Напоминание

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время в соответствии с ФГОС


Автор: Семеняк Наталья Дмитриевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: х.Незаймановский, Тимашевского района, Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время в соответствии с ФГОС (Из опыта работы учителя истории МБОУ СОШ № 9 х. Незаймановского, Тимашевского района, Краснодарского края) Семеняк Натальи Дмитриевны Основная задача педагогической деятельности целенаправленно работать с детьми по созданию условий для развития интеллектуальной, всесторонне развитой личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем; формирование человека-гражданина, способного на сознательный выбор и самостоятельную разработку идеи. В настоящее время в теоретической и практической педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека. Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о целях и задачах образования: научный, академический путь развития или обучение школьников на основе накопления знаний в рамках изучаемого предмета. Сегодня существуют огромные возможности проявить свои интеллектуальные способности и развивать их. Нет проблем с учебными пособиями и литературой для занятий: в школе имеется компьютерный класс, мультимедийные установки, в каждом кабинете есть компьютер, телевизор, видеоплейер, в библиотеке имеются электронные учебники и компьютеры; организованы кружки для развития самых разнообразных способностей учащихся. Кабинет истории обеспечен средствами, позволяющими создать комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными особенностями психофизиологического развития. Разнообразны ресурсы, обеспечивающие разные способы восприятия одного и того же нового материала: анализ текста, через практическую деятельность, через индивидуальную или коллективную деятельность. Это возможно при наличии разнообразного дидактического оснащения. Несмотря на то, что сегодня существуют огромные возможности проявить свои интеллектуальные способности, у учащихся отсутствует достаточная мотивации в обучении, поэтому я, как учитель обществоведческих дисциплин, поставила перед собой цель: повысить мотивацию учащихся в обучении предмету истории через исследовательскую деятельность. Актуальность данной темы объясняется тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и особенно подрастающего поколения. Все чаще проявляется непонимание значимости исторического наследия, у детей снижен интерес к истории вообще, к наследию своей малой Родины в частности. Современные учащиеся зачастую ничего не знают о своей станице или хуторе, об участниках Великой Отечественной войны, живущих с ними на одной улице. Все мы присутствуем при исчезновении целого исторического и социального уклада и все сталкиваемся со стихией
забвения. Забывается все – от государственной идеологии и образа жизни до облика улиц и кухонной утвари. Неосведомленность растущего поколения о прошлой жизни грозит обернуться полным взаимонепониманием. Ещё после окончания Великой Отечественной войны глава ЦРУ Ален Даллес в «Размышлениях о реализации американской послевоенной доктрины против СССР» писал: «…мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. …станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности…» Концепция модернизации образования так определяет социальные требования к системе российского образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, высокоинтеллектуальные, талантливые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора…» Интеллектуальное и творческое развитие – неотъемлемая часть учебной и воспитательной работы учителей. Особенно это актуально сейчас, когда в рамках Национального проекта «Образование» реализуется подпрограмма «Одаренные дети». В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью её гражданских свобод, прав и обязанностей. Основная задача школы не только дать ученику определённую сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этим знаниями, но и научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Главная задача педагога в работе с детьми: развитие их личности и способностей, формирование у них зрелой способности и потребности в самоактуализации. Под самоактуализацией здесь понимается реализация личностных и творческих возможностей человека в общественно ценной деятельности, с одной стороны, и субъективная удовлетворенность процессом и результатом деятельности с другой. Любой ребенок, имеющий творческие наклонности, способен к исследовательской деятельности. Энергия детей, мотивированных на познавательную деятельность, может быть реализована в практической деятельности, социально значимой для общества. Основные инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, которые необходимо сформировать у школьников для решения исследовательских задач: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с литературой помогают школьнику накапливать и развивать интеллектуальный потенциал человека, гражданина. Концепция модернизации Российского образования предусматривает обновление структуры и содержания общего среднего образования. Именно поэтому, необходимо искать такие формы и методы работы, которые бы
