Автор: Суханова Тамара Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Каслинская ВСОШ № 31"
Населённый пункт: г. Касли, Челябинской области
Наименование материала: конспект
Тема: "Использование мультимедийного лонгрида на уроках истории"
Раздел: полное образование
Использование мультимедийного лонгрида на уроках истории
Суханова Т.В. – учитель истории МОУ «Каслинская ВСОШ № 31»
«И будущее уже наступило»
Роберт Юнг
Современная
деятельностная
парадигма
образования
постулирует
в
качестве цели образования – развитие личности обучающегося на основе
освоения
универсальных
способов
деятельности.
Процесс
обучения
понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и
как
процесс
развития
личности,
обретения
духовно-нравственного
и
социального опыта.
Учитель
в
таких
условиях
стоит
перед
необходимостью
совершенствования
всех
сторон
обучения,
но
на
первое
место
выходят
проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного
взаимодействия учителя и ученика.
Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а
материал
понятен
обучающимся,
задача
учителя
–
найти
такие
методы
организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли
теоретические
знания
и
практические
умения
обучающихся,
но
и
способствовали формированию их мировоззрения в целом.
Одной из форм применения нетрадиционных технологий является
использования
на
уроках
истории
приёмов
мультимедийного
лонгрида,
которые способствуют реализации следующих задач:
1.
формируют
у
учащихся
устойчивый
интерес
и
стремление
к
самообразованию;
2.
развивают коммуникативную компетенцию;
3.
формируют условия для положительной мотивации к учению.
Тексты учебников уже надоели, «приелись» обучающимся, а что, если дать
возможность
ребятам
самим
рассказать
эту
историю,
любую,
любого
периода, используя фото, репродукции, тексты, летописи, рукописи, видео,
аудио материал, чтобы заинтересовать не только самих ребят, но и тех, кто
будет это смотреть, слушать, обсуждать. Это и есть приём лонгрид, который
активно сейчас используется в журналистике.
Лонгриды ложатся в одну категорию с кинофильмами, сериалами, журналами
и книгами - их читают, удобно расположившись в кресле или на диване.
Приёмы
лонгрида
можно
использовать
для
проектной
деятельности
учащихся, как долгосрочные перспективы их учебной деятельности.
При создании собственных проектов в этом жанре не нужно цепляться к
формальным признакам: пытаться искусственно увеличить объем, добавить
очень много инфографики, видео и прочей мультимедиа, которую никто не
будет смотреть. Главное правило создания мультимедийного лонгрида: он
должен
рассказывать
интересную
историю.
История
в
артефактах,
картинах, фотографиях. Лонгрид выступает как музейная экспозиция, но не
мертвая, пыльная, а кричащая, говорящая, рассказывающая.
Графики, картинки и так далее - помогают донести эту историю во всей
полноте. Таким образом, стержнем всего материала в любом случае будет
текст (хотя, например, материал
«Культура России ХIХ» целиком будет
состоять
из картинок и при этом его можно назвать мультимедийным
лонгридом).
С
приёмами
создания
мультимедийного
лонгрида
учитель
знакомит ребят в начале их проектной деятельности.
Как и любой другой материал, лонгрид начинается с идеи - какую именно
историю ученики будут рассказать? Почему именно в форме лонгрида? Уже
на
этом
этапе
можно
прикинуть,
придется
ли
задействовать
разные
мультимедийные форматы внутри материала. Заодно учитель просит ребят
поразмышлять
над тем, можно ли будет
будущий материал ещё где - то
использовать, кроме отчёта по работе над проектом в классе? Возможность
его использования большая: выставки, доклады в других классах, конкурсы
проектных работ и т.д.
Конечно, сейчас сделать качественный проект можно и в одиночку. Но я бы
рекомендовала
все-таки
использовать
рабочую
группу
учащихся
для
ускорения процесса и получения более качественных компонентов (фото,
текстов)
для
создания
материала.
В
команде
должны
быть
один
или
нескольких
пишущих
учеников
(одного
можно
отрядить
на
написание
главной истории, других - на сбор справочной информации, статистики или
дополнительных комментариев по теме).
Необходимо прописать последовательность действий, раздать участникам
команды задания, поставьте дедлайны – конечный срок работы. На этом этапе
уже можно прикидывать, как будет выглядеть ваш проект в дальнейшем. Мы
в классе для этих целей используем банальный флипчарт - доску с большими
листами
бумаги,
на
которых
можно
нарисовать
всю
длинную
"колбасу"
будущего проекта: где будет текст, где нужны перебивки с помощью фото,
куда вставить справочную информацию или видеоролик и т.д. Спланировать
все хорошо - иногда доснять недостающий материал.
Пожалуй, самый длительный этап - непосредственное создание контента
будушего проекта. Процессы подготовки разных его типов
должен быть
параллельным,
чтобы
не
пришлось
задерживать
выпуск
всего
материала
только из-за того, что, к примеру, еще не успели сделать съемку каких – то
объектов.
Что можно добавить в проект, помимо текста, фото и видео? Массу всего.
Инфографику,
интерактивные
картинки,
карты
Яндекса
или
Google,
панорамные фото, аудио, тесты в виде Google Forms и многое другое.
Когда готов весь контент , остается только собрать кусочки паззла в целую
картинку. Тут, как и в журнальной и газетной верстке, все имеет значение:
тип и размер шрифта, цвет текста, разделители, врезки и подписи к
фотографиям. В этом случае важна консультация у специалистов (учителя
информатики, даже у журналистов).
Помимо общих рекомендаций о цепляющем заголовке с ключевыми словами
и интересном анонсе (а лучше - целой серии анонсов), можно посоветовать
ребятам для успешного продвижения их лонгрида следующие действия:
"Подогрев"
аудитории
перед
появлением
проекта.
Они
могут
рассказать
о готовящемся проекте в классе. Создать
ожидания.
"Кормить"
публику
интересными
фактами
или
одиночными
фотографиями в классном уголке, где им будет отведено место. Пусть
все ждут выхода лонгрида так же, как новую серию "Игры престолов".
Создание
и
рассылка
пресс-релиза
– приглашения
на
отчёт
по
проекту.
Можно
пригласить
родителей,
бабушек,
дедушек,
своих
друзей и не обязательно школьных. Учитель может и об этом подумать.
Взгляд
"из-за
кулис"
на
подготовку
материала. Дать
время
учащимся на защите проекта рассказать
о том, как
делался этот
проект: наверняка, многое осталось за кадром - обрывки диалогов, не
вошедшие фотографии, дополнительная статистика.
Эта работа позволит вам, как учителю, познакомить учащихся с работой
журналистов, музейщиков.
Приёмы мультимедийного лонгрида можно использовать и на обычном
уроке, при изучении трудных вопросов истории. Учащимся даётся набор
определённых картинок, фото, летописных материалов, текстов. Из этого
набора учащиеся выбирают определённое количество артефактов и с их
помощью готовят интересный рассказ или свою версию исторических
событий.
Можно
это
всё
оформить
в
виде
газеты
с
рисунками
и
артефактами, готовят доказательную базу.
Такие
уроки
позволяют
ввести
учеников
в
сам
процесс
«творения»
истории. История становится не догмой, а живым голосом, позволяющим
разобраться в прошедших событиях, доказать свою точку зрения, как и
любой историк это бы сделал.
Использования приёмов мультимедийного лонгида одна из форм работы
учителя – историка в новых условиях
внедрения ФГОС в основной и
средней школе.