Автор: Дук Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Ладушки"
Населённый пункт: город Качканар, Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Искусственные материалы необходимы"
Раздел: дошкольное образование
Конструкт организации совместной познавательно – исследовательской
деятельности с детьми 5 – 6 лет
Тема: «Искусственные материалы необходимы»
Цель:
Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно –
исследовательскую деятельность.
Задачи:
Развивающие:
Развивать речь, умение высказывать свою точку зрения.
Развивать любознательность, тактильную память, внимание, мышление.
Воспитательные:
Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм
и экспериментам.
Воспитывать познавательный интерес.
Обучающие:
Формировать представления о свойствах современных материалов.
Формировать умение
самостоятельно находить способы решения поставленной
задачи.
Оборудование и материалы:
«Чудесная» коробка, резиновый мячик, пластмассовый кубик, поролоновая губка,
интерактивная
доска,
презентация
«Производство
резины,
пластмассы,
поролона»),
пособие
«Трехэтажный
дом»,
картинки
на
тему
«Предметы
из
резины,
пластмассы,
поролона», воздушные шарики, стаканчики, поролоновые губки, «значки исследователя»
на каждого ребенка, вода в миске, карточка «Свойства предмета», пластика.
Предварительная
работа: игры
с
разнообразными
игрушками,
знакомство
с
пластмассой, резиной, поролоном.
Интеграция
образовательных
областей:
«Социально
–
коммуникативное
развитие»,
«Познавательно
–
речевое
развитие»,
«Художественно
-
эстетическое
развитие», «Физическое развитие».
Виды
детской
деятельности:
игровая,
коммуникативная,
познавательная,
художественно-речевая, двигательная, продуктивная.
Планируемый результат:
Используемые в ходе совместной познавательно – исследовательской деятельности
методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств
ребенка:
- проявляет инициативу и самостоятельность в
игре, общении, познавательно –
исследовательской деятельности.
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли.
-
проявляет
любознательность,
задает
вопросы
взрослым
и
сверстникам,
интере суется
причинно
–
следственными
связями,
склонен
н а бл юд ат ь ,
экспериментировать.
Ход:
Последовательность
Деятельность
педагога
Деятельность детей
Планируемый
результат
Мотивация на
совместную
деятельность
Ребята, вы любите
загадки? Мне
кажется, что у нас в
группе происходит
что – то загадочное,
прислушайтесь! Что
– то где – то
скребется! Давайте
поищем, вдруг
найдем что – нибудь!
Отвечают на
вопросы, проявляют
интерес, желание
включиться в
совместную
деятельность.
Готовность детей к
общению со
взрослым и
совместной
деятельности.
Игровая ситуация,
пробуждающая
интерес детей к
новому знанию.
Актуализация
знаний детей
Включение детей в
целеполагание.
Побуждение к
деятельности.
Эмоциональный
настрой.
Организует диалог:
Ребята, посмотрите,
какая у меня вещь.
Что это?
Какая необычная
коробка. Я
собираюсь ее
исследовать. Хотите,
сделаем это вместе?
Ну что ж, предлагаю
всем прикрепить
значок
исследователя.
Где бы нам лучше
расположиться?
(Усаживаются в
кружок)
Ставит цель
Коробка необычная.
Узнаем, какие
секреты она
скрывает?
Задает вопрос:
Что можно сказать
по ее внешнему
виду?
(предлагает
подержать в руках)
Что можно еще
сказать о ней?
Это «коробка
загадок».
Отвечают на вопрос,
выражают интерес к
новому занятию.
Прикрепляют значки
Отвечают на вопрос:
яркая, необычная,
большая,
разноцветная,
легкая, в ней что – то
гремит.
Передают друг
другу.
Активное и
доброжелательное
взаимодействие с
педагогом и
сверстниками в
решении
познавательных
задач.
Проявление
любознательности,
интереса к
изучению
окружающего мира
.
Умение описать
предмет
.
Проблемный вопрос
Задает вопрос
Я хочу разузнать,
что в ней. Как быть?
