Автор: Мерзлякова Оксана Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Дидактический комплекс учебных заданий инновационных форм по теме "ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ"
Раздел: среднее образование
Дидактический комплекс учебных заданий инновационных форм
по теме
«ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»
Развитие науки и техники, широкое проникновение математических мето-
дов в новые области научной и практической деятельности предъявляют к мате-
матическому образованию новые требования. В настоящее время важно не про-
сто дать ученику определенную сумму знаний, необходимых для решения при-
кладных задач, но и помочь учащимся воспринять принципы математического
мышления, обеспечивающие возможности осознанного их применения к изуче-
нию реальных явлений. В связи с этим, необходимы новые подходы к разработке
учебно-методического обеспечения курса математики, позволяющие интегриро-
вать научную информацию и методику ее эффективного изучения. На первый
план выходят новые дидактические модели учебного взаимодействия учащихся
и учителя в педагогическом процессе.
В данной работе предлагается дидактический комплекс учебных заданий
по математике по теме «Тригонометрические функции» инновационных форм.
В основе комплекса нетрадиционные технологии обучения математики, кото-
рые помогают решать две актуальные проблемы педагогики - развитие умствен-
ных способностей учащихся и формирование интереса к математике. Эти тех-
нологии оригинальны по форме, методике применения в обучении, и обработке
результатов. Модели дидактических технологий разработаны в трудах А.И.Ар-
хиповой [3], [4], для курса физики. В дальнейшем выявлена эффективнсть экс-
траполяции указанных технологий [Проект уч_инф]
Технологии обучения реализованы на математическом содержании темы
«Тригонометрические
функции».
Они
интегрированы
в
дидактический
комплекс представлены практических заданий инновационных форм. При со-
здании комплекса ставились задачи:
отражать в практических задачах как можно больше вопросов темы «Тригоно-
метрические функции».
развивать с помощью заданий определенные учебные умения и проводить диа-
гностику качества знаний.
достигать прочных учебных умений и навыков, предлагаемых в теме.
сделать изучение темы интересным для учащихся.
Выбор заданий комплекса дидактически обоснован. Для каждого из выде-
ленных структурных элементов знаний определим дидактические цели изуче-
ния, проектируемые умственные действия, а также технологические приемы
(локальные технологии обучения), активизирующие познавательную деятель-
ность учащихся. Получим обоснование применения технологий для элементов
знаний. Ниже (таблица1) приведен фрагмент таблицы такого дидактического
обоснования.
таблица 1.
№
Элементы
знаний
Дидактиче-
ские
цели
Предметные
умения
Общие
интел-
лектуальные
умения
Технологические
приемы
1…
Углы
и
их
измере-
ние
Добиться
по-
нимания
радианной
и
градусной
систем измере-
ния углов.
Умение
от-
личать
гра-
дусную
си-
стему изме-
рения углов
от
радиан-
ной
Выделение
ключевых при-
знаков
Морской
б о й ,
Математичек-
кий футбол. Тест
«Да-Нет.»
…3
…
Определение
триго-
нометрических
функций
Добиться
твердого
зна-
ния sin,
cos, tg, ctg
Уметь отли-
чать виды
Выделить
главное в
тесте
.Тест
«Да-Нет.»Тест
«Учебный
сло-
варь»
…9
…
Решение прос-
тейших триго-
нометрических
уравнений
Сформировать
прочные навы-
к и
р е ш е н и я
уравнений
Решать
уравне-
ния
Оперативность
мышления,
анализ
усло-
вий
Фасетный тест,
…15
…
Основные
тригоно-
метрические форму-
лы.
Добиться
твердого
зна-
ния
формул
и
у м е н и я
и х
применять
Умение
от-
личать виды
Оперативность
мышления
Тест
«Да-Нет».Тест
«Учебный
сло-
варь»,Тест
«Найди
анало-
гию».
В
настоящей
работе,
в
качестве
примера
реализации
инновационных
учебных заданий в теме «Тригонометрические функции» опишем следующие
локальные технологоии Фасетный тест, тесты «Да-Нет», «Учебный словарь»,
«Найди аналогию». Эти технологии экономят времея на уроке, дают возмож-
ность демонстрировать значительно больше объема информации, облегчают
проверку
уровня
знаний
учащихся.
Применение
на
уроках
инновационных
учебных заданий вызывают у учащихся познавательный интерес к предмету,
что способствует глубокому и прочному овладению изучаемым
Остановимся на тесте «Учебный словарь» по теме «Определения и формулы».
Технология включает два задания. В первом предлагаются формулировки опре-
делений
тригонометрических
функций
в
которых
пропущены
слова
и
символы(таблица 2). Учащиеся должны заполнить пропуски, используя слова и
символы в правой колонке. Во втором задании необходимо составить из симво-
лов в правой колонке формулу для функции в левой колонке (таблица 3)
Задание 1
(фрагмент).
таблица
1.
