Напоминание

"Формирование психологической готовности родителей к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста".


Автор: Макарова Анна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ СОШ СП "Детский сад" "Созвездие" пгт Петра Дубрава
Населённый пункт: м.р. Волжский Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование психологической готовности родителей к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тезисы

Тема: «Формирование психологической готовности родителей к инклюзивному

образованию детей дошкольного возраста.»

Подготовила: педагог-психолог ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава С.П. «Детский сад»

«Созвездие» Макарова Анна Владимировна

Как

и

любое

новое

начинание,

внедрение

системы

инклюзивного

образования

сопровождается определёнными трудностями. Одна из них, по моему мнению, – изменить

настороженное,

местами

даже

негативное

отношение

всех

участников

образовательного

процесса к совместному обучению.

Отношение родителей к данной идее, неоднозначно, что и было выявлено при проведении

консультаций и бесед с ними. Многие не поддерживают инклюзию, опасаясь, что это

негативно скажется на развитии детей. Стремятся ограничить общение, выражают протест

против пребывания в их группе «особых» детей и прививают подобные установки своим

детям,

в

результате

чего

ребенок

с

ОВЗ

часто

становится

«белой

вороной».

Родители

опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями)

будет

мешать,

отвлекать

воспитателя

и

детей,

что

снизит

уровень

знаний,

ухудшится

дисциплина.

С

целью

формирования

психологической

готовности

родителей

общеразвивающх

групп к инклюзивному образованию, и развитию толерантного отношения к детям с ОВЗ и

их родителям, мною был разработан и проведен, тренинг для родителей:

«Все в наших руках»

Приветствие

Цель: Обеспечение условий для начала знакомства

Участники молча ходят по комнате, ни с кем не разговаривая. Им предлагается

здороваться друг с другом молча, фантазируя при этом.

- Для начала представьте себе друга ( или подругу) , которого давно не видели. Подать

ему руку? Подойти поближе? Какое выражение лица будет при этом?

-Теперь представьте, что Вас пригласили на день рожденья. Поздоровайтесь с теми,

кого Вы знаете. Как вести себя в этой ситуации? Как близко подходить к партнеру?

- Теперь представьте, что встретили знакомого, у которого произошло замечательное

событие. Как можно выразить свою радость и одобрение? После этого участники делают

последний круг по комнате, пожимают руки тому, с кем еще не здоровались.

Участники

группы садятся на стулья, которые расположены по кругу.

Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада вас видеть, тема нашей

встречи,

посвящена нашим детям. А какие бывают дети? (ответы родителей: спокойные,

молчаливые, активные, не послушные, капризные и т.д.). Да, дети действительно разные.

Упражнение «Чудесный мешочек».

Цель: формирование позитивных установок восприятия своей семьи. Оборудование:

мешочек с различными мелкими предметами.

Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие

предметы. Каждый из участников, берет любой предмет. После того как все получат по

одному предмету, психолог объясняет правила игры.

Психолог: У вас в руках по предмету. Найдите сходство между ними и вашей семьей.

Мне достался пластмассовый шарик. Шарик — круглый. В нем нет углов, а значит, нет

острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за круглым, как этот шарик,

столом. Это и есть то, что объединяет шарик и нашу семью. и т.д.

Да действительно, все мы, наши дети и семьи совершенно разные, но тем не менее

мы живем в одном городе, наши дети ходят в один д.с, и т. д.

Упражнение «Солнечный ребенок»

Цель: формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Оборудование: мольберт, фотография ребенка в центре солнца, бумажные лучики солнца с

надписями, карандаши.

Психолог обращает внимание на мольберт на котором прикреплена фотография лицо

ребенка крупным планом в виде солнца ,и от него отходят лучики, на каждом из них

обозначена характеристика ребенка с ОВЗ.

Психолог: Перед вами портрет

ребенка, он не такой как все, он «солнечный»

«особый». Я предлагаю каждому из вас подойти и взять по одному лучику у солнца. (читают

вслух каждую характеристику ребенка с ОВЗ. Например: плохо слышит, не говорит, не умеет

играть,

не

понимает

инструкцию,

не

уравновешенный

и

т.д.).

