Автор: Терентьева Яна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №92
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Рекомендации для учителя русского языка и литературы
Тема: Техника "медленного чтения" как особый элемент творчества
Раздел: среднее образование
Основным
и
неизменным
процессом
работы
с
информацией,
самообразования, самовоспитания является процесс чтения. Одна из целей
изучения литературы, обозначенных в очередном проекте ФГОС - «овладение
умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением
базовых
литературоведческих
понятий
и
необходимых
сведений по истории литературы». Перед педагогами-словесниками стоит
задача не только добиться прочтения и освоения содержания программных
текстов,
но
и
развить
в
учащихся
внимание
к
художественным
и
интертекстуальным деталям, превратить процесс анализа художественного
произведения
в
«интеллектуальное
творчество».
Русский
философ
И.
А.
Ильин в статье «О чтении» отмечал, что «читать – значит искать и находить;
ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая
найти его и присвоить себе». Для реализации вышеупомянутых целей и задач
необходимо уделять на уроках литературы время для «медленного чтения».
Под медленным чтением в данной статье понимается
чтение вдумчивое,
вызывающее
сопереживание,
размышление,
рождающее
п ото к
самопоявляющихся ассоциаций. Это своеобразное путешествие по страницам
книги с постоянными остановками, с органичным вкраплением анализа слов,
образов героев, их характеров, поступков... [4]
Традиционный план целостного анализа литературного текста сначала
раскрывает идейно-тематический пласт, затем сюжетно-композиционный и
как завершение – словесно-изобразительный [3]. Другими словами сначала
преподаватель
дает
биографическую
справку,
рассказывает
об
истории
создания
произведения,
а
далее
прибегает
к
вышеобозначенным
вехам
целостного анализа текста. В свою очередь технология «медленного чтения»
базируется на деконструкции созданной целостности, но этот процесс не есть
констатация
изобразительных
средств
и
приемов.
Возникает
процесс
сотворчества с автором, на интуитивном уровне открывающий реализацию
авторского
замысла,
поэтому
при
такой
формулировке
задачи
уместнее
говорить не об анализе, а об интерпретации. Для пояснения вышеизложенной
концепции
предлагается
использовать
следующие
приемы
работы
с
художественным текстом.
1. Удивление или предпонимание.
Каждый художественный текст, вышедший из-под пера талантливого
автора, состоит из ряда странностей, из набора деталей, значение и смысл
которых
читателю
предстоит
разгадать.
Если
учащийся
утверждает,
что
прочитанное ему полностью понятно и не вызывает вопросов, то, скорее
всего, то он как раз плохо читал, значит, он прошёл мимо сокровенного
содержания
произведения.
Читатель,
не
умеющий
удивляться,
постоянно
занят
приспосабливанием
текста
к
своим
готовым
представлениям
или
ожиданиям.
Настоящее
чтение
пытается
почувствовать
и
выявить
собственную загадочную логику художественного произведения. Приступая к
работе с произведением, задайте своим ученикам следующий вопрос: «Что
странного, удивительного в этом тексте?». Затем, когда учащиеся выскажут
свои впечатления и замечания, с помощью все той же позиции удивления
подтолкните читателей к интерпретации и анализу произведения.
Обратимся к строкам из стихотворения Б. Пастернака.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд…
У внимательного читателя сразу же возникают вопросы. Почему в
феврале непременно нужно плакать? При чём тут чернила? «Слёзы» как
сентиментальность творчества («Писать о феврале навзрыд») связываются,
«рифмуются» с весенней слякотью и ливнем (плакать - слякоть) так же, как
чернила - с чернеющими проталинами. Таким образом, о феврале здесь как
бы
«пишет»
сам
февраль.
Природа
не
только
предмет,
но
и
субъект
творчества.
Весеннее
творческое
состояние
природы
«слагает
стихи»
на
снегу, как на чистом листе бумаги.
Приведем еще один пример.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь...
При работе с отрывком можно выстроить следующий ряд вопросов.
