взаимоотношениях в семье. На первом
родительском
собрании
провожу
анкетирование
родителей,
в
котором
затрагиваются
вопросы личностного индивидуального развития ребенка, а также вопросы, затрагивающие
их потребности в дальнейшем образовании и развитии.
Выстраиваю свою работу с учетом полученной информации и на основании других
психолого-педагогических методов изучения личности младшего школьника. Работаю в
тесном сотрудничестве со школьным психологом.
Как правило, ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. Задача учителя –
удержать в нём это чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами,
которые его там ждут. Перед учителем встаёт вопрос, с помощью каких средств и методов
сделать
обучение
увлекательным? В
своей
работе
я
использую
передовой
опыт
С.Н.
Лысенковой, Амонашвили, Л. В. Занкова, а также школьных учителей-наставников.
Я считаю, что учитель без новаций – это всегда учитель вчерашнего дня. Учитель должен
ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда он
поможет ребенку стать человеком, совершенствующим самого себя. Для достижения цели
своей работы стараюсь использовать современные технологии обучения.
Название
Особенности
Ведущий
метод
Формы работы
Игровые
технологии
Направленность на
жизненно важную
ситуацию и поиск путей
решения.
Игра
Сюжетно – ролевая
игра, идактическая
игра, деловая игра,
урок – путешествие,
викторины,
Внеурочная
деятельность.
Личностно-
ориентированны
е технологии
Гуманистическая и
психотерапевтическая
направленность. Цель:
разностороннее,
свободное и творческое
развитие ребенка.
Метод
диалога,
рефлексивн
ые,
педагогичес
кой
поддержки,
диагностич
еские,
создание
ситуации
выбора и
успеха.
Урок-творчество,
урок-игра, приемы
материализации
процессов чтения и
письма,
литературное
творчество детей.
Исследовательск
ие технологии
Обучение через
«открытие»
Проблемное
обучение,
метод
проектов
Экологические
задачи, проекты,
творческие задания
наблюдения,
практические
занятия, опыт,
исследование,
экскурсии на
природу,
предприятия и
организации.
Информационно
–
коммуникативн
ые технологии
Направленность на
создание
индивидуальных
образовательных
траекторий.
Контроль
Тесты, тестовые
упражнения,
игровые,творческие
и логические
задания.
Внеурочная
деятельность.
Здоровьесберега
ющие
технологии
Направленность на
потребность здорового
образа жизни.
Укрепление
здоровья
Динамические
паузы, подвижные
игры,
физкультминутки,
упражнения для
профилактики
осанки,
упражнения для
глаз, мышц рук и
т.д.Физкультурно
-оздоровительные и
спортивно –
развлекательные
мероприятия,
походы.
Все эти средства и методы позволяют мне поддерживать 100% успеваемость при 60 %
качества.
Результативность учебной деятельности за 2011-2015 г.г.
Содержание
критерия
2011-2012 уч.
г.
4 класс
2012-2013 уч.
г.
1 класс
2013-2014 уч.
г.
2 класс
2014-2015
уч. г.
3 класс
Успеваемость
100 %
Не оценив.
100 %
100%
Качество
обучения
53%
Не оценив.
60%
60%
Положительная динамика уровня качества обученности за 2011-2015 гг
качество обученности
48
50
52
54
56
58
60
2011-2012
2013-2014
2014-2015
Мои
ученики
становятся
победителями
и
призёрами
предметных
олимпиад
муниципального, всероссийского, международного уровня.
Кроме формирования предметных знаний, умений и навыков считаю очень важным на
уроках
создавать
условия
для
развития
коммуникативных,
интеллектуальных,
информационных и оценочных компетенций. Стараюсь создавать такие условия, которые
бы обеспечивали учащимся успешность, помогали продвинуться в развитии вперёд шаг за
шагом, а это можно сделать только через хороший современный урок. Современный урок
– это время, когда учащийся познаёт себя, делает открытия, ищет решения, сомневается,
радуется. Уверена в том, что чем более разнообразна структура уроков, тем неожиданнее и
удивительнее его начало, тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность и тем
она результативнее.
