Напоминание

"Наш мир -дом, мы в нем живем"


Автор: Чаденкова Юлия Леонтьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 180
Населённый пункт: Город Самара
Наименование материала: Авторская программа
Тема: "Наш мир -дом, мы в нем живем"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Наш мир – дом, мы в нём живём»

Пояснительная записка

Программа «Наш мир – дом, мы в нём живём» является авторской

программой

предметно-исследовательской

направленности,

созданной

на

основе

методических

пособий:

Н.Е.

Вераксы,

Т.С.

Комаровой,

М.А.

Васильевой «Программа дошкольного образования «От рождения до школы»,

Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа».

Программа «Наш мир – дом, мы в нём живём» по дополнительному

образованию

рассчитана

на

1

год

(старший

дошкольный

возраст).

Для

успешного

освоения

программы

дошкольники

организовываются

по

подгруппам. Программа «Наш мир – дом, мы в нём живём» рассчитана на

детей 5–6 лет. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю, с

сентября по май. Продолжительность – не более 25 минут.

Цель программы:

Развитие

интегративных

качеств

дошкольников

в

процессе

познания

явлений окружающего мира.

Основные задачи программы

Формировать:

- умения и навыки проектной деятельности, связанной с познанием

природы.

Развивать:

-интерес к природе;

-творческие способности;

-активность в экологических играх;

-познавательно-исследовательскую деятельность.

Воспитывать:

2

-желание участвовать в жизни, в мероприятиях, связанных с познанием

природы;

- созидательное отношение к природе.

-содействовать

желанию

принимать

участие

в

экологических

мероприятиях.

Выбор

части

программы «Наш

мир

дом,

мы

в

нём

живём»,

формируемой

участниками

образовательного

процесса,

обусловлен

проблемой экологического воспитания дошкольников. Программа выполнена

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом дошкольного образования.

Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного

материала у детей 5-6 лет:

- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей нас природе;

-

формировать

оценочное

суждение,

в

котором

проявляется

наблюдательность ребёнка, критичность мышления, интерес к миру природы.

- формировать представление о связях и зависимости, существующие в

природе, выстраивать экологические цепочки, пользоваться обобщающимися

словами.

-

развивать

творческую

инициативу,

логическое

мышление,

воображение.

Формы

образовательной

деятельности

детей

в

процессе

реализации

программы:

беседа,

наблюдение,

игра,

кружковая

работа,

проектная

деятельность,

досуги,

экскурсии,

праздники,

концерты

с

привлечением

родителей.

Реализация

программы

««Наш

мир

дом,

мы

в

нём

живём»,

осуществляется в:

- НОД, (в соответствии с вариативной частью учебного плана);

- в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе

режимных моментов;

- самостоятельной деятельности детей;

3

- совместной деятельности с семьей.

НОД

проводится

1

раз

в

неделю

во

второй

половине

дня

через

кружковую работу.

В программе осуществляется интеграция содержания образовательных

областей:

«Познавательное развитие»:

- формировать целостную картины мира и расширение кругозора в части

представлений о природе;

-

развивать

способы

исследовательской

деятельности,

связанной

с

изучением природы.

«Социально-коммуникативное развитие»:

-

развивать

свободное

общение

со

взрослыми

и

детьми

в

части

формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе,

семье, природе;

-

развивать

свободное

общение

со

взрослыми

и

детьми

по

поводу

прочитанных произведений, просмотренных видеофильмах о природе;

-

развивать

умения

выполнять

сложные

действия

под

руководством

педагога, а также самостоятельно.

-

Вырабатывать

желание

трудиться

для

достижения

желаемого

результата на благо природы;

- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в

семье и обществе, а также безопасности окружающего мира;

- развивать умения следить за своей осанкой во время прослушивания

экологических сказок;

развивать мелкую моторику при изготовлении поделок из природных

материалов.

Речевое развитие:

- обогащать активный словарь;

-

развивать

связную,

грамматически

правильную

диалогическую

и

монологическую речь;

4

-

развивать

понимание

на

слух

текстов

различных

жанров

детской

литературы о природе и экологических сказок.

