Напоминание

Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада


Автор: Перевозчикова Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Частинский детский сад"
Населённый пункт: с. Частые. Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Круглый стол для педагогов

Перевозчикова Ирина Владимировна

В

настоящее

время

российское

дошкольное

образование

переживает

сложный, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен

хорошо

известен

и

педагогам

и

родителям

-это

изменения

в

ФЗ

«Об

образовании в РФ».

Одна из причин кардинальных изменений в дошкольном образовании

заключается

в

изменении

социокультурных

приоритетов

российского

общества. Сегодняшним приоритетом в образовании, в отличие от недалекого

прошлого, являются интересы и потребности каждого ребенка. И недаром

одной из задач ФГОС ДО является. «Обеспечение психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышения

компетентности

родителей

в

вопросах

развития и образования».

Развитие

дошкольника

осуществляется

преимущественно

в

2-х

образовательных

институтах

семьи

и

учреждениях

дошкольного

образования.

В

семье

развитие

ребенка

происходит

стихийно,

в

детском

саду-

упорядоченно.

В

семье

в

образовании

ребенка

участвует

обширное

социальное

окружение, различное по роду занятий, возрасту и другим характеристикам.

В

детском

саду

ребенок

проводит

время

в

составе

группы

сверстников,

организуемых взрослым.

В

семье

развитие

происходит

в

рамках

обыденных

социальных

ситуаций и не ставит перед собой определенной цели или результата. В

детском

саду

ребенка

обучают

целенаправленно,

его

образование

дифференцированно

и

имеет

целью

достижение

запрограммированных

результатов.

На

основании

вышесказанного

можно

предположить,

что

семья

и

детский сад, используя различные подходы к образованию могут дополнять

друг

друга,

т.к.

обе

стороны

желают

получить

одинаковый

результат:

здорового, смышленого и инициативного

и морально адекватно ребенка,

который может успешно продолжать образование в школе.

Нашу

встречу мы проведем в

интерактивной форме – форме

круглого стола, тема которого «Развитие речи детей в условиях семьи и

детского сада»

Как вы знаете, основная задача речевого развития детей – это овладение

нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а

также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности

общаться.

Сам

ребёнок

овладевает

речью

только

в

процессе

общения

со

взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего

возраста

проявляют

большой

интерес

к

речи:

создают

новые

слова,

ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но

при

стихийном

речевом

развитии

лишь

не

многие

дети

достигают

определённого

уровня.

Поэтому

необходимо

целенаправленное

обучение,

чтобы

создать

у

детей

интерес

к

родному

языку

и

способствовать

творческому отношению к речи.

Порою

умственно

и

психически

нормально

развивающиеся

дети

испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает, когда

ребенок много болеет, по каким-то причинам часто отсутствует в детском

саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа над

звукопроизношением. На занятиях и в повседневном общении воспитатель

упражняет детей в четком произнесении слов, в правильном использовании

интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко,

не спеша, развивает фонематический и речевой слух.

Однако нельзя забывать и о том, что ребенок много времени находится

вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Поэтому,

ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в

ДОУ, но и в семье. Однако, в последнее время вследствие повсеместного

использования

технических

средств

коммуникации

(телефонная

связь,

телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще

финансовыми)

семейными

проблемами

наблюдается

тенденция

снижения

качества общения между ребенком и взрослым.

А между тем, в формировании речи ребенка большую роль играет его

окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним,

сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит

успех дошкольника в усвоении языка.

Не случайно, вопрос вовлечения родителей в образовательный процесс

отражен в ФГОС ДО.

Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание

некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по

развитию

речи

детей,

несомненно,

поможет

им

в

организации

речевых

занятий дома.

Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития

детей осуществляется воспитателем, прежде всего в беседах и консультациях.

Эффективны

и

другие

формы

работы:

организация

стендов,

где

вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для

детей

словах;

небольшие

заметки,

статьи

по

развитию

речи

детей

дошкольного

возраста

и

т.д.

