Автор: Шамша Елена Евгеньевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки"
Раздел: среднее образование
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки
Музыка - могучий источник мысли.
Развивая чуткость ребенка к музыке,
мы облагораживаем его мысли, стремления.
Музыка является могучим средством
духовно-нравственного воспитания.
В. А Сухомлинский
Уроки музыки наиболее сильно воздействуют на эмоциональный мир школьника, его
нравственные
и
духовные
качества,
облагораживающие
его
душу,
развивают
художественный вкус.
Я, как
учитель музыки, ставлю перед собой цель – через знакомство с лучшими
образцами
классической,
народной
и
духовной
музыки
развивать
у
детей
духовно
–
нравственные качества.
По
моему
мнению,
музыкальному
образованию
в
этом
процессе
принадлежит
решающая роль по ряду причин: во-первых, музыкальное воспитание - самое доступное и
массовое – ведь музыка окружает человека буквально с первых лет его жизни; во-вторых,
музыка обладает наибольшим эффектом эмоционального воздействия, она способна
затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчинять своему настроению
и порыву; в-третьих музыка развивает умственные способности учащихся, активизирует
мышление, помогает выработке понятий и суждений. Музыка включается в общую систему
духовного формирования личности человека.
В
требованиях
к
содержанию
и
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
общего
образования
Федерального
государственного
образовательного
стандарта основного общего образования говорится следующее: “В задачи уроков музыки
входит
продуктивное
развитие
способности
эстетического
сопереживания
действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с
эстетически
преображенным
и
этически
содержательным
миром
человеческих
чувств,
эмоций, жизненных реалий. Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс
сотворческого
восприятия
искусства
становится
основой
для
самостоятельной
созидательной деятельности школьников. Воспитание способности активно сопереживать
-важнейшее условие для формирования духовно развитой личности.”
Своими главными
задачами
по
духовно-нравственному
воспитанию
учащихся
на
уроках музыки я как учитель определила следующее:
- изучить с учащимися лучшие образцы отечественного и зарубежного музыкального
искусства;
- раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро,
любовь, нравственность.
В своей работе я использую УМК (учебно-методические комплекты) "Музыка" для
учащихся
1-4х
классов
начальной
школы
и
5-7х
классов
среднего
звена
школы,
под
редакцией Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. УМК по музыке для каждого
класса
включают
в
себя
учебник
и
рабочую
тетрадь
для
учащихся,
хрестоматию
музыкального материала и фонохрестоматию на компакт-дисках для учителя.
Духовно - нравственное развитие в программе по музыке для 1-4-х классов включает
четыре раздела тем - "Россия - Родина моя", "День, полный событий", "О России петь, что
стремиться в храм", "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" Думаю, что именно возвращение
к
родным
истокам,
"погружение"
в
мир
родных
интонаций,
тем,
образов
создает
необходимую
почву
для
более
глубокого
понимания
учащимися
шедевров
мирового
искусства.
Как
средство
обучения
использую
в
работе
интеграцию
с
такими
школьными
предметами,
как
литература,
история,
изобразительное
искусство.
Интегрированное
обучение позволяет детям получить целостное представление об окружающем мире.
Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены
в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости
от того, что все это - твоя Родина.
По моему мнению начинать духовно-нравственное развитие и воспитание личности
ребенка
надо
как
можно
раньше.
С
момента
рождения
дети
подвергаются
самым
разнообразным влияниям. Домашний уклад, разговоры старших, простые детские песенки,
которые ребенок слушает или поет на коленях у матери, телевизионные передачи — все это
важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребенка с самого раннего возраста. Было
бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых
оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и
облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно
многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для
своего развития. Поэтому в школе на уроках музыки мы можем предоставить всем детям
равные возможности для изучения музыкального искусства, которое обогатит их разум и
душу.
Духовная музыка способствует:
Нравственному пониманию своего внутреннего состояния, помогает понять,
почему оно такое, найти причину;
Общению с самим с собой;
Ощущению гармонии внутри себя.
В программе «Музыка» Е.Д.Критской, духовная музыка раскрывается в нескольких
направлениях:
Колокола на Руси и колокольность в русской музыке;
Знакомство с храмом, как памятником архитектуры, иконография;
Собственно музыка, звучащая в церкви во время богослужения, знакомство с
песнопениями, литургией, всенощной;
Духовные образы в произведениях композиторов классиков, духовные стихи;
Содержание церковно-православных праздников;
Идеи героизма и подвига в рассказах о Святых и подвижниках.
Задачи уроков -
через связь духовного искусства с жизнью осознать главные
этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек.
Хорошо,
что
сейчас
возрос
интерес
к
духовной
музыке,
потому
что
она
учит
состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Слушая
“Утреннюю
молитву”
и
“В
церкви”
П.Чайковского
из
“Детского
альбома”,
дети
воспринимают интонационно – образный строй русской духовной музыки, размышляют о
чувствах, которые навевает музыка.
