Автор: Чаденкова Юлия Леонтьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 180
Населённый пункт: Город Самара
Наименование материала: Авторская программа
Тема: "Наш мир -дом, мы в нем живем"
Раздел: дошкольное образование
ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Наш мир – дом, мы в нём живём»
Пояснительная записка
Программа «Наш мир – дом, мы в нём живём» является авторской
программой
предметно-исследовательской
направленности,
созданной
на
основе
методических
пособий:
Н.Е.
Вераксы,
Т.С.
Комаровой,
М.А.
Васильевой «Программа дошкольного образования «От рождения до школы»,
Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа».
Программа «Наш мир – дом, мы в нём живём» по дополнительному
образованию
рассчитана
на
1
год
(старший
дошкольный
возраст).
Для
успешного
освоения
программы
дошкольники
организовываются
по
подгруппам. Программа «Наш мир – дом, мы в нём живём» рассчитана на
детей 5–6 лет. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю, с
сентября по май. Продолжительность – не более 25 минут.
Цель программы:
Развитие
интегративных
качеств
дошкольников
в
процессе
познания
явлений окружающего мира.
Основные задачи программы
Формировать:
- умения и навыки проектной деятельности, связанной с познанием
природы.
Развивать:
-интерес к природе;
-творческие способности;
-активность в экологических играх;
-познавательно-исследовательскую деятельность.
Воспитывать:
2
-желание участвовать в жизни, в мероприятиях, связанных с познанием
природы;
- созидательное отношение к природе.
-содействовать
желанию
принимать
участие
в
экологических
мероприятиях.
Выбор
части
программы «Наш
мир
–
дом,
мы
в
нём
живём»,
формируемой
участниками
образовательного
процесса,
обусловлен
проблемой экологического воспитания дошкольников. Программа выполнена
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом дошкольного образования.
Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного
материала у детей 5-6 лет:
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей нас природе;
-
формировать
оценочное
суждение,
в
котором
проявляется
наблюдательность ребёнка, критичность мышления, интерес к миру природы.
- формировать представление о связях и зависимости, существующие в
природе, выстраивать экологические цепочки, пользоваться обобщающимися
словами.
-
развивать
творческую
инициативу,
логическое
мышление,
воображение.
Формы
образовательной
деятельности
детей
в
процессе
реализации
программы:
беседа,
наблюдение,
игра,
кружковая
работа,
проектная
деятельность,
досуги,
экскурсии,
праздники,
концерты
с
привлечением
родителей.
Реализация
программы
««Наш
мир
–
дом,
мы
в
нём
живём»,
осуществляется в:
- НОД, (в соответствии с вариативной частью учебного плана);
- в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе
режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей;
3
- совместной деятельности с семьей.
НОД
проводится
1
раз
в
неделю
во
второй
половине
дня
через
кружковую работу.
В программе осуществляется интеграция содержания образовательных
областей:
«Познавательное развитие»:
- формировать целостную картины мира и расширение кругозора в части
представлений о природе;
-
развивать
способы
исследовательской
деятельности,
связанной
с
изучением природы.
«Социально-коммуникативное развитие»:
-
развивать
свободное
общение
со
взрослыми
и
детьми
в
части
формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе,
семье, природе;
-
развивать
свободное
общение
со
взрослыми
и
детьми
по
поводу
прочитанных произведений, просмотренных видеофильмах о природе;
-
развивать
умения
выполнять
сложные
действия
под
руководством
педагога, а также самостоятельно.
-
Вырабатывать
желание
трудиться
для
достижения
желаемого
результата на благо природы;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в
семье и обществе, а также безопасности окружающего мира;
- развивать умения следить за своей осанкой во время прослушивания
экологических сказок;
развивать мелкую моторику при изготовлении поделок из природных
материалов.
Речевое развитие:
- обогащать активный словарь;
-
развивать
связную,
грамматически
правильную
диалогическую
и
монологическую речь;
4
-
развивать
понимание
на
слух
текстов
различных
жанров
детской
литературы о природе и экологических сказок.