Воспитатель может рекомендовать для заучивания с детьми дома стихи,

загадки,

пословицы,

по

тешки,

считалки,

скороговорки,

чисто

говорки;

посоветовать

какие

книги

следует

читать

детям

разного

дошкольного

возраста;

организовать

выставку

новых

книг.

В процессе работы с родителями воспитатель указывает ,чем и как следует

заниматься с ребенком дома, как пользоваться практический материал.

На одном из собраний родителей воспитатель специально заостряет их

внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, доводит

до

сведения

родителей

у

каких

детей

логопед

выявила

нарушения

в

звукопроизношении. Он доводит до сведения родителей, как развивается речь

ребенка, указывает какой раздел малыш не усвоил или усвоил слабо и в каких

дополнительных

занятиях

нуждается.

Полезны

открытые

занятия

по

развитию речи, где могли бы присутствовать родители.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова ребенок

должен

,прежде

всего

слышать

их.

Слуху

принадлежит

важная

роль

в

овладении

ребенком

речью.

Однако

даже

при

незначительном

снижении

слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому

важно обращать внимание на родителей на роль слуха в развитии речи

ребенка. Указывать на необходимость оберегать его от постоянных сильных

звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха- на своевременное

лечение, и не домашними средствами, в медицинских учреждениях.

Следует

советовать

родителям

беречь

еще

неокрепший

голосовой

аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную

погоду, приучать дышать через нос предупреждать хронический насморк.

Воспитатель, проводя с родителями беседы, консультации о том, как

помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением , подчеркивает,

что чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно

нагружать

малыша

сложным

речевым

материалом,

заставлять

повторять

непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, одержанию, объему

стихотворения

,учить

правильно

произносить

звуки,

которые

в

силу

неподготовленности

артикуляционного

аппарата

ему

еще

недоступны

(

например в 2-3 года учить правильно произносить шипящие, звук Р), читать

художественные произведения предназначенные детям школьного возраста.

Беседуя с родителями, воспитатель объясняет им, к чему может привести

перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом (к заиканию,

горловому произношению звука Р).

Воспитатель

в

беседах

неоднократно

подчеркивает,

что

речь

не

передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от

окружающих,

т.е.

овладение

речью

находится

в

прямой

зависимости

от

окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре

с малышом следили за своей речью, говорили с ним не торопясь, четко

произносили все звуки и слова.

Важно обращать внимание родителей и на то, что в общении с ребенком,

особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться»

под

детскую

речь,

произносить

слова

искаженно,

употреблять

вместо

общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания (ляля, бибика и

т.д.)

Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно

ответить сразу. В таких случаях можно пообещать ему дать ответ, когда он

поспит (поест, погуляет и т.д.) Тогда малыш получит не только правильную

информацию,

но

и

увидит

в

лице

взрослого

интересного

для

себя

собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Педагог

советует родителям обязательно выслушивать ребенка до конца, когда он

делится

своими

впечатлениями

об

увиденном

во

время

прогулки,

о

прочитанной книге, о просмотренном мультфильме.

Воспитатель

подчеркивает,

что

в

семье

для

ребенка

необходимо

создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со

взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой

словарный

запас,

интересно

рассказывал.

При подготовке занятий в группе рекомендуется использовать стенд для того,

чтобы

заблаговременно

проинформировать

родителей

о

своих

образовательных

планах.

Возможно,

они

смогут

помочь

вам

в

подборе

необходимого иллюстративного материала.

Основные направления деятельности взрослых в семье по развитию

речи:

- рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего

детства;

- рассказывать о своей работе;

- показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве,

рассказывать о их свойствах.

- рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления

природы в разные времена года;

- ходить с детьми на экскурсии;

- объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;

- собственными действиями и поступками демонстрировать бережное

отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;

- заучивать с ребенком стихотворения и т.д.

Систематическая

и

целенаправленная

помощь

семьи

ребенку

по

развитию

речи

в

сочетании

с

адекватным

использованием

рекомендаций

педагогов

и

специалистов

детского

сада

на

различных

этапах

обучения

способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

-День заботливых родителей по теме: «Развитие речи детей в условиях

семьи и детского сада», где основная цель – укрепление связи семьи и

детского

сада

в

целях

обеспечения

единства

речевого

воздействия

на

дошкольников.

Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: мастер-

класс, тренинг, круглый стол, педагогическая площадка, выставка и др.

Составляется

план

мероприятий,

который

предусматривает

участие

детей и родителей всех возрастных групп, а так же педагогический коллектив

ДОУ. Информацию о проведении Дня заботливых родителей заблаговременно

сообщается родителям через красочные объявления в приемных, а так же

индивидуальные приглашения.

В

течение

дня

родители

могут

по

своему

желанию

посетить

предлагаемые

детским

садом

мероприятия.

+

мастер-классы

«Играя,

развиваем

речь

детей»,

«Мои

пальчики

расскажут»,

«Развиваем

речь

с

помощью скороговорок»,

+ Практикум с элементами тренинга «Артикуляционная гимнастика в

домашних условиях»

+

КВН для родителей старшей группы «Речевое развитие средствами

театрализованной деятельности»

Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые

факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой

выбор

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию

ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его

грамматическим

строем,

уровнем

умственного,

эстетического

и

эмоционального

развития.

Обучение

родному

языку

предоставляет

возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень

полноценного

формирования

личности

ребёнка,

который

представляет

большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического

и нравственного воспитания.

Как

Вы

думаете,

какие

же

основные

задачи

развития

речи

должны

решаться

на

протяжении

всего

дошкольного

возраста?

Чем

мы

должны

заниматься с ребёнком?

(Предложить высказаться)

1.

Воспитание звуковой культуры речи.

2.

Словарная работа.

3.

Формирование грамматического строя речи.

4.

Обучение рассказыванию – связная речь.

(Ведущий, передает корзину с шарами, в шарах – вопросы «острого

блюда»).

Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не

прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

Вопросы:

1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью?

Почему?

2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие

самые любимые?

3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех

воспитания

детей.

Задача

детского

сада

вооружать

родителей

педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике

развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.

Коллективные формы. На групповых собраниях родителей в начале года

педагог знакомит их с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие

речевые

навыки

наиболее

существенны

на

данной

возрастной

ступени,

знакомит с основными ошибками в речи детей.

Важно, чтобы на одном из родительских собраний воспитатель заострил

внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том,

какую помощь в овладении ребенком звуковой стороны речи может оказать

семья. Он должен довести до сведения родителей, как развивается речь их

ребенка, указать какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких

дополнительных занятиях нуждается.

Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания,

на которых выступают и делятся своими впечатлениями о развитии речи в

условиях семьи сами родители. Воспитатель может заранее договориться с

некоторыми из них, попросив рассказать, как они совместно с педагогами

детского сада устраняли те или иные недостатки в речи своего ребенка.

Можно использовать такие формы, как тематические лекции, беседы и

консультации специалистов по проблемам речи. В беседах и консультациях

воспитатель

знакомит

родителей

с

вопросами

речевого

развития

детей.

Полезно

ознакомить

родителей

с

процессом

формирования

речи

детей.

Лучше всего для этого показать комплексное занятие, состоящее из простых

упражнений (в старших группах — словесные упражнения, звуковой анализ

слов), которые родители могут повторить в семье. Родителей старших детей

следует познакомить с содержанием работы по подготовке детей к школе.

Полезны и открытые занятия по развитию речи, где могли бы участвовать

родители.

Э ф ф е к т и в н ы организации

стендов,

где

дают ся

с в е д е н и я

сформированности звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются

таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах;

небольшие заметки, статьи, статьи по развитию речи детей дошкольного

возраста.

В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде

материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены

задачи развития речи, основные виды занятий в данной группе, на примере

показан

уровень

речевых

умений

ребенка

данного

возраста

(запись

разговоров

или

рассказов,

трудные

по

значению

слова,

грамматические

формы, которыми он должен овладеть, и т. п.).

Необходимо составить подробный список литературы для родителей,

подготовить

советы,

которые

помогут

им

организовать

работу

по

расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.

