Автор: Ермакова Татьна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "Чапаевская школа-интернат "
Населённый пункт: с. Грязное Михайловский район
Наименование материала: Доклад
Тема: "Использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях школы 8 вида для их адаптации в современное общество"
Раздел: начальное образование
И с п о л ь з о в а н и е
и г р о в ы х
т е х н о л о г и й
в
р а з в и т и и
индивидуальных
способностей
и
компетенций
учащихся
начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII
вида.
Применение
современных
педагогиче ских
технологий
в
образовательном процессе с детьми с отклонениями психического развития,
позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую
активность
воспитанников.
Любая
технология
обладает
средствами,
активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти
средства составляют главную идею и основу эффективности результата.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической
науке
–
игровая
педагогика,
которая
считает
игру
ведущим
методом
воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор
на игру (игровая деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший
путь
включения
детей
в
полноценную
жизнь,
способ
обеспечения
эмоционального
отклика
на
воспитательное
воздействие
и
нормальных
условий жизнедеятельности.
В
нашей
школе-интернате
растет
число
детей,
нуждающихся
в
психолого-педагогическом
сопровождении
со
стороны
медицинского
персонала, психологов, дефектологов, логопедов. Снижение познавательной
активности рассматривается как одно из важнейших причин и трудностей
обучения этих детей.
Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности
ребенка,
удовлетворяются
многие
интеллектуальные
и
эмоциональные
потребности, складывается характер. Известно, что игра – это сочетание
повторения и неожиданности, «активный принцип, содержательная функция
со
многими
гранями
смысла»
(Хейзинга
Й.).
Она
должно
строиться
на
полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых.
Игра способствует формированию у детей такого целостного опыта, который
пригодится
им
в
будущей
практической
деятельности.
Она
позволяет
установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг
друга,
развивает
коммуникабельность.
Порой,
именно
в
игре
ребенок
проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Подготовка к занятиям в
игровой
форме
способствует
развитию
у
детей
фантазии,
выявлению
способностей: они рисуют, пробуют себя в различных ролях. Развиваются
интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
На мой взгляд, главная задача учителя – это обеспечение собственной
деятельности обучаемых. Для этого учитель должен создавать условия для
активного включения учащихся в познавательный процесс и обеспечивать их
эмоциональной
поддержкой.
Коррекционная
направленность
занятий
в
школе-интернате VIII вида обеспечивается системой и методами изучения
методического
материала,
учитывающими
индивидуальные
особенности
развития
учащихся.
Образовательный
процесс
выстраивается
от
ученика.
Необходимо организовывать совместную деятельность учителя и ученика в
атмосфере делового сотрудничества. Комфортное пребывание учащихся в
школе-интернате
необходимое
условие
для
реализации
его
внутреннего
потенциала.
Особенности
познавательной
деятельности
детей
с
задержкой
психического развития проявляются в виде несформированности важнейших
мыслительных
операций.
С
этой
целью
рационально
использовать
дидактические игры, коррекционно-развивающие задания, направленные на
формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать.
Исходя
из
выше
перечисленного
можно
заключить,
что
усвоение
знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе
использовать игровые технологии. Школьники меньше устают на уроке, а это
важно
и
для
последующих
занятий.
Ученики
более
сближаются
с
воспитателем, больше ему доверяют, а это очень
хорошо при работе с
младшими школьниками. Ученики после занятий, которые вызывают у них
положительные эмоции (а именно я добиваюсь, проводя дидактические игры
в
процессе
обучения)
чувствуют
себя
на
последующих
занятиях
более
раскованно. Более того, если ученик чувствует себя уверенно на уроках и
занятиях в школе, он будет чувствовать себя также и вне школы, что тоже не
маловажно.
При
проведении игр школьники начинают чувствовать свою
значимость,
они
принимают
серьезные
решения.
Это
подготавливает
учеников не только к дальнейшему процессу обучения, но к дальнейшей
жизни в обществе.
Применение игровых технологий дают хороший результат лишь в том
случае, если учитель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в
процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на
ступени
развития.
Психологами
доказано,
что
знания,
усвоенные
без
интереса,
не
окрашенные
собственным
положительным
отношением,
эмоциями,
не
становятся
полезными.
Использование
игровых
приемов
в
процессе
обучения
способствует:
формированию
уверенности
в
себе,
заинтересованность
в
учении,
повышению
самостоятельности,
развитию
внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке
знаний.
Я считаю, использование игр на уроках и в свободное время позволяет
добиться лучшего усвоения учебного материала,
благодаря чему ученики
становятся
самостоятельнее,
активнее,
способны
работать
уже
не
на
репродуктивном уровне, а творить. Дети умеют применять свои знания в
новых
ситуациях,
использовать
на
практике
и
самостоятельно
добывать
знания.
Для
учителя
важно
понять,
что
игры
в
школе
–
это
не
игры
дошкольников,
это
не
игры
-
развлечения,
вводимые
лишь
для
занимательности
разнообразия
заданий.
Игры
в
школе
–
прежде
всего
обучающие,
они
должны
приковать
неустойчивое
внимание
ребенка
к
материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.
Игра
является
игровой
формой
обучения,
позволяет
соединять
познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями, играя.
Учащиеся с отклонениями психического развития приобретают в процессе
активной, познавательной деятельности более прочные знания, важнейшей
предпосылкой
которых
является
интерес.
А,
как
известно,
стойкий
познавательный
интерес
формируется
при
сочетании
эмоционального
и
рационального обучения. Вот почему использование игровых технологий
делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей
в усвоении материала. Макаренко А.С. говорил, что «…хорошая игра похожа
на
хорошую
работу.
Каждому
учителю
необходимо
научиться
правильно
использовать игру на уроке».