Авторы: Глоба Янина Владимировна, Бармина Марина Николаевна
Должность: педагоги
Учебное заведение: МБДОУ "Полазненского детского сада №7"
Населённый пункт: п.Полазна
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Закаливание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Полазненский детский сад №7»
Программа
«Береги здоровье смолоду»
Педагоги группы №6
«Дружная семейка»
Глоба Я.В
Бармина М.Н
Полазна 2018
Пояснительная записка
Известно, что здоровье человека определяется многочисленными
внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние
организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим,
психическим и социальным благополучием человека. Высокая
заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная
социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки
определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей.
Укрепляя здоровье и формируя предпосылки ЗОЖ необходимо:
• организовывать рациональный режим дня, обеспечивать необходимой
продолжительностью сна в соответствии с возрастными потребностями;
• создавать условия для оптимального двигательного режима;
• осуществлять оздоровительные и закаливающие мероприятий;
• питание д.б. полноценным;
• обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
• создание атмосферы психологического комфорта.
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников
является использование разнообразных форм работы с детьми, которые
способствуют функциональному совершенствованию детского организма,
повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым,
обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным
факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети
росли здоровыми.
В нашей группе мы реализуем программу
«Береги здоровье смолоду»
Цель:
Создание оптимальных условий для совершенствования
физического и психического здоровья детей.
Задачи:
1. Развивать у детей жизненно важные двигательные
навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
2. Формировать у детей развитие навыков личной гигиены.
3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Для реализации поставленных целей и задач мы используем следующие
оздоровительные мероприятия:
Полоскание рта после приёма пищи (водой комнатной температуры)
Закаливание рук водой (мытьё водой комнатной температуры).
Босо хождение (вначале в носочках, затем босиком)
Дорожки здоровья
Гимнастика после сна
Пальчиковый массаж.
Звуковая терапия
Дорожки здоровья
Закаливание детей — это не только обливания водой, физические
упражнения и прогулки на свежем воздухе. Укрепление растущего детского
организма можно проводить и путем массажа особых «жизненных» точек,
которые влияют на работу внутренних органов. Воздействие на такие точки
благоприятно сказывается на состоянии всех систем организма и
нормализуют его работу.
Детская ступня формируется до 5–7 лет. За этот период можно провести
приятные профилактические процедуры, которые обеспечат правильное
формирование свода стопы и закалят организм ребенка.Для этого мы
изготовили для детей нашей группы массажные коврики для закаливания.
Так какое же отношение имеет закаливание к массажным коврикам?
Закаливание – это не задание на неделю и не тренировки на результат.
Закаливание – это образ жизни.
Ошибочно думать, что это обязательно купание в проруби или обливание
холодной водой.
•
Когда Вы идете по пляжу босиком – это закаливание.
•
Когда Вы купаетесь в реке – это тоже закаливание.
•
Когда утром на даче Вы умываетесь на улице – и это закаливание.
•
Если Вы идете лицом против ветра, даже не думая о закаливании,
просто так получается – это все равно закаливание.
Поэтому, когда Вы стоите на массажном коврике или играете с
ребенком босиком на массажном коврике — это конечно тоже закаливание.
Это и массаж стоп, и тренировка сосудов стоп, и тренировка нервной и
эндокринной систем организма.
Для профилактики и в комплексном лечении плоскостопия массажные
коврики подходят идеально.
Восполнение нехватки тактильных ощущений.
Профилактика и коррекция плоскостопия.
Развития чувства равновесия и координации движений.
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к
здоровому образу жизни.
Представление каждому ребенку возможности радостно и
содержательно прожить период дошкольного детства.
Многие авторы сходятся во мнении, что с приходом цивилизации
частота возникновения плоскостопия у детей увеличилась. Это связывают с
ранним ношением обуви, а также с хождением, пусть и босиком, но по
ровным поверхностям. Действительно, деревенские детки раньше постоянно
ходили босиком по земле, что, во-первых, способствовало формированию
сводов стопы и нормальному тону мышц стопы, а во-вторых – являлось
прекрасной закаливающей процедурой.
Сегодня дети очень редко ходят босиком по земле. С раннего детства
мы ходим в обуви (которая, кстати, больше напоминает «колодки»). И даже
шлепанье босиком по голому полу, как отмечают ортопеды, скорее вредно
для профилактики плоскостопия.Для предотвращения развития
плоскостопия, поверхность, по которой мы ходим босиком, должна быть
неровной. Лучше всего – земля, песок или прибрежная галька.
Применение массажных ковриков для
профилактики плоскостопия даже лучше природных
помощников.
Упражнения см.в Приложении 1.
Гимнастика после сна.
Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как
проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он
проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение
сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек
практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это
правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых
методических нюансов вполне реально
Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые
обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию. Целями
проведения таких занятий является:
подъём мышечного тонуса;
улучшение настроения;
профилактика простудных заболеваний;
укрепление дыхательного аппарата;
предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
воспитание привычки разминать тело после пробуждения
Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения
гимнастики после сна. Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно
важен для младших дошкольников. Суть методики в том, что все упражнения
проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла
медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться,
а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо
показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна.
Дыхательная гимнастика. Для детей средней — подготовительной групп это
чуть ли не самый важный этап работы, так как, кроме задачи общего
укрепления организма и дыхательной системы в частности, упражнения
помогают вырабатывать правильное звукопроизношение, что очень
актуально для малышей, полноценно овладевающих речью или тех, у кого
есть проблемы с речевым аппаратом
Упражнения лёжа. Эти комплексы помогают постепенно восстановить
тонус мышц и перейти к более активным действиям. Опять-таки, для
малышей этому блоку упражнений уделяется больше внимания, так как чем
младше детки, тем сложнее им адаптироваться к активной деятельности
после сна.
Комплексы упражнений на уч.год.см.в Приложении 2
Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под
рифмовки и короткие присказки. Музыкальность. Тихая, расслабляющая
музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению
малышей любого возраста.
Возможности аудио оснащения нашей группы позволяют нам проводить
бодрящую гимнастику под музыкальное сопровождение. По окончании
дневного сна сад наполняется мелодичными звуками музыки
«пробуждения». Для музыкальных «подъемов» подбирались
преимущественно классические произведения, детские песни. Каждый такой
«сборник» состоит из трех разнохарактерных мелодий в соответствии со
структурой бодрящей гимнастики.
См.приложение 3
Все закаливающие процедуры должны проводиться так, чтобы не вызывать у
детей отрицательного к ним отношения.
Основные принципы проведения закаливающих процедур
- систематичность проведения во все сезоны года,
- постепенность увеличения силы раздражающего воздействия,
- учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка,
- осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей.
Хорошо здоровым быть!
Соков надо больше пить!
Гамбургер забросить в урну,
И купаться в речке бурной!!!
Закаляться, обливаться,
Спортом разным заниматься!
И болезней не боясь,
В тёплом доме не таясь,
По Земле гулять свободно,
Красоте дивясь природной!!!
Вот тогда начнете жить!
Здорово здоровым быть!!!
Приложение 1
Игровые упражнения на массажном коврике
Упражнение №1. Ходить по коврику на носочках.
На носочках ходят мыши,
Даже кот их не услышал.
Упражнение №2. Подняв руки вверх, потянуться на носочках за руками.
Ну и шея у жирафа!
Достает легко до шкафа.
Упражнение №3. Ходить на внутренней и внешней стороне стопы.
Дин – дон, дин – дон!
По дорожке ходит слон.
Упражнение №4. Руки на пояс. Попеременно стоять на одной ноге.
На одной ноге в болоте –
Это цапля на охоте.
Упражнение №5. Ходить в приседе, руки на коленях.
Утки крякают, кряхтят,
На зарядку не хотят.
Упражнение №6. Ноги вместе, прыжки на каждый модуль.
Скачет зайчик: скок да скок,
Прыг на коврик-островок.
Упражнение №7. Произвольно попрыгать, покривляться.
Очень чудные малышки
Африканские мартышки.
«Жук»
Читаем стишок, ребенок обыгрывает действия:
На цветочке два жука.
Танцевали гопака: (Маршируем на месте, ручки на поясе).
Правой ножкой топ-топ, (топаем правой ногой 2 раза).
Левой ножкой топ-топ-топ (топаем левой ногой 3 раза).
Крылышки подняли вверх,
Кто летит быстрее всех? (спрыгиваем с коврика и "пролетаем" один круг
вокруг "Цветка").
Вот и прилетели.
На цветочек сели. (Снова наступаем на цветочек, приседаем и ладонями
касаемся коврика)
«Лужа»
Я иду, я иду.
Поднимаю ножки, (Ходьба вокруг обруча, высоко поднимая ноги)
У меня на ногах новые сапожки.
Ой-ой-ой, посмотри,
Лужа – то какая,
Ай-ай-ай, ай-ай-ай
Лужа-то
большая.
(Остановка,
поворот
лицом
к
центру,
вытянув
руки вперед)
Высоко-высоко-высоко,
Подпрыгну,
Не боюсь, не боюсь,
Лужу перепрыгну! (Прижав руки к щекам покачивание головой)
Да-да-да, да-да-да,
Высоко подпрыгну. (Отходят и подходят к луже)
Да-да-да, да-да-да, (Раскачивая руками, готовятся к прыжку)
Лужу перепрыгну. Гоп! (Прыжок)
«Бурый мишка»
Бурый мишка топал,
Топал, топал,
Громко ножками стучал,
Он стучал так!