Почему крестьянин торжествует? Стало ли ему легче ездить? Почему
«обновление пути» по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-
то особым торжеством? Пушкин знал крестьянскую жизнь, и все, что связано
в его поэзии с деревней, очень точно и совсем не случайно. «Торжество»
крестьянина относится не к «обновлению пути» по чистому белому снегу, а к
выпавшему снегу вообще. В предшествующей первой строфе той же главы
говорится:
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь...
Если
бы
осенняя
погода
простояла
дольше,
озимые
погибли
бы.
Крестьянин торжествует и радуется снегу, т.к. выпавшим снегом на третье в
ночь спасен урожай».
Таким образом, удивление поможем учащимся услышать голос автора,
понять истинный смысл каждой, казалось бы, незначительной детали, как
будто случайно подобранного слова, а уже позже прийти к пониманию всего
текста.
2. Прогнозированное чтение
.
Одним из методических приемов медленного чтения является прогно-
зированное чтение. Суть его заключается в следующем: во время чтения
текста произведения (как правило, в начале урока) учитель делает остановку
(«обрыв») и опускает одно из событийных звеньев, чаше всего финальное,
нарушая
тем
самым
привычный
для
читателя
ритм
формирования
эстетического
смысла.
Читатель
вынужден
самостоятельно,
опираясь
на
факты
художественной
реальности
и
на
показатели
собственного
переживания-приключения, заполнить сюжетные «пустоты». Как известно,
этот
прием
часто
используется
в
«фельетонных»
про изведениях,
печатающихся
в
периодических
изданиях
«с
продолжением»,
а
также
в
многосерийных
телевизионных
фильмах,
каждая
серия
кото р ы х
«обрывается»
«на
самом
интересном
месте»,
стимулируя
воображение
и
фантазию зрителя.
Обратимся к тексту Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Предполагается,
что
рассказ
читается
учителем
на
уроке
вслух
и
воспринимается
учащимися
на
слух.
Учитель
прерывает
чтение
после
эпизода,
в
котором
появляется
персонаж
с
«тихим
голосом»
(Христос),
пригласивший
главного
героя,
мальчика,
на
елку.
Учащимся
задаются
следующие вопросы: «Как вы думаете, кто пригласил мальчика на елку и чем,
на ваш взгляд, закончится рассказ?» Автоматизм восприятия подростков на-
рушился. Читательское нетерпение, «интерес продолжения» («Что же будет
дальше?») и «интерес конца» («Чем все закончится?») послужили толчком к
активному сотворчеству учащихся, попытавшихся самостоятельно заполнить
финальную
«пустоту»
сюжета
собственными
предположениями.
Заметим,
что заголовок святочного рассказа Ф. М. Достоевского был «снят» учителем.
Подростки, таким образом, лишились главной подсказки. Они оказались в
идеальных эстетических условиях, в которых часто оказывается рядовой
читатель, берущий в руки книгу неизвестного автора и знакомящийся с
произведением
неизвестного
ему
жанра
как
бы
случайно.
В
качестве
возможного благодетеля мальчика, пригласившего его на елку, назывались
барыня из богатого дома, «большой злой мальчик», отобравший у героя
картуз,
и
даже
«блюститель
порядка»,
не
обративший
внимания
на
замерзающего
мальчика.
Аргументы
одних
участников
диалога
опровергались репликами других, однако в прогнозирующей деятельности
школьников
обозначилось
русло
смыслообразования,
по
которому
они
постепенно продвигались к пониманию финального события рассказа. Когда
рассказ был прочитан до конца, его авторский финал вызвал эстетический
шок, сверхудивление читателей. В классе не оказалось ни одного подростка,
кого бы он оставил равнодушным.
3. «Хронотопический» анализ произведения.
Литературное произведение – это совокупность огромного количества
элементов, неразрывно связанных между собой. Порой на уроках не хватает
времени,
чтобы
проанализировать
композицию,
систему
образов,
художественные детали, пейзаж, цветовое решение и прочие особенности
художественного произведения. Поэтому при работе с некоторыми текстами
предлагается
обратить
внимание
учащихся
на
такие
компоненты
как
художественное
время
и
художественное
пространство.
