Автор: Абросимова Роза Ивановна
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Уроки математики и развитие логического мышления учащихся начальной школы"
Раздел: начальное образование
Уроки математики и развитие логического мышления учащихся начальной школы
В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных
классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую
остроту по нескольким причинам:
во-первых, появились новые учебники, требующие от учителя активной мыслитель-
ной деятельности для усвоения их содержания,
во-вторых, как в начальном, так и в среднем звене внедрён предмет “Информатика”,
для изучения которого необходимо усилить логическую подготовку учеников младших
классов,
в-третьих, изменения в российском образовании, связанные с достижением нового
образовательного стандарта: “Всестороннее развитие личности обеспечивается единством
нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Умственное воспи-
тание выступает как формирование у детей интеллектуальных умений, в состав которых
входят логические приёмы мышления.
Основные задачи логического развития детей состоят в следующем:
воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания (сравне-
ние, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами,
числами;
строить простые высказывания о сущности выполненного действия;
находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее эко-
номным путем;
активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы реше-
ния игровых задач;
свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов их
решения.
Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка младшего
школьного возраста самостоятельно производить простые логические действия ( анализ,
синтез, сравнение, обобщение, конкретизация), а также составные логические операции
(построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с ис-
пользованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и раз-
личие между ними.
Анализ – логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый
объект мысленно (или практически ) расчленяется на составные элементы (признаки, свой-
ства, отношения), каждый из которых исследуется в отдельности как часть расчлененного
целого.
Синтез – логический прием, с помощью которого отдельные элементы соединяются в
целое. Сравнение подготавливает почву для применения аналогии. С помощью аналогии
сходство предметов, выявленное в результате их сравнения, распространяется на новое
свойство (или новые свойства).
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предме-
тов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в
основе обобщения.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и
существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам аб-
страгирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответ-
ствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с
наличием или отсутствием которого следует смириться. При организации специальной раз-
вивающей работы над формированием и развитием логических приёмов мышления наблю-
дается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного
уровня развития ребёнка.
Для детей младшего школьного возраста игровая деятельность является ведущей. Воз-
можность представления и заданий и упражнений преимущественно в игровой форме, наи-
более доступна для детей.
Наиболее эффективными средствами развития логического мышления являются дидак-
тические игры, интеллектуальные разминки, логически–поисковые задания, тесты и другие
упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воз-
действует на детей. Дополнительные сведения активизируют учащихся, так как в них зало-
жена смена деятельности детей: они слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, со-
ставляют выражения, находят их значения и записывают результаты, узнают интересные
факты; что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, но и расши-
ряет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Использование при работе проблемно-диалогической технологии и метода математиче-
ского моделирования при сохранении игры как ведущего типа деятельности, позволяет со-
здать условия для развития логического мышления.
На каждой ступени математического развития рассматривается один и тот же основной
круг понятий, но на другом, более высоком уровне сложности, что обеспечивает развитие
логического мышления
В 1-м классе вводится понятие “совокупность” предметов или фигур (обладающих об-
щим признаком)
Во
2-м
классе
учащиеся
знакомятся
с
понятиями
“операция”
(прямая,
обратная),
“объект операции”, “результат операции”. При изучении геометрического материала вво-
дится понятие “сети линий”, “пути”.
В 3-м классе изучаются элементы математической логики. Знакомство с понятием мно-
жества, элементами множества, подмножества (классификация). Операции над множества-
ми, изучение их свойств. Рассматривается диаграмма Венна. Вводится понятие “формула”.
В 4-м классе дети осваивают диаграммы и графики. Вводится тема “Координаты на
луче и плоскости”.
Традиционная программа по математике в основном включает стандартные задания:
задачи, решаемые по определённому алгоритму, и примеры, для решения которых необхо-
димо знание определённых приёмов вычислений. Совсем мало в учебниках упражнений и
заданий на развитие логического мышления. При этом задания не выстроены в систему, да-
ются, как правило, со “звёздочкой” специальная методическая работа с ними отсутствует. В
результате при обучении математике по традиционным учебникам запас заученных знаний
быстро кончается, и несформированность умения продуктивно мыслить неизбежно ведёт к
появлению проблем.
Программы развивающего обучения реализуют более эффективный подход. Обучение
на основе интегративной технологии деятельностного подхода способствует формированию
познавательных интересов, глубоких и прочных знаний, личностных качеств.
Помимо традиционных содержательных линий, характерных для начальной школы ав-
торы вводят две новые содержательные линии: “Элементы стохастики” (раздел математики,
включающий в себя комбинаторику, теорию вероятностей и математическую статистику) и
“Занимательные и нестандартные задачи”.
Приёмы формирования логического мышления
Естественно, что с любого логического приёма работу начинать нельзя, так как внутри
системы логических приёмов мышления существует строго определённая последователь-
ность, один приём строится на другом.
Геометрия палочек. Задачи на составления фигуры из определенного количества па-
лочек.
Приём сравнения предметов. В ходе обучения приему дети должны овладеть следую-
щими умениями:
а) выделение признаков;
б) установление общих признаков;
в) выделение основания для сравнения;
г) сопоставление по данному основанию.
Сравнение может идти
по качественным характеристикам (цвет, форма)
по количественным характеристикам: больше - меньше, длиннее - короче, выше -
ниже и т.д.
Этот приём можно использовать на любом этапе урока.
Приём классификации.
Это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее суще-
ственными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать
материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них
общие признаки, осуществлять на этой основа обобщение, распределять предметы по груп-
пам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих
признаков.
Таким
образом,
осуществление
классификации
предполагает
использование
приемов сравнения и обобщения.
Приём анализа и синтеза
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления образующие его части, вы-
деление в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение
отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Используется в основном при ре-
шении задач.
Закономерность.
Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обоб-
щать признаки одного ряда и сопоставлять эти признаки с обобщенными признаками
объектов второго ряда. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск ре-
шения задачи. Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое
решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять
собственные предположения (гипотезы).
Приём обобщения.
Умения необходимые для овладения этого приёма:
1.Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизи-
ровать общее понятие через единичные (действие отнесения),
2.Группировать объекта на основе самостоятельно найденных общих признаков и
обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения) группи-
ровку в уме.
Учащиеся мысленно объединяют предметы и явления в группы по тем общим и суще-
ственным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования
Организация различных форм работы с логическими задачами
Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. В лю-
бой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Так, при
решении задачи ученик выполняет анализ: отделяет вопрос от условия, выделяет искомые и
данные числа; намечая план решения, он выполняет синтез, пользуясь при этом конкретиза-
цией (мысленно рисует условие задачи), а затем абстрагированием (отвлекаясь от конкрет-
ной ситуации, выбирает арифметические действия); в результате решения задач ученик
обобщает знание связей между данными в условии задачи.
Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития.
Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различ-
ных форм работы над задачей:
1. Объяснение готового решения задачи (повторный анализ - это путь к выработке
твердых знаний по математике).
2. Представление ситуации, описанной в задаче и ее моделирование:
а) с помощью отрезков.
В заключении хотелось бы привести слова академика А.Н. Колмогорова: «Математика
— это то, посредством чего люди управляют природой и собой».