Автор: Фарафонтова Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С ОРВ №6 "Сказка" МО " Барышский район"
Населённый пункт: г. Барыш Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: " Здороровьесберегающая среда современного дошкольного образовательного учреждения"
Раздел: дошкольное образование
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного
образовательного учреждения является: создание условий для
сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка,
обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание
педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности
каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую
среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.
В нормативных документах, регламентирующих содержание
деятельности дошкольных образовательных учреждений по
здоровьесбережению определены основные правила и нормативы к
организации режима работы, учебной программы в дошкольных
учреждениях:
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая
ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная
среда пребывания и благоприятный режим организации
жизнедеятельности детей.
Климова Т.В. дает следующее определение понятию
«здоровьесберегающая среда». Здоровьесберегающее пространство на
современном этапе рассматривается как комплекс социально-
гигиенических, психолого-педагогических, морaльно-этических,
экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных
системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое
благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в
семье и детском саду [3,с.56].
Условия здоровьесберегающей среды:
-Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.
-Рациональная организация учебного процесса и режима учебной
нагрузки.
-Обеспечение полноценного питания детей в образовательном
учреждении.
-Совершенствование системы физического воспитания.
-Обеспечение психологического комфорта всем участникам
образовательного процесса.
-Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
-Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
-Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных
мероприятий.
-Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного
консультирования, ориентированного на укрепление здоровья
школьников.
-Организация работы по укреплению здоровья учителей.
-Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
-Проведение мониторинга здоровья.
Проанализировав теоретические данные можно выделить следующие
компоненты здоровьесберегающей среды:
- организационная культура
- социальное окружение и взаимоотношения;
- педагогические технологии;
- духовная среда;
- образовательные и учебные программы;
- информационная среда;
- физическое окружение.
Руководство определяет цели, политику и стратегию, ценности и
приоритеты. Определяющим при этом становится понимание
руководством сохранности здоровья как одного из ключевых звеньев
развития сада, осуществление системно-аналитического подхода к
управлению образовательным процессом в целом и реализации данного
направления в частности. Решающую роль в осуществлении политики
здоровьесбережения играют позиции и уровень компетентности
руководящего аппарата по вопросам сохранения и укрепления здоровья
субъектов образовательного процесса.
Организационная культура детского сада является одним из ведущих
факторов, который может как способствовать, так и препятствовать
укреплению здоровья детей и взрослых. Её основными компонентами
являются:
-особенности устава сада и норм повседневной жизни;
-стиль управления администрации, характер отношений по вертикали;
-психологический климат в педагогическом коллективе, характер
отношений по горизонтали;
-организационно-педагогические условия учебно-воспитательного
процесса;
-внешняя коммуникационная среда и место сада в ней;
-наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры
здоровья и здорового образа жизни.
Социальное окружение и взаимоотношения являются одним из
главных компонентов образовательной среды и условий формирования
здоровьесберегающей среды. От педагога в большей степени зависят
психологический климат в группе, наличие эмоциональных разрядок,
стиль педагогического общения, характер и процедура оценивания,
особенности работы с детьми группы риска, соответствие используемых
методик обучения возрастным и функциональным возможностям
дошкольников, степень ограничения в свободе воспитанников. Немалую
важность имеют личностные особенности педагога, его способность к
психоэмоциональному переключению, состояние его здоровья и
отношение к своему здоровью, готовность педагога к внедрению
здоровьесберегающих технологий.
Образовательные и учебные программы возможно считать
здоровьесберегающими при условии, что:
-они предполагают достижение целей и решение образовательных задач
в сфере здоровьесбережения в той же мере, что и в познавательной,
социальной, эмоциональной;
-они в равной степени направлены на физическое, социальное,
эмоциаональное развитие ребёнка;
-они предполагают постоянство (на протяжении всего периода обучения
ребёнка в детском саду), отсутствие фрагментарности и динамичность в
аспекте здоровьесбережения;
-обязательным компонентом является постоянное развитие
компетентности учителей в сфере здоровьесбережения, методических и
материально-технических ресурсов.
Особое значение в деятельности педагогического коллектива по
созданию здоровьесберегающего пространства придается:
-приоритету в воспитании ребенка общечеловеческих ценностей,
культурных, национальных традиций, этнопсихологических особенностей
населения;
-укреплению связей с семьей, микрорайоном, посёлком, составление
совместных программ с культурно-образовательными, спортивно-
оздоровительными учреждениями посёлка;
-реализации деятельского подхода в формировании ценностного
потенциала личности (посильный общественно-полезный совместный
труд);
-подбору здоровьесберегающих технологий для организации
образовательной деятельности с дошкольниками;
-ориентированности родителей на конструктивные, партнерские
взаимоотношения со специалистами, воспитателями, гармонизация
взаимоотношений в социуме, использование практики социального
партнерства.
Реализация данных направлений направлена на профилактику
негативных проявлений в среде детей, создание условий для адаптации
детей в детском саду и за его пределами, изменение позиции родителей
в рамках совместной деятельности семьи и ДОУ.
Итак, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды
направлены на создание эмоционально - комфортных условий
пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и
социальному благополучию.
Таким образом, к составляющим здоровьесберегающей среды относятся:
организационная культура, социальное окружение и взаимоотношения;
педагогические технологии; духовная среда; образовательные и учебные
программы; информационная среда; физическое окружение.