Автор: Перевозчикова Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Частинский детский сад"
Населённый пункт: с. Частые. Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада
Раздел: дошкольное образование
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Круглый стол для педагогов
Перевозчикова Ирина Владимировна
В
настоящее
время
российское
дошкольное
образование
переживает
сложный, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен
хорошо
известен
и
педагогам
и
родителям
-это
изменения
в
ФЗ
«Об
образовании в РФ».
Одна из причин кардинальных изменений в дошкольном образовании
заключается
в
изменении
социокультурных
приоритетов
российского
общества. Сегодняшним приоритетом в образовании, в отличие от недалекого
прошлого, являются интересы и потребности каждого ребенка. И недаром
одной из задач ФГОС ДО является. «Обеспечение психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышения
компетентности
родителей
в
вопросах
развития и образования».
Развитие
дошкольника
осуществляется
преимущественно
в
2-х
образовательных
институтах
–
семьи
и
учреждениях
дошкольного
образования.
В
семье
развитие
ребенка
происходит
стихийно,
в
детском
саду-
упорядоченно.
В
семье
в
образовании
ребенка
участвует
обширное
социальное
окружение, различное по роду занятий, возрасту и другим характеристикам.
В
детском
саду
ребенок
проводит
время
в
составе
группы
сверстников,
организуемых взрослым.
В
семье
развитие
происходит
в
рамках
обыденных
социальных
ситуаций и не ставит перед собой определенной цели или результата. В
детском
саду
ребенка
обучают
целенаправленно,
его
образование
дифференцированно
и
имеет
целью
достижение
запрограммированных
результатов.
На
основании
вышесказанного
можно
предположить,
что
семья
и
детский сад, используя различные подходы к образованию могут дополнять
друг
друга,
т.к.
обе
стороны
желают
получить
одинаковый
результат:
здорового, смышленого и инициативного
и морально адекватно ребенка,
который может успешно продолжать образование в школе.
Нашу
встречу мы проведем в
интерактивной форме – форме
круглого стола, тема которого «Развитие речи детей в условиях семьи и
детского сада»
Как вы знаете, основная задача речевого развития детей – это овладение
нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а
также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности
общаться.
Сам
ребёнок
овладевает
речью
только
в
процессе
общения
со
взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего
возраста
проявляют
большой
интерес
к
речи:
создают
новые
слова,
ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но
при
стихийном
речевом
развитии
лишь
не
многие
дети
достигают
определённого
уровня.
Поэтому
необходимо
целенаправленное
обучение,
чтобы
создать
у
детей
интерес
к
родному
языку
и
способствовать
творческому отношению к речи.
Порою
умственно
и
психически
нормально
развивающиеся
дети
испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает, когда
ребенок много болеет, по каким-то причинам часто отсутствует в детском
саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа над
звукопроизношением. На занятиях и в повседневном общении воспитатель
упражняет детей в четком произнесении слов, в правильном использовании
интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко,
не спеша, развивает фонематический и речевой слух.
Однако нельзя забывать и о том, что ребенок много времени находится
вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Поэтому,
ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в
ДОУ, но и в семье. Однако, в последнее время вследствие повсеместного
использования
технических
средств
коммуникации
(телефонная
связь,
телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще
финансовыми)
семейными
проблемами
наблюдается
тенденция
снижения
качества общения между ребенком и взрослым.
А между тем, в формировании речи ребенка большую роль играет его
окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним,
сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит
успех дошкольника в усвоении языка.
Не случайно, вопрос вовлечения родителей в образовательный процесс
отражен в ФГОС ДО.
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание
некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по
развитию
речи
детей,
несомненно,
поможет
им
в
организации
речевых
занятий дома.
Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития
детей осуществляется воспитателем, прежде всего в беседах и консультациях.
Эффективны
и
другие
формы
работы:
организация
стендов,
где
вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для
детей
словах;
небольшие
заметки,
статьи
по
развитию
речи
детей
дошкольного
возраста
и
т.д.