Сочетание элементов современных образовательных технологий,
используемые мною в структуре урока
Этап урока
Варианты
использования
образовательных
технологий
Методы и приёмы
Актуализация
знаний
Игровые технологии
- Создание игровой ситуации
Педагогика
сотрудничества
-Совместная деятельность
- Эвристическая беседа
Здоровьесберегающий
подход
-Психофизическая
тренировка (элементы
аутотренинга, настрой на
урок)
- Психогимнастика
Сообщение темы
и целей урока
Проблемное обучение
Создание проблемной
ситуации
Педагогика
сотрудничества
- Работа в группах, парах
- Эвристическая беседа
Информационно-
коммуникативные
технологии
Представление наглядного
материала (презентация,
работа с интерактивной
доской)
Работа по теме
урока
Индивидуальный и
дифференцированный
подход
Индивидуальная, групповая
работа. Работа в парах
(тройках.четвёрках)
Гуманно-личностная
технология
- создание ситуации успеха
Компетентностно-
ориентированное
обучение
Исследовательская работа в
группах.парах
Информационно-
коммуникативные
технологии
- знакомство с новым
материалом на ПК
- разноуровневые задания на
ПК
Развивающее обучение
Задания на развитие
общеинтеллектуальные
умений – сравнения,
мышления, конкретизации,
обобщения
Игровые технологии
Игровая ситуация
Проблемное обучение
Создание проблемной
ситуации
Физкультминутка
Здоровьесберегающий
подход
Гимнастика для тела, слуха,
глаз; танцевально-
ритмические паузы (под
музыку); точечный массаж,
дыхательная гимнастика;
упражнения на релаксацию
Индивидуальная
(самостоятельная
) работа
Индивидуальный и
дифференцированный
подход
-разноуровневые задания
Информационно-
коммуникативные
технологии
-Тестирование на ПК
-разноуровневые задания на
ПК
Подведение
Педагогика
сотрудничества
- коллективный вывод
- подведение итогов в паре
(сравнение)
итогов урока.
Гуманно-личностная
технология
- создание ситуации успеха
Рефлексия
Гуманно-личностная
технология
- создание ситуации успеха
Здоровьесберегающий
подход
Тренинг «Я смог…что не
получилось?»
В
своей
деятельности
руководствуюсь
демократическим
стилем
общения.
Психологическая
атмосфера
в
классе
доброжелательная,
основанная
на
взаимном
уважении, доверии и открытости. Стараюсь работать с детьми под девизом «Доверяй и
сотрудничай». Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками:
метод
личного
примера,
внушения,
стимулирования,
требования
поручения.
Формированию
естественно-научной
картины
мира,
развитию
познавательных
способностей,
повышению
уровня
интеллекта,
созданию
информационно-насыщенной
с р е д ы
д л я
у ч а щ и х с я
с п о с о б с т в у е т научно-исследовательскаядеятельность.
На
протяжении
6
лет
являюсь
членом
НОУ
"Поиск"
и
активно
занимаюсь
исследовательской деятельностью с учащимися МКУОШИ. Основной целью работы НОУ
«Поиск», которое работает уже несколько лет в Мыскаменской школе-интернате, является
выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих
способностей,
поддержка
научно-
исследовательских
интересов
учеников.Являюсь
руководителем исследовательских работ обучающихся в различных секциях. Результаты
участия в районном заочном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов
младших школьников «Юный исследователь» под моим руководством:
2012 г - 2 призёра (1,2 место) из 2 участников
2013 г - 3 призёра (1,2,3 место) из 5 участников
2014 г – 1 призёр (2 место) из 2 участников
2015 г – 1 призёр (3 место) из 3участников
Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя,
ты вообще не учитель”, - гласит одна из профессиональных заповедей учителя. Я люблю
учиться, стремиться к повышению своего педагогического мастерства. Профессиональное
мастерство
повышаю
посредством
занятий
на
курсах
повышения
квалификации,
проблемных семинарах, районных школьных МО, посещаю уроки своих коллег, изучаю
различные педагогические технологии, покупаю методическую литературу, выписываю
журнал « Начальная школа», « Управление начальной школой»
Обобщенный в этих
источниках опыт применяю в своей работе. Изучаю материал в сети творческих учителей. В
2013-2015г.г в целях самообразования работаю над темой «Взаимодействие игровой и
учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
НОО.»
