Автор: Жарская Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №37"
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 5 классе
Тема: "Синтаксический разбор сложного предложения" ("Экологическое равновесие")
Раздел: среднее образование
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Синтаксический разбор сложного предложения»
(«Экологическое равновесие»)
Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного.
Цели:
образовательные:
- сформировать у учащихся целостную картину мира;
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
воспитательные:
-воспитывать экологически грамотного человека
-через содержание учебного материала подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за все, что его окружает.
развивающие:
-развивать умение мыслить, проектировать в процессе изучения экологических проблем;
-развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей
Задачи:
-углубить и расширить экологические знания на уроке русского языка
-сформировать чувство бережного отношения к природе
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные/познавательные: перерабатывать (структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать) и
преобразовывать информацию (составлять схемы), строить рассуждения.
Личностный Результат/язык как речевая деятельность: находить в тексте сложные предложения, производить их синтаксический разбор,
строить схемы сложных предложений.
Личностный Результат/овладение устной и письменной речью: строить связный устный ответ при синтаксическом разборе сложного
предложения
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология
оценивания, духовно-нравственное
воспитание
I. Орг.момент.
Приветствие. Проверка готовности к
уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка.
Загадка представлено на слайде:
Неприкосновенный участок земли, где
оберегается природа, растения,
животный мир
.
(заповедник)
1. – Расставьте недостающие знаки
препинания.
– Проверьте,
2. Назовите орфограммы, объясните
написания.
3. Транскрипция слова земли.
4. Разбор по составу слова растения.
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать,
классифицировать, строить логические
рассуждения.
III. Вспоминаем то, что знаем
Экологическое равновесие.
По берегам реки росли крепкие деревья
( пример экологического равновесия:
река питала деревья, в тени деревьев не
пересыхали ручейки).
Люди вырубили лес, пересохли ручейки
- нарушилось экологическое
равновесие. Деревья перекрывали
дорогу степному ветру – не стало их,
высохла река, погибло все живое.
Познавательные УУД
Изучающее чтение
IV. Формулирование темы и цели урока.
Учитель просит учеников назвать
умение, которое позволяет обобщить
всё изученное о сложном предложении.
Запись темы урока: Синтаксический
разбор предложения.
Регулятивные УУД
1. Формулировать тему урока.
2. Определять характер деятельности.
V. Знакомство с порядком и образцом
синтаксического разбора сложного предложения.
1. Чтение и анализ по учебнику (после
упр. 290) порядка разбора.
– Назовите признаки, общие для
простого и сложного предложений.
(Виды предложений по цели
высказывания и эмоциональной
окраске.)
– Как обозначается количество частей в
составе сложного предложения?
(Цифрой рядом с каждой частью –
простым предложением в составе
сложного.)
– Как соединяются части сложного
предложения? (Интонацией и союзами
или только интонацией.)
2. Чтение образца разбора.
3. Составление схемы-опоры для
разбора сложного предложения
Познавательные УУД
1. Анализировать, структурировать,
выстраивать последовательность,
систематизировать.
2. Извлекать информацию из источников,
представленных в разных формах (текст,
образец), и преобразовывать её из одной
формы в другую (составлять схему).
VI. Физкультминутка.
Выполняется зарядка для глаз.
VI I. Развитие учебноязыковых умений.
1. Работа с текстом (осложнённое
списывание. Текст раздается заранее
каждому) – развивается умение
находить сложные предложения в
тексте, пунктуационно оформлять их,
производить синтаксический разбор
сложных предложений.
Первое предложение разбирается под
руководством учителя, остальные –
самостоятельно с последующей
Познавательные УУД
Анализировать, строить рассуждения,
делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое
высказывание в учебно-научном стиле.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в
учебной деятельности и повседневной
коллективной проверкой.
2. Дополнительно.
ТСР, самостоятельная работа № 9,
задание 4.
Выполняется самостоятельно.
Выборочная проверка учителем.
практике.
VII. Итог урока.
- Кто мне расскажет, какую работу мы
сегодня проделали на уроке
– Отразите содержание урока в виде
схемы. Кто дополнит? Один ученик
чертит ее на доске.
– Оцените работу на уроке одного
лучшего сегодня ученика, обоснуйте
свое мнение. (Опрос нескольких
учащихся).
Учитель выставляет оценки за
конкретные виды работы отдельным
ученикам на основе их самооценки.
- Ребята, я хочу вам напомнить слова А.
Барто: " Я сорвал цветок - и он завял, я
поймал жука - и он умер у меня на
ладони. Я посадил птицу в клетку - и
она погибла в неволе. И тогда я понял,
что прикоснуться к красоте можно
только сердцем". Ребята, что значит, по-
вашему, "прикоснуться к красоте
природы сердцем"?
(Радоватъся всему живому; улыбаться
бабочкам и цветам; знать, что это
нужно беречъ, любитъ; ощутитъ эту
красоту)
- Каждый ли человек может
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей
деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности работы.
прикоснуться к красоте природы
сердцем?
(Каждый, если он только этого
захочет, будет к этому стремиться,
будет работать над собой)
Учитель: - И нам, ребята, необходимо
как можно чаще прикасаться к красоте
живой природы сердцем, чтобы оно у
нас не очерствело.
VIII. Домашнее задание.
1. Письменно выразить свое мнение по
заданной экологической ситуации.
2. Выполнить синтаксический разбор
сложного предложения