К подбору музыкального материала для своих уроков я подхожу очень требовательно,
особенно важно это становится теперь, когда с экранов телевизоров на подрастающее
поколение обрушивается масса низкопробной безвкусной музыки, которая не воспитывает,
а скорее развращает молодёжь.
С первого по девятый класс музыкальный репертуар
каждого моего урока носит нравственно – духовную направленность. В первом классе это
песни о маме, Родине, родном крае, дружбе, рождественские и пасхальные песни, песни –
колядки. Год от года произведения становятся более серьёзными, уровень музыки, по
богатству её идейно – художественного содержания, по сложности музыкальной формы
непрерывно возрастает. Среди них песни об армии, солдатах, Великой Отечественной
войне, музыка, которая стала оружием в борьбе за свободу и независимость. В старших
классах я тоже стараюсь подобрать песенный репертуар соответствующий нравственным
идеалам.
Говоря о воспитательном потенциале музыкального искусства, нельзя не сказать и о
таком пласте музыки как народная музыка, т.к. благодаря ней воспитывается патриотизм в
человеке.
“Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” - раздел, в котором русский фольклор тесно
переплетается
с
жизнью,
бытом,
народными
традициями,
рассматривается
в
широком
жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. На
своих уроках я стараюсь познакомить ребят с как можно большим количеством народных
песен, хороводов. Вспоминаем народные потешки и прибаутки, учащиеся с удовольствием
играют на музыкальных инструментах, инсценируют и разыгрывают небольшие песенки.
Невозможно остаться равнодушным, слушая «Светит месяц» или «Березку». Песенное
богатство народа — это его духовное богатство. В ней, в песне, отражены не только широта
и щедрость характера народа, в ней тайна его непобедимости. Достаточно вспомнить песни
эпохи Великой Отечественной войны: призывные, лирические, героические, шуточные —
при любых обстоятельствах человек пел песни. Прошло совсем немного времени, и эти
песни стали называться высоким словом — народные.
Работая
с
подростками,
которые
растут
с
обилием
музыки
повсюду,
вплоть
до
мобильных телефонов, понимаю, что обязана стать умным провожатым в сложный и
многогранный мир искусства. И здесь ищу новые пути восприятия музыки.
В старших классах я говорю о том, что великие композиторы черпают свои силы
именно в народной музыки, поэтому их музыка так близка и понятна нам.
Взять, к примеру, кантату С. Прокофьева, музыка которой написана в народном духе.
Я рассказываю о том, что эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский»,
который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны. Композитор
хотел,
чтобы
музыка
подчеркивала
главную
мысль
фильма:
защита
родной
земли
от
захватчиков. Позднее С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в
одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа
русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.
Библиографические
страница
жизни
композиторов
как
отечественных,
так
и
зарубежный тоже несут свой вклад в воспитание подрастающего поколения. Это примеры
нелегкой судьбы Рахманинова и Стравинского, Шопена и Бетховена. Этим людям хочется
подражать, их поступки вызывают восхищение.
П.И.Чайковский для школьников, прежде всего, будет композитором, бесконечно
любившим
русскую
песню,
русскую
природу,
русского
человека,
композитором,
воспевавшим свою Родину в лирических сочинениях.
Бетховен
предстанет
перед
ними,
прежде
всего,
как
автор
музыки
сильной,
мужественной, героической. Она воспитывает в людях волю к преодолению жизненных
трудностей, стремление к свободе и независимости.
Ф. Шопен войдет в сознание ребят как композитор, воплощавший в своей музыке
красоту народной песенности и танцевальности и в то же время глубокие переживания,
связанные с борьбой угнетенного народа за свободу.
Знакомя ребят с творчеством Рахманинова, я всегда рассказываю о том, что ему
пришлось покинуть Россию навсегда, но образ Родины навеки остался в его произведениях.
При знакомстве с «Вокализом» я хочу, чтобы мои ученики хотя бы через музыку заглянули
в свою душу и подумали: а чем же она наполнена? Также даю задание найти стихи,
созвучные настроению “Вокализа”. Даю приблизительный перечень поэтов: Бунин, Тютчев,
Лермонтов, Пушкин, Есенин. На этом уроке звучит вопрос: как ты думаешь, для чего автор
создал это произведение?
Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство
воспитания
и
самосовершенствования
личности.
Духовные,
нравственные
аспекты
закладываются именно в школьном возрасте. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка
выпрямляет душу человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, музыка – одно из
действенных средств духовно - нравственного воспитания и художественно-эстетического
образования школьников. Этим удивительным средством я имею удовольствие пользоваться
ежедневно, на каждом уроке.
Шамша Е.Е., учитель музыки в МБОУ СОШ № 49