Мишка головой вертел,
Все вертел, все вертел.
Во все стороны смотрел,
Он смотрел так!
Бурый мишка расшалился
И на месте закружился,
Закружился, закружился
И свалился – бах!
«Кошкина зарядка»
Посмотрите, у окошка
Разминает лапки кошка.
Тянется – потянется,
Малюткой не останется.
Спинку горбит, словно мостик,
Поднимает к верху хвостик.
Когти выпускает,
Царапает, играет.
Ушко лапкой почесала
И тихонечко сказала «Мяу…»
«Ёжик»
По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ — топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
(Ребенок стоит, согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук
отпущены; делает маленькие шажки)
Ищет ягодки, грибочки
Для сына и для дочки. (Ищет)
Если подкрадется волк –
Превратится еж в клубок. (Сворачивается на полу в клубок.)
Ощетинит ёж иголки –
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его! (Встает и продолжает топать по дорожке)
«В лесу»
В роще вырос можжевельник, (переступают с ноги на ногу)
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей. (поднимаются на носки и опускаются на всю стопу)
Он из дома спозаранку
Выбегает с веником,
Подметает он полянку
Перед муравейником, (сводят и разводят носки ног)
Замечает все соринки,
Начищает все травинки, (соединяют носки вместе, сводят и разводят пятки)
Каждый куст,
Каждый месяц,
Каждый день.
А однажды муравьишка (поднимаются на носки и опускаются на пятки)
Подметал дорожку.
Вдруг упала с елки шишка,
Отдавила ножку.
«Медведь»
Ой-ее-ее-ечки! (поднимаются то на носки, то на пятки)
Спал медведь на коечке!
Свесились в кроватки (поднимаются на носки и на пятки)
Две босые пятки. (расположив стопы на одной линии носками внутрь)
Две босые, две смешные, (поднимаются на носки и на пятки, расположив
стопы носками наружу)
Ой, смешные пятки!
Увидала Мышка, (переминаются с ноги на ногу)
Мышка – шалунишка,
Влезла на кроватку, (делают выпад ногой вперед.
Затем разворачиваются на 1800, поменяв опорную ногу)
Хвать его за пятку.
«Зайка»
Зайка серый скачет ловко, (идут поскоками)
В лапке у него морковка.
Мы ходили по грибы, (идут на носках)
Зайца испугались.
Схоронились за дубы, (идут с перекатом с пятки на носок)
Растеряли все грибы.
А потом смеялись – (Стоят на месте, поднимаются на носки и опускаются на
всю ступню)
Зайца испугались!
«Весна»
По полям бегут ручьи (бегут «змейкой»)
На дорогах лужи. (идут выпадами («перешагиваем через лужи»).
Скоро выйдут муравьи (идут на пятках)
После зимней стужи.
Пробирается медведь (идут на внешнем своде стопы)
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, (стоя на месте, поднимаются на
носки, поднимая руки.
И расцвел подснежник. («Качелька» (поднимаются на носки
и опускаются на пятки)
«Зоопарк»
Слон шагает по дороге. (идут с перекатом с пятки на носок).
Отчего он босоног?
На свои большие ноги
Он сапог найти не мог.
Посмотри, как медленно (идут по лежащему на полу канату прямо)
Ходят черепашки!
Как будто переносят
Они большие чашки!
С места на место, (идут по канату боком).
Чашки и блюдца
Носят осторожно:
Вдруг разобьются?
В путь берет с собой верблюд (дут на пятках, руки за спиной в «замке»)
Полный горб готовых блюд.
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура! Ура!»
«Веселые спортсмены»
Собираемся в поход,
Много нас открытий ждет: (Ходьба по гимнастической палке)
Дружно ножки разминаем
И по палкам мы шагаем. (ходьба крадучись с постановкой)
Пробираемся вперед, (ноги с носка на всю ступню)
Может, там нас кто-то ждет. (легкий бег)
На поляну мы попали
И кого там увидали?
Важно цапля прошагала, (ходьба на месте, высоко поднимая бедро
с «подошвенным сгибанием» стопы
Ноги высоко держала.
А павлин, увидев нас,
Поднял шею восемь раз.
Здесь лисичка пробегала (ходьба по дорожке с нарисованными на ней
следами)
И следы хвостом сметала.
Паучок на пне сидит
И ногами шевелит. (активное сгибание и разгибание стоп)
Под кустом кузнечик спал, (повороты голени внутрь и наружу)
Ноги вывернув держал.
Белки весело играли,
Шишки зайчикам бросали. (катание мяча
внутренними сводами стоп)
Испугался воробей (прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед)
И запрыгал от зверей.
Приложение 2
Бодрящая гимнастики после сна!
