Автор: Чудненко Оксана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Дворец творчества детей и молодежи
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Графомоторные упражнения для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Графомоторные упражнения для работы с
детьми с ограниченными возможностями
здоровья
Методические рекомендации
г. Воронеж - 2016 г.
Чудненко Оксана Владимировна – педагог дополнительного
образования биологического отдела Дворца творчества детей и молодежи
Чудненко О.В. Графомоторные упражнения для работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья – Воронеж: МБУДО ДТДиМ,
2016.
Под редакцией Глущенко
Н.Н.,
замдиректора
по
научно-
исследовательской работе.
В
рекомендациях
предложены
примеры
практических
заданий,
упражнений, которые позволят методически грамотно организовать работу по
формированию
графомоторного
навыка
у
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
включая
детей
с
расстройствами
аутичного
спектра.
Пособие
адресовано
педагогам
дополнительного
образования
и
специалистам реабилитационного профиля.
Рассмотрено и утверждено экспертным советом ДТДиМ «16» декабря
2016 г. Протокол № 3.
© Чудненко О.В., 2016 г
© ДТДиМ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Основные принципы формирования графомоторных навыков……………..5
2. Актуальность и специфика использования графомоторных упражнений у
детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………..6
3. Основные виды графических работ, применяемых на занятиях………..…..8
4.Некоторые примеры графомоторных упражнений………………………….13
5.Особенности применения графомоторных упражнений у детей с
расстройствами аутичного спектра…………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Графомоторный навык – это определенные привычные положения и
движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их
соединения.
Овладение
графомоторным
навыком
представляет
собой
сложный
процесс,
который
предполагает
сформированность
целого
ряда
предпосылок:
зрительно-пространственных
операций,
зрительно-моторной
координации
и
мелкой
моторики.
Несформированность
данного
навыка
может
оказывать
негативное
влияние
на
дальнейшее
усвоение
орфографических
навыков
и
самостоятельную
письменно-речевую
деятельность в целом.
Чтобы получить информацию, дети с ОВЗ чаще всего полагаются на
зрение, а не на слух. Формирование графических навыков у детей с ОВЗ
осуществляется
со
специфическими
трудностями,
обусловленными
интеллектуальными
нарушениями
и
отклонениями
психического
и
физического
развития.
Низкий
уровень
познавательной
активности,
недостаточность
моторных
систем,
замедленность
процесса
переработки
сенсорной
информации,
несовершенство
межанализаторной
интеграции
и
ориентировочной деятельности, а также слабость самоконтроля затрудняют
овладение графическими навыками таких детей. У таких детей отмечаются
значительные
нарушения
моторики
пальцев
рук,
снижение
двигательной
памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз
пальцев
с
одной
руки
на
другую.
Дети
с
ОВЗ,
отличаясь
неточной
координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в
состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения
пределами строки, чертить ровные линии.
Поэтому для развития этих навыков графические упражнения для детей
с
ОВЗ
являются
приоритетными,
они способствуют
формированию
глазомера,
зрительной
памяти;
развитию
воображения,
зрительного
и
кинестетического
восприятия,
зрительно-двигательной
координации,
произвольности,
ритмичности
и
точности
движений;
воспитанию
трудолюбия, усидчивости.
1. Основные принципы формирования графомоторных навыков
Согласно
представлениям
о
психологической
структуре
графической
деятельности,
данный
навык
формируется
в
тесной
зависимости
от
зрительного восприятия, произвольной графической активности и зрительно-
моторной координации (схема).
Формирование
навыков
графомоторики
происходит
на
нескольких
уровнях развития личности: биологическом, психологическом и социальном.
Биологический уровень подразумевает коррекцию недостатков биологической
основы
интеллектуального
развития
–
активизацию
физиологических
процессов в коре больших полушарий. При реализации любой деятельности
нервная система и, в частности, головной мозг активно включается в его
реализацию. И чем более сложная по организации эта деятельность, тем
более сложная она и по мозговой регуляции.
Психологический уровень подразумевает активизацию и коррекцию общего
развития
ребенка,
способствуя
их
интеллектуальному
развитию. При
графомоторной
работе
включаются
психосоматические
стороны
развития
Графическая
деятельность
Графи
ческая
деяте
Зрительное
восприятие
Зрительно-
моторная
координация
Графическая
активность
ребенка,
при
этом происходит
развитие
двигательных
и
познавательных
способностей
детей
с
учетом
их
возрастных
и
психофизиологических
особенностей, а именно:
1. Двигательной области коры головного мозга, отвечающей за:
-
формирование
и
совершенствование
мелкой
моторики
пальцев
рук,
двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами
(твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
- умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер, выполнять игры и
упражнения с ними (обводка, закрашивание предметов, рисование на заранее
заготовленных листах);
- формирование зрительно-моторной координации.
2. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и
слухового восприятия.
3. Координация крупных движений и умения владеть своим телом,
совершенствования двигательных умений и навыков.
5. Ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.
6. Формирования навыков образовательной деятельности: умения слушать,
понимать и выполнять словесные установки педагога.
Социальный уровень подразумевает социальную реабилитацию детей с ОВЗ.
Владение
графомоторикой
(на
любом
уровне)
–
это
чисто
человеческое
умение, которое востребовано и реализуется только в социуме.
2. Актуальность использования графо-моторных упражнений для детей с
ОВЗ.
Применение графомоторных упражнений для детей с ОВЗ является
актуальным, чему и посвящено данное пособие, благодаря:
- возможности их применения в процессе обучение детей с ограниченными
возможностями здоровья с разным уровнем интеллектуального развития.
- высокому коррекционно-развивающему потенциалу упражнений.
- интересу детей к процессу копирования образцов.
Соответственно, целью
данных
рекомендаций
является
расширение
практического
инструментария
педагога
в
работе
над
интенсивным
развитием мелкой моторики детей с ОВЗ.
З а д ач и применения
графомоторных
упражнений
направлены
на
повышение
коррекционного
потенциала
занятий,
путем
формирования
у
детей с ОВЗ перцептивных действий и сенсорных эталонов обобщенных
представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.
Требования
к
о р г а н и з а ц и и
и
п р о в е д е н и ю
г р а ф о -
моторных упражнений:
-систематическое проведение;
- только индивидуальное проведение;
- соблюдение правил рисования;
- поддержание интереса у детей;
- игровая мотивация;
- качество работы ребенка.
Графомоторные упражнения для детей с ОВЗ направлены на:
- совершенствование зрительного и слухового восприятия;
- развитие зрительно-моторной координации;
- формирование плавности, ритмичности и точности движений;
- развитие мелкой моторики и воображения;
- совершенствование лексических и грамматических средств языка и навыков
связной речи.
Содержание, последовательность и объем материала разрабатывается,
модифицируется,
усложняется
или
упрощается
в
зависимости
от
уровня
развития
детей,
степени
их
подготовленности
к
восприятию
данного
материала.
В работе с детьми с ОВЗ используются следующие методы работы:
Словесный (беседа, пояснение) - четкое изложение своего запроса. Например,
«соедини точки красным карандашом» (рис.1) или «сделай штриховку, как на
образце» (рис.3).
Практический
(непосредственная
работа)
-
раскрашивание
цветными
карандашами,
акварелью,
нанесение
пластилина,
салфеточный
декупаж,
оттиск трафаретом, аппликации природным материалом, работа в технике
обрыва, скатывания и т.д. (рис. 2, 4, 6,7).
Чувственно-наглядный – это непосредственное соприкосновение с фактурой
природного
и
искусственного
материала,
с
краской,
сравнение
цветов
с
окружающими предметами и природой, получение различных оттенков – все,
что помогает развитию восприятия (рис. 7, 8, 9).
3. Основные виды графических работ, применяемых на занятиях
Арсенал графических упражнений, предлагаемый для выполнения детям с
ОВЗ - стандартный, соответствует уровню младшей начальной школы.
1. Развитие мелкой мускулатуры пальцев.
Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений (в работе
лучше
использовать
цветные
карандаши,
требующие
нажима
грифеля;
фломастеры и маркеры использовать нежелательно) (рис. 1,3, 6, 7)
2. Зрительный анализ и синтез.
Упражнения на определение правых и левых частей тела (симметричное,
зеркальное отображение части изображения) (рис. 9)
Рис. 1
Рис. 2
Рис.3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Задания
на
ориентировку
в
пространстве
по
отношению
к
предметам
(показать
или
нарисовать
фигуры
слева,
справа,
вверху
или
внизу
от
требуемого предмета) (рис. 5, 9).
Задания
с
условиями
по
выбору
нужных
направлений
(трафареты,
лабиринты) (рис. 1,2, 5, 8).
3. Рисование.
- Занятия по штриховке по контуру, обводка, раскрашивание: «Волшебная
клеточка»,
«Проведи
по
линии»,
«Рисуй
по
точкам»,
«Повтори
узор»
«Дорисуй картинки», «Повтори рисунок», «Обведи и раскрась» (рис.2, 3, 4, 7)
- Срисовывание геометрических фигур (рис. 1, 8).
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры (рис. 5).
- Воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них
(рис. 1-10).
-
Дорисовывание
незаконченных
рисунков,
в
том
числе
по
принципам
симметрии (рис. 9).
Рис. 8
Рис. 9
-
Дополнение
рисунков
с
недостающими
деталями
(даются
законченные
изображения, но с недостающими деталями) (рис. 8).
-
С а м о с т о я т е л ь н о е
рисование простых
рисунков
по
рисунку-образцу
с
последующим
раскрашиванием, штриховкой или
дорисовыванием (рис. 6,7).
-
Задания
на
воспроизведение
фигур и их сочетаний по памяти
(рис. 1, 3, 5).
4.Графическая символика:
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию
предметов (изображение их с помощью символов).
-
Работа
с
трафаретами,
бумагой,
пластилином,
аппликации,
вырезание
ножницами, поэтапное рисование.
-
Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и
точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться
терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения
рук
невозможно
без
того,
чтобы
сосредоточиться
зрительно.
Регулярные
занятия с графическими диктантами развивают у детей с ОВЗ произвольное
внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук,
координацию движений, усидчивость.
- Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для
детей.
Это
игровой
способ
развития
у
ребенка
пространственного
воображения,
мелкой
моторики
пальцев
рук,
координации
движений,
усидчивости
.
В
качестве
примера
«пальчиковых»
упражнений
можно
предложить детям графический диктант «Курочка» (рис. 10)
Вначале диктуем загадку:
Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку,
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов. (Ответ: Курица).
Рис. 10
Диктант: от начальной точки 1 клетка
вверх на уголок вправо, 2 клетки вверх,
1 вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1
вниз, 1 вверх на уголок вправо, 3 вниз, 1
вниз на уголок вправо, 6 вправо, 1 вверх
на
уголок
вправо,
1
вверх
на
уголок
вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз на уголок влево, 1
вправо, 1 вниз на уголок влево, 1 вправо, 1 вниз на уголок влево, 1 вправо, 1
вниз на уголок влево, 1 влево, 1 вниз, 3 вниз на уголок влево, 2 влево, 2 вниз,
1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 3 влево, 1 вверх на
уголок влево, 3 вверх, 1 вверх на уголок влево, 1 влево, 1 вверх, 1 влево,
соединяем в начальной точке.
4.
Некоторые примеры графо-моторных упражнений
«Дорисуй фигурки»
Задание:
в о з ь м и
с и н и й
карандаш и веди по стрелочке
линию,
соединяя
точки.
Для
других
кругов
и с п ол ь зу й
карандаши разного цвета.
Важно:
п р и
в ы п о л н е н и и
задания
безотрывность
от
бумаги,
с
использованием
карандашей разного цвета.
«Рисование по точкам»
Задание:
разными
по
цвету
к а р а н д а ш а м и
с о е д и н и
изображенные
точки,
закрась
получившиеся
рисунки
(домик,
забор, солнышко, облака и т.д.)
цветным карандашом.
Важно:
точность
соединения,
аккуратность закрашивания.
«Салфеточный декупаж»
Задание: возьми и скатай пальцами кусочки салфетки (2*2 см) в шарики.
Проклей
клеем-карандашом
пунктирные
линии
и
приклей
шарики
соответственно их цветам (солнышко – желтый, море – синий, фонтанчик –
голубой). После раскрась рисунок (можно акварелью)
Важно: плотность скатывания кусочков, аккуратность приклеивания
«Раскрашивание
по цветным точкам»
Задание: раскрась элементы рисунка цветным карандашом соответственно
цвету нанесенных на него точек.
Важно: самостоятельно узнавать цвет и подбирать цветные карандаши
«Обвести картинки»
Задание: обведи картинки
Важно: не отрывать карандаш от бумаги
«Раскрашивание по цифрам»
Задание:
раскрась рисунок по цифрам, п
одбери цвет карандаша
соответственно указанному номеру на картинке.
Важно: не заходить за границы
.
5.
Особенности применения графомоторных упражнений у детей с
расстройствами аутичного спектра
Исходя из имеющегося опыта по работе с детьми с РАС, предлагается
использование
некоторых
элементов
поведенческих
программ,
наиболее
приемлемых для занятий графомоторикой в условиях УДО.
1.
Выстраивание первичных отношений с ребенком-аутистом
Здесь необходимо учитывать общее понятие «поведенческий момент». Он
означает
создание
или
построение
удачного
момента
для
осуществления
ребенком
требуемого
от
него
действия
посредством
первоначального
предоставления
ему
простейших
инструкций,
вероятность
выполнения
которых очень высока. За сложной формулировкой следует вполне простое
правило: подходим к ребенку не с теми требованиями, выполнения которых в
настоящий момент хочет педагог, а с требованиями, которые ребенок, скорее
всего, с удовольствием согласится выполнить. Аутичные дети, которые часто
характеризуются не только речевыми расстройствами, но и нарушениями в
координации движений, мелкой моторике и др., затрудняются в выполнении
заданий, и избегают их либо развивают зависимость от подсказок взрослого,
и требуют поддержки руки, либо полностью расслабляют руку, как только
взрослый прекращает давать подсказку.
2.
Установление
зрительного контакта
Не каждый ребенок с РАС может с легкостью установить
зрительный
контакт
с другими людьми. Если педагог знает (из общения с родителями),
что ребенок испытывает сложности в установлении зрительного контакта,
необходимо использовать другие действия, например, помахать рукой или
обняться. Эта техника должна быть индивидуализирована и адаптирована по
потребностям
каждого
ребенка.
Поведение,
которое
является
невероятно
простым для одного ребенка, может представлять серьезные сложности для
другого.
3.
Формирование положительных стимулов
Для некоторых аутичных детей задания на графомоторику являются
дискомфортными (например, у детей с затруднением моторных функций). В
этом случае нельзя допускать, чтобы этот элемент занятий стал для них
аверсивным, неприятным стимулом. В любом случае начало работы над
графомоторными упражнениями должны ассоциироваться у ребенка с чем-то
хорошим:
комплиментом,
похвалой,
рукопожатием
и
т.п.
Похвалу,
как
и
поощрение ребенка, лучше заранее обсудить с родителями. Очень важно
хвалить ребенка за выполнение простых действий. Нужно, чтобы ребенок
чувствовал
себя
хорошо
и
был
доволен
собой
в
тот
момент,
когда
вы
предъявите ему свое истинное требование.
4.
Последовательность действий педагога в работе с ребенком с РАС
Часто педагог, подходя к аутичному ребенку, «выдает» ему целый ряд
требований, ни одно из которых не предполагает занятие интересным для
этого
ребенка
видом
деятельности.
Ребенок
демонстрирует
отказ
от
сотрудничества (вербальный или невербальный), а затем начинается «борьба
за власть», истерики и т.п. Кроме того, педагогу надо знать, что есть негибкие
дети, которые по привычке думают, что вы подходите к ним для того, чтобы
заставить их прекратить выполнять какие-то забавные и занимательные для
них действия. Существует способ предотвратить или разорвать замкнутую
цепь этих событий еще до их возникновения.
Для
этого
педагог
должен
научиться
предоставлять
себе
несколько
секунд
обдумывания
своих
действий,
что
поможет
избежать
ненужных
усилий и разочарования в долгосрочной перспективе, особенно в случае, если
ребенок демонстрирует отказ от сотрудничества и негибкость поведения. Не
каждый обычный ребенок, не говоря уже об аутисте, будет проявлять бурный
восторг
от
предложенного
им
занятия
по
развитию
мелкой
моторики.
• Шаг 1. Постарайтесь оказаться в непосредственной близости от ребенка и
уст ановить
с
ним
зрительный
конт акт,
е сли
это
в о з м ож н о .
•
Шаг
2.
Дождитесь
получения
внимания
со
стороны
ребенка.
• Шаг 3. Предоставьте свое требование, используя четкую и понятную речь
(«Давай рисовать», а не «Если ты не будешь отвлекаться. я дам тебе
к р а с к и
и
т ы
с м о ж е ш ь
р а с к р а с и т ь
э т у
р ы б к у»).
• Шаг 4. Подумайте о том действии, которого вы хотите добиться от ребенка,
как о своей реальной цели. «Оберните» эту цель в несколько «обложек»
прежде, чем озвучить ее.
Таким образом, если, к примеру, вы хотите, чтобы ребенок (назовем его
Олегом)
размял
пластилин
для
дальнейшей
работы,
вы
можете
сказать:
«Посмотри на меня, Олег!» (ребенок переводит на вас взгляд). «Отличный
свитер, дай «пять»!» (Олег «дает пять»). «Молодец! Разомни пластилин»
.
То есть, первоначально ребенку предоставляется несколько простых
требований,
которые
он
с
легкостью
может
выполнить,
если
только
в
прошлом он уже имел неоднократный и успешный опыт их выполнения.
Общая
модель
поведения
педагога
с
такими
детьми
– сначала
простые
требования, потом истинные.
5.Работа над формированием навыков графомоторики
В
работе
над
формированием
графомоторных
навыков
можно
использовать такие упражнения, как раскрашивание (не выходя из границ
рисунков),
имитация
проведения
линий,
проведение
линий
по
пунктиру,
проведение линий между точками, копирование рисунков, добавление линий
в рисунки и т.п.
Для работы с ребенком-аутистом педагогу важно определить конечный
вид реакции ребенка (например, ребенок должен закрасить фигуру не выходя
за контуры), и поощрить те реакции, которые наиболее близки к требуемому
виду. Например, на первом этапе, если ребенок выходит за контуры на 3 см.,
то поощряется такое раскрашивание. Если ребенок вышел за контуры на 2
см., то это раскрашивание поощряется, а предыдущий вид (на 3 см.) не
поощряется. На следующем этапе, если ребенок не выходил за границы
рисунка более чем на 1 см, то такое раскрашивание поощряется, а на 2 см - не
поощряется. И так далее - пока ребенок не научится раскрашивать, не выходя
за контуры.
Использование
такого
метода
может
потребовать
продолжительное
время
обучения
нужной
форме
реакции,
поэтому,
чтобы
ускорить
этот
процесс, при обучении используются подсказки. Чаще всего, это физические
подсказки (направление руки обучающегося).
Также, для того чтобы ребенок выполнял продолжительное действие,
можно использовать счет. Например, начинаем раскрашивать круг с полной
физической подсказкой и вслух считаем "Один, два, три, четыре, пять". На
счет "пять" прекращаем раскрашивать. В дальнейшем сначала уменьшаем
физическое сопровождение руки ребенка, но продолжаем считать. И после
того, как ребенок научился раскрашивать самостоятельно, без физической
помощи - начинаем удалять словесную подсказку.
Аутичный ребенок может затрудняться копировать и перерисовывать
рисунки. Для того чтобы развить этот навык, можно тренировать упражнение
на
имитацию.
Берем
лист
бумаги,
перед
ребенком
кладем
такой
же.
Произносим четко "сделай так" - и проводим одну линию. Ребенок на своем
листе должен провести такую же линию. Если ребенок затрудняется, можно
использовать физическую подсказку. Таким образом, можно обучить ребенка
проводить сначала одиночные линии (горизонтальные или вертикальные),
потом
диагонали,
потом
сочетания
двух
линий,
и
на
последнем
этапе
-
простые фигуры.
В упражнении на соединение точек аутичные дети часто затрудняются
увидеть конечную точку, и довести до нее линию. Для этой цели можно
потренировать отдельное упражнение, в котором ребенок будет соединять
одинаковые
рисунки
линиями
по
линейке.
Ребенок
тактильно
ощущает
связующий предмет и, таким образом, обучается находить две точки, которые
нужно соединить. После этого нужно постепенно увеличивать количество
парных рисунков на листе, чтобы закрепить данный навык.
Проведение линий по пунктиру также может вызывать затруднения у
ребенка, у которого сложности с мелкой моторикой, и сосредоточением.
Прежде всего, важно, чтобы на начальном этапе пунктир был очень заметным
(жирным, с небольшими пробелами), и пунктирная линия была простой и
прямой. Со временем, когда ребенок научится проводить линию по пунктиру
самостоятельно, можно будет постепенно утончать пунктир, а также делать
линию
изогнутой.
Некоторые
дети
затрудняются
проводить
линию,
даже
когда пунктир очень четкий и заметный. В таком случае, можно попробовать
дополнительные способы, которые позволят ребенку опираться не только на
визуальное
восприятие,
но
и
на
тактильные
ощущения.
Можно
сделать
маленькие дырочки на пунктире (проткнуть ручкой), и когда ребенок будет
проводить линии, он будет "ощущать" пунктир.
Графомоторные навыки являются одними из самых функциональных
навыков,
которые
предпочтительно
иметь
аутичному
ребенку
для
более
успешной
инклюзии.
С
другой
стороны,
обучение
ребенка
навыкам
графомоторики не является первоочередной целью. Ребенок должен, прежде
всего, уметь общаться с окружающими, играть, и быть самостоятельным. Но,
если у ребенка есть потенциал (навыки речи, общения) работа над развитием
навыков графомоторики может быть для него полезной и функциональной.