Напоминание

"Использование макетов для познавательного развития детей в центре природы"


Автор: Янченко Полина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№ № 5"
Населённый пункт: г.Усолье - Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование макетов для познавательного развития детей в центре природы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование макетов для познавательного развития детей в центре

природы»

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

очень актуально, так как детская деятельность не может быть полноценной

на вербальном уровне, вне предметной среды.

Особенно это касается

детей, имеющих ЗПР. Наша задача как педагогов насытить среду таким

образом,

чтобы

она

действительно

носила

развивающий

характер

и

способствовала полноценной коррекции имеющихся у детей отклонений.

Одним из таких развивающих средств является макет.

С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным

элементом,

организующим

предметную

среду

для

игры

с

мелкими

игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской

и

свободной

детской

активности

(чтение

художественных

текстов,

продуктивной

деятельности,

сюжетной

игры).

Деятельность

с

макетом

насыщает жизнь ребенка новыми впечатлениями и стимулирует детское

творчество, развивает психические процессы. Играя с макетами, ребенок

создает

воображаемую

ситуацию,

играет

одну

или

несколько

ролей,

моделирует разные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

Дети

познают

окружающий

мир,

узнают

о

природе

родного

края,

знакомятся

с

разными

природными

зонами,

сообществами

животных

и

растений.

Макеты

имеют

разную

тематику,

но

в

процессе

их

реализации

одновременно

и

параллельно

решается

несколько

задач:

закрепление

и

обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического

словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического

мышления,

памяти,

внимания,

воображения,

фантазии;

формирование

навыков

сочинительства;

развитие

общей

и

мелкой

моторики

рук;

формирование

творческих

способностей.

Что

положительно

влияет

на

развитие детей, имеющих ЗПР.

В

процессе

макетирования

развиваются

интегративные

качества

личности: эмоциональная

отзывчивость,

любознательность,

активность,

умение взаимодействовать со сверстниками и с взрослыми и другие.

Главной характеристикой макета является то, что он содержит в себе

существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые

значимые стороны и признаки макетируемого объекта.

o

Макетирование

в

центре

природы

способствует

активному

познавательному развитию детей, их речевому развитию. Действуя

с

макетом,

дети

описывают,

сравнивают,

повествуют

о

различных

1

явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют

свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок

способствует выразительности речи.

o

Тесна связь макетирования и математики. В процессе работы дети

закрепляют

такие

математические

понятия,

как

пространство,

количество, размер и др.

o

Большое значение макетирование имеет в развитии детского игрового

творчества.

Макет

-

это

и

результат

конструктивно-творческой

деятельности

и

очень

привлекательное

для

детей

игровое

пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как

игровая

среда,

в

которой

можно

развернуть

различные

игровые

сюжеты.

o

Макетирование

создает

благоприятные

условия

для сенсорного

развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме

материалом

способствует

развитию

внешних

чувств,

активизирует

мелкую моторику рук.

Таким образом можно сделать вывод о том, что использование макета

в образовательном процессе ДОУ положительно влияет на познавательное

развитие детей, имеющих проблемы в развитии.

Мы используем настольные макеты, сенсорные коробки.

В

нашей

группе

для

детей

с

ЗПР

развивающая

предметно-

пространственная среда, а именно центр природы оснащен несколькими

видами

макетов: сенсорные

коробки

«Лесное

царство»,

«Северный

полюс», «Жаркие страны», «Морское царство», «Насекомые»; настольные

«Аквамир», «Дикие животные зимой и летом», «Сельский двор». Данные

макеты используются в ходе реализации многих тематических недель как на

занятиях, так в свободной деятельности детей. И конечно в полной мере

способствуют познавательному развитию детей с ЗПР.

Для изготовления данных макетов мы использовали различный бросовый

материал, а самое главное фантазию. Так для макетов "Северный полюс",

"Жаркие страны", "Морское царство" используются контейнеры, наборы

мелких игрушек, соль, песок. Надо отметить, что все объекты макетов не

прикреплены, легко трансформируемы, дети могут свободно их перемещать

в пространстве.

2

Используя

макет,

мы

применяем

различные методические

приемы

работы с детьми, имеющими ЗПР:

беседы, проблемные ситуации, рассматривание, чтение стихов и рассказов

о животных,

составление

коротких

рассказов,

а

также

при

заучивании

стихотворений и потешек, тем самым, развивая все психические процессы

ребенка. Дети учатся грамотно использовать в речи предлоги (на дереве,

под

кустом,

в

озере

и

т.

д.,

части

речи.)

Отгадывание

загадок,

дидактические игры «Кто, где живёт», «Назови

членов

семьи», «Назови

ласково», «Отгадай животное», «Четвёртый лишний», «Кто, что ест», «Кто,

что даёт» и задания на макетах ( «Что изменилось?», «Где что стоит?»,

«Что ближе?», «Что дальше?», «Что лишнее?»), что положительно влияет

на коррекцию развития детей, имеющих диагноз ЗПР.

Хочется

отметить,

что

дополнительный

материал

к

макетам,

мы

используем

не

только

в

познавательной

деятельности.

Так,

организуя

выставку работ по продуктивной деятельности (в соответствии с тематикой

макетов) мы оформляем поделки с помощью иллюстративного материала

макета.

Подводя итог, следует отметить, что макет-это центральный элемент,

организующий

развивающую

предметно-пространственную

среду,

выступающий в роли «пускового механизма», способствующего развитию

воображения и детского творчества.

В заключении хочется напомнить всем китайскую пословицу: «Скажи

мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».

Используемые нами макеты являются тем самым средством вовлечения,

которое

формирует

целостное

представление

детей

о

природе

и

мире,

способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой,

вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к окружающему миру.

3



В раздел образования