Комплекс № 1
«Весёлые ребята»
(с элементами дыхательной гимнастики)
Мальчики и девочки дружно просыпаются. У мальчиков и девочек глазки
открываются, веки поднимаются. Одеяло в сторону тут же убираются. 1, 2, 3,
4, 5 – гимнастику нашу нам нужно начать.
«Проснулись». И. п. – лёжа на спине. Потянуться в постели всем телом, руки
над головой тянутся вверх, носочки – вниз. Потянуться – вдох, расслабиться
– выдох. Повторять 5 раз, темп медленный.
«В домике». Сводим и разводим локти (вперёд, в стороны).
«Пузырики». Надуваем щёчки, и 2 руками их лопаем.
«Смешной живот». И. п. – лёжа на спине, руки на животе. Вдох – надуть
живот (выпятить). Выдох – втянуть живот. Повторять 5-7 раз, темп
медленный. Указание: вдох через нос, выдох через рот.
«Разминка». Сгибаем ножки. Наклоняем ножки вправо и влево.
«Весёлые ножки идут по дорожке». Поднимаем левую ножку вверх
одновременно с правой рукой, и наоборот. Повторять 5-7 раз.
«Велосипед». Имитируем движение ног на велосипеде.
«Ножницы». Правая и левая ножки в разные стороны.
«Горки». Руки сзади прямые, приподнимаем и опускаем таз.
«Кошечка». Когда кошечка злая опускаем голову и произносим звук {ш},
когда добрая говорим МЯУ!
Дыхательное упражнение «Гудок парохода».Через нос дети с шумом
набирают воздух, задерживая дыхание на 1-2 с. С шумом выдыхают воздух
через губы, сложенные трубочкой, произнося звук {У}. Выдох
удлинён. Указание: учить детей дышать в темпе 3-6 с. ; короткий вдох,
задержка дыхания, длинный выдох.
Комплекс № 2
* Мы проснулись, улыбнулись, потянулись!
*Тянем ручки, тянем ножки.
*Ручкой облачко достали и немного выше стали
(одна рука поднимается вверх, затем другая)
*Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить.
(повороты головы на подушке вправо-влево)
*Чтоб ладошки разбудить, хлопать будем - их учить:
Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу (по тексту).
*А куда же делись ножки? Раз, два, три! Раз, два, три! Ну-
ка ножки догони! (лежа наспине, руки вдоль туловища,крутить ногами «вело
сипед», руки «держат руль»)
*На живот перевернулись и поплыли, как смогли – если сможешь, догони.
(лежа на животе, приподнять голову, работать руками и ногами)
*А теперь мы все – собачки, на коленочки встаём и виляем все хвостом. (Пов
ороты таза вправо-
влево; усложненный вариант: поднимать одну ногу вверх, затем другую,
покачивая из стороны в строну «как хвостик»)
*Дыхательные
упражнения:
Зайки нюхают цветы! Как умеешь нюхать ты?
Носиком вдохнули, ротиком подули!
Солнышко вдыхаем - сон выдыхаем.
Улыбку вдыхаем – «капризки» выдыхаем,
здоровье вдыхаем – болезни отпускаем.
*Звукотерапия: Пение – сочетание гласных с согласными:
аль, уль, ель, иль, оль, эль, юль.
- сочетание согласных с гласными: ла, лу, ле, ли, ло, лэ, лю.
Комплекс № 3
1. Звучит лёгкая музыка Э. Грига «Утро». Дети просыпаются.
Тихо-тихо колокольчик позвени
Всех мальчишек и девчонок разбуди!
Все проснулись-потянулись
И друг другу улыбнулись!
2. «Поворот за поворотом.»
И. /П. лежа в постели, руки вдоль туловища. Повороты вправо, влево
головой. (3-4 раза).
“Поворот за поворотом.
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражнение,
Весело тебе и мне”.
3. «Мы шагаем по дорожке»
И. /П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги, езда на
велосипеде.
(3-4 раза)
Выпал снег, лежат сугробы-
Выше ножки поднимай.
Перешагивай сугробы-
Выше ноги поднимай.
5. Игра лежа в постели «Холодно-тепло»(напряжение и расслабление мышц).
И. п: лёжа на спине. На табличку «холодно» дети сворачиваются в клубок,
дрожа всем телом, изображая, что им холодно. На табличку «тепло» дети
раскрываются, показывая, что им тепло. (Повторить 3 раза.)
Комплекс № 4
«Потягивание»
(«Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во
сне»).
И.п. – лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой,
глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и
левую ногу
(то носком ,то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами,
растягивая
позвоночник.
Игра «Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц). И.п. – лежа на
спине. На
сигнал «Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом,
изображая, что
им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы
тела,
показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.
Самомассаж ладоней («зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь,
чтобы согреться»).
И.п. – сидя на постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до
появления тепла. Затем теплыми ладонями «умыть» лицо. Повторить 3-4
раза.
Комплекс № 5
«Я на солнышке лежу»
Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать
несколько секунд, расслабиться, выдох.
