Автор: Анчугина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Мурманска № 112
Населённый пункт: город Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект НОД в средней группе "Знакомство с творчеством художника-иллюстратора В. Г. Сутеева на примере сказки "Кто сказал: "Мяу"?"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Мурманска № 112
Конспект НОД в средней группе
Знакомство с творчеством
художника-иллюстратора В. Г. Сутеева
на примере сказки
«Кто сказал: «Мяу»?»
Воспитатель: О. Н. Анчугина
2018 г.
Цель:
Познакомить
детей
с
художником-иллюстратором
В.Г.
Сутеевым,
вызвать интерес к его творчеству.
Задачи:
Рассказать
о
творчестве
В.Г.
Сутеева,
познакомить
с
его
изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности,
которые он использует. Учить детей понимать образное содержание сказки
«Кто сказал: «Мяу»?». Развивать зрительное внимание, наблюдательность,
эмоциональную
отзывчивость,
умение
сравнивать,
сопо ставлять,
высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения.
Формировать художественное восприятие, умение в речи, лепке, пластикой
движений передавать воспринятые графические образы животных.
ХОД
Дети, сегодня я расскажу вам об очень интересном человеке. Бывает
так: работал человек художником, рисовал картинки к детским книжкам. А
потом
стал
рисовать
мультфильмы.
А
однажды
подумал-подумал
и
стал
писателем. А может, всё дело было в его секрете: ведь писал он правой рукой,
а рисовал левой. Так о ком же всё это написано? О художнике и писателе –
Владимире Григорьевиче Сутееве. Посмотрите на его портрет.
Слайд № 1. Замечательный детский художник и писатель В. Г. Сутеев
родился в Москве, в семье врача. Отец был очень одарённым человеком, он
не только лечил людей, но и любил рисовать, хорошо пел, и читал книжки
своим сыновьям, которые любили его слушать. Владимир Григорьевич рано
научился читать, но всех больше он любил рисовать. Когда он вырос –
поступил
в
институт,
где
начал
работать
художником.
Владимир
Сутеев
написал
множество
сказок
для
детей,
рисунки
к
которым
он
сам
же
и
нарисовал.
Слайд № 2. Рисунки Сутеева похожи на кадры из мультфильмов, а
главная книжка так и называется «Сказки и картинки» для детей.
Слайд № 3. Сказки Владимира Сутеева всегда весёлые, радостные, а
главное добрые! Какие сказки Сутеева вы знаете? (ответы детей) Главные
герои сказок – животные, поэтому Владимир Григорьевич часто наблюдал за
ними и в своих сказках старался показать их характер. Ребята, а знаете ли вы,
кто из животных говорит «мяу»? (ответы детей). Вот молодцы! Вы знаете,
кто
мяукает,
а
вот
Щенок
не
знал.
Послушайте,
что
с
ним
поэтому
произошло.
Слайд № 4. Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он
услышал, как кто-то сказал: «Мяу». Кто нарисован на картинке? (Щенок). А
Щенок – это кто? (Собачка, только ещё маленькая, детёныш.) Посмотрите,
как
он
удобно
улёгся
на
бочок.
А
кто
это
выглядывает
из-за
дивана?
(Котёнок). А как он мяукает? (мяу-мяу).
Слайд № 5. Посмотрите, как по-разному нарисован Щенок (ответы
детей). Вот он спит, услышал «мяу» и поднял голову, но решил, что это ему
приснилось. Опять улёгся и даже закрыл глаза лапкой. Покажите, как он это
сделал? Но тут опять раздалось «мяу». Щенок вскочил, голову повернул,
ушко приподнял – слушает. Что же было дальше?
Слайд
№
6.
Вскочил
Щенок,
обежал
всю
комнату.
Куда
заглянул
Щенок? (под кровать). Посмотрите, как Щенок забрался под кровать – один
хвостик торчит. А где в это время был Котёнок? Найдите-ка его на рисунке.
Да, за подушку на кровати спрятался.
Слайд № 7. Куда потом заглянул Щенок? (под стол). А где был Котёнок?
(на столе, за чайником).
Слайд № 8. Куда затем влез Щенок? На подоконник. И что он там
увидел? (Петуха, который гулял по двору). «Вот кто не давал мне спать!» -
подумал Щенок. Как вы думаете, что он сделал? (побежал во двор).
Слайд № 9. О чём спросил Щенок Петуха? («Это ты сказал «Мяу»?) А
как художник нарисовал, что Щенок спрашивает, а Петух отвечает? (У Щенка
открыт рот, а Петух ухо повернул к Щенку и слушает). А как закричал Петух?
(«Ку-ка-ре-ку-у-у!»). Да, вон как шею вытянул – кричит. Дети, а какой Петух?