Тема
работы
одного
учителя
«
Здоровьесберегающие
технологии
во
время
учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения.»
Как классный руководитель, постоянно осуществляю работу как с «одаренными»
детьми, так и с детьми «группы риска», стараясь привлечь их к занятиям в кружках,
секциях, факультативных занятиях, в которых сегодня задействованы 100% учащихся
класса;
работаю
над
формированием
детского
самоуправления,
держу
постоянную
взаимосвязь
с
родителями
через классные родительские собрания, коллективные и
индивидуальные консультации, беседы.
Во внеклассной работе с детьми считаю основными следующие задачи: развивать
субъективность личности каждого учащегося, создавать условия для интеллектуального,
нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности
младшего школьника: поддерживать творческие устремления и действия каждого ребенка.
Все мероприятия планирую с учетом этих задач и направлений, которые выбрала
для успешной работы: коммуникативный потенциал (развитие умения говорить и слушать;
проявление
внимания
к
другим
людям,
животным,
природе;
выработка
способностей
сопереживать, сочувствовать); нравственный потенциал (понимание таких ценностей: как
«семья»,
«школа»,
«учитель»,
«Родина»,
«дружба»,
«уважение»);
познавательный
потенциал (наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый
интерес
к
познанию);
художественный
потенциал
(развитие
эстетиче ской
восприимчивости
окружающей
среды);
физический
потенциал
(стремление
стать
сильным, ловким и закаленным)
В моем классе нет детей, состоящих на учете в ОПДН, нет правонарушений среди
учеников моего класса, нет пропусков без уважительной причины. Есть и свои традиции в
моем классе: проведение «Дня именинника»; « Папа, мама и я – наша дружная семья»,
поздравление девочек к празднику «8 Марта» и мальчиков ко «Дню защитника Отечества»;
в конце учебного года проводим совместное с родителями чаепитие. Все это, считаю,
оказывает благоприятное влияние на успешность обучения: нет неуспевающих учеников,
количество детей, обучающихся на «4» и «5» не снижается.
Дети моего класса активно участвуют во всех школьных и районных мероприятиях.
Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности
(экскурсии, походы, предметные недели, общешкольные праздники, конкурсы). Каждым
учеником
моего
класса
ведется
портфолио,
которое
представляет
собой
подборку,
коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений
учащегося.
Портфолио
позволяет
проследить
индивидуальный
прогресс
учащегося,
достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями
других учеников.
Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества
образования
за
счет
максимального
использования
на
уроках
исследовательских,
информационно-коммуникативных
технологий
обучения,
сохранение
и
укрепление
здоровья обучающихся при помощи здоровьесберегающих технологий. Планирую создать
воспитательную
систему
класса,
основанную
на
формировании
духовно-нравственных
ценностей.
Я имею активную жизненную позицию. Являюсь активным участником всех
мероприятий проводимых в школе, посёлке,районе. Я ценю опыт своих коллег, дорожу
дружбой с людьми, ценю в людях порядочность, доброту, милосердие, сострадание и
человеческое внимание.
«Кто стоит на месте, тот отстает» - эта поговорка древних римлян как нельзя лучше
отражает мое стремление к постоянному поиску новых идей, новых проектов.