Напоминание

"Природоохранные акции как эффективный метод формирования экологической воспитанности у детей дошкольников"


Автор: Карсункина Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с №175 "Полянка"
Населённый пункт: город Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Природоохранные акции как эффективный метод формирования экологической воспитанности у детей дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРИРОДООХРАННЫЕ

АКЦИИ

КАК

ЭФФЕКТИВНЫЙ

МЕТОД

ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ.

М. А. Карсункина

(АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с №175 «Полянка», г.о. Тольятти)

В настоящее время требования экологической образованности и культуры

становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше

внимания

уделяется

экологическому

образованию,

формированию

экологического сознания, экологической культуры.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная

проблема

настоящего

времени:

только

экологическое

мировоззрение,

экологическая

культура

ныне

живущих

людей

могут

вывести

планету

и

человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают

сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития

ребенка

правильно

организованное,

систематически

осуществляемое

в

образовательных

учреждениях

под

руководством

людей,

обладающих

экологической

культурой,

оно

оказывает

интенсивное

влияние

на

его

ум,

чувства, волю.

Мир

природы

таит

в

себе

большие

возможности

для

всестороннего

развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных

наблюдений

развивает

их

мышление,

способность

видеть

и

чувствовать

красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие

изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого,

дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное

отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В

дошкольном

учреждении

дошкольников

знакомят

с

природой,

происходящими

в

ней

в

разное

время

года

изменениями.

На

основе

приобретенных

знаний

формируются

такие

качества,

как

реалистическое

понимание

явлений

природы,

любознательность,

умение

наблюдать,

логически

мыслить,

эстетически

относиться

ко

всему

живому.

Любовь

к

природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Экологическая

воспитанность,

отражающая

накопленные

ребенком

нравственно-ценностный опыт взаимодействия с природой, является важной

составляющей базиса личностной культуры современного дошкольника.

Детский сад № 175 «Полянка» г. Тольятти в течение многих лет работает

по

вариативной

программе

«Волжская

земля-родина

моя»

под

редакцией

Одной из основных задач работы педагогического коллектива, работая по этой

программе

является

формирование

экологической

воспитанности

детей

дошкольного возраста. В связи с этим главная задача педагогов - это поиск

эффективных

путей

формирования

экологической

воспитанности

старших

дошкольников.

Реализуя

данную

задачу

в

своей

работе,

мы

используем

следующие методы и приемы работы с детьми: наблюдения за объектами

живой

и

неживой

природы,

упорядоченную

фиксацию

наблюдений

окружающей действительности, опытническую деятельность, моделирование,

направленное общение, игровую и изобретательскую деятельность, которая

позволяет отразить эмоциональные переживания ребенка, труд в природе, а

также формы элементарной экологической природоохранной

деятельности

детей.

Наш детский сад №175 «Полянка» расположен

недалеко от леса. Здесь

ребята знакомятся с красотой родной природы, учатся видеть в каждом деревце,

бабочке, травинке волшебного гномика, маленького человечка, фею, которая

творит чудеса. Признавая важность познавательного развития дошкольников,

особое

внимание

педагоги

уделяют

формированию

опыта

социального

поведения

ребенка.

Приобщая

дошкольников

к

добру,

к р а с от е ,

общечеловеческим ценностям, воспитатели стараются пробудить у них чувство

сопричастности

к

миру,

желание

совершать

добрые

дела

и

поступки,

участвовать в охране окружающей среды. И поэтому наиболее эффективной

формой работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию

экологической

воспитанности,

на

наш

взгляд,

являются

экологические

природоохранные акции, где дети и взрослые включаются в общее дело по

защите и охране окружающей среды, являясь равноправным

участниками.

Проведение

экологических

акций

направлено

на

овладение

практическими

умениями по разрешению экологических проблем.

Творческой

группой

детского

сада

разработаны

экологические

природоохранные акции по сезонам, а именно:

- осень «Лес – мы твои друзья!»

- зима «Помоги зимующим птицам»

- весна «Цвети, Земля!»

- лето «Береги лес от пожара!»

- посезонно «Сделаем наш детский сад самым чистым и красивым!»

Следует отметить, что все природоохранные акции проходят в тесном

сотрудничестве

с

родителями.

Структурное

содержание

акций

выглядит

следующим образом:

Осенняя акция «Лес – мы твои друзья!»

Цель: помощь лесу и лесным жителям после летних пожаров.