Среди

характеристик

чередуются так же следующие: искренний, непосредственный, нежный, ласковый, любящий,

долгожданный, желанный и т.д.

Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из нас ответить на следующие вопросы:

1. Какое чувство родилось у вас при встрече с «солнечным» ребенком (или с похожими

детьми)?

2. Что вы, как родитель можете сделать для него (для таких детей)?

3. Напишите на обратной стороне лучика, что лично вы сделали для «солнечного ребенка» и

прикрепите

на

мольберт

После

того,

как

все

лучики

оказались

расположенными

относительно фото, психолог подводит рефлексию, благодарит родителей за работу и задает

вопрос родителям.

Вы

бы

хотели,

чтобы

у

вас

родился

такой

ребенок? (

Пауза). Вот

и

родители

«солнечного мальчика» ждали на свет здорового малыша.

Семья,

имеющая

ребенка

с

особыми

образовательными

потребностями,

также

автоматически попадает в ситуацию

общей ограниченности, т.к. родители привязаны к

ребенку, порой не могут полноценно работать, далее сужается круг знакомых и т.д.

Предлагаю послушать и взять с собой стихотворения, которые написали родители,

имеющие детей с ОВЗ. Нам с вами

важно услышать, как живут родители,

что они

чувствуют, о чем мечтают.

Уважаемые

родители, в чем же

нуждаются родители ребенка с ограниченными

возможностями? Ответы участников.

Психолог

выстраивает

диалог

с

родителями

и

кратко

на

доске

записывает

высказывания

присутствующих.

После

того,

как

все

желающие

высказались,

ведущий

подводит итог.

1.

Да, действительно, родители детей с ОВЗ нуждаются в психологической поддержке со

стороны специалистов, педагогов.

2.

В понимание со стороны родителей обычных детей.

3.

В адаптации к нестандартной ситуации.

4.

В общении друг с другом (с родителями имеющих детей с ОВЗ).

Педагог-психолог плавно подводит родителей к тому, что скоро в группу придет е ребенок с

ограниченными возможностями здоровья. У родителей есть возможность задать все

интересующие вопросы специалистам, педагогам.

Упражнение «Ребенок внутри себя»

Цель:

с н я т и е

у т о м л е н и я ,

ф о р м и р о в а н и е

с а м о п р и н я т и я .

Оборудование:

музыка

со

звуками

природы

(щебетание

птиц,

шум

моря

и

пр.)

Психолог: «Начнём с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза

закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

Теперь представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет

светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это

будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового теплого моря, мягко освещенного

закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку…

Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где Вы чувствовали

себя очень комфортно.Вспомни себя таким, каким были в детстве.

Представьте,

что

этот

малыш

стоит

сейчас

перед

Вами.

Попытайтесь

понять,

что

он

чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или

обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?

Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что

теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я

люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был

счастлив».

После этих слов представьте, что малыш улыбается Вам в ответ и обнимает крепко-крепко.

Поцелуйте его, скажите, что Ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: «Я всегда с

тобой.

Я

люблю

тебя!».

Теперь

отпустите

малыша,

помаши

ему

на

прощание

рукой.

Т е п е р ь

с д е л а й т е

г л у б о к и й

в д о х - в ы д о х ,

о т к р о й

г л а з а .

Скажите себе: « Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир,

наполненный радостью и любовью. Я счастлив».

По

завершению

упражнения

уделите

внимание

тому,

насколько

отчётливо

вам

удалось

увидеть себя в детстве, и что при этом почувствовали. Постарайтесь ответить для себя на

вопросы:

– Что вызывало наибольший интерес и удовольствие, а что было трудно?

– Хотелось бы вам по-настоящему вернуться в детство и что-то изменить?

– Что в данный момент вам хотелось бы сделать или сказать?

Древняя мудрость гласит: сложно изменить мир,

но если ты хочешь этого - начни меняться сам.



В раздел образования