Можно открыть
Отвечают на вопрос,
предлагают способы
решения (просунуть
руку в отверстие,
Умение
самостоятельно
находить способы
решения
коробку? Что
делать?
угадать предметы на
ощупь).
поставленной
задачи.
Включение детей в
обследовательскую
деятельность.
Предлагает
обследовать
предметы внутри
коробки.
Расскажи нам что
там, но не называй
предмет, а описывай
его, а мы будем
отгадывать.
Вот тебе карточка –
подсказка.
Форма - ?
Вес - ?
На ощупь - ?
Размер - ?
Рассматривают
карточку, обсуждают
значение символов.
Деятельность детей
под руководством
педагога.
Направляет и
координирует
деятельность
детей:
Просовывай руку…
расскажи нам…
Попробуйте
догадаться…
Подводит итог
деятельности:
Какие разные вещи
хранились в коробке.
Выполняют задание
по очереди,
загадывают
описательную
загадку (этот
предмет маленький,
легкий, круглый,
мягкий – это…
мячик; маленький,
легкий, твердый,
гладкий…. кубик;
маленькая, легкая,
шершавая, по форме
– кирпичик …губка)
Умение описать
предмет.
Новое знание,
расширение
активного словаря.
Проблемный вопрос
Задает вопрос
Интересно, из чего
сделаны эти
предметы? Из какого
материала?
Организует диалог:
мяч сделан из …,
значит он … ,
Кубик сделан из…
значит он …
Губка сделана из…
значит она…
Убирает предметы
в сторону,
подводит к
интерактивной
Дети договаривают:
Резины.
Резиновый.
Пластмассы.
Пластмассовый.
Поролона.
Поролоновая.
Умение
образовывать
прилагательные.
Активное и
доброжелательное
взаимодействие с
педагогом и
Рассказ педагога с
опорой на
наглядность
доске,
задает вопрос
Вы знаете, что
дерево и кожа это
натуральные
материалы, а как вы
думаете, откуда
берут резину,
пластмассу,
поролон?
Рассказывает о
материалах
Показывает
презентации
Эти материалы
производят на
специальных
заводах и называют
искусственными или
синтетическими.
Резину раньше
делали из каучука –
смолы особых
тропических
деревьев, которые у
нас не растут, а
потом ученые
изобрели способ
получения резины из
нефти и теперь его
используют во всех
странах.
Слово «пластмасса»
означает
«пластическая
масса». Различные
вещества
смешиваются в
массу,
напоминающую
пластилин. Из нее на
специальных
станках прессуют
различные формы
(посуду, детали,
игрушки и др.)
Поролона тоже нет в
природе, его
получают
искусственным
путем.
Высказывают
предположения.
Рассматривают
иллюстрации.
Дети делятся
впечатлениями.
Рассматривают
иллюстрации.
Рассматривают
иллюстрации.
сверстниками в
решении
познавательных
задач.
Проявление
любознательности,
интереса к
изучению
окружающего мира
.
Динамическая пауза
Дает творческое
Дети в парах или
Умение работать в
задание
Представьте, что вы
частички различных
веществ, из которых
делают пластмассу.
Когда я скажу
«Пуск» все
частички начинают
перемешиваться, а
когда скажу «стоп» -
все остановятся и
вдвоем, втроем или
все вместе создадут
фигурку а я угадаю,
что это за
пластмассовая
фигурка.
(3 раза)
тройках,
договариваются о
фигурах, выполняют
задание.
парах, соблюдение
правил игры,
эмоциональная
разрядка
Включение детей в
деятельность
Предлагает
иллюстрации для
рассматривания
Рассмотрите
картинки – здесь
изображены
предметы,
сделанные из
резины, пластмассы,
поролона.
Показывает пособие
«Трехэтажный
дом»
Ставит игровую
задачу
Давайте расселим их
по своим этажам:
верхний – поролон,
средний – резина,
нижний –
пластмасса.
Рассматривают
иллюстрации.
Рассматривают
пособие,
раскладывают
карточки на нужные
этажи, поясняют
свой выбор.