- Обращение к родителям (информационный вестник) о приобретении

саженцев деревьев хвойных пород, культивируемых в нашем лесу (сосны).

-

Изготовление

обращений

детей

к

посетителям

леса

(листовки)

«Сбережем наш лес все вместе».

- Выход на экотропу для раздачи обращения населению и развешиванию

обращений: «Сбережем наш лес!».

- Выход на экотропу вместе с родителями

для посадки саженцев.

- Фотоотчет для детей других групп, родителей.

Зимняя акция «Помоги зимующим птицам!».

Цель: помощь зимующим птицам в холодное время года.

- Изготовление информационных листовок для детей и родителей на тему:

«Помоги зимой, а весной и летом птицы отблагодарят!».

-

Устройство

с

помощью

родителей

«птичьих

столовых»

на

каждой

игровой площадке.

- Коллективный сбор корма для пернатых в каждой возрастной группе.

-

Изготовление

угощения

для

птиц

детьми

«Торты,

пирожные,

бутерброды».

- Примерное «меню для птичьей столовой».

- Коллективное угощение птиц (родители+дети).

- Фотоотчет для детей других групп, родителей.

Весенняя акция «Первоцветы»

Цель: охрана первоцветов от уничтожения.

-Фотовыставка,

вернисаж

первых

весенних

цветов

«Улыбка

весны»

(семейный фотоотчет на каждой возрастной группе).

-Изготовление

агитационных

плакатов,

листовок

(домашнее

задание

семьям, все возраста) «Береги первоцвет!».

-Выход на экотропу совместно с родителями для развешивания плакатов и

раздачи листовок посетителям леса.

-Установка охранного знака возле обнаруженного первоцвета.

-Фотоотчет для детей других групп, родителей.

Летняя акция «Береги лес от пожара!»

Цель: оказание помощи обитателям близлежащего лесного массива.

-Выпуск экологической газеты: «SОS – нам нужна помощь людей!»

-Выпуск информационного бюллетеня: «Что кому нужно» (о кормах для

птиц и животных).

-Выпуск информационных листовок на тему (для раздачи в населению

лесном массиве).

-Сбор корма для пернатых и животных в группах (обращение к родителям).

-Изготовление

поилок

и

кормушек

для

птиц

и

животных

(помощь

родителей).

-Выход на экотропу с плакатами «Мы вам поможем!» (дети + родители).

-Фотоотчет для детей других групп, родителей.

Акция «Сделаем наш детский сад самым чистым и красивым!»

-Радиогазета – обращение к детям, сотрудникам, родителям детского сада

«Когда

вокруг

чисто

-

и

на

душе

светло!»

силами

участников

клуба

«Звездопад».

-Изготовление информационных табличек с соответствующими «знаками -

подсказками» (группы +клуб «Звездопад»).

-Коллективный выход детей и родителей для уборки территории детского

сада.

-Конкурс «Наш участок – самый чистый»

(все группы).

-Фотоотчет для детей других групп, родителей.

Данная акция является универсальной, так как её можно проводить в

любое время года как на территории детского сада, так и в группах.

Опыт

работы

детского

сада

показывает,

что

природоохранные

экологические

акции способствуют накоплению эмоционально-ценностного,

гуманного

опыта

отношения

к

природе,

обогащению

данного

опыта

в

совместной

со

взрослыми

экологически

ориентированной

деятельности

и

являются необходимым условием формирования экологической воспитанности.

Применяя

в

своей

работе

такую

форму

как

э кол о г и ч е с к и е

природоохранные акции, мы формируем у дошкольников осознанно правильное

отношение

к

природе,

а

как

результат

«экологическую»

воспитанность,

которая предполагает действенную готовность детей участвовать в создании

необходимых

условий

для

живых

существ,

находящихся

в

сфере

детской

досягаемости,

готовность

помочь

и

прийти

на

помощь

живой

природе

и

выражается

в

гуманно-ценностном

отношении

ребенка

к

природе,

как

качественном

преобразовании

освоенных

им

экологических

представлений,

умений осуществления деятельности в природе, отношения к ней.

Список литературы:

1.

Мир природы и ребенок. Учебное пособие./под ред. Л.Н. Маневцовой,

П.Г. Саморуковой. - С-Пб.: Акцидент, 1998.

2.

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к

школе группе детского сада. Для раб. с детьми 6-7л – М.:Мозаика-Синтез,

2010. – 168 с.

3.

Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.:

Аркти, 2003.



В раздел образования