«Физическое развитие»:
- развивать игровую деятельность в части подвижных игр;
- развивать двигательную активность в организации экологических игр и
хороводов.
«Художественно-эстетическое развитие»:
-использовать
музыкальные
произведения
э кол о ги ч е с ко й
направленности,
как
средства
обогащения
образовательного
процесса,
усиления эмоционального восприятия художественных произведений;
- развивать умения слушать музыку, различать характер, настроение
музыки;
- изготавливать поделки из природного материала;
-
использовать
художественные
произведения
для
формирования
представлений о природе.
Формы
образовательной
деятельности
детей –
непосредственно
образовательная деятельность (НОД).
Задачи:
-воспитывать
желание
участвовать
в
мероприятиях,
связанных
с
познанием природы;
-формировать экологическую воспитанность дошкольников;
-воспитывать заботливое отношение к природе путем систематического
общения с окружающим миром;
-формировать умения и навыки проектной деятельности, связанной с
познанием природы;
Методы, в основе которых лежит способ организации непосредственно
образовательной деятельности:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ т.д.),
наглядный (показ иллюстраций, наблюдение).
5
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный
–
дети
воспринимают
и
усваивают
готовую информацию;
репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей
на непосредственно образовательной деятельности:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися,
индивидуально-фронтальный
–
чередование
индивидуальных
и
фронтальных форм работы,
групповой – организация работы в группах,
индивидуальный
–
индивидуальное
выполнение
заданий,
решение
проблем,
Приёмы работы по реализации ДОП:
-чтение;
- наблюдение;
- беседа;
- экскурсии;
- праздники с привлечением родителей;
- создание мини-проектов;
Образовательная
деятельность,
осуществляемая
в
ходе
режимных
моментов, позволяет решить следующие задачи:
-
воспитывать
у
детей
созидательное
отношение
к
природе
и
эмоционально откликаться на неё;
6
-
развивать
активность
в
экологических
индивидуальных
играх
и
совместных со сверстниками играх.
Формы работы с родителями экологической направленности:
1. Экологическая информация. Наш опыт работы показал, что наиболее
значимыми для взрослых сведениями являются следующие:
-
данные
об
экологической
ситуации
в
нашем
городе,
микрорайоне
детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;
- информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества
окружающей среды;
-
правила
поведения
в
экстремальных
условиях
(неблагоприятные
экологические ситуации, катастрофы);
- экология жилища;
- выращивание экологически безопасного урожая;
- комнатные, лекарственные, пищевые растения;
- выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на
природе;
- домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;
- развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;
- информация самого ребенка о занятиях в детском саду.
Экологическую
информацию
взрослые
получают
на
родительских
собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения живого
уголка, территории детского сада и пр.
2. Совместная деятельность с детьми:
Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет
родителей
интересоваться
различными
вопросами
естествознания
и
экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы.
Формы совместной деятельности:
- участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
7
- совместный уход за животными, растениями: активное привлечение
детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их
жизнь и здоровье.
-
оформление
экологического
уголка:
сбор
коллекций
природных
материалов, марок, открыток, календарей, значков, экспонатов для музея
природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его
интересы.
-
выставки
совместных
рисунков,
макетов,
поделок
из
бросового
материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя
семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»);
-помощь в оборудовании уголка природы;
-
природоохранные
акции
(уборка
территории
детского
сада,
парка,
дома, посадка деревьев, оформление кормушек).
Целевые ориентиры:
В результате обучения по данной программе предполагается выявление
и осознание ребенком своих способностей, формирование представлений о
временах
года,
правилах
бережного
отношения
к
природе,
способов
самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного
воображения,
мелкой
моторики
рук
и
глазомера
художественного
вкуса,
творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда,
улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков
работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
– выставки детских работ в детском саду;
– составление альбома лучших работ;
– участие в районных конкурсах исследовательской направленности;
– презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
– творческий отчет воспитателя на педсовете.
