Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки"


Автор: Шамша Елена Евгеньевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки"
Раздел: среднее образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки

Музыка - могучий источник мысли.

Развивая чуткость ребенка к музыке,

мы облагораживаем его мысли, стремления.

Музыка является могучим средством

духовно-нравственного воспитания.

В. А Сухомлинский

Уроки музыки наиболее сильно воздействуют на эмоциональный мир школьника, его

нравственные

и

духовные

качества,

облагораживающие

его

душу,

развивают

художественный вкус.

Я, как

учитель музыки, ставлю перед собой цель – через знакомство с лучшими

образцами

классической,

народной

и

духовной

музыки

развивать

у

детей

духовно

нравственные качества.

По

моему

мнению,

музыкальному

образованию

в

этом

процессе

принадлежит

решающая роль по ряду причин: во-первых, музыкальное воспитание - самое доступное и

массовое – ведь музыка окружает человека буквально с первых лет его жизни; во-вторых,

музыка обладает наибольшим эффектом эмоционального воздействия, она способна

затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчинять своему настроению

и порыву; в-третьих музыка развивает умственные способности учащихся, активизирует

мышление, помогает выработке понятий и суждений. Музыка включается в общую систему

духовного формирования личности человека.

В

требованиях

к

содержанию

и

результатам

освоения

основной

образовательной

программы

общего

образования

Федерального

государственного

образовательного

стандарта основного общего образования говорится следующее: “В задачи уроков музыки

входит

продуктивное

развитие

способности

эстетического

сопереживания

действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с

эстетически

преображенным

и

этически

содержательным

миром

человеческих

чувств,

эмоций, жизненных реалий. Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс

сотворческого

восприятия

искусства

становится

основой

для

самостоятельной

созидательной деятельности школьников. Воспитание способности активно сопереживать

-важнейшее условие для формирования духовно развитой личности.”

Своими главными

задачами

по

духовно-нравственному

воспитанию

учащихся

на

уроках музыки я как учитель определила следующее:

- изучить с учащимися лучшие образцы отечественного и зарубежного музыкального

искусства;

- раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро,

любовь, нравственность.

В своей работе я использую УМК (учебно-методические комплекты) "Музыка" для

учащихся

1-4х

классов

начальной

школы

и

5-7х

классов

среднего

звена

школы,

под

редакцией Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. УМК по музыке для каждого

класса

включают

в

себя

учебник

и

рабочую

тетрадь

для

учащихся,

хрестоматию

музыкального материала и фонохрестоматию на компакт-дисках для учителя.

Духовно - нравственное развитие в программе по музыке для 1-4-х классов включает

четыре раздела тем - "Россия - Родина моя", "День, полный событий", "О России петь, что

стремиться в храм", "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" Думаю, что именно возвращение

к

родным

истокам,

"погружение"

в

мир

родных

интонаций,

тем,

образов

создает

необходимую

почву

для

более

глубокого

понимания

учащимися

шедевров

мирового

искусства.

Как

средство

обучения

использую

в

работе

интеграцию

с

такими

школьными

предметами,

как

литература,

история,

изобразительное

искусство.

Интегрированное

обучение позволяет детям получить целостное представление об окружающем мире.

Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены

в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости

от того, что все это - твоя Родина.

По моему мнению начинать духовно-нравственное развитие и воспитание личности

ребенка

надо

как

можно

раньше.

С

момента

рождения

дети

подвергаются

самым

разнообразным влияниям. Домашний уклад, разговоры старших, простые детские песенки,

которые ребенок слушает или поет на коленях у матери, телевизионные передачи — все это

важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребенка с самого раннего возраста. Было

бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых

оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и

облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно

многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для

своего развития. Поэтому в школе на уроках музыки мы можем предоставить всем детям

равные возможности для изучения музыкального искусства, которое обогатит их разум и

душу.

Духовная музыка способствует:

Нравственному пониманию своего внутреннего состояния, помогает понять,

почему оно такое, найти причину;

Общению с самим с собой;

Ощущению гармонии внутри себя.

В программе «Музыка» Е.Д.Критской, духовная музыка раскрывается в нескольких

направлениях:

Колокола на Руси и колокольность в русской музыке;

Знакомство с храмом, как памятником архитектуры, иконография;

Собственно музыка, звучащая в церкви во время богослужения, знакомство с

песнопениями, литургией, всенощной;

Духовные образы в произведениях композиторов классиков, духовные стихи;

Содержание церковно-православных праздников;

Идеи героизма и подвига в рассказах о Святых и подвижниках.

Задачи уроков -

через связь духовного искусства с жизнью осознать главные

этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек.

Хорошо,

что

сейчас

возрос

интерес

к

духовной

музыке,

потому

что

она

учит

состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Слушая

“Утреннюю

молитву”

и

“В

церкви”

П.Чайковского

из

“Детского

альбома”,

дети

воспринимают интонационно – образный строй русской духовной музыки, размышляют о

чувствах, которые навевает музыка.