2. И.П.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить
руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.
3. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу,
поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно
опустить).
4. И.П.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять
грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п.
5. И.П.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги
лежат на полу, держать, и.п.
6. И.П.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на
предплечья, шея вытянута - вдох, выдох.
Комплекс № 6
«Поездка»
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую),
и.п., поднять левую ногу (прямую), и.п.
2. И.П.: лежа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на
велосипеде», и.п.
3. И.П.: лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая
ступни от пола, и.п., поворот туловища влево, и.п.
4. И.П.: лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти
каcaютcя друг друга) - выдох, и.п., локти касаются пола - вдох.
5. И.П.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох,
выдох.
6. И.П.: о.с., принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза
закрыты), повторить 3-4 раза.
Комплекс № 7
«Самолет»
1. И.П.: сидя, ноги скрестить. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить
пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами).
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
2. И.П. то же. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом), то же
выполняется в левую сторону.
Правое крыло отвел, Посмотрел.
Левое крыло отвел, Поглядел.
3. И.п. то же. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить
взглядом.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
4. И.П.: о.с. сидя руки в стороны, выполнять летательные движения.
Поднимаюсь ввысь, Лечу.
Возвращаться не хочу.
5. И.П.: о.с., крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).
6. И.П.: о.с., быстро моргать глазами 1-2 мин.
Комплекс № 8
«Весёлый зоопарк»
Дети, за вами было интересно смотреть, когда вы спали. Кто-то сопел, как
маленький котёнок, кто-то во сне потягивался, как лисёнок, а кто-то уткнулся
в подушку, как маленький медвежонок. Давайте сейчас своими
упражнениями изобразим некоторых животных.
Мальчики и девочки дружно просыпаются. У мальчиков и девочек глазки
открываются, веки поднимаются. Одеяло в сторону тут же убираются. 1, 2, 3,
4, 5 – гимнастику нашу нам нужно начать.
«Звери проснулись». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и
хорошо потянуться. Повторить несколько раз, темп медленный.
А теперь, дети, отгадайте загадку.
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Любит шустрая …ЛИСА!
«Хитрая лисичка». Улыбнуться, как хитрая лисичка. Повторить несколько
раз.
Отгадайте следующую загадку:
В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный.
Он зубами щёлк!
Это серый … Волк!
«Приветствие волчат». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Руки
поднести к груди, затем вытянуть вперёд. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз,
темп умеренный.
Дети, филин – это кто? Птица или животное?
«Филин». И. п. – лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая – на
груди. Вытягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко
произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить 4 раза, темп медленный.
«Ловкие зайчата». И. п. – лёжа на спине, руки вверх над головой. Поднять
ноги, пальцами рук достать до пальцев ног. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз,
темп умеренный.
«Ловкие обезьянки». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. По команде
воспитателя «Животик» повернуться на живот. По
команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить 5 раз, сначала умеренно,
затем быстро.
«Рычание медвежат». Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «м-
м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.
«Сильный слон». И. п. – лёжа на спине, ноги согнуты в коленях. 1-3 –
имитация ходьбы; 4 – вернуться в и. п. (30 с). Темп умеренный.
Комплекс № 9
«Мы проснулись»
1. «Потягивание» и.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе
потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед; и.п. – выдох (4-6
раз)
2. «Поймай комарика» и.п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок
перед собой вернуться в и.п. (4-6 раз)
3. «Велосипед» и.п. лёжа на спине (10 –12 секунд)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот, задом наперед.
4. «Музыканты»
Мы играем на гармошке,
Громко хлопаем в ладошки.
Наши ножки: топ, топ.
Наши ручки: хлоп, хлоп.
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
Комплекс № 10
«Просыпающиеся котята»
(с элементами самомассажа)
Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка», муз. Витлина, ел. Н.
Найденовой.
В-ль. Ребята, а вы знаете, кто к вам приходил, когда вы спали? Отгадайте
загадку:
Мохнатенькая, усатенькая,
Лапки мягоньки, а коготки востры. (Киска)
В-ль. Правильно, киска. Давайте поиграем, сегодня с вами — маленькие
пушистые котята.
Кот решил котят учить,
Как же нужно лапки мыть,
Мы недалеко сидели,
Все движенья подглядели. Выполняют движения по тексту
Лапку правую потрем,
А потом ее встряхнем.
Вот и левой лапке тоже.
Правой лапкой мы поможем.
Ушко левое свое
Левой лапкой достаем,
Правое не забываем,
Лапкой правой умываем.
Проведем по шерстке лапкой,
Будет лобик чистый, гладкий.
Дальше глазки закрываем,
Каждый гладим, умываем.
Чистим носик осторожно.
Грудку нам разгладить можно.
Вот и чистые котята,
Вот и выспались ребята!
(Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка». Ребята «котята» ложатся
на живот и «точат» свои «коготки», Тихо «мяукают». Отдыхают. Воспитатель
подходит к каждому ребенку и гладит его. Дети встают, выполняют
закаливающие процедуры)
Комплекс № 11
«Прятки»
(с элементами дыхательной гимнастики)
Птичка села на окошко,
Во дворе мяучит кошка —
Разбудить решили нас.
Все! Окончен тихий час!
Просыпайтесь, дети, я хочу предложить вам поиграть в прятки.
(Дети ложатся поверх одеял. Звучит спокойная музыка.)
Наши сонные ладошки
Просыпались понемножку,
В прятки весело играли —
Пальцы в кулачок сжимали.
Пальчики на наших ножках
выполняют движения по тексту
Знают в парке все дорожки.
Проверяют — где там пятки,
И играют с нами в прятки.
Мы почти уже проснулись,
Наши ручки потянулись,
Помахали над простынкой,
Дружно спрятались за спинку.
Сцепим ручки мы в «замочек»
У себя над головой.
Правый, левый локоточек
Мы сведем перед собой.
Не хотят коленки спать,
Им давно пора вставать.
Мы коленки выставляли,
Быстро ножки выпрямляли.
Наши ротики — молчок,
Тренируем язычок:
Его спрячем и покажем.
«Добрый день!» — мы звонко скажем.
Будем глубоко дышать,
С шумом воздух выдувать.
Наши носики проснулись,
Мы друг другу улыбнулись!
Комплекс № 12
«Любимые игрушки»
(с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)
Звучит музыка
В-ль: Дети, я знаю, что вы люби играть с игрушками. И у каждого из вас есть
своя любимая игрушка. Сегодня мы покажем своими упражнениями разные
игрушки. Но сначала отгадайте загадку про игрушку, которая очень нравится
девочкам.
Может, хочешь поиграть
И меня на руки взять,
На прогулку отвести
И косички заплести?
Уложи меня в коляску,
Я тогда закрою глазки. (кукла)
1. «Кукла». И. п. — лежа на спине.
Любим мы играть и даже
Кукол вам сейчас покажем.
Ровно улеглись в постели
И направо посмотрели,
Тут же глубоко вздохнули
И головки повернули.
А теперь мы выдыхаем,
Смотрим вверх и отдыхаем,
Дышим ровно, не спешим,
То же влево повторим.
Указание: не выполнять резких движений головой.
В-ль: Совсем не нужен ей водитель,
Ключом ее вы заведите —
Колесики начнут крутиться.
Поставьте, и она помчится. (машина)
2. «Заводная машина». И. п. — лежа на спине. 1 — вращательные
движения руками перед грудью («завелся мотор»). 1—3 — вращательные
движения ногами. 4 — вернуться и. п. Повторить три раза; темп сначала
умеренный, заем быстрый, в конце медленный.
В-ль: Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок
Все ж попался... (колобок)
3. «Колобок». И. п. — сидя, ноги вместе, упор руки сзади. 1—2 — согнуть
ноги в коленях, притянуть к груди, обхватить их руками. 3—4 — вернуться в и.
п. Повторить пять раз; темп умеренный.
В-ль: Зверь смешной в огромной клетке
С ветки прыгает на ветку.
Ест бананы, сладости
К общей детской радости (обезьяна)
4.«Забавная обезьянка». И. п.— лежа на животе. 1 — поворот на спину, 2
— вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
5. «Надуем воздушный шарик». И. п. — сидя на кровати. Через нос с
шумом набрать воздух, задерживая дыхание на 1—2 с. С шумом выдохнуть
воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук [у].
Указание. Учить детей делать вдох, продолжительностью 3 с, выдох — 6 с
(закаливающие процедуры)
Комплекс № 13
«Жучки-паучки»
(с элементами корригирующей гимнастики)
Звучит спокойная музыка.
В-ль: Наступила весна, теплое время года. Просыпается все — природа,
насекомые. Давайте представим, что мы с вами — жучки-паучки. Нам
хорошо от теплого солнца.
1.«Потянулись жучки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.
Хорошо потянуться — руки в стороны. Повторить три раза; темп медленный.
2. «Проснулись глазки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.
Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно
(10 с); темп умеренный.
3. «Проснулись ушки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.
Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10
с); темп умеренный.
4. «Проснулись лапки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять перед собой вытянутые вперед руки, потрясти ими. Затем поднять
ноги и тоже потрясти ими (10 с); темп быстрый.
5. «Жучки греются на солнышке». И. п. — лежа на спине, :и вдоль
туловища. 1 — поворот на живот. 2 — поворот на спину. Повторить пять раз;
темп умеренный.
6. «Жучки готовятся к прогулке». И. п. — лежа на спине, руки за головой.