«Физическое развитие»:

- развивать игровую деятельность в части подвижных игр;

- развивать двигательную активность в организации экологических игр и

хороводов.

«Художественно-эстетическое развитие»:

-использовать

музыкальные

произведения

э кол о ги ч е с ко й

направленности,

как

средства

обогащения

образовательного

процесса,

усиления эмоционального восприятия художественных произведений;

- развивать умения слушать музыку, различать характер, настроение

музыки;

- изготавливать поделки из природного материала;

-

использовать

художественные

произведения

для

формирования

представлений о природе.

Формы

образовательной

деятельности

детей

непосредственно

образовательная деятельность (НОД).

Задачи:

-воспитывать

желание

участвовать

в

мероприятиях,

связанных

с

познанием природы;

-формировать экологическую воспитанность дошкольников;

-воспитывать заботливое отношение к природе путем систематического

общения с окружающим миром;

-формировать умения и навыки проектной деятельности, связанной с

познанием природы;

Методы, в основе которых лежит способ организации непосредственно

образовательной деятельности:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ т.д.),

наглядный (показ иллюстраций, наблюдение).

5

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и

др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный

дети

воспринимают

и

усваивают

готовую информацию;

репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и

освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение

поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей

на непосредственно образовательной деятельности:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися,

индивидуально-фронтальный

чередование

индивидуальных

и

фронтальных форм работы,

групповой – организация работы в группах,

индивидуальный

индивидуальное

выполнение

заданий,

решение

проблем,

Приёмы работы по реализации ДОП:

-чтение;

- наблюдение;

- беседа;

- экскурсии;

- праздники с привлечением родителей;

- создание мини-проектов;

Образовательная

деятельность,

осуществляемая

в

ходе

режимных

моментов, позволяет решить следующие задачи:

-

воспитывать

у

детей

созидательное

отношение

к

природе

и

эмоционально откликаться на неё;

6

-

развивать

активность

в

экологических

индивидуальных

играх

и

совместных со сверстниками играх.

Формы работы с родителями экологической направленности:

1. Экологическая информация. Наш опыт работы показал, что наиболее

значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

-

данные

об

экологической

ситуации

в

нашем

городе,

микрорайоне

детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;

- информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества

окружающей среды;

-

правила

поведения

в

экстремальных

условиях

(неблагоприятные

экологические ситуации, катастрофы);

- экология жилища;

- выращивание экологически безопасного урожая;

- комнатные, лекарственные, пищевые растения;

- выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на

природе;

- домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;

- развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;

- информация самого ребенка о занятиях в детском саду.

Экологическую

информацию

взрослые

получают

на

родительских

собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения живого

уголка, территории детского сада и пр.

2. Совместная деятельность с детьми:

Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет

родителей

интересоваться

различными

вопросами

естествознания

и

экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы.

Формы совместной деятельности:

- участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

7

- совместный уход за животными, растениями: активное привлечение

детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их

жизнь и здоровье.

-

оформление

экологического

уголка:

сбор

коллекций

природных

материалов, марок, открыток, календарей, значков, экспонатов для музея

природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его

интересы.

-

выставки

совместных

рисунков,

макетов,

поделок

из

бросового

материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя

семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»);

-помощь в оборудовании уголка природы;

-

природоохранные

акции

(уборка

территории

детского

сада,

парка,

дома, посадка деревьев, оформление кормушек).

Целевые ориентиры:

В результате обучения по данной программе предполагается выявление

и осознание ребенком своих способностей, формирование представлений о

временах

года,

правилах

бережного

отношения

к

природе,

способов

самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного

воображения,

мелкой

моторики

рук

и

глазомера

художественного

вкуса,

творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда,

улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков

работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы:

– выставки детских работ в детском саду;

– составление альбома лучших работ;

– участие в районных конкурсах исследовательской направленности;

– презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

– творческий отчет воспитателя на педсовете.