Можно
рассматривать их отдельно, а можно в единстве, и тогда на уроке необходимо
ввести
понятие хронотопа
1
. Хронотопы изначально пронизаны смыслами,
любой
автор
и
читатель
сознательно
или
бессознательно
это
учитывает.
Хронотопы
в
литературном
произведении
являются
организационными
центрами
основных
событий,
поскольку
именно
в
них
завязываются
и
развязываются сюжетные узлы [1].
Работая
с
понятием,
обратите
внимание
учащихся
на
то,
что
пространство может быть закрытым (ограниченным) – открытым; реальным
(узнаваемым, похожим на действительность) – нереальным; своим (герой
родился
и
вырос
здесь,
чувствует
себя
в
нём
комфортно,
адекватен
пространству)
–
чужим
(герой
–
сторонний
наблюдатель,
заброшен
на
чужбину, не может найти себя); пустым (минимум объектов) – заполненным.
Пространство может строиться по горизонтали или вертикали (акцент на
объектах, «тянущихся вверх» или на объектах, «расползающихся вширь»).
Кроме
того,
следует
посмотреть,
что
расположено
в
центре
этого
пространства, а что находится на периферии, какие географические объекты
перечислены
в
произведении,
как
они
называются
(названия
реальные,
выдуманные,
имена
собственные
или
имена
нарицательные
в
роли
собственных).
1
Хронотоп
-
понятие,
введенное
в
сферу
гуманитарных
наук,
эстетики
и
поэтики
М.
Бахтиным,
обозначающее
взаимосвязь
художественных
пространственных
и
временных
характеристик
историко-
культурных, жанрово-стилевых общностей искусства или же отдельного произведения.
Время художественное можно характеризовать следующим образом:
статичное
или
динамичное;
реальное
–
нереальное;
скорость
движения
времени;
перспективное
–
ретроспективное
–
цикличное;
прошлое
–
настоящее – будущее (в каком времени сосредоточены герои и действие).
Так в произведениях И. А. Бунина (мы с учащимися рассматриваем его
художественное
время
и
пространство
на
примере
рассказов
из
цикла
«Тёмные
аллеи»)
жизнь
героев
протекает
в
двух
непересекающихся
хронотопах.
С
одной
стороны,
перед
читателем
разворачивается
пространство
обыденности,
дождя,
разъедающей
тоски,
в
котором
время
движется невыносимо медленно. Самое ужасное, что в этом пространстве
протекает практически вся жизнь героев. И лишь крошечная часть биографии
героя (один день, одна ночь, неделя, месяц) протекает в ином пространстве,
ярком,
насыщенном
эмоциями,
смыслом,
солнцем,
светом
и,
главное,
любовью. В этом случае действие происходит на Кавказе.
В произведениях А. П. Чехова всё по-другому. У него любовь «живёт»
не в каких-то заповедниках, она рядом, растворена в обыкновенной жизни.
Его герои влюбляются и продолжают любить друг друга на фоне серых
заборов и в пошлом провинциальном театре (например, в рассказе «Дама с
собачкой»). Причём, главный герой рассказа Гуров в солнечной Ялте ничего
особенного к героине не почувствовал, а в холодной Москве вдруг понял,
насколько ему дорога Анна Сергеевна. Для Чехова и его героев, в отличие от
Бунина,
перемена
места
ничего
не
значит
и
не
меняет
ни
жизни,
ни
в
человеке.
Постепенно учащиеся придут к пониманию, что модели хронотопа в
русской
и
зарубежной
литературе
постоянно
повторяются
и
данное
повторение служит ключом к пониманию произведений. К старшим классам
у учащихся сложится представление о законах построения хронотопа дороги,
провинциального городка, метели, хронотип порога (кризисного сознания,
перелома) и других, типичных для произведений классиков.
4. Интерпретация рассказанной истории.