К подбору музыкального материала для своих уроков я подхожу очень требовательно,

особенно важно это становится теперь, когда с экранов телевизоров на подрастающее

поколение обрушивается масса низкопробной безвкусной музыки, которая не воспитывает,

а скорее развращает молодёжь.

С первого по девятый класс музыкальный репертуар

каждого моего урока носит нравственно – духовную направленность. В первом классе это

песни о маме, Родине, родном крае, дружбе, рождественские и пасхальные песни, песни –

колядки. Год от года произведения становятся более серьёзными, уровень музыки, по

богатству её идейно – художественного содержания, по сложности музыкальной формы

непрерывно возрастает. Среди них песни об армии, солдатах, Великой Отечественной

войне, музыка, которая стала оружием в борьбе за свободу и независимость. В старших

классах я тоже стараюсь подобрать песенный репертуар соответствующий нравственным

идеалам.

Говоря о воспитательном потенциале музыкального искусства, нельзя не сказать и о

таком пласте музыки как народная музыка, т.к. благодаря ней воспитывается патриотизм в

человеке.

“Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” - раздел, в котором русский фольклор тесно

переплетается

с

жизнью,

бытом,

народными

традициями,

рассматривается

в

широком

жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. На

своих уроках я стараюсь познакомить ребят с как можно большим количеством народных

песен, хороводов. Вспоминаем народные потешки и прибаутки, учащиеся с удовольствием

играют на музыкальных инструментах, инсценируют и разыгрывают небольшие песенки.

Невозможно остаться равнодушным, слушая «Светит месяц» или «Березку». Песенное

богатство народа — это его духовное богатство. В ней, в песне, отражены не только широта

и щедрость характера народа, в ней тайна его непобедимости. Достаточно вспомнить песни

эпохи Великой Отечественной войны: призывные, лирические, героические, шуточные —

при любых обстоятельствах человек пел песни. Прошло совсем немного времени, и эти

песни стали называться высоким словом — народные.

Работая

с

подростками,

которые

растут

с

обилием

музыки

повсюду,

вплоть

до

мобильных телефонов, понимаю, что обязана стать умным провожатым в сложный и

многогранный мир искусства. И здесь ищу новые пути восприятия музыки.

В старших классах я говорю о том, что великие композиторы черпают свои силы

именно в народной музыки, поэтому их музыка так близка и понятна нам.

Взять, к примеру, кантату С. Прокофьева, музыка которой написана в народном духе.

Я рассказываю о том, что эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский»,

который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны. Композитор

хотел,

чтобы

музыка

подчеркивала

главную

мысль

фильма:

защита

родной

земли

от

захватчиков. Позднее С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в

одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа

русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.

Библиографические

страница

жизни

композиторов

как

отечественных,

так

и

зарубежный тоже несут свой вклад в воспитание подрастающего поколения. Это примеры

нелегкой судьбы Рахманинова и Стравинского, Шопена и Бетховена. Этим людям хочется

подражать, их поступки вызывают восхищение.

П.И.Чайковский для школьников, прежде всего, будет композитором, бесконечно

любившим

русскую

песню,

русскую

природу,

русского

человека,

композитором,

воспевавшим свою Родину в лирических сочинениях.

Бетховен

предстанет

перед

ними,

прежде

всего,

как

автор

музыки

сильной,

мужественной, героической. Она воспитывает в людях волю к преодолению жизненных

трудностей, стремление к свободе и независимости.

Ф. Шопен войдет в сознание ребят как композитор, воплощавший в своей музыке

красоту народной песенности и танцевальности и в то же время глубокие переживания,

связанные с борьбой угнетенного народа за свободу.

Знакомя ребят с творчеством Рахманинова, я всегда рассказываю о том, что ему

пришлось покинуть Россию навсегда, но образ Родины навеки остался в его произведениях.

При знакомстве с «Вокализом» я хочу, чтобы мои ученики хотя бы через музыку заглянули

в свою душу и подумали: а чем же она наполнена? Также даю задание найти стихи,

созвучные настроению “Вокализа”. Даю приблизительный перечень поэтов: Бунин, Тютчев,

Лермонтов, Пушкин, Есенин. На этом уроке звучит вопрос: как ты думаешь, для чего автор

создал это произведение?

Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство

воспитания

и

самосовершенствования

личности.

Духовные,

нравственные

аспекты

закладываются именно в школьном возрасте. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка

выпрямляет душу человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, музыка – одно из

действенных средств духовно - нравственного воспитания и художественно-эстетического

образования школьников. Этим удивительным средством я имею удовольствие пользоваться

ежедневно, на каждом уроке.

Шамша Е.Е., учитель музыки в МБОУ СОШ № 49



В раздел образования