8

Тематическое планирование по программе

«Наш мир – дом, мы в нём живём»

Месяц

п/

п

Тема

Интеграция

образовательных

областей

Развернутое содержание

Сентябрь

1

«Осень

золотая»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Вводная

часть:

Б е с е д а

«Приметы осени».

Основная

часть:

Чтение

р а с с к а з а

« О с е н ь »

И .

Соколова-Микитова

Составление

рассказа

про

осень. Загадки про осень.

П/и «Улетают- не улетают».

Заключительная часть:

Прослушивание муз. Пьесы

« С е н т я б р ь »

П . И .

Чайковского.

Обобщающая беседа.

Метод. материал:

Егупова Е.А. «Изучаю мир

вокруг». – М.: Эксмо, 2013.

2

«Животный

мир»

«Речевое

развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Вводная

часть:

Б е с е д а

«Животные осенью».

Основная часть: Загадки про

животных.

Д/и «Кто, что ест».

Д/и «Найди и назови маму».

Заключ ительная

ч а с т ь :

Беседа.

Метод. материал:

Горькова

Л.Г.

«Сценарии

занятий

по

экологическому

воспитанию». М., 2011.

3

«Во саду

ли, в

огороде»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

Вводная

часть:

Беседа

о

дарах осени.

Основная

часть:

Чтение

рассказа

В.Г.

Короленко

«Поздняя

осень».

Загадки

про овощи, грибы и фрукты.

Физ. минутка «По грибы, по

9

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

ягоды».

Беседа

о

плодах

и

семенах. Рассматривание их.

П/и «Ветерок».

Заключительная часть:

Песня «Урожайная» (Муз. Р.

Г у ц а л ю к а ,

С л .

Н .

Соловьевой)

Метод. материал:

В е р е т е н н и к о в а

С . А .

Ознакомление дошкольников

с

п р и р о д о й .

-

М . :

Просвещение, 2001.

4

«Свет,

тепло,

воздух»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Вводная часть: Обсуждение

сказки

К.И.

Чуковского

«Краденое солнце».

О с н о в н а я

ч а с т ь :

Э кс п е р и м е н т

« П о ч е м у

предметы

теплые».

Физ.

минутка

«Животные

севера

и юга».

Э кс п е р и м е н т

« П о й м а й

воздух».

Заключ ительная

ч а с т ь :

Беседа.

Методический материал:

Киреева Л.Г. Формирование

экологической

культуры

дошкольников:

планирование,

конспекты

занятий.-Волгоград, 2008.

10

октябрь

5

«Наблюден

ие за

ветром»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Вводная

часть:

Ч т е н и е

стихотворения

Я.

Акима

«Ветер».

Основная

часть:

Беседа

о

флюгере.

П/и «Ветерок уносит».

Д / и

« К а к о й

в е т е р » .

Наблюдение за ветром.

Заключ ительная

ч а с т ь :

Рисование «Какой ветер».

Буковская

Г.В.

Игры

по

формированию

экологической

культуры

старших дошкольников. М.:

Владос, 2004.

6

«Путешеств

ие в мир

лекарственн

ых

растений»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Вводная

часть:

Игровая

ситуация «В гостях у детей

колобок».

Основная

часть:

Чтение

с т и х о т в о р е н и я

« Ч т о

растет?».

Д/и «Назови и расскажи».

П/и «Одуванчики».

Д/и «Угадай лекарственное

р а с т е н и е

С а м а р с к о й

области».

Заключ ительная

ч а с т ь :

Беседа.

Метод. материал:

Егупова

Е.А.

«Изучаю

мир

вокруг.– М.: Эксмо, 2013

7

Краски

осени.

Экскурсия в

лес, парк и

заповедник

«Речевое

развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Вводная

часть:

Б е с е д а

« К а ко г о

ц в е т а

л и с т ь я

деревьев?»

Основная часть:

Виртуальная

экскурсия

в

заповедник

« С а ма р с ка я

Лука.