Элементы
данного
приема
используются
на
уроках
литературы
учителями-словесниками довольно-таки часто. Это и создание иллюстраций
к прочитанным произведениям, подбор музыкальных отрывков к фрагментам
текста, написание альтернативных концовок, театрализованные постановки,
сценические «читки» и многое другое.
Со
своими
учениками
после
изучения
художественных
текстов
мы
создаем небольшие видео- и диафильмы (презентации), используя рисунки,
коллажи, картинки, обработанные в графических редакторах. После анализа
хронотопа
мы
создаем
«карты»,
чтобы
нагляднее
представить
время
и
пространство в произведении. Интересной может стать работа. Которую мы
называем «кастинг» - предложите учащимся выступить в роли продюсеров и
режиссеров. Ребята должны подобрать актеров для исполнения ролей Петра
Гринева,
Евгения
Онегина,
Сонечки
Мармеладовой
и
любых
других
персонажей из изученного произведения.
Учащиеся
старших
классов
с
интересом
проводят
работу
с
интертекстами
2
и метатекстами
3
, если однажды обратить внимание ребят на
обильное цитирование и аллюзии к русской классической литературе в рок-
музыке. Так, у Александра Башлачева традиционная поэтическая тема судьбы
художника, мучительного поиска истины,
вводится в авторский текст через
цитаты из стихотворения М. Ю. Лермонтова «На смерть поэта».
Я приглашаю вас к барьеру –
Моих испытанных врагов.
За убеждения и веру
Плеваться с десяти шагов.
Сегодня всем раздали крести,
И умному и дураку.
Погиб поэт – невольник чести.
Сварился в собственном соку.
2
Интертекст
-
соотношение
одного
текста
с
другим,
диалогическое
взаимодействие
текстов,
обеспечивающее превращение смысла в заданный автором.
3
Метатекст - это набор связанных с каким-то произведением текстов, помогающих понять текст или его
роль в культуре — черновиков, прототипов, пародий, продолжений, критических статей и т. д.
А одна из песен группы «Сплин», начинается со строчек:
Здравствуй, мой город, знакомый до слёз.
Спрятался в арке случайный прохожий.
Прослеживается
явная
отсылка
к
программному
тексту
О.
Мандельштама:
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Прослушивание музыкальных композиций может стать завершающим
этапом при изучении лирических и тематических авторских циклов. Данный
прием
не
только
позволит
проверить
степень
освоенности
учащимися
пройденного материала, но и разовьет их внимание, пробудит интерес к
поиску подобных отсылок в дальнейшем.
Данные
приемы
работы
с
текстом
могут
использоваться
как
в
совокупности,
так
и
каждый
по
отдельности,
в
зависимости
от
уровня
читательского развития ученического коллектива, степени подготовленности
к занятиям и специфики изучаемого текста.
В итоге хотелось бы сказать, что техника медленного чтения позволяет
читателю
вместо
поверхностного
восприятия
текста,
погрузиться
в
смысловые
глубины
произведения.
Читать
медленно
означает
читать
вдумчиво, воспринимая прочитанное не только интеллектом, но и пропуская
через душу. Именно такое творческое чтение делает читателя соавтором, а не
простым потребителем.
Список используемой литературы
1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит.,
1975. — С. 234.
2. Иванов Н.В. Интертекст – метатекст: культура, дискурс, язык / Н.В.
Иванов
//
Языковые
контексты:
структура,
коммуникация,
дискурс.
Материалы межвузовской научной конференции по актуальным проблемам
языка и коммуникации. Военный университет 2007 г. – М.: Книга и бизнес,
2007. – С. 43-50.
3.
Лавлинский
С.
П.
Технология
литературного
образования.
Коммуникатив-нодеятельностный подход. Учебное пособие для студентов-
филологов.— М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003. – С. 312.
4. Коптяева Т. Е. Урок медленного чтения по книге П. Рейнольдса
«Точка» // Филологический класс. 2014. № 2. С. 54–57.
5. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура.
М.: Наука, 1983. С. 227 – 228..