В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы

по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из

стихотворений),

которые

родители

могут

использовать,

разговаривая

с

ребенком.

Вопросы методики развития речи находят свое место и в таких

сложных

формах

педагогической

пропаганды,

как

родительские

конференции,

«круглые

столы», устные

педагогические

журналы,

организуемые сотрудниками детского сада на производстве.

Взаимодействие по развитию речи с родителями можно реализовать

через

разнообразные

нетрадиционные

формы

организации

общения

с

родителями:

1.

информационно – аналитические формы организации общения с

родителями;

2.

досуговые формы организации общения с родителями;

3.

познавательные формы организации общения с родителями;

4.

наглядно- информационные формы организации общения.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации

общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о

семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических

знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.

Потому

только

на

аналитической

основе

возможно

построение

грамотного общения с родителями. Формы работы:

1.

составление социального паспорта семьи;

2.

анкетирование;

3.

тестирование;

4.

целевое посещение семьи;

5.

проведение социологических срезов и др.

Досуговые

формы

организации

общения

с

родителями

помогают

устанавливать

тёплые

неформальные

отношения

между

педагогами

и

родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми,

способствуют

повышению

педагогической

культуры

родителей

и

обогащению словаря детей. Формы работы:

1.

тематические развлечения;

2.

литературные вечера;

3.

фольклорные праздники;

4.

ярмарки;

5.

КВН;

6.

введение речевых традиций;

7.

вечер вопросов и ответов.

Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными

тогда,

если

воспитатели

уделяют

достаточное

внимание

педагогическому

содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать

стихотворения

вместе

со

своим

ребенком,

петь

песни

и

рассказывать

интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить

свои знания.

Познавательные

формы

организации

общения

педагогов

с

семьей

предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и

психологического

развития

детей,

рациональными

методами

и

приемами

развития речи детей.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей

выполняют

выполнять

доминирующую

роль

в

повышении

психолого-

педагогической культуры родителей.

Наглядно

информационные

формы организации

общения

условно

разделены

на

две

подгруппы:

информационно

ознакомительные

и

информационно – просветительские.

Задачами одной из них - информационно – ознакомительной - являются

ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его

работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и

преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

В информационно-ознакомительную форму мы включаем проведение

Дней открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о

данных

формах

общения

как

о

нетрадиционных,

в

связи

с

тем

что

дошкольное

учреждение

стало

более

открытой

системой.

У

родителей

имеются возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми,

но и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов.

Родители

стали

активным

участником

жизни

детей

при

посещении

группы. Они могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к

задачам

познавательных

форм

и

направлены

на

обогащение

знаний

родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного

возраста.

Их

специфика

заключается

в

том,

что

общение

педагогов

с

родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию

выставок и др.

Данная педагогическая разработка позволяет нам решить поставленные

проблемы

и

плавно

включает

родителей

в

образовательный

процесс

как

равноправных участников.

Степень

эффективности

сотрудничества

обусловлена

положительной

установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию

речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.

Кроме коллективных форм работы, существуют индивидуальные.

Воспитатель информируют родителей о состоянии речи их ребенка, отмечают

положительные

сдвиги,

дают

рекомендации.

Эта

работа

дополняется

посещением семьи, во время которого воспитатель может поинтересоваться

подбором

игрушек,

картинок,

книг.

В

процессе

работы

с

родителями

педагог

указывает,

чем

и

как

следует

заниматься

с

ребенком

дома,

как

пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получал

знания,

вырабатывал

определенные

навыки

и

умения,

но

и

испытывал

интерес к речевым занятиям.

Для совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию

можно проводить совместные игры детей с родителями. Выпускать в детском

саду газету для родителей, где будут даваться в доступной форме советы

родителям, разъяснение значения той или иной работы по развитию речи

детей, знакомство с дидактическими играми, которые родители смогли бы

проводить с детьми по дороге из детского сада домой, дома.

Степень

эффективности

сотрудничества

обусловлена

положительной

установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию

речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.

Взаимодействие

педагогов

дошкольного

учреждения

с

семьей

-

необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.



В раздел образования