Д/и

«Как

вести

себя

в

заповеднике

С а м а р с ка я

Лука».

П/и

«Разведчики

л е с а».

Наблюдение.

Заключ ительная

ч а с т ь :

11

Беседа.

Метод. материал:

И в а н о в а

А . И .

Ж и в а я

э к о л о г и я :

П р о г р а м м а

экологического

образования

дошкольников.

-М.:

ТЦ

Сфера,2009.

8

Зарождение

земледелия

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Вводная часть: Беседа.

Основная

часть:

Чтение

сказки

«Как

посадил

дед

р е п к у » .

Ф и з .

м и н у т к а

«Огородная - хороводная».

Д/и «Как есть овощи».

Д/и «Как возник огород?».

Заключ ительная

ч а с т ь :

Рисование «Мой огород».

Метод. Материал:

Рыжова

Н.А.

Сказки

и

экологическое

образование.

М.:Мозаика-Синтез,1995.

Коломина

Н.В.

Воспитание

о с н о в

э к о л о г и ч е с к о й

культуры

в

детском

саду:

Сценарии

занятий.

М . :

Сфера, 2004

ноябрь

9

«Подготовк

а диких

животных к

зиме»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

В в о д н а я

ч а с т ь :

И г р а

«Маленькая птичка»

О с н о в н а я

ч а с т ь :

Пальчиковая

гимнастика

«Животные».

Прослушивание пьесы П.И.

Чайковского «Ноябрь».

Д/и «Угадай гриб».

П/ и «Зайцы».

Заключ ительная

ч а с т ь :

Беседа.

Тарабарина Т.И. И Учеба и

игра:

п р и р од о в ед е н и е . -

Самара,2001.

12

10

«Вода»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Вводная часть: Загадки.

Основная часть:

Опыты

«Вода

не

имеет

вкуса, запаха, цвета».

Эксперимент

« Ц в е т н о е

молоко».

П/и «Мы- капельки»

Заключ ительная

ч а с т ь :

Рисование «Водное царство»

Воронкевич

О.А.

Добро

пожаловать

в

экологию.-

СПб:Детство-Пресс,2002.

11

«Где

прячется

воздух?»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Вводная

часть:

Игровая

ситуация «Незнайка в гостях

у детей».

Основная часть:

Эксперимент

«Есть

л и

воздух в стакане».

Игровое упражнение «Буря в

стакане».

Заключ ительная

ч а с т ь :

Беседа.

Метод. материал:

Киреева Л.Г. Формирование

экологической

культуры

дошкольников:

планирование,

конспекты

занятий. -Волгоград,2008.

12

«Очей

очарованье

…»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Вводная

часть:

Ч т е н и е

стихотворения

об

осени

Г.

Ладонщикова «В октябре».

О с н о в н а я

ч а с т ь :

Рассматривание картины И.

Левитана «Золотая осень».

Хороводный танец «Осенние

листочки».

Прослушивание пьесы П.И.

Чайковского «Осень»

Заключ ительная

ч а с т ь :

Беседа.

И в а н о в а

А . И .

Ж и в а я

э к о л о г и я :

П р о г р а м м а

экологического

образования

13

д о ш кол ь н и ко в .

- М . : Т Ц

Сфера,2009.

декабрь

13

«В зимнем

лесу»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Вводная часть: Беседа «Зима

в лесу».

Основная

часть:

Работа

с

экологической

тропинкой

«Сухое дерево».

Д/и

«Правила

поведения

в

лесу».

Д/и

«Угадай

птицу

п о

голосу»

Заключ ительная

ч а с т ь :

Беседа.

И в а н о в а

А . И .

Ж и в а я

э к о л о г и я :

П р о г р а м м а

экологического

образования

д о ш кол ь н и ко в .

- М . : Т Ц

Сфера,2009.

14

Экскурсия в

зимний

парк

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое

развитие

В в о д н а я

ч а с т ь :

Рассматривание

репродукции

И.