позволили учителю, работая на основе дидактики лично стно- ориентированного образовательного процесса, создать целостную образовательную среду на занятиях и во внеурочной деятельности. В истории нет неинтересных периодов, и вопросов, которые она ставит перед исследователями, множество. Вокруг нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и надо сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. Я предлагаю своим ученикам обратиться, прежде всего, к истории повседневности. Это значит - к близкой им российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений или деревень. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Именно в анализе повседневной жизни – ключ к разгадке часто возникающего при знакомстве с конкретными судьбами вопроса: как могли люди выдерживать и сохранять человеческое достоинство в экстремальных условиях революций, войн, террора, голода, послевоенной разрухи? Я объясняю ребятам, что неверно представлять себе эти трагические события как сплошную цепь несчастий. И в эти периоды люди дружили, любили друг друга, воспитывали детей, устраивали свой быт. Обращаю внимание учащихся, что через историческое исследование они смогут увидеть, из чего складывалась ежедневная жизнь людей и, возможно понять, как люди приспосабливались к жизненным обстоятельствам, почему не протестовали, когда, казалось бы, должны были это делать или как побеждали страх и совершали чудеса героизма. Чтобы учащимся было легче ориентироваться в отборе и использовании информационных ресурсов, я предлагаю им такой алгоритм: 1. Формулировка и анализ потребностей. (Что я должен сделать?) 2. Выявление и оценка вероятных источников. (Куда мне обратиться?) 3. Поиск и обнаружение конкретных ресурсов. (Как получить информацию) 4. Изучение ресурсов, выбор. (Какие ресурсы использовать?) 5. Критический анализ найденных ресурсов. (Каким образом использовать ресурсы?) 6. Фиксация и сортировка информации. (Что и как следует записать?) 7. Анализ, оценка . (Получил ли я нужную информацию?) 8. Оформление (Как представить информацию?) Включение в учебную деятельность школьников исследовательской работы призвано способствовать реализации принципов государственной политики и общих требований к содержанию образования, а также решению задач воспитательного характера: -воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине; -формирование чувства сопричастности к родной истории, привлечение внимания к самобытности истории своего хутора, -освоение знаний об истории и культуре Кубани; -формирование ценностных ориентаций; -формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической культуры; -содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
различными этническими, религиозными и социальными группами; -применение приобретённых знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни. В школу я пришла работать более 35 лет назад. Начав работать учителем, я сразу же поняла: в школе много одаренных детей в разных областях знаний. Но мне нужно было искать «свои звездочки», то есть тех детей, которые полюбят мой предмет, так как его люблю я, которые старались бы не только получить определенную сумму знаний, но и творчески их переработать, детей, способных мыслить самостоятельно на основе полученной информации. Я понимала, что мне необходимо заложить в сознание своих учеников основную концепцию обучения детей истории: глубоко проникать в суть изучаемых событий. Как известно, история – это цепь событий. И, к счастью, история – это не только реформы, перевороты, восстания, войны, но и повседневная, обыденная жизнь людей. За время работы у меня было много интересных, талантливых детей, Ежегодно есть победители районных и зональных олимпиад. Я все время искала новый подход к организации своей деятельности. Ею стала концепция личностно-ориентированного образования. Автором разработана программа кружка «Историческое краеведение» для 5 класса Программа рассчитана на детей 11-12 лет. Большинство тем, включенных в программу способны заинтересовать детей, дать пищу для размышлений. Часть тем опираются на жизненный опыт учащихся и объем знаний по кубановедению. Программа предусматривает движение от микроистории (мое имя, фамилия, история моей семьи, история моего хутора) к изучению более крупных вопросов истории Кубани и России. Мною разработана образовательная программа научно-творческого объединения «Эрудит Она рассчитана на учащихся 13 – 16 лет, на 1 год обучения. Именно с этими учащимися я решаю главные задачи: выявление увлеченных, интересующихся историей учащихся среднего звена на первом этапе, а затем развитие интеллектуальной и творческой одаренности у этих детей на втором этапе. Первое занятие творческого объединения посвящается одному из самых главных вопросов: где найти темы и сюжеты? Очень часто ребята, которые только начинают заниматься исследованием, погружаются в историю своей семьи. Именно семейная история в наибольшей степени помогает преодолеть разрыв времени, ощутить прошлое предшествующих поколений как часть своего прошлого. Помогаю ребятам осмыслить, что самое существенное в любом биографическом материале – это соотнесенность частного существования человека с ходом исторических событий. Задача исследователя – почувствовать в истории повседневности то, что выражает дух времени. Чтобы возник эдакий сплав судьбы человека и времени, в котором он жил, чтобы его поступки, его поведение получили объяснение через эпоху. Развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный
творческий потенциал каждого ученика, обеспечивала бы разрабатываемый мной подход к развитию творческой активности учащихся. Мною также разработано положение о конкурсе «Лучший знаток истории», который проводится в течение года по разным возрастным категориям. Основной целью проведения школьного конкурса является привлечение внимания учащихся к предмету истории, а также выявление детей, склонных к познавательной и исследовательской деятельности. Конкурсы, олимпиады, вечера, предметные недели, исследовательские работы и проекты – это не полный перечень условий конкурса на «Лучшего знатока истории». Обязательной составной частью конкурса является этап «Книголюб-историк». Учителем истории совместно с библиотекарем анализируются читательские формуляры учащихся с целью выявления, какую историческую литературу читают учащиеся. На основании положения, в конкурсе могут принимать участие учащиеся начальной, основной и старшей школы. Участниками конкурса могут быть отдельные учащиеся или классные коллективы, а также творческие объединения учащихся. Мне всегда был интересен поиск метода для наиболее полного раскрытия творческих способностей учащихся при изучении предмета истории и реализации творческого потенциала; стимулирование познавательной активности и исследовательской деятельности учащихся в учебное и внеурочное время, а также мотивация учащихся новыми методами оценивания их достижений. Конкурс на «Лучшего знатока истории» позволяет вовлечь большую группу учащихся с творческим потенциалом. Мероприятия, проводимые в рамках конкурса, позволяют учащимся не только показать свои знания, но и проявить творчество, так как конкурсная программа предполагает разные формы участия. Учащихся могут искать ответы в дополнительной литературе, Интернете. Задания оцениваются большим количеством баллов, если на них кроме правильных ответов предлагались свои гипотезы, мнения, суждения. Работая все время в режиме поиска метода для наиболее полного раскрытия творческого потенциала, стимулирования познавательной активности и исследовательской деятельности, систематически применяю метод сравнения, анализа, исследования для проведения учебных занятий по предмету. Так урок в 5 классе на тему: « Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян» проводится в форме урока – реконструкции. Это дает возможность сформировать образное восприятие жизни римских граждан времен империи; развивать умение сравнивать, анализировать, делать

выводы, применять ранее приобретенные знаниядля написанияисторического эссе по следующему алгоритму: 1. Рассмотреть проблему. (Как жили римские граждане времен империи) 2. Ваше отношение к увиденному. (Высказать свою точку зрения) 3. Аргументировать её.
6 класс. Тема:«Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов». Работа на уроке строится на извлечении знаний из исторических источников, анализируя их с помощью учителя, ребята учатся выделять существенные признаки исторических явлений, что способствует развитию исследовательских навыков. 7 класс. Тема: «Культура и быт России во второй половине XVIII века». На уроке ставилась задача способствовать развитию познавательной деятельности учащихся: используя дополнительную литературу, подготовить сообщение о деятелях культуры. Чем старше становятся учащиеся, тем усложняются задания. Учащиеся 9, 11 классов получают задания, связанные с написанием рефератов, с самостоятельным сбором материала на заданную тему. Часто исследуемые темы выходят далеко за рамки учебной деятельности. Во время изучения темы «Родной край в Великой Отечественной войне» учащиеся получают задания по сбору воспоминаний ветеранов войны, тружеников тыла, оформляют собранный материал в форме реферата или исследовательского проекта. Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данной работе самые разнообразные - интервью, метод опроса, социальное исследование, разработка опросников, многоступенчатая, длительная деятельность по сбору материала, проверка его достоверности на основе документов, структурирование материала, уроки педагогического сотрудничества, коммуникационно - информационные технологии, сочетание теории с практической работой. А также автором используются такие формы как написание исторического эссе, работа в группах по проблеме урока, создание краткосрочных и долгосрочных проектов, лабораторные работы на основе исторических источников. Ребята выступают на классных часах, участвуют в муниципальных, краевых и федеральных конкурсах. Весь собранный материал хранится в школьном музее. Творческая активность проявляется не в том, что ученик может, а в том, что он хочет что-то делать. Для интенсивного развития способностей должна работать такая система: чем больше занимается ученик той или иной работой, тем больше ему хочется ею заниматься. Тщательная подготовка способствует проявлению самостоятельности, инициативы и творчества учащихся, а четкое знание ими цели и задачи повышает самосознание и самоактуализацию. Постоянный творческий поиск учителя в значительной степени определяют успех. Семеняк Наталья Дмитриевна. (Из опыта работы)


В раздел образования