8
Тематическое планирование по программе
«Наш мир – дом, мы в нём живём»
Месяц
№
п/
п
Тема
Интеграция
образовательных
областей
Развернутое содержание
Сентябрь
1
«Осень
золотая»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Вводная
часть:
Б е с е д а
«Приметы осени».
Основная
часть:
Чтение
р а с с к а з а
« О с е н ь »
И .
Соколова-Микитова
Составление
рассказа
про
осень. Загадки про осень.
П/и «Улетают- не улетают».
Заключительная часть:
Прослушивание муз. Пьесы
« С е н т я б р ь »
П . И .
Чайковского.
Обобщающая беседа.
Метод. материал:
Егупова Е.А. «Изучаю мир
вокруг». – М.: Эксмо, 2013.
2
«Животный
мир»
«Речевое
развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Вводная
часть:
Б е с е д а
«Животные осенью».
Основная часть: Загадки про
животных.
Д/и «Кто, что ест».
Д/и «Найди и назови маму».
Заключ ительная
ч а с т ь :
Беседа.
Метод. материал:
Горькова
Л.Г.
«Сценарии
занятий
по
экологическому
воспитанию». М., 2011.
3
«Во саду
ли, в
огороде»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
Вводная
часть:
Беседа
о
дарах осени.
Основная
часть:
Чтение
рассказа
В.Г.
Короленко
«Поздняя
осень».
Загадки
про овощи, грибы и фрукты.
Физ. минутка «По грибы, по
9
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
ягоды».
Беседа
о
плодах
и
семенах. Рассматривание их.
П/и «Ветерок».
Заключительная часть:
Песня «Урожайная» (Муз. Р.
Г у ц а л ю к а ,
С л .
Н .
Соловьевой)
Метод. материал:
В е р е т е н н и к о в а
С . А .
Ознакомление дошкольников
с
п р и р о д о й .
-
М . :
Просвещение, 2001.
4
«Свет,
тепло,
воздух»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Вводная часть: Обсуждение
сказки
К.И.
Чуковского
«Краденое солнце».
О с н о в н а я
ч а с т ь :
Э кс п е р и м е н т
« П о ч е м у
предметы
теплые».
Физ.
минутка
«Животные
севера
и юга».
Э кс п е р и м е н т
« П о й м а й
воздух».
Заключ ительная
ч а с т ь :
Беседа.
Методический материал:
Киреева Л.Г. Формирование
экологической
культуры
дошкольников:
планирование,
конспекты
занятий.-Волгоград, 2008.
10
октябрь
5
«Наблюден
ие за
ветром»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Вводная
часть:
Ч т е н и е
стихотворения
Я.
Акима
«Ветер».
Основная
часть:
Беседа
о
флюгере.
П/и «Ветерок уносит».
Д / и
« К а к о й
в е т е р » .
Наблюдение за ветром.
Заключ ительная
ч а с т ь :
Рисование «Какой ветер».
Буковская
Г.В.
Игры
по
формированию
экологической
культуры
старших дошкольников. М.:
Владос, 2004.
6
«Путешеств
ие в мир
лекарственн
ых
растений»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Вводная
часть:
Игровая
ситуация «В гостях у детей
колобок».
Основная
часть:
Чтение
с т и х о т в о р е н и я
« Ч т о
растет?».
Д/и «Назови и расскажи».
П/и «Одуванчики».
Д/и «Угадай лекарственное
р а с т е н и е
С а м а р с к о й
области».
Заключ ительная
ч а с т ь :
Беседа.
Метод. материал:
Егупова
Е.А.
«Изучаю
мир
вокруг.– М.: Эксмо, 2013
7
Краски
осени.
Экскурсия в
лес, парк и
заповедник
«Речевое
развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Вводная
часть:
Б е с е д а
« К а ко г о
ц в е т а
л и с т ь я
деревьев?»
Основная часть:
Виртуальная
экскурсия
в
заповедник
« С а ма р с ка я
Лука.