Шишкина

« И н е й » .

Б е с е д а

п о

репродукции.

Основная часть: Беседа.

Игра «К названному дереву

беги».

Д/и Перелет птиц».

Д/и «Детки с какой ветки».

Заключ ительная

ч а с т ь :

Чтение

стихотворений

С.

Есенина «Пороша».

Метод. материал:

В е р е т е н н и к о в а

С . А .

Ознакомление дошкольников

с

п р и р о д о й .

- М . :

Просвещение, 2001.

15

«Что с

почвой

зимой

происхо-

дит?»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

Вводная

часть:

Игровая

ситуация «Ищем посылку»

Основная часть:

Д/и

«Какие

они,

морские

камни».

Экс п е р и ме н т

« К а м е н ь ,

дерево и почва».

Заключ ительная

ч а с т ь :

14

Беседа.

Метод. Метод. материал:

Горькова

Л.Г.

«Сценарии

занятий

по

экологическому

воспитанию». - М. 2011.

16

«Красави-

ца-зима»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

Вводная

часть:

Игровая

ситуация «В гостях у детей

снеговик».

Основная часть: Составляем

р а с с ка з

о б

е л и .

И г р а -

имитация «Собери шишки».

П/и «Белочка».

Ф и з .

М и н у т к а »

п о

стихотворению

А.

Барто

«Снежная баба»

Заключ ительная

ч а с т ь :

Виртуальная

э кс к у р с и я

«Рисунки на снегу».

Метод. материал:

Тарабарина

Т.И.

Учеба

и

и г р а :

п р и р о д о в е д е н и е .

-Самара,2001.

январь

17

«Снег и его

свойства»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

Вводная

часть:

Загадки

о

снеге.

Основная часть: Беседа «Что

такое снег?»

Д/и «Где снежинки?».

Игры

в

снежки

без

снега.

Рисование

«Рисунок

и з

ваты».

Заключ ительная

ч а с т ь :

Беседа «Пришла зима».

Метод. материал:

М о л о д о в а

Л . П .

Экологичекие праздники для

детей. -Минск: Асар,2007.

18

«Как звери

в лесу

зимуют»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

Вводная

часть:

Б е с е д а

«Встреча с Лесовичком».

Основная часть: Кукольный

театр.

Физ.

минутка

«Прогулка

в

лесу».

Д/и «Чудесный мешочек»,

«Сложи открытку».

15

Заключ ительная

ч а с т ь :

Пословицы о природе.

Метод. материал:

Егупова

Е.А.

«Изучаю

мир

вокруг». - М.: Эксмо, 2013.

19

«Жизнь

птиц

зимой»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

Вводная часть: Беседа.

Основная

часть:

Чтение

рассказа «Проказы старухи-

зимы».

Д/и

«Поломанные

слова».

П/и

«Кого,

чем

угостим».

Заключ ительная

ч а с т ь :

Изготовление кормушек для

птиц.

Метод. материал:

Рыжова

Н.А.

Сказки

и

экологическое образование. -

М.: Мозаика-Синтез,1995.

20

«Рассмат-

ривание

веток

деревьев»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

Физическое

развитие

развитие

Вводная

часть:

Игровая

ситуация «Встреча с зайкой-

любознайкой».

Основная

часть:

Бе седа.

Рисование «Лучики солнца».

П/и «Зайка».

Заключ ительная

ч а с т ь :

Беседа

Метод. материал:

Воронкевич

О.А.

Добро

пожаловать

в

экологию.

-

СПб: Детство-Пресс,2002.

февраль

21

«Зимние

явления в

неживой

природе»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

Вводная

часть:

Встреча

со

снеговиком.

Основная

часть:

Беседа

о

с во й с т ва х

с н е г а .

И г р а

«Снежинки»

Заключ ительная

ч а с т ь :

Лепка «Снеговик».

Метод. материал:

В е р е т е н н и к о в а

С . А .

Ознакомление дошкольников

с природой.

-М.: Просвещение,2001.