(нарядный, красные гребешок и бородка, а хвост разноцветный). Наверно он
очень громко кричит – Щенок даже сел от страха себе на хвост и заднюю
лапку за ухо закинул, потом почесал себе за ухом и пошёл домой.
Слайд № 10. Но в это время опять у самого крыльца кто-то сказал:
«Мяу». Кто это сказал? Где был Котёнок? (за крыльцом). Что же происходило
дальше?
Что
стал
делать
Щенок,
когда
у
крыльца
услышал
«Мяу»?
Посмотрите, как он всеми четырьмя лапами роет землю, даже комочки земли
летят. А кто это выскочил из ямки? Мышонок. Какой он? (маленький, головка
большая, ушки кругленькие, хвостик длинный, большой глаз и длинные усы).
-Ты сказал «Мяу? – строго спросил Щенок. Что ответил Мышонок? (пи-пи-
пи,
а
кто
так
сказал?).
Кто-то
сказал
«Мяу»…
Что
случилось
дальше?
Испугался Мышонок, что близко кот, и так быстро юркнул под крыльцо, что
Щенок удивился, вон, как рот открыл.
Слайд № 11. Щенок задумался. Вдруг около собачьей конуры кто-то
громко сказал «Мяу!». Что сделал Щенок? Обежал вокруг конуры три раза, а
в конуре кто-то зашевелился. Где нарисовал художник Котёнка? (на конуре).
Когда Щенок подкрался к конуре, кто оттуда выскочил? Огромный, лохматый
Пёс. Как он зарычал? (р-р-р-р!). Страшный Пёс? Да, страшный, лохматый,
ишь какие у него зубы! Испугался Щенок? А как вы догадались, что он
испугался? Вон как со всех ног удирает! А где в это время был Котёнок? Где
его художник нарисовал? (из-за конуры выглядывает, один глаз, да лапка
видны).
Слайд № 12. Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под
кустом
(смена
слайдов).
Посмотрите,
как
он
притаился
и
даже
лапкой
мордочку закрыл. Покажите, как он это сделал? И тут прямо над его ухом
кто-то сказал «Мяу». Щенок выглянул из-за куста. Кого он увидел на ветке?
(пчелу). Хотел он её схватить зубами, а что сделала Пчела? (ужалила Щенка)
Завизжал Щенок и побежал, а Пчела за ним, вон как мчится со всех ног. И
куда он бросился? В воду. А где был тот, кто сказал «Мяу»? Посмотрите-ка,
кто там прячется в кустах? Когда Щенок вынырнул, кого он увидел? (Рыбу).
О чём он её спросил? (это ты сказала «Мяу»?) Что сделала рыба? (махнула
хвостом и исчезла в глубине пруда). А где был Котёнок?
Слайд № 13. А кто это смеётся над Щенком? (лягушка). Как она
квакает? Посмотрите на Щенка, какой он? (обиженный, хвостик опустил,
весь мокрый, воду с себя стряхивает). Смена слайдов. Покажите, как он это
делает?
Слайд № 14. Куда пошёл Щенок? Домой. Посмотрите на него. Как его
нарисовал
художник?
(идёт
медленно,
хвостик
поджал,
весь
мокрый,
обиженный, укушенный пчелой – крадётся по двору, а все над ним смеются).
Кто? (курица с петухом и пёс). Смена слайдов. Только улёгся Щенок – опять
слышит «Мяу». Он вскочил и кого увидел? (котёнка). Где сидел Котёнок? (на
подоконнике). Как он замяукал? Как залаял Щенок? (Гав-гав-гав!). А потом
он вспомнил, как рычал лохматый пёс и зарычал. Как? (Р-р-р!).
Слайд № 15. Как зарисовал встречу Щенка и Котёнка художник? Щенок
внимательно смотрит на Котёнка, а он что сделал? (изогнулся и зашипел).
Как? (Ш-ш-ш!). Зафыркал: «Фыр-фыр!» Вон как прыгнул и вцепился лапкой
Щенку в ухо. Больно Щенку? (Да). Видите, как Щенок потирает ухо задней
лапкой. А Котёнок? Выпрыгнул в окно, только хвостик мелькнул. Вернулся
Щенок на свой коврик и улёгся спать. Он теперь точно знал, кто сказал
«Мяу».
Слайд № 16. Вот какая интересная история произошла со Щенком.
Придумал и нарисовал её художник…кто запомнил его имя?
Слайд № 17. Владимир Григорьевич Сутеев. Понравилась вам сказка?
В
заключении
можно
предложить
детям
пластилин,
карандаши,
фломастеры,
альбомы
и
цветную
бумагу
для
с амо стоятельной
художественной деятельности по сюжету произведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ (эскизы слайдов для презентации)
Слайд № 1
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд № 14
Слайд № 15
Слайд № 16
Слайд № 17