Напоминание

"Использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях школы 8 вида для их адаптации в современное общество"


Автор: Ермакова Татьна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "Чапаевская школа-интернат "
Населённый пункт: с. Грязное Михайловский район
Наименование материала: Доклад
Тема: "Использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях школы 8 вида для их адаптации в современное общество"
Раздел: начальное образование





Назад




И с п о л ь з о в а н и е

и г р о в ы х

т е х н о л о г и й

в

р а з в и т и и

индивидуальных

способностей

и

компетенций

учащихся

начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII

вида.

Применение

современных

педагогиче ских

технологий

в

образовательном процессе с детьми с отклонениями психического развития,

позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую

активность

воспитанников.

Любая

технология

обладает

средствами,

активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти

средства составляют главную идею и основу эффективности результата.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической

науке

игровая

педагогика,

которая

считает

игру

ведущим

методом

воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор

на игру (игровая деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший

путь

включения

детей

в

полноценную

жизнь,

способ

обеспечения

эмоционального

отклика

на

воспитательное

воздействие

и

нормальных

условий жизнедеятельности.

В

нашей

школе-интернате

растет

число

детей,

нуждающихся

в

психолого-педагогическом

сопровождении

со

стороны

медицинского

персонала, психологов, дефектологов, логопедов. Снижение познавательной

активности рассматривается как одно из важнейших причин и трудностей

обучения этих детей.

Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности

ребенка,

удовлетворяются

многие

интеллектуальные

и

эмоциональные

потребности, складывается характер. Известно, что игра – это сочетание

повторения и неожиданности, «активный принцип, содержательная функция

со

многими

гранями

смысла»

(Хейзинга

Й.).

Она

должно

строиться

на

полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых.

Игра способствует формированию у детей такого целостного опыта, который

пригодится

им

в

будущей

практической

деятельности.

Она

позволяет

установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг

друга,

развивает

коммуникабельность.

Порой,

именно

в

игре

ребенок

проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Подготовка к занятиям в

игровой

форме

способствует

развитию

у

детей

фантазии,

выявлению

способностей: они рисуют, пробуют себя в различных ролях. Развиваются

интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

На мой взгляд, главная задача учителя – это обеспечение собственной

деятельности обучаемых. Для этого учитель должен создавать условия для

активного включения учащихся в познавательный процесс и обеспечивать их

эмоциональной

поддержкой.

Коррекционная

направленность

занятий

в

школе-интернате VIII вида обеспечивается системой и методами изучения

методического

материала,

учитывающими

индивидуальные

особенности

развития

учащихся.

Образовательный

процесс

выстраивается

от

ученика.

Необходимо организовывать совместную деятельность учителя и ученика в

атмосфере делового сотрудничества. Комфортное пребывание учащихся в

школе-интернате

необходимое

условие

для

реализации

его

внутреннего

потенциала.

Особенности

познавательной

деятельности

детей

с

задержкой

психического развития проявляются в виде несформированности важнейших

мыслительных

операций.

С

этой

целью

рационально

использовать

дидактические игры, коррекционно-развивающие задания, направленные на

формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать.

Исходя

из

выше

перечисленного

можно

заключить,

что

усвоение

знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе

использовать игровые технологии. Школьники меньше устают на уроке, а это

важно

и

для

последующих

занятий.

Ученики

более

сближаются

с

воспитателем, больше ему доверяют, а это очень

хорошо при работе с

младшими школьниками. Ученики после занятий, которые вызывают у них

положительные эмоции (а именно я добиваюсь, проводя дидактические игры

в

процессе

обучения)

чувствуют

себя

на

последующих

занятиях

более

раскованно. Более того, если ученик чувствует себя уверенно на уроках и

занятиях в школе, он будет чувствовать себя также и вне школы, что тоже не

маловажно.

При

проведении игр школьники начинают чувствовать свою

значимость,

они

принимают

серьезные

решения.

Это

подготавливает

учеников не только к дальнейшему процессу обучения, но к дальнейшей

жизни в обществе.

Применение игровых технологий дают хороший результат лишь в том

случае, если учитель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в

процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на

ступени

развития.

Психологами

доказано,

что

знания,

усвоенные

без

интереса,

не

окрашенные

собственным

положительным

отношением,

эмоциями,

не

становятся

полезными.

Использование

игровых

приемов

в

процессе

обучения

способствует:

формированию

уверенности

в

себе,

заинтересованность

в

учении,

повышению

самостоятельности,

развитию

внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке

знаний.

Я считаю, использование игр на уроках и в свободное время позволяет

добиться лучшего усвоения учебного материала,

благодаря чему ученики

становятся

самостоятельнее,

активнее,

способны

работать

уже

не

на

репродуктивном уровне, а творить. Дети умеют применять свои знания в

новых

ситуациях,

использовать

на

практике

и

самостоятельно

добывать

знания.

Для

учителя

важно

понять,

что

игры

в

школе

это

не

игры

дошкольников,

это

не

игры

-

развлечения,

вводимые

лишь

для

занимательности

разнообразия

заданий.

Игры

в

школе

прежде

всего

обучающие,

они

должны

приковать

неустойчивое

внимание

ребенка

к

материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.

Игра

является

игровой

формой

обучения,

позволяет

соединять

познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями, играя.

Учащиеся с отклонениями психического развития приобретают в процессе

активной, познавательной деятельности более прочные знания, важнейшей

предпосылкой

которых

является

интерес.

А,

как

известно,

стойкий

познавательный

интерес

формируется

при

сочетании

эмоционального

и

рационального обучения. Вот почему использование игровых технологий

делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей

в усвоении материала. Макаренко А.С. говорил, что «…хорошая игра похожа

на

хорошую

работу.

Каждому

учителю

необходимо

научиться

правильно

использовать игру на уроке».



В раздел образования