22

«Хорошо ли

аквариумны

Речевое развитие

Познавательное

Вводная часть: Отгадывание

загадок.

16

м рыбкам в

аквариуме

зимой?»

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

Основная часть: Беседа «Что

такое аквариум?».

Д/и «Где спряталась рыбка?»

Заключ ительная

ч а с т ь :

Кормление рыбок.

Метод. материал:

Буковская

Г.В.

Игры

по

формированию

экологической

культуры

старших

дошкольников

М.:

Эксмо,2013

23

«Что мы

сажаем в

землю?

Посадка

лука»

«Речевое

развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

Вводная часть: Отгадывание

загадок.

Основная

часть:

Беседа

о

луке

Заключ ительная

ч а с т ь :

Мини-про ект

« П о с а д ка

лука»

Метод. материал:

Киреева Л.Г. Формирование

экологической

культуры

дошкольников:

планирование,

конспекты

занятий.

- Волгоград,2008.

24

«Зимушка-

зима»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Вводная

часть:

Ч т е н и е

стихотворений о зиме.

Основная

часть:

Беседа

о

зиме.

Д/и «Где снежинки»

Заключ ительная

ч а с т ь :

Р и с о в а н и е

у з о р о в

н а

кокошниках.

Метод. материал:

Горькова

Л.Г.

«Сценарии

занятий

по

экологическому

воспитанию». - М.,2011.

17

март

25

«Комнатные

растения»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

Вводная

часть:

Игровая

с и т у а ц и я

« В с т р е ч а

с

бабушкой Федорой».

Основная

часть:

Беседа

о

строении растений.

Д/и «Назови растение».

Заключ ительная

ч а с т ь :

Беседа

Метод. материал:

И в а н о в а

А . И .

Ж и в а я

э к о л о г и я :

П р о г р а м м а

экологического

образования

дошкольников. –

М.: ТЦ Сфера 2009.

26

«Посев

семян

помидоров»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

Вводная

часть:

Загадки

о

помидорах.

Основная часть: Беседа.

Д/и «Вершки-корешки».

Заключ ительная

ч а с т ь :

Мини-проект

«Посев

семян

помидоров».

Метод. материал:

Тарабарина

Т.И.

Учеба

и

игра

-

природоведение.-

Самара,2001.

27

«Дикие и

домашние

животные»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

В в о д н а я

ч а с т ь :

Рассматривание

иллюстраций

с

дикими

и

домашними животными.

Основная часть: Беседа. Д/и

« К а к и х

ж и в о т н ы х

т ы

знаешь?».

П/и

«Догони

животных».

Заключ ительная

ч а с т ь :

Лепка животных.

Метод. материал:

Егупова

Е.А.

«Изучаю

мир

вокруг», 2009.

28

«Кто в

домике у

нас живет?»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Вводная часть: Отгадывание

загадок.

Основная

часть:

Беседа

о

домашних животных.

П / и

« Х о д и т

В а с ь к а

беленький».

18

Теремок-инсценирование

сказки-кукольный театр.

Заключ ительная

ч а с т ь :

Рисование животных.

М о л о д о в а

Л . П .

Экологические

праздники

для детей.-Минск:Асар,2007.

апрель

29

«В гости к

нам пришла

Весна»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

Вводная часть:

Прослушивание

музыкального

фрагмента

« В е с н а »

А .

В и в а л ь д и .

Рассматривание гербария.

Основная часть: Беседа.

Д/и «Времена года»

Заключ ительная

ч а с т ь :

Беседа.

Хоровод

«Шире

круг»

Рыжова

Н.А.

Сказки

и

экологическое

образование.

М.: Мозаика-Синтез,1995.

30

«Тайны

Космоса,

звезд,

Вселенной»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

В в о д н а я

ч а с т ь :

Мультимедийная

презентация о планетах.

Основная

часть:

Бе седа

«Космос».

Д/и

«Расположи

планеты правильно»

Заключ ительная

ч а с т ь :

Аппликация

« Ко с м о с » .

