Автор: Карсункина Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с №175 "Полянка"
Населённый пункт: город Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Природоохранные акции как эффективный метод формирования экологической воспитанности у детей дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
ПРИРОДООХРАННЫЕ
АКЦИИ
КАК
ЭФФЕКТИВНЫЙ
МЕТОД
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ.
М. А. Карсункина
(АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с №175 «Полянка», г.о. Тольятти)
В настоящее время требования экологической образованности и культуры
становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше
внимания
уделяется
экологическому
образованию,
формированию
экологического сознания, экологической культуры.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная
проблема
настоящего
времени:
только
экологическое
мировоззрение,
экологическая
культура
ныне
живущих
людей
могут
вывести
планету
и
человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают
сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития
ребенка
–
правильно
организованное,
систематически
осуществляемое
в
образовательных
учреждениях
под
руководством
людей,
обладающих
экологической
культурой,
оно
оказывает
интенсивное
влияние
на
его
ум,
чувства, волю.
Мир
природы
таит
в
себе
большие
возможности
для
всестороннего
развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных
наблюдений
развивает
их
мышление,
способность
видеть
и
чувствовать
красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие
изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого,
дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное
отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В
дошкольном
учреждении
дошкольников
знакомят
с
природой,
происходящими
в
ней
в
разное
время
года
изменениями.
На
основе
приобретенных
знаний
формируются
такие
качества,
как
реалистическое
понимание
явлений
природы,
любознательность,
умение
наблюдать,
логически
мыслить,
эстетически
относиться
ко
всему
живому.
Любовь
к
природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Экологическая
воспитанность,
отражающая
накопленные
ребенком
нравственно-ценностный опыт взаимодействия с природой, является важной
составляющей базиса личностной культуры современного дошкольника.
Детский сад № 175 «Полянка» г. Тольятти в течение многих лет работает
по
вариативной
программе
«Волжская
земля-родина
моя»
под
редакцией
Одной из основных задач работы педагогического коллектива, работая по этой
программе
является
формирование
экологической
воспитанности
детей
дошкольного возраста. В связи с этим главная задача педагогов - это поиск
эффективных
путей
формирования
экологической
воспитанности
старших
дошкольников.
Реализуя
данную
задачу
в
своей
работе,
мы
используем
следующие методы и приемы работы с детьми: наблюдения за объектами
живой
и
неживой
природы,
упорядоченную
фиксацию
наблюдений
окружающей действительности, опытническую деятельность, моделирование,
направленное общение, игровую и изобретательскую деятельность, которая
позволяет отразить эмоциональные переживания ребенка, труд в природе, а
также формы элементарной экологической природоохранной
деятельности
детей.
Наш детский сад №175 «Полянка» расположен
недалеко от леса. Здесь
ребята знакомятся с красотой родной природы, учатся видеть в каждом деревце,
бабочке, травинке волшебного гномика, маленького человечка, фею, которая
творит чудеса. Признавая важность познавательного развития дошкольников,
особое
внимание
педагоги
уделяют
формированию
опыта
социального
поведения
ребенка.
Приобщая
дошкольников
к
добру,
к р а с от е ,
общечеловеческим ценностям, воспитатели стараются пробудить у них чувство
сопричастности
к
миру,
желание
совершать
добрые
дела
и
поступки,
участвовать в охране окружающей среды. И поэтому наиболее эффективной
формой работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию
экологической
воспитанности,
на
наш
взгляд,
являются
экологические
природоохранные акции, где дети и взрослые включаются в общее дело по
защите и охране окружающей среды, являясь равноправным
участниками.
Проведение
экологических
акций
направлено
на
овладение
практическими
умениями по разрешению экологических проблем.
Творческой
группой
детского
сада
разработаны
экологические
природоохранные акции по сезонам, а именно:
- осень «Лес – мы твои друзья!»
- зима «Помоги зимующим птицам»
- весна «Цвети, Земля!»
- лето «Береги лес от пожара!»
- посезонно «Сделаем наш детский сад самым чистым и красивым!»
Следует отметить, что все природоохранные акции проходят в тесном
сотрудничестве
с
родителями.
Структурное
содержание
акций
выглядит
следующим образом:
Осенняя акция «Лес – мы твои друзья!»
Цель: помощь лесу и лесным жителям после летних пожаров.