Поднять правую ногу, согнутую в колене. Опустить. Поднять левую ногу,
согнутую в колене. Опустить. Повторить четыре раза; темп умеренный.
7. «Веселые жучки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1—3 —
хлопки руками перед собой. 4 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп
быстрый. (закаливающие процедуры)
Комплекс № 14
«Насос»
1. «Насос»
И.п. лёжа на спине, руки согнуты в локтях у груди.
выпрямить руки вперед, вернуться в и.п.
(5 – 6 раз)
2. «Ванька – встанька»
И.п. – лежа, руки вдоль туловища
постепенное поднятие туловища, вслед за руками.
(4 – 6 раз)
3. «Греем ножки»
И.п. – лежа на спине, попеременно сгибаем ноги к груди.
(5 – 6 раз)
Комплекс №15
«Бегемотики»
I. 1. «Обезьянки рвут бананы»
И.п. – лёжа на спине, руки согнуты в локтях перед грудью.
Поочередное выпрямление рук вперед.
(3 – 4 раза кажд)
2. «Бегемотики греют животики»
И.п. - лёжа на спине, руки вытянуты вдоль туловища (греем животик)
Перевернуться на живот – греем спинку, вернуться в И.п.
(3 – 4 р)
3. «Жуки»
И.п. – лёжа на спине.
Жук упал, и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
(Активные движения руками и ногами)
Комплекс №16
«Просыпалочка — заряжалочка»
Дети лежат в кроватях, пробуждение под спокойную музыку.
Добрый день!
Скорей проснитесь!
И друг другу улыбнитесь
Начинаем мы зарядку, после сна прогоним лень,
Настроенье улучшаем и здоровье укрепляем!
Гимнастика в постели:
1. Легли все на спину, руки подняли над головой, ноги вместе. Потянулись,
руки опустили вдоль туловища (4 раза) .
2. А теперь я вас всех превращаю в утят. Наши утята отправляются купаться к
озеру. Сгибаем ноги в коленях и поочередно потопаем ими по кровати (15-20
сек.)
3. Неожиданно на пути утятам попадается велосипедист. Он медленно крутит
колеса своего велосипеда… А теперь он едет быстро… А сейчас опять
медленно… И опять быстро…
4. Дошли утята до железной дороги, видят идет поезд. Нельзя идти по
рельсам – железная дорога перекрыта шлагбаумом. Поезд прошел, шлагбаум
подняли (дети поднимают прямые ноги). За одним поездом едет второй –
опять опустили шлагбаум (дети опускают ноги). Поезд прошел – вновь
поднят шлагбаум!
5. Перешли утята железную дорогу, и подошли к озеру. А на озере растут
цветы – лотосы (дети садятся в позу лотоса). Распускаются цветы необычной
красоты… Бутон распускается, понюхали цветок. (Дети через стороны
поднимают руки над головой, делают глубокий вдох). (3 раза)
Комплекс № 17
Тик-так, тик-так-
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
Лежа, дети выполняют наклон головы, то к одному, то к другому плечу
Смотри скорей, который час?
Часы велят вставать сейчас
Руку ко лбу, «смотрят время»
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться.
Руки вверх-потягивание
Носом вдох, а выдох ртом.
Вдох-поднять грудную клетку, выдох-опустить
Дышим глубже животом
На вдох поднимают живот, на выдох –опускают
Чтобы сильным стать и ловким
Приступаем к тренировке.
Сгибают и разгибают руки к плечам, в стороны.
Потянули мы носочки,
По коленям три хлопочка
Движения по тексту
Распрямились, потянулись
Руки вверх – потягивание
А теперь на пол вернулись
Комплекс № 18
Начинаем просыпаться
И зарядкой заниматься.
Руки вверх, набрали воздух,
Выпускаем на счет три
Через нос набирают полные легкие воздуха и на три счета резкими
движениями его выпускают
Тянем руки высоко
Дышим плавно и легко
Спокойное, ровное дыхание
Ноги надо нам размять
Раз, два, три, четыре, пять
Носки ног от себя, к себе
Мы как будто побежим
И ногами зашумим
Движение «велосипед»
На бок резко повернулись,
До колена дотянулись
Лбом касаются колена
На другой бочок –
Еще делаем свободно и легко.
То же самое
Вот в кровати мы размялись,
Тихо, дружненько встаем
И свободною походкой
Умываться мы пойдем.
Комплекс № 19
«Котята»
- (Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком»)
А у нас котята спят. Мур- мур, мур-мур!
Просыпаться не хотят. Мур- мур, мур-мур!
Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:
Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !
- (Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и
ногами)
Вот на спинку все легли. Мур- мур, мур-мур!
Расшалились все они. Мур- мур, мур-мур!
Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.
Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !
Комплекс № 20
«Зоопарк»
1. Потягивание.
2. «Змея».
И.п. – лежа на животе.