Д/и
«Как
вести
себя
в
заповеднике
С а м а р с ка я
Лука».
П/и
«Разведчики
л е с а».
Наблюдение.
Заключ ительная
ч а с т ь :
11
Беседа.
Метод. материал:
И в а н о в а
А . И .
Ж и в а я
э к о л о г и я :
П р о г р а м м а
экологического
образования
дошкольников.
-М.:
ТЦ
Сфера,2009.
8
Зарождение
земледелия
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Вводная часть: Беседа.
Основная
часть:
Чтение
сказки
«Как
посадил
дед
р е п к у » .
Ф и з .
м и н у т к а
«Огородная - хороводная».
Д/и «Как есть овощи».
Д/и «Как возник огород?».
Заключ ительная
ч а с т ь :
Рисование «Мой огород».
Метод. Материал:
Рыжова
Н.А.
Сказки
и
экологическое
образование.
М.:Мозаика-Синтез,1995.
Коломина
Н.В.
Воспитание
о с н о в
э к о л о г и ч е с к о й
культуры
в
детском
саду:
Сценарии
занятий.
М . :
Сфера, 2004
ноябрь
9
«Подготовк
а диких
животных к
зиме»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
В в о д н а я
ч а с т ь :
И г р а
«Маленькая птичка»
О с н о в н а я
ч а с т ь :
Пальчиковая
гимнастика
«Животные».
Прослушивание пьесы П.И.
Чайковского «Ноябрь».
Д/и «Угадай гриб».
П/ и «Зайцы».
Заключ ительная
ч а с т ь :
Беседа.
Тарабарина Т.И. И Учеба и
игра:
п р и р од о в ед е н и е . -
Самара,2001.
12
10
«Вода»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Вводная часть: Загадки.
Основная часть:
Опыты
«Вода
не
имеет
вкуса, запаха, цвета».
Эксперимент
« Ц в е т н о е
молоко».
П/и «Мы- капельки»
Заключ ительная
ч а с т ь :
Рисование «Водное царство»
Воронкевич
О.А.
Добро
пожаловать
в
экологию.-
СПб:Детство-Пресс,2002.
11
«Где
прячется
воздух?»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Вводная
часть:
Игровая
ситуация «Незнайка в гостях
у детей».
Основная часть:
Эксперимент
«Есть
л и
воздух в стакане».
Игровое упражнение «Буря в
стакане».
Заключ ительная
ч а с т ь :
Беседа.
Метод. материал:
Киреева Л.Г. Формирование
экологической
культуры
дошкольников:
планирование,
конспекты
занятий. -Волгоград,2008.
12
«Очей
очарованье
…»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Вводная
часть:
Ч т е н и е
стихотворения
об
осени
Г.
Ладонщикова «В октябре».
О с н о в н а я
ч а с т ь :
Рассматривание картины И.
Левитана «Золотая осень».
Хороводный танец «Осенние
листочки».
Прослушивание пьесы П.И.
Чайковского «Осень»
Заключ ительная
ч а с т ь :
Беседа.
И в а н о в а
А . И .
Ж и в а я
э к о л о г и я :
П р о г р а м м а
экологического
образования
13
д о ш кол ь н и ко в .
- М . : Т Ц
Сфера,2009.
декабрь
13
«В зимнем
лесу»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Вводная часть: Беседа «Зима
в лесу».
Основная
часть:
Работа
с
экологической
тропинкой
«Сухое дерево».
Д/и
«Правила
поведения
в
лесу».
Д/и
«Угадай
птицу
п о
голосу»
Заключ ительная
ч а с т ь :
Беседа.
И в а н о в а
А . И .
Ж и в а я
э к о л о г и я :
П р о г р а м м а
экологического
образования
д о ш кол ь н и ко в .
- М . : Т Ц
Сфера,2009.
14
Экскурсия в
зимний
парк
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
В в о д н а я
ч а с т ь :
Рассматривание
репродукции
И.
Шишкина
« И н е й » .