Виртуальная

экскурсия

в

м у з е й

к о с м о н а в т и к и

«Ракета» (г.о. Самара)

Воронкевич

О.А.

Добро

пожаловать

в

экологию.

-СПб: Детство-Пресс,2002.

31

«Мир

насекомых»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

Вводная часть: Наблюдение

за

насекомыми.

Чтение

фрагментов

сказки

Мамина

Сибиряка

«История

одной

Козявочки».

Основная часть:

Беседа

«Что

мы

видим

вокруг?».

Игра «Деревья и червяки»

Загадки про насекомых.

19

Заключ ительная

ч а с т ь :

Творческая работа.

Метод. материал:

И в а н о в а

А . И .

Ж и в а я

э к о л о г и я :

П р о г р а м м а

экологического

образования

дошкольников.

-

М.:

ТЦ

Сфера,2009.

32

«Одуванчик

»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

Вводная часть: Наблюдение.

Основная

часть:

Бе седа.

Чтение

стихотворения

Е.

Серовой «Одуванчик».

Заключ ительная

ч а с т ь :

С о с т а в л е н и е

р а с с к а з а

«Путешествие семечки».

Метод. материал:

Киреева Л.Г. Формирование

экологической

культуры

дошкольников:

планирование,

конспекты

занятий. -Волгоград,2008

май

33

«Природа и

люди»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Вводная часть: Беседа

О с н о в н а я

ч а с т ь :

Рассматривание

картины

« Б е р е з о в а я

р о щ а » .

А .

Куинджи. Беседа.

Заключ ительная

ч а с т ь :

Беседа.

Метод. материал:

Егупова

Е.А.

«Изучаю

мир

вокруг». М.: Эксмо, 2013

34

«Весна-

красна»

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Вводная

часть:

Ч т е н и е

рассказов «Приметы весны».

Основная

часть:

Загадки.

Б е с е д а .

П ь е с а

П . И .

Чайковского «Май».

Заключ ительная

ч а с т ь :

Рисование

коллективной

картины «Весна»

Метод. материал:

Горькова

Л.Г.

«Сценарии

занятий

по

экологическому

воспитанию», 2011.

35

«Солнечные

Речевое развитие

Вводная

часть:

Загадки

о

20

лучики»

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

солнце.

Основная

часть:

Беседа

о

солнце.

П/и «Солнечные лучики».

Заключ ительная

ч а с т ь :

Чтение

стихотворения

Я.

Акима «Песенка в лесу»

В е р е т е н н и к о в а

С . А .

Ознакомление дошкольников

с

п р и р о д о й .

- М . :

Просвещение, 2001.

Список использованной литературы:

1.

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.:

Просвещение, 2001.

2.

Виноградова

Н.Ф.

Дошкольникам

о

родной

стране.

-

М.:

Просвещение, 2009.

3.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. - СПб: Детство-

Пресс,2002.

4.

Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М,

2011.

5.

Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. - М., 2010.

6.

Дрязгунова

В.А.

Дидактические

игры

для

ознакомления

дошкольников с растениями. - М.,2005.

7.

Егупова Е.А. Изучаю мир вокруг. - М.: Эксмо, 2013.

8.

Иванова

А.И.

Живая

экология:

Программа

экологического

образования дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2009.

9.

Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников:

планирование, конспекты занятий. Волгоград,2008.

10. Лапшина

Г.А.

Фольклорно-экологические

занятия

с

детьми.

-М.,

2008.

11. Молодова

Л.П.

Экологические

праздники

для

детей.

Минск:

Асар,2007.

21

12. Рыжова

Н.А.

Сказки

и

экологическое

образование.

М.:

Мозаика-

Синтез,1995.

13. Тарабарина Т.И. И Учеба и игра: природоведение. Самара, 2001.

14. Саморукова П.Г. Как знакомить с природой. М.: Просвещение, 1980.

15. Теплюк С.Н. Занятие на прогулке с детьми.- М.: Мозаика-Синтез,

2005.

22



В раздел образования