Поднять на вытянутых руках голову, плечи. Гордо поворачивать голову
вправо-влево, произнося звук «ш-ш-ш».
3. «Крокодил».
И.п. – то же, руки согнуты в локтях, ладони под подбородком.
Поочередное поднимание правой и левой ноги – огромная пасть.
4. «Панда».
И.п. – лежа на спине.
Подтянуть коленки к животу, обхватить руками, нагнуть голову.
Перекаты вперед-назад, вправо-влево – кувыркается в траве.
5. «Обезьянка».
И.п. – лежа на спине.
Поднять прямую ногу, обхватить ее руками ниже колена и, перебирая руками
по направлению к щиколотке, попытаться сесть – обезьянки карабкаются на
дерево.
6. «Жираф».
И.п. – стоя на четвереньках.
Поднять вверх правую руку, пальцы сомкнуты, большой палец вверх, ладонь
поворачивается вправо-влево. То же левой рукой.
Комплекс №21
«Моряки»
1Потягивание.
2.«Взбираемся по канату».
И.п. – лежа на спине, правая рука вверху, пальцы сжаты в кулак, левая - вдоль
туловища.
Меняем положение рук, сжимая и разжимая пальцы, имитируя движение
лазания по канату.
3. «По веревочной лестнице».
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять согнутую в колене ногу, опустить.
4. «Все на весла».
И.п. – то же.
Сесть из положения лежа на спине, руки вперед, наклон к ногам.
Вернуться в и.п.
5. «Поднять паруса».
И.п. – лежа на животе, руки в замке сзади.
Поднять голову, грудь, прогнуться. Руки поднять как можно выше.
6. «Попутный ветер» - дыхательное упражнение.
Глубокий вдох носом, долгий выдох ртом.
Комплекс № 22
«Шофер»
1.Потягивание.
2. «Руль».
И.п. – лежа на спине, прямые руки вверх.
Скрестные движения прямыми руками – имитация вращения руля.
3. «Педали».
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять согнутую в колене ногу, выпрямить вниз, держа ногу на весу –
нажать на воображаемую педаль. Опустить ногу.
4. «Накачиваем шины».
И.п. – то же.
Сесть из положения лежа, руки вперед, наклониться к ногам со звуком «с-с-
с».
5. «Заводим мотор» - самомассаж, дыхательное упражнение.
И.п. – сидя.
Пальчики на середину грудины. « Заводим машину» вращательными
движениями по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж».
Затем то же против часовой стрелки.
Машина завелась – воздействуем на точку между грудными отделами, долгий
выдох со звуком «пи-и-и» (машина сигналит).
6. «Оглядись».
И.п. – сидя по-турецки, руки на пояс.
Поворот в правую сторону, и.п.
То же в левую сторону.
Комплекс №23
«Птицы»
1. Потягивание.
2. «Клювики».
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
Повороты головы вправо-влево.
3. «Крылья».
И.п. – то же.
Махи прямыми руками в стороны, вниз.
4. «Спрятались от кошки».
И.п. – то же.
Подтянуть ноги к груди, обхватить колени руками, наклонить голову –
сгруппироваться.
5. «Птичка с хвостиком».
И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях в упоре около плеч, ноги
вместе.
Выпрямляя руки, поднять голову, грудь. Одну ногу согнуть, тянуть к голове.
Комплекс № 24
«Насекомые»
1. Потягивание.
2. «Стрекоза».
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
Руки в стороны, несколько быстрых взмахов руками, и.п.
3. «Кузнечик».
И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, упор около плеч.
Поднять правую прямую ногу вверх, опустить. То же с левой.
4. «Гусеничка».
И.п. – лежа на спине, руки прижаты к туловищу.
Ползание на спине без помощи рук и ног.
5. «Паутинка» - дыхательное упражнение.
Подуем на паутинку – глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот.
6. «Паучок».
И.п. – сидя, ноги согнуты в коленях, руки – в упор сзади.
Приподнять таз, сделать несколько шагов вперед-назад, передвигая руки и
ноги.
Приложение 3.
1)
тихая, неторопливая, плавная
(Э. Григ «Утро», П. Мориа «Голубая вода», К. Сен-Санс
«Лебедь», И.С. Бах «Воздух») – для постепенного
пробуждения, потягивания, спокойных упражнений в
кроватках;
2)
более динамичная, ритмичная
(Ф. Шуберт «Серенада», И. Штраус «Марш Радецкого»,
С. Никитин «Под музыку Вивальди», Б. Савельев «Из чего наш
мир состоит»)– для ходьбы по корригирующим дорожкам;
3)
и в заключении – энергичная, бодрая,
позитивная
(Б. Савельев «Большой хоровод», «Все вместе»,
«Разноцветная игра», Т. Спенсер «Воздушная кукуруза») -
для выполнения общеразвивающих упражнений или игровой
программы.