Б е с е д а
п о
репродукции.
Основная часть: Беседа.
Игра «К названному дереву
беги».
Д/и Перелет птиц».
Д/и «Детки с какой ветки».
Заключ ительная
ч а с т ь :
Чтение
стихотворений
С.
Есенина «Пороша».
Метод. материал:
В е р е т е н н и к о в а
С . А .
Ознакомление дошкольников
с
п р и р о д о й .
- М . :
Просвещение, 2001.
15
«Что с
почвой
зимой
происхо-
дит?»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
Вводная
часть:
Игровая
ситуация «Ищем посылку»
Основная часть:
Д/и
«Какие
они,
морские
камни».
Экс п е р и ме н т
« К а м е н ь ,
дерево и почва».
Заключ ительная
ч а с т ь :
14
Беседа.
Метод. Метод. материал:
Горькова
Л.Г.
«Сценарии
занятий
по
экологическому
воспитанию». - М. 2011.
16
«Красави-
ца-зима»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
Вводная
часть:
Игровая
ситуация «В гостях у детей
снеговик».
Основная часть: Составляем
р а с с ка з
о б
е л и .
И г р а -
имитация «Собери шишки».
П/и «Белочка».
Ф и з .
М и н у т к а »
п о
стихотворению
А.
Барто
«Снежная баба»
Заключ ительная
ч а с т ь :
Виртуальная
э кс к у р с и я
«Рисунки на снегу».
Метод. материал:
Тарабарина
Т.И.
Учеба
и
и г р а :
п р и р о д о в е д е н и е .
-Самара,2001.
январь
17
«Снег и его
свойства»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
Вводная
часть:
Загадки
о
снеге.
Основная часть: Беседа «Что
такое снег?»
Д/и «Где снежинки?».
Игры
в
снежки
без
снега.
Рисование
«Рисунок
и з
ваты».
Заключ ительная
ч а с т ь :
Беседа «Пришла зима».
Метод. материал:
М о л о д о в а
Л . П .
Экологичекие праздники для
детей. -Минск: Асар,2007.
18
«Как звери
в лесу
зимуют»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
Вводная
часть:
Б е с е д а
«Встреча с Лесовичком».
Основная часть: Кукольный
театр.
Физ.
минутка
«Прогулка
в
лесу».
Д/и «Чудесный мешочек»,
«Сложи открытку».
15
Заключ ительная
ч а с т ь :
Пословицы о природе.
Метод. материал:
Егупова
Е.А.
«Изучаю
мир
вокруг». - М.: Эксмо, 2013.
19
«Жизнь
птиц
зимой»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
Вводная часть: Беседа.
Основная
часть:
Чтение
рассказа «Проказы старухи-
зимы».
Д/и
«Поломанные
слова».
П/и
«Кого,
чем
угостим».
Заключ ительная
ч а с т ь :
Изготовление кормушек для
птиц.
Метод. материал:
Рыжова
Н.А.
Сказки
и
экологическое образование. -
М.: Мозаика-Синтез,1995.
20
«Рассмат-
ривание
веток
деревьев»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
Физическое
развитие
развитие
Вводная
часть:
Игровая
ситуация «Встреча с зайкой-
любознайкой».
Основная
часть:
Бе седа.
Рисование «Лучики солнца».
П/и «Зайка».
Заключ ительная
ч а с т ь :
Беседа
Метод. материал:
Воронкевич
О.А.
Добро
пожаловать
в
экологию.
-
СПб: Детство-Пресс,2002.
февраль
21
«Зимние
явления в
неживой
природе»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
Вводная
часть:
Встреча
со
снеговиком.
Основная
часть:
Беседа
о
с во й с т ва х
с н е г а .
И г р а
«Снежинки»
Заключ ительная
ч а с т ь :
Лепка «Снеговик».
Метод. материал:
В е р е т е н н и к о в а
С . А .
Ознакомление дошкольников
с природой.
-М.: Просвещение,2001.