- Обращение к родителям (информационный вестник) о приобретении
саженцев деревьев хвойных пород, культивируемых в нашем лесу (сосны).
-
Изготовление
обращений
детей
к
посетителям
леса
(листовки)
«Сбережем наш лес все вместе».
- Выход на экотропу для раздачи обращения населению и развешиванию
обращений: «Сбережем наш лес!».
- Выход на экотропу вместе с родителями
для посадки саженцев.
- Фотоотчет для детей других групп, родителей.
Зимняя акция «Помоги зимующим птицам!».
Цель: помощь зимующим птицам в холодное время года.
- Изготовление информационных листовок для детей и родителей на тему:
«Помоги зимой, а весной и летом птицы отблагодарят!».
-
Устройство
с
помощью
родителей
«птичьих
столовых»
на
каждой
игровой площадке.
- Коллективный сбор корма для пернатых в каждой возрастной группе.
-
Изготовление
угощения
для
птиц
детьми
«Торты,
пирожные,
бутерброды».
- Примерное «меню для птичьей столовой».
- Коллективное угощение птиц (родители+дети).
- Фотоотчет для детей других групп, родителей.
Весенняя акция «Первоцветы»
Цель: охрана первоцветов от уничтожения.
-Фотовыставка,
вернисаж
первых
весенних
цветов
«Улыбка
весны»
(семейный фотоотчет на каждой возрастной группе).
-Изготовление
агитационных
плакатов,
листовок
(домашнее
задание
семьям, все возраста) «Береги первоцвет!».
-Выход на экотропу совместно с родителями для развешивания плакатов и
раздачи листовок посетителям леса.
-Установка охранного знака возле обнаруженного первоцвета.
-Фотоотчет для детей других групп, родителей.
Летняя акция «Береги лес от пожара!»
Цель: оказание помощи обитателям близлежащего лесного массива.
-Выпуск экологической газеты: «SОS – нам нужна помощь людей!»
-Выпуск информационного бюллетеня: «Что кому нужно» (о кормах для
птиц и животных).
-Выпуск информационных листовок на тему (для раздачи в населению
лесном массиве).
-Сбор корма для пернатых и животных в группах (обращение к родителям).
-Изготовление
поилок
и
кормушек
для
птиц
и
животных
(помощь
родителей).
-Выход на экотропу с плакатами «Мы вам поможем!» (дети + родители).
-Фотоотчет для детей других групп, родителей.
Акция «Сделаем наш детский сад самым чистым и красивым!»
-Радиогазета – обращение к детям, сотрудникам, родителям детского сада
«Когда
вокруг
чисто
-
и
на
душе
светло!»
силами
участников
клуба
«Звездопад».
-Изготовление информационных табличек с соответствующими «знаками -
подсказками» (группы +клуб «Звездопад»).
-Коллективный выход детей и родителей для уборки территории детского
сада.
-Конкурс «Наш участок – самый чистый»
(все группы).
-Фотоотчет для детей других групп, родителей.
Данная акция является универсальной, так как её можно проводить в
любое время года как на территории детского сада, так и в группах.
Опыт
работы
детского
сада
показывает,
что
природоохранные
экологические
акции способствуют накоплению эмоционально-ценностного,
гуманного
опыта
отношения
к
природе,
обогащению
данного
опыта
в
совместной
со
взрослыми
экологически
ориентированной
деятельности
и
являются необходимым условием формирования экологической воспитанности.
Применяя
в
своей
работе
такую
форму
как
э кол о г и ч е с к и е
природоохранные акции, мы формируем у дошкольников осознанно правильное
отношение
к
природе,
а
как
результат
–
«экологическую»
воспитанность,
которая предполагает действенную готовность детей участвовать в создании
необходимых
условий
для
живых
существ,
находящихся
в
сфере
детской
досягаемости,
готовность
помочь
и
прийти
на
помощь
живой
природе
и
выражается
в
гуманно-ценностном
отношении
ребенка
к
природе,
как
качественном
преобразовании
освоенных
им
экологических
представлений,
умений осуществления деятельности в природе, отношения к ней.
Список литературы:
1.
Мир природы и ребенок. Учебное пособие./под ред. Л.Н. Маневцовой,
П.Г. Саморуковой. - С-Пб.: Акцидент, 1998.
2.
Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к
школе группе детского сада. Для раб. с детьми 6-7л – М.:Мозаика-Синтез,
2010. – 168 с.
3.
Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.:
Аркти, 2003.