Напоминание

"Использование мультимедийного лонгрида на уроках истории"


Автор: Суханова Тамара Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Каслинская ВСОШ № 31"
Населённый пункт: г. Касли, Челябинской области
Наименование материала: конспект
Тема: "Использование мультимедийного лонгрида на уроках истории"
Раздел: полное образование





Назад




Использование мультимедийного лонгрида на уроках истории

Суханова Т.В. – учитель истории МОУ «Каслинская ВСОШ № 31»

«И будущее уже наступило»

Роберт Юнг

Современная

деятельностная

парадигма

образования

постулирует

в

качестве цели образования – развитие личности обучающегося на основе

освоения

универсальных

способов

деятельности.

Процесс

обучения

понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и

как

процесс

развития

личности,

обретения

духовно-нравственного

и

социального опыта.

Учитель

в

таких

условиях

стоит

перед

необходимостью

совершенствования

всех

сторон

обучения,

но

на

первое

место

выходят

проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного

взаимодействия учителя и ученика.

Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а

материал

понятен

обучающимся,

задача

учителя

найти

такие

методы

организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли

теоретические

знания

и

практические

умения

обучающихся,

но

и

способствовали формированию их мировоззрения в целом.

Одной из форм применения нетрадиционных технологий является

использования

на

уроках

истории

приёмов

мультимедийного

лонгрида,

которые способствуют реализации следующих задач:

1.

формируют

у

учащихся

устойчивый

интерес

и

стремление

к

самообразованию;

2.

развивают коммуникативную компетенцию;

3.

формируют условия для положительной мотивации к учению.

Тексты учебников уже надоели, «приелись» обучающимся, а что, если дать

возможность

ребятам

самим

рассказать

эту

историю,

любую,

любого

периода, используя фото, репродукции, тексты, летописи, рукописи, видео,

аудио материал, чтобы заинтересовать не только самих ребят, но и тех, кто

будет это смотреть, слушать, обсуждать. Это и есть приём лонгрид, который

активно сейчас используется в журналистике.

Лонгриды ложатся в одну категорию с кинофильмами, сериалами, журналами

и книгами - их читают, удобно расположившись в кресле или на диване.

Приёмы

лонгрида

можно

использовать

для

проектной

деятельности

учащихся, как долгосрочные перспективы их учебной деятельности.

При создании собственных проектов в этом жанре не нужно цепляться к

формальным признакам: пытаться искусственно увеличить объем, добавить

очень много инфографики, видео и прочей мультимедиа, которую никто не

будет смотреть. Главное правило создания мультимедийного лонгрида: он

должен

рассказывать

интересную

историю.

История

в

артефактах,

картинах, фотографиях. Лонгрид выступает как музейная экспозиция, но не

мертвая, пыльная, а кричащая, говорящая, рассказывающая.

Графики, картинки и так далее - помогают донести эту историю во всей

полноте. Таким образом, стержнем всего материала в любом случае будет

текст (хотя, например, материал

«Культура России ХIХ» целиком будет

состоять

из картинок и при этом его можно назвать мультимедийным

лонгридом).

С

приёмами

создания

мультимедийного

лонгрида

учитель

знакомит ребят в начале их проектной деятельности.

Как и любой другой материал, лонгрид начинается с идеи - какую именно

историю ученики будут рассказать? Почему именно в форме лонгрида? Уже

на

этом

этапе

можно

прикинуть,

придется

ли

задействовать

разные

мультимедийные форматы внутри материала. Заодно учитель просит ребят

поразмышлять

над тем, можно ли будет

будущий материал ещё где - то

использовать, кроме отчёта по работе над проектом в классе? Возможность

его использования большая: выставки, доклады в других классах, конкурсы

проектных работ и т.д.

Конечно, сейчас сделать качественный проект можно и в одиночку. Но я бы

рекомендовала

все-таки

использовать

рабочую

группу

учащихся

для

ускорения процесса и получения более качественных компонентов (фото,

текстов)

для

создания

материала.

В

команде

должны

быть

один

или

нескольких

пишущих

учеников

(одного

можно

отрядить

на

написание

главной истории, других - на сбор справочной информации, статистики или

дополнительных комментариев по теме).

Необходимо прописать последовательность действий, раздать участникам

команды задания, поставьте дедлайны – конечный срок работы. На этом этапе

уже можно прикидывать, как будет выглядеть ваш проект в дальнейшем. Мы

в классе для этих целей используем банальный флипчарт - доску с большими

листами

бумаги,

на

которых

можно

нарисовать

всю

длинную

"колбасу"

будущего проекта: где будет текст, где нужны перебивки с помощью фото,

куда вставить справочную информацию или видеоролик и т.д. Спланировать

все хорошо - иногда доснять недостающий материал.

Пожалуй, самый длительный этап - непосредственное создание контента

будушего проекта. Процессы подготовки разных его типов

должен быть

параллельным,

чтобы

не

пришлось

задерживать

выпуск

всего

материала

только из-за того, что, к примеру, еще не успели сделать съемку каких – то

объектов.

Что можно добавить в проект, помимо текста, фото и видео? Массу всего.

Инфографику,

интерактивные

картинки,

карты

Яндекса

или

Google,

панорамные фото, аудио, тесты в виде Google Forms и многое другое.

Когда готов весь контент , остается только собрать кусочки паззла в целую

картинку. Тут, как и в журнальной и газетной верстке, все имеет значение:

тип и размер шрифта, цвет текста, разделители, врезки и подписи к

фотографиям. В этом случае важна консультация у специалистов (учителя

информатики, даже у журналистов).

Помимо общих рекомендаций о цепляющем заголовке с ключевыми словами

и интересном анонсе (а лучше - целой серии анонсов), можно посоветовать

ребятам для успешного продвижения их лонгрида следующие действия:

"Подогрев"

аудитории

перед

появлением

проекта.

Они

могут

рассказать

о готовящемся проекте в классе. Создать

ожидания.

"Кормить"

публику

интересными

фактами

или

одиночными

фотографиями в классном уголке, где им будет отведено место. Пусть

все ждут выхода лонгрида так же, как новую серию "Игры престолов".

Создание

и

рассылка

пресс-релиза

приглашения

на

отчёт

по

проекту.

Можно

пригласить

родителей,

бабушек,

дедушек,

своих

друзей и не обязательно школьных. Учитель может и об этом подумать.

Взгляд

"из-за

кулис"

на

подготовку

материала. Дать

время

учащимся на защите проекта рассказать

о том, как

делался этот

проект: наверняка, многое осталось за кадром - обрывки диалогов, не

вошедшие фотографии, дополнительная статистика.

Эта работа позволит вам, как учителю, познакомить учащихся с работой

журналистов, музейщиков.

Приёмы мультимедийного лонгрида можно использовать и на обычном

уроке, при изучении трудных вопросов истории. Учащимся даётся набор

определённых картинок, фото, летописных материалов, текстов. Из этого

набора учащиеся выбирают определённое количество артефактов и с их

помощью готовят интересный рассказ или свою версию исторических

событий.

Можно

это

всё

оформить

в

виде

газеты

с

рисунками

и

артефактами, готовят доказательную базу.

Такие

уроки

позволяют

ввести

учеников

в

сам

процесс

«творения»

истории. История становится не догмой, а живым голосом, позволяющим

разобраться в прошедших событиях, доказать свою точку зрения, как и

любой историк это бы сделал.

Использования приёмов мультимедийного лонгида одна из форм работы

учителя – историка в новых условиях

внедрения ФГОС в основной и

средней школе.



В раздел образования