22
«Хорошо ли
аквариумны
Речевое развитие
Познавательное
Вводная часть: Отгадывание
загадок.
16
м рыбкам в
аквариуме
зимой?»
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
Основная часть: Беседа «Что
такое аквариум?».
Д/и «Где спряталась рыбка?»
Заключ ительная
ч а с т ь :
Кормление рыбок.
Метод. материал:
Буковская
Г.В.
Игры
по
формированию
экологической
культуры
старших
дошкольников
М.:
Эксмо,2013
23
«Что мы
сажаем в
землю?
Посадка
лука»
«Речевое
развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
Вводная часть: Отгадывание
загадок.
Основная
часть:
Беседа
о
луке
Заключ ительная
ч а с т ь :
Мини-про ект
« П о с а д ка
лука»
Метод. материал:
Киреева Л.Г. Формирование
экологической
культуры
дошкольников:
планирование,
конспекты
занятий.
- Волгоград,2008.
24
«Зимушка-
зима»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Вводная
часть:
Ч т е н и е
стихотворений о зиме.
Основная
часть:
Беседа
о
зиме.
Д/и «Где снежинки»
Заключ ительная
ч а с т ь :
Р и с о в а н и е
у з о р о в
н а
кокошниках.
Метод. материал:
Горькова
Л.Г.
«Сценарии
занятий
по
экологическому
воспитанию». - М.,2011.
17
март
25
«Комнатные
растения»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
Вводная
часть:
Игровая
с и т у а ц и я
« В с т р е ч а
с
бабушкой Федорой».
Основная
часть:
Беседа
о
строении растений.
Д/и «Назови растение».
Заключ ительная
ч а с т ь :
Беседа
Метод. материал:
И в а н о в а
А . И .
Ж и в а я
э к о л о г и я :
П р о г р а м м а
экологического
образования
дошкольников. –
М.: ТЦ Сфера 2009.
26
«Посев
семян
помидоров»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
Вводная
часть:
Загадки
о
помидорах.
Основная часть: Беседа.
Д/и «Вершки-корешки».
Заключ ительная
ч а с т ь :
Мини-проект
«Посев
семян
помидоров».
Метод. материал:
Тарабарина
Т.И.
Учеба
и
игра
-
природоведение.-
Самара,2001.
27
«Дикие и
домашние
животные»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
В в о д н а я
ч а с т ь :
Рассматривание
иллюстраций
с
дикими
и
домашними животными.
Основная часть: Беседа. Д/и
« К а к и х
ж и в о т н ы х
т ы
знаешь?».
П/и
«Догони
животных».
Заключ ительная
ч а с т ь :
Лепка животных.
Метод. материал:
Егупова
Е.А.
«Изучаю
мир
вокруг», 2009.
28
«Кто в
домике у
нас живет?»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Вводная часть: Отгадывание
загадок.
Основная
часть:
Беседа
о
домашних животных.
П / и
« Х о д и т
В а с ь к а
беленький».
18
Теремок-инсценирование
сказки-кукольный театр.
Заключ ительная
ч а с т ь :
Рисование животных.
М о л о д о в а
Л . П .
Экологические
праздники
для детей.-Минск:Асар,2007.
апрель
29
«В гости к
нам пришла
Весна»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
Вводная часть:
Прослушивание
музыкального
фрагмента
« В е с н а »
А .
В и в а л ь д и .
Рассматривание гербария.
Основная часть: Беседа.
Д/и «Времена года»
Заключ ительная
ч а с т ь :
Беседа.
Хоровод
«Шире
круг»
Рыжова
Н.А.
Сказки
и
экологическое
образование.
М.: Мозаика-Синтез,1995.
30
«Тайны
Космоса,
звезд,
Вселенной»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
В в о д н а я
ч а с т ь :
Мультимедийная
презентация о планетах.
Основная
часть:
Бе седа
«Космос».
Д/и
«Расположи
планеты правильно»
Заключ ительная
ч а с т ь :
Аппликация
« Ко с м о с » .