Умение выбирать
нужное место, вы-
сказывать свою
точку зрения.
Исследовательская
деятельность детей
под руководством
педагога
Постановка
проблемного
вопроса
Предлагает
провести
эксперименты
А теперь давайте
пройдем в нашу
лабораторию и
исследуем предметы
из резины,
пластмассы и
поролона.
Ставит
проблемный вопрос
Какими свойствами
Подходят к столам.
Проявляют интерес.
Включение детей в
исследовательскую
деятельность
Постановка
проблемного
вопроса
Новое знание,
расширение
активного словаря.
Проблемная
ситуация
Самостоятельная
деятельность детей
Постановка
проблемного
вопроса
Новое знание,
расширение
активного словаря
обладают
искусственные
материалы?
Из чего сделаны
воздушные шарики?
Предлагает
исследовать
Попробуйте надуть
шарик.
Ставит
проблемный вопрос
Почему они
получились разного
размера? (кто – то
сильнее надул, т.е.
вдул больше
воздуха)
Что случится, если
шар не завязать?
(сдуется, воздух
выйдет)
Подводит итог
деятельности
Резина
растягивается и
сжимается, она
упругая, эластичная.
Предлагает
исследовать
Налейте в шарик
воду.
Ставит
проблемный вопрос
Что произошло?
Почему?
Подводит итог
деятельности
Резина не
пропускает воду и
воздух.
Отвечают на вопрос.
Берут шарики,
надувают.
Высказывают
предположения.
Повторяют за
педагогом,
усваивают новые
слова.
Выполняют задание.
Отвечают на вопрос
Высказывают
предположения.
Повторяют за
педагогом,
усваивают новые
слова.
Умение исследовать
предметы,
устанавливать
причинно –
следственные связи.
Исследовательская
деятельность детей
под руководством
педагога
Включение детей в
Предлагает
провести
эксперименты
Исследуем предметы
из пластмассы
Предлагает
Проявляют интерес.
Умение исследовать
предметы,
устанавливать
причинно –
следственные связи
исследовательскую
деятельность
Самостоятельная
деятельность детей
Постановка
проблемного
вопроса
Новое знание,
расширение
активного словаря
исследовать
Наберите воду в
пластмассовый
стаканчик.
Ставит
проблемный вопрос
Что произошло?
Почему?
Подводит итог
деятельности
Пластмасса прочная,
не пропускает воду
Выполняют задание.
Отвечают на вопрос
Высказывают
предположения.
Повторяют за
педагогом,
усваивают новые
слова.
Исследовательская
деятельность детей
под руководством
педагога
Включение детей в
исследовательскую
деятельность
Самостоятельная
деятельность детей
Постановка
проблемного
вопроса
Новое знание,
расширение
активного словаря
Предлагает
провести
эксперименты
Исследуем предметы
из поролона.
Предлагает
исследовать
Опустите губку в
воду.
Ставит
проблемный вопрос
Что произошло?
Почему?
Подводит итог
деятельности
Поролон набирает
воду, размокает,
становится тяжелым,
опускается на дно.
Проявляют интерес.
Выполняют задание.
Отвечают на вопрос
Высказывают
предположения.
Повторяют за
педагогом,
усваивают новые
слова.
Умение исследовать
предметы,
устанавливать
причинно –
следственные связи
Рефлексия
Ну вот, мои юные
исследователи, мы и
узнали секрет
«коробки загадок».
Побуждение речевой
активности
Вам понравилось?
Что мы сегодня
делали? Что новое
узнали? Что было
Дети передают свои
впечатления о
процессе и
результатах
совместной
деятельности.
для вас трудным?
Открытость –
ориентация на
самостоятельную
деятельность детей в
режимных
моментах, семье.
На память о нашей
встрече я подарю
вам волшебный
пластилин, из
которого можно
вылепить самые
настоящие
пластмассовые
фигурки, я вас научу.
Мне было интересно
с вами!
Детям
предоставляется
возможность
использовать
полученные знания в
самостоятельной
деятельности.