Напоминание

" Здороровьесберегающая среда современного дошкольного образовательного учреждения"


Автор: Фарафонтова Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С ОРВ №6 "Сказка" МО " Барышский район"
Населённый пункт: г. Барыш Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: " Здороровьесберегающая среда современного дошкольного образовательного учреждения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОГО

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного

образовательного учреждения является: создание условий для

сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка,

обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание

педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности

каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую

среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.

В нормативных документах, регламентирующих содержание

деятельности дошкольных образовательных учреждений по

здоровьесбережению определены основные правила и нормативы к

организации режима работы, учебной программы в дошкольных

учреждениях:

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая

ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная

среда пребывания и благоприятный режим организации

жизнедеятельности детей.

Климова Т.В. дает следующее определение понятию

«здоровьесберегающая среда». Здоровьесберегающее пространство на

современном этапе рассматривается как комплекс социально-

гигиенических, психолого-педагогических, морaльно-этических,

экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных

системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое

благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в

семье и детском саду [3,с.56].

Условия здоровьесберегающей среды:

-Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.

-Рациональная организация учебного процесса и режима учебной

нагрузки.

-Обеспечение полноценного питания детей в образовательном

учреждении.

-Совершенствование системы физического воспитания.

-Обеспечение психологического комфорта всем участникам

образовательного процесса.

-Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.

-Широкое использование программ образования в сфере здоровья.

-Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных

мероприятий.

-Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного

консультирования, ориентированного на укрепление здоровья

школьников.

-Организация работы по укреплению здоровья учителей.

-Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.

-Проведение мониторинга здоровья.

Проанализировав теоретические данные можно выделить следующие

компоненты здоровьесберегающей среды:

- организационная культура

- социальное окружение и взаимоотношения;

- педагогические технологии;

- духовная среда;

- образовательные и учебные программы;

- информационная среда;

- физическое окружение.

Руководство определяет цели, политику и стратегию, ценности и

приоритеты. Определяющим при этом становится понимание

руководством сохранности здоровья как одного из ключевых звеньев

развития сада, осуществление системно-аналитического подхода к

управлению образовательным процессом в целом и реализации данного

направления в частности. Решающую роль в осуществлении политики

здоровьесбережения играют позиции и уровень компетентности

руководящего аппарата по вопросам сохранения и укрепления здоровья

субъектов образовательного процесса.

Организационная культура детского сада является одним из ведущих

факторов, который может как способствовать, так и препятствовать

укреплению здоровья детей и взрослых. Её основными компонентами

являются:

-особенности устава сада и норм повседневной жизни;

-стиль управления администрации, характер отношений по вертикали;

-психологический климат в педагогическом коллективе, характер

отношений по горизонтали;

-организационно-педагогические условия учебно-воспитательного

процесса;

-внешняя коммуникационная среда и место сада в ней;

-наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры

здоровья и здорового образа жизни.

Социальное окружение и взаимоотношения являются одним из

главных компонентов образовательной среды и условий формирования

здоровьесберегающей среды. От педагога в большей степени зависят

психологический климат в группе, наличие эмоциональных разрядок,

стиль педагогического общения, характер и процедура оценивания,

особенности работы с детьми группы риска, соответствие используемых

методик обучения возрастным и функциональным возможностям

дошкольников, степень ограничения в свободе воспитанников. Немалую

важность имеют личностные особенности педагога, его способность к

психоэмоциональному переключению, состояние его здоровья и

отношение к своему здоровью, готовность педагога к внедрению

здоровьесберегающих технологий.

Образовательные и учебные программы возможно считать

здоровьесберегающими при условии, что:

-они предполагают достижение целей и решение образовательных задач

в сфере здоровьесбережения в той же мере, что и в познавательной,

социальной, эмоциональной;

-они в равной степени направлены на физическое, социальное,

эмоциаональное развитие ребёнка;

-они предполагают постоянство (на протяжении всего периода обучения

ребёнка в детском саду), отсутствие фрагментарности и динамичность в

аспекте здоровьесбережения;

-обязательным компонентом является постоянное развитие

компетентности учителей в сфере здоровьесбережения, методических и

материально-технических ресурсов.

Особое значение в деятельности педагогического коллектива по

созданию здоровьесберегающего пространства придается:

-приоритету в воспитании ребенка общечеловеческих ценностей,

культурных, национальных традиций, этнопсихологических особенностей

населения;

-укреплению связей с семьей, микрорайоном, посёлком, составление

совместных программ с культурно-образовательными, спортивно-

оздоровительными учреждениями посёлка;

-реализации деятельского подхода в формировании ценностного

потенциала личности (посильный общественно-полезный совместный

труд);

-подбору здоровьесберегающих технологий для организации

образовательной деятельности с дошкольниками;

-ориентированности родителей на конструктивные, партнерские

взаимоотношения со специалистами, воспитателями, гармонизация

взаимоотношений в социуме, использование практики социального

партнерства.

Реализация данных направлений направлена на профилактику

негативных проявлений в среде детей, создание условий для адаптации

детей в детском саду и за его пределами, изменение позиции родителей

в рамках совместной деятельности семьи и ДОУ.

Итак, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды

направлены на создание эмоционально - комфортных условий

пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и

социальному благополучию.

Таким образом, к составляющим здоровьесберегающей среды относятся:

организационная культура, социальное окружение и взаимоотношения;

педагогические технологии; духовная среда; образовательные и учебные

программы; информационная среда; физическое окружение.



В раздел образования