Автор: Майорова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №5 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Верхняя Салда, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Лэпбук, как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Лэпбук, как средство развития речи детей дошкольного возраста
в условиях реализации ФГОС ДО»
Детская речь на всех этапах
своего развития питается
неисчерпаемой жизненной
силой народного русского языка.
К. И Чуковский
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения
русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и
примитивен словарный запас большинства детей дошкольного возраста.
Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих
структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития
речи. Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности
являются произведения устного народного творчества (загадки, потешки,
считалки, колыбельные). Каждый педагог в своей работе обращается к
сказкам, пословицам, поговоркам, к этим же жанрам при создании лэпбука
обратилась и я.
В данном лэпбуке 14 содержательных разделов, в нем представлены:
загадки, потешки, небылицы, игровой фольклор (молчанки, голосянки,
отговорки,
дразнилки, поддевки), приговоры, скороговорки, поговорки,
считалки, архаизмы, куклы-обереги, народный календарь, календарный
фольклор.
Для полного использования развивающего потенциала всех разделов
лэпбука, я применяю их в режимных моментах, в образовательной
деятельности с целью создания благоприятной речевой среды, так как это
одно из условий речевого развития детей. На примере, хочу показать
использование поговорок применяемых в трудовой деятельности, отобрав
доступные детям по содержанию и языку, я выбираю те, которые могут
сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно же, обогащать их
речь. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях
дети учатся понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли.
Приведу пример такой ситуации. Дети играют, рассматривают книги, а двое
мальчиков, не найдя себе занятия, сидят на ковре. Я говорю: «От скуки бери
дело в руки» и даю какое-то поручение. Дети охотно приступают к делу. А
после того, как работа будет закончена, даю положительную оценку и
спрашиваю, почему так говориться. Таким образом, помогаю осмыслить
пословицу и результат своего труда. Поговорки
в лэпбуке для детей старшего
дошкольного возраста представлены еще и в виде игры «Составь правильно
поговорку», где детям дается картинка с первой частью поговорки, вторую
часть ребенок должен найти сам.
В повседневной жизни также широко использую и загадки. В своей
работе я предлагаю детям загадки в начале образовательной деятельности,
различных наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает
интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас
объекте или явлении. Также я использую загадки как средство проверки и
закрепления знаний в занимательной форме. Я их применяю во время
детской деятельности. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для
детей привлекательным, я загадываю загадки о предметах туалета, затем
спрашиваю: «О чем загадка? Что надо сделать, чтобы умыться?» Дети
выполняют действия, указанные в загадке. Собираясь на прогулку, я
загадываю детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается
взять с собой. Дети должны доказать, что именно об этих предметах
говорится в загадке, которые они принесли.
Практика показала, что для всестороннего развития детей особое
значение приобретают игры – забавы с использованием фольклора. Я
стараюсь вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать
возможность проявить речевую активность. Например, дидактическая игра
«Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведение),
помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение
передавать особенности действий различных персонажей. Потешки можно
использовать в работе не только с детьми младшего дошкольного возраста,
дети старшего дошкольного возраста с помощью потешек могут разыгрывать
небольшие театрализованные представления для своих друзей или для
малышей.
В процессе знакомства детей с небылицами, в центре которых -
заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается
правильное положение вещей, ведь перевёртыш обыгрывает простейшие,
хорошо знакомые явления, которые призваны не только, развлекать и
забавлять малышей, они созданы, «чтобы стимулировать умственные силы
ребёнка» а также «воспитать в ребёнке юмор». «Всякая небылица в три года
пригодится», - гласит народная поговорка. Вот, что писал по этому поводу К.
Чуковский: «В подобных стихах неправильная координация вещей только
способствует утверждению правильной, и путём такой фантастики мы
утверждаем детей в их реалистическом представлении о мире». Именно
Чуковский ввёл термин «перевёртыш» и досконально исследовал это жанр.
Незаменимым материалом в работе будет «народный календарь» и
«фольклорный календарь», куда вошли иллюстрации природы в разное
время года, так же приметы - времена года, рассматривая их у детей
развиваются и уточняются представления о явлениях действительности,
расширяется кругозор, устанавливаются определенные логические связи и
зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается
наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Заклички из
народного календаря используются как во время проведения прогулок, так и
во время народных праздников. Немаловажное значение имеет и
патриотическое воспитание, дети учатся любить и беречь родную природу,
развивает чувство гордости за свой край.
Игровой фольклор, куда вошли: дразнилки, поддевки, отговорки,
голосянки и молчанки. Дразнить и поддевать – значит исследовать.
Дразнилки и поддевки способствуют социальной регуляции детского
поведения. Они исполняют роль своеобразного определителя, позволяющего
понять, насколько дети вхожи в коллектив, умеют в нем ужиться и понимают
законы его существования. Во время проведения молчанок и голосянок, дети
тянут тот или иной звук как можно дольше, а остальные дети стараются их
рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и
считается проигравшим.
В разделе «Куклы-обереги» можно увидеть иллюстрации «кукол» их
предназначение. В наше время функция народной куклы в основном сводится
к игровой деятельности, но процесс изготовления такой игрушки очень
увлекателен, во время изготовления куклы можно петь, рассказывать сказки,
разговаривать, и в этом смысле народная кукла, без сомнения, сохранила свои
магические свойства - это сплачивает детей, настраивает на добрый и
позитивный лад. Такая игрушка, без сомнения, научит фантазировать,
перевоплощаться, добавит здоровья: физического и нравственного. В работе с
детьми дошкольного возраста необходимо знакомство с культурой русского
народа, его бытом, его традициями, в том числе традиционной русской
куклой.
В заключении хочется сказать: « Новое – это хорошо забытое старое,
только доработанное к условиям настоящего времени». Воспитатели всегда
использовали в работе игры, сделанные своими руками, папки передвижки,
раскраски по изучаемым темам и многое другое. Задача педагога работать
успешно над развитием речи, придавать воспитанникам уверенности в своих
силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов развития
каждого ребенка.
Конечно, такая работа требует затрат времени и собственных усилий,
но результаты оправдывают эти затраты. Об этом Д.А. Гатовская в своей
статье очень точно сказала «Лэпбук – это … полет фантазии, который может
дать не предсказуемые результаты, это исследование, которые однажды
начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке
«зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.