Виртуальная
экскурсия
в
м у з е й
к о с м о н а в т и к и
«Ракета» (г.о. Самара)
Воронкевич
О.А.
Добро
пожаловать
в
экологию.
-СПб: Детство-Пресс,2002.
31
«Мир
насекомых»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
Вводная часть: Наблюдение
за
насекомыми.
Чтение
фрагментов
сказки
Мамина
Сибиряка
«История
одной
Козявочки».
Основная часть:
Беседа
«Что
мы
видим
вокруг?».
Игра «Деревья и червяки»
Загадки про насекомых.
19
Заключ ительная
ч а с т ь :
Творческая работа.
Метод. материал:
И в а н о в а
А . И .
Ж и в а я
э к о л о г и я :
П р о г р а м м а
экологического
образования
дошкольников.
-
М.:
ТЦ
Сфера,2009.
32
«Одуванчик
»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
Вводная часть: Наблюдение.
Основная
часть:
Бе седа.
Чтение
стихотворения
Е.
Серовой «Одуванчик».
Заключ ительная
ч а с т ь :
С о с т а в л е н и е
р а с с к а з а
«Путешествие семечки».
Метод. материал:
Киреева Л.Г. Формирование
экологической
культуры
дошкольников:
планирование,
конспекты
занятий. -Волгоград,2008
май
33
«Природа и
люди»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Вводная часть: Беседа
О с н о в н а я
ч а с т ь :
Рассматривание
картины
« Б е р е з о в а я
р о щ а » .
А .
Куинджи. Беседа.
Заключ ительная
ч а с т ь :
Беседа.
Метод. материал:
Егупова
Е.А.
«Изучаю
мир
вокруг». М.: Эксмо, 2013
34
«Весна-
красна»
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Вводная
часть:
Ч т е н и е
рассказов «Приметы весны».
Основная
часть:
Загадки.
Б е с е д а .
П ь е с а
П . И .
Чайковского «Май».
Заключ ительная
ч а с т ь :
Рисование
коллективной
картины «Весна»
Метод. материал:
Горькова
Л.Г.
«Сценарии
занятий
по
экологическому
воспитанию», 2011.
35
«Солнечные
Речевое развитие
Вводная
часть:
Загадки
о
20
лучики»
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
солнце.
Основная
часть:
Беседа
о
солнце.
П/и «Солнечные лучики».
Заключ ительная
ч а с т ь :
Чтение
стихотворения
Я.
Акима «Песенка в лесу»
В е р е т е н н и к о в а
С . А .
Ознакомление дошкольников
с
п р и р о д о й .
- М . :
Просвещение, 2001.
Список использованной литературы:
1.
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.:
Просвещение, 2001.
2.
Виноградова
Н.Ф.
Дошкольникам
о
родной
стране.
-
М.:
Просвещение, 2009.
3.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. - СПб: Детство-
Пресс,2002.
4.
Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М,
2011.
5.
Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. - М., 2010.
6.
Дрязгунова
В.А.
Дидактические
игры
для
ознакомления
дошкольников с растениями. - М.,2005.
7.
Егупова Е.А. Изучаю мир вокруг. - М.: Эксмо, 2013.
8.
Иванова
А.И.
Живая
экология:
Программа
экологического
образования дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2009.
9.
Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников:
планирование, конспекты занятий. Волгоград,2008.
10. Лапшина
Г.А.
Фольклорно-экологические
занятия
с
детьми.
-М.,
2008.
11. Молодова
Л.П.
Экологические
праздники
для
детей.
Минск:
Асар,2007.
21
12. Рыжова
Н.А.
Сказки
и
экологическое
образование.
М.:
Мозаика-
Синтез,1995.
13. Тарабарина Т.И. И Учеба и игра: природоведение. Самара, 2001.
14. Саморукова П.Г. Как знакомить с природой. М.: Просвещение, 1980.
15. Теплюк С.Н. Занятие на прогулке с детьми.- М.: Мозаика-Синтез,
2005.
22