Воспитатель может рекомендовать для заучивания с детьми дома стихи,
загадки,
пословицы,
по
тешки,
считалки,
скороговорки,
чисто
говорки;
посоветовать
какие
книги
следует
читать
детям
разного
дошкольного
возраста;
организовать
выставку
новых
книг.
В процессе работы с родителями воспитатель указывает ,чем и как следует
заниматься с ребенком дома, как пользоваться практический материал.
На одном из собраний родителей воспитатель специально заостряет их
внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, доводит
до
сведения
родителей
у
каких
детей
логопед
выявила
нарушения
в
звукопроизношении. Он доводит до сведения родителей, как развивается речь
ребенка, указывает какой раздел малыш не усвоил или усвоил слабо и в каких
дополнительных
занятиях
нуждается.
Полезны
открытые
занятия
по
развитию речи, где могли бы присутствовать родители.
Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова ребенок
должен
,прежде
всего
слышать
их.
Слуху
принадлежит
важная
роль
в
овладении
ребенком
речью.
Однако
даже
при
незначительном
снижении
слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому
важно обращать внимание на родителей на роль слуха в развитии речи
ребенка. Указывать на необходимость оберегать его от постоянных сильных
звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха- на своевременное
лечение, и не домашними средствами, в медицинских учреждениях.
Следует
советовать
родителям
беречь
еще
неокрепший
голосовой
аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную
погоду, приучать дышать через нос предупреждать хронический насморк.
Воспитатель, проводя с родителями беседы, консультации о том, как
помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением , подчеркивает,
что чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно
нагружать
малыша
сложным
речевым
материалом,
заставлять
повторять
непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, одержанию, объему
стихотворения
,учить
правильно
произносить
звуки,
которые
в
силу
неподготовленности
артикуляционного
аппарата
ему
еще
недоступны
(
например в 2-3 года учить правильно произносить шипящие, звук Р), читать
художественные произведения предназначенные детям школьного возраста.
Беседуя с родителями, воспитатель объясняет им, к чему может привести
перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом (к заиканию,
горловому произношению звука Р).
Воспитатель
в
беседах
неоднократно
подчеркивает,
что
речь
не
передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от
окружающих,
т.е.
овладение
речью
находится
в
прямой
зависимости
от
окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре
с малышом следили за своей речью, говорили с ним не торопясь, четко
произносили все звуки и слова.
Важно обращать внимание родителей и на то, что в общении с ребенком,
особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться»
под
детскую
речь,
произносить
слова
искаженно,
употреблять
вместо
общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания (ляля, бибика и
т.д.)
Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно
ответить сразу. В таких случаях можно пообещать ему дать ответ, когда он
поспит (поест, погуляет и т.д.) Тогда малыш получит не только правильную
информацию,
но
и
увидит
в
лице
взрослого
интересного
для
себя
собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Педагог
советует родителям обязательно выслушивать ребенка до конца, когда он
делится
своими
впечатлениями
об
увиденном
во
время
прогулки,
о
прочитанной книге, о просмотренном мультфильме.
Воспитатель
подчеркивает,
что
в
семье
для
ребенка
необходимо
создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со
взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой
словарный
запас,
интересно
рассказывал.
При подготовке занятий в группе рекомендуется использовать стенд для того,
чтобы
заблаговременно
проинформировать
родителей
о
своих
образовательных
планах.
Возможно,
они
смогут
помочь
вам
в
подборе
необходимого иллюстративного материала.
Основные направления деятельности взрослых в семье по развитию
речи:
- рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего
детства;
- рассказывать о своей работе;
- показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве,
рассказывать о их свойствах.
- рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления
природы в разные времена года;
- ходить с детьми на экскурсии;
- объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;
- собственными действиями и поступками демонстрировать бережное
отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;
- заучивать с ребенком стихотворения и т.д.
Систематическая
и
целенаправленная
помощь
семьи
ребенку
по
развитию
речи
в
сочетании
с
адекватным
использованием
рекомендаций
педагогов
и
специалистов
детского
сада
на
различных
этапах
обучения
способствует более эффективному формированию речи дошкольника.
-День заботливых родителей по теме: «Развитие речи детей в условиях
семьи и детского сада», где основная цель – укрепление связи семьи и
детского
сада
в
целях
обеспечения
единства
речевого
воздействия
на
дошкольников.
Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: мастер-
класс, тренинг, круглый стол, педагогическая площадка, выставка и др.
Составляется
план
мероприятий,
который
предусматривает
участие
детей и родителей всех возрастных групп, а так же педагогический коллектив
ДОУ. Информацию о проведении Дня заботливых родителей заблаговременно
сообщается родителям через красочные объявления в приемных, а так же
индивидуальные приглашения.
В
течение
дня
родители
могут
по
своему
желанию
посетить
предлагаемые
детским
садом
мероприятия.
+
мастер-классы
«Играя,
развиваем
речь
детей»,
«Мои
пальчики
расскажут»,
«Развиваем
речь
с
помощью скороговорок»,
+ Практикум с элементами тренинга «Артикуляционная гимнастика в
домашних условиях»
+
КВН для родителей старшей группы «Речевое развитие средствами
театрализованной деятельности»
Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые
факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой
выбор
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию
ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его
грамматическим
строем,
уровнем
умственного,
эстетического
и
эмоционального
развития.
Обучение
родному
языку
предоставляет
возможности и для нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень
полноценного
формирования
личности
ребёнка,
который
представляет
большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического
и нравственного воспитания.
Как
Вы
думаете,
какие
же
основные
задачи
развития
речи
должны
решаться
на
протяжении
всего
дошкольного
возраста?
Чем
мы
должны
заниматься с ребёнком?
(Предложить высказаться)
1.
Воспитание звуковой культуры речи.
2.
Словарная работа.
3.
Формирование грамматического строя речи.
4.
Обучение рассказыванию – связная речь.
(Ведущий, передает корзину с шарами, в шарах – вопросы «острого
блюда»).
Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не
прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.
Вопросы:
1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью?
Почему?
2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие
самые любимые?
3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех
воспитания
детей.
Задача
детского
сада
—
вооружать
родителей
педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике
развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.
Коллективные формы. На групповых собраниях родителей в начале года
педагог знакомит их с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие
речевые
навыки
наиболее
существенны
на
данной
возрастной
ступени,
знакомит с основными ошибками в речи детей.
Важно, чтобы на одном из родительских собраний воспитатель заострил
внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том,
какую помощь в овладении ребенком звуковой стороны речи может оказать
семья. Он должен довести до сведения родителей, как развивается речь их
ребенка, указать какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких
дополнительных занятиях нуждается.
Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания,
на которых выступают и делятся своими впечатлениями о развитии речи в
условиях семьи сами родители. Воспитатель может заранее договориться с
некоторыми из них, попросив рассказать, как они совместно с педагогами
детского сада устраняли те или иные недостатки в речи своего ребенка.
Можно использовать такие формы, как тематические лекции, беседы и
консультации специалистов по проблемам речи. В беседах и консультациях
воспитатель
знакомит
родителей
с
вопросами
речевого
развития
детей.
Полезно
ознакомить
родителей
с
процессом
формирования
речи
детей.
Лучше всего для этого показать комплексное занятие, состоящее из простых
упражнений (в старших группах — словесные упражнения, звуковой анализ
слов), которые родители могут повторить в семье. Родителей старших детей
следует познакомить с содержанием работы по подготовке детей к школе.
Полезны и открытые занятия по развитию речи, где могли бы участвовать
родители.
Э ф ф е к т и в н ы организации
стендов,
где
дают ся
с в е д е н и я
сформированности звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются
таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах;
небольшие заметки, статьи, статьи по развитию речи детей дошкольного
возраста.
В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде
материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены
задачи развития речи, основные виды занятий в данной группе, на примере
показан
уровень
речевых
умений
ребенка
данного
возраста
(запись
разговоров
или
рассказов,
трудные
по
значению
слова,
грамматические
формы, которыми он должен овладеть, и т. п.).
Необходимо составить подробный список литературы для родителей,
подготовить
советы,
которые
помогут
им
организовать
работу
по
расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.
В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы
по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из
стихотворений),
которые
родители
могут
использовать,
разговаривая
с
ребенком.
Вопросы методики развития речи находят свое место и в таких
сложных
формах
педагогической
пропаганды,
как
родительские
конференции,
«круглые
столы», устные
педагогические
журналы,
организуемые сотрудниками детского сада на производстве.
Взаимодействие по развитию речи с родителями можно реализовать
через
разнообразные
нетрадиционные
формы
организации
общения
с
родителями:
1.
информационно – аналитические формы организации общения с
родителями;
2.
досуговые формы организации общения с родителями;
3.
познавательные формы организации общения с родителями;
4.
наглядно- информационные формы организации общения.
Основной задачей информационно – аналитических форм организации
общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о
семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических
знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.
Потому
только
на
аналитической
основе
возможно
построение
грамотного общения с родителями. Формы работы:
1.
составление социального паспорта семьи;
2.
анкетирование;
3.
тестирование;
4.
целевое посещение семьи;
5.
проведение социологических срезов и др.
Досуговые
формы
организации
общения
с
родителями
помогают
устанавливать
тёплые
неформальные
отношения
между
педагогами
и
родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми,
способствуют
повышению
педагогической
культуры
родителей
и
обогащению словаря детей. Формы работы:
1.
тематические развлечения;
2.
литературные вечера;
3.
фольклорные праздники;
4.
ярмарки;
5.
КВН;
6.
введение речевых традиций;
7.
вечер вопросов и ответов.
Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными
тогда,
если
воспитатели
уделяют
достаточное
внимание
педагогическому
содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать
стихотворения
вместе
со
своим
ребенком,
петь
песни
и
рассказывать
интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить
свои знания.
Познавательные
формы
организации
общения
педагогов
с
семьей
предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и
психологического
развития
детей,
рациональными
методами
и
приемами
развития речи детей.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей
выполняют
выполнять
доминирующую
роль
в
повышении
психолого-
педагогической культуры родителей.
Наглядно
–
информационные
формы организации
общения
условно
разделены
на
две
подгруппы:
информационно
–
ознакомительные
и
информационно – просветительские.
Задачами одной из них - информационно – ознакомительной - являются
ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его
работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и
преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
В информационно-ознакомительную форму мы включаем проведение
Дней открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о
данных
формах
общения
как
о
нетрадиционных,
в
связи
с
тем
что
дошкольное
учреждение
стало
более
открытой
системой.
У
родителей
имеются возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми,
но и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов.
Родители
стали
активным
участником
жизни
детей
при
посещении
группы. Они могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к
задачам
познавательных
форм
и
направлены
на
обогащение
знаний
родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного
возраста.
Их
специфика
заключается
в
том,
что
общение
педагогов
с
родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию
выставок и др.
Данная педагогическая разработка позволяет нам решить поставленные
проблемы
и
плавно
включает
родителей
в
образовательный
процесс
как
равноправных участников.
Степень
эффективности
сотрудничества
обусловлена
положительной
установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию
речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.
Кроме коллективных форм работы, существуют индивидуальные.
Воспитатель информируют родителей о состоянии речи их ребенка, отмечают
положительные
сдвиги,
дают
рекомендации.
Эта
работа
дополняется
посещением семьи, во время которого воспитатель может поинтересоваться
подбором
игрушек,
картинок,
книг.
В
процессе
работы
с
родителями
педагог
указывает,
чем
и
как
следует
заниматься
с
ребенком
дома,
как
пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получал
знания,
вырабатывал
определенные
навыки
и
умения,
но
и
испытывал
интерес к речевым занятиям.
Для совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию
можно проводить совместные игры детей с родителями. Выпускать в детском
саду газету для родителей, где будут даваться в доступной форме советы
родителям, разъяснение значения той или иной работы по развитию речи
детей, знакомство с дидактическими играми, которые родители смогли бы
проводить с детьми по дороге из детского сада домой, дома.
Степень
эффективности
сотрудничества
обусловлена
положительной
установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию
речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.
Взаимодействие
педагогов
дошкольного
учреждения
с
семьей
-
необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.