Автор: Сибигатулина Галина Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Долина
Населённый пункт: с.Долина Саратовская область Фёдоровский район
Наименование материала: технологическая карта урока,презентация к уроку
Тема: Не с существительными
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Автор: учитель МОУ-СОШ с. Долина Сибигатулина Галина Алексеевна
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема: Правописание НЕ с именами существительными
УМК: под редакцией Е.А. Быстровой
Класс: 5
Цели: 1.Содержательные:
-развивать коммуникативное умение, а именно формировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему;
-создавать собственные тексты на заданную тему;
2. Деятельностные:
-формировать лингвистическую, языковую компетенцию;
-знать правила правописания НЕ с существительными;
-уметь с помощью алгоритма применять его на практике
-повторить правила правописания НЕ с глаголами;
-правила об имени существительном
-формировать умения использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного
правописание НЕ с существительными;
-воспитывать бережное отношение к слову, как к духовной сущности народа.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Организационный момент
Психологически настраиваю
учащихся на работу.
Читают эпиграф урока,
записывают число, классная
работа.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные: планировать
свои действия.
2. Актуализация знаний
Задаю вопросы: «По какому
признаку можно
распределить слова,
записанные на доске?».
«Какое правило должны
помнить о написании НЕ с
глаголами?». Оказываю
помощь.
Записывают слова по
вариантам, комментируют
по цепочке (проверяют по
слайду 1) .Проговаривают
правило.
Коммуникативные: умение
строить связное
монологическое
высказывание в учебно-
научном стиле, правильно
выражать свои мысли.
Регулятивные: высказывать
предположение на основе
наблюдений.
Познавательные: умение
строить речевое
высказывание
3. Создание проблемной
ситуации
Задаю вопросы: «Какое
слово здесь лишнее?».
«Почему? Как его
напишем?». «Знаем ли мы
условия слитного и
раздельного написания НЕ с
существительными?».
Прошу сформулировать
тему урока.
Отвечают на вопросы,
формулируют тему урока,
записывают в тетрадь.
Коммуникативные :
формулировать тему урока.
Владеть монологической
речью; адекватно
использовать речевые
средства для решения
коммуникативных задач.
Познавательные:
анализировать, сравнивать,
обобщать. Регулятивные :
планировать действия при
возникновении проблемной
ситуации.
4. Целеполагание.
Задаю вопрос: «Как вы
думаете, чему мы будем
учиться на уроке?».
Отвечают на вопросы.
5. Создание новой
проблемной ситуации.
Организую словарную
работу. Задаю вопросы:
«Почему слова невежа и
невежда пишутся слитно?».
«А в каких произведениях
вы встречали эти слова?».
Записывают в тетради слова,
их лексическое значение,
(проверяют по слайду 2)
Отвечают на вопросы.
Называют произведения, в
которых встречаются эти
слова
Познавательные: знакомство
с необходимой информацией
для дальнейших действий по
достижению цели урока.
6.Конструирование новых
знаний.
Физминутка
Предлагаю провести
исследовательскую работу и
добыть самим ответ на
вопрос: «При каком еще
условии НЕ с
существительными пишется
слитно, а при каком
раздельно?».
. Организую работу в
группах, предлагаю
составить алгоритм
Работа в группах. Отвечают
на вопросы, приводят
примеры. Составляют
алгоритмы, читают правило
в учебнике. Проверяют по
слайду 3.
Познавательные:
выстраивание алгоритма по
применению правила.
Коммуникативные :
согласованно выполнять
совместную работу,
контролировать действия
друг друга. Личностные:
выражать свою позицию.
Искать пути решения
проблемы.
7. Первичное закрепление
алгоритма на практике
Предлагаю цифровой
диктант.
Предлагаю проверить по
слайду
Работа по вариантам.
Выбирают предложение. 1
вариант: предложения, в
которых пишется НЕ слитно
с существительными; 2
вариант: предложения, в
которых НЕ пишется
раздельно с
существительными.
Проверяют по
ключу(слайд4).
Познавательные :
преобразовывать и
информацию одного вида в
другой, выбор наиболее
эффективных способов
решения задач.
Регулятивные: контроль,
оценка.
8. Работа в парах
(закрепление знаний).
Организую работу в парах:
(предлагаю найти
соответствия слов).
Задаю вопрос: «Как
называются эти слова?».
«Какова их роль в русском
языке?». «Что такое
синонимы?».
Находят соответствия слов
друг другу. Меняются
работами (взаимопроверка)
Проверяют по слайду 5.
Отвечают на вопросы.
Регулятивные : искать пути
решения проблемы.
Коммуникативные: свободно
излагать свои мысли в
устной и письменной форме.
Слушать и слышать других,
быть готовым
корректировать свою точку
зрения. Договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности.
9. Самостоятельная работа
Закрепление новых знаний
Организую работу с тестом.
Работают с тестом,
проверяют по слайду 6.
Регулятивные :
разрабатывать собственные
алгоритмы учебных,
осуществлять учебную
рефлексию действий,
10. Творческая работа
11. Рефлексия
Читаю стихотворение.
Предлагаю создать
собственный текст, или 2-3
предложения. По опорным
словам на тему: «Как вести
беседу?».
Даю домашнее задание.
Прошу сделать вывод.
Оцениваю работу учащихся.
Прошу высказать свои
мнения об уроке (Слайд).
Пишут сочинение-
миниатюру или составляют
2-3 предложения по
опорным словам (слайд7).
Читают свои сочинения или
предложения.
Записывают домашнее
задание (слайд8).
Делают выводы
Выставляют оценку за урок.
Высказывают мнение об
уроке (слайд9).
Личностные : развивать и
совершенствовать свою
речь. Регулятивные :умение
делать выводы.
Коммуникативные : строить
связное монологическое
высказывание в учебно-
научном стиле.
Регулятивные :
вырабатывать критерии
оценки и определять степень
успешности работы.
Личностные: способность к
самооценке на основе
критериев успешности
учебной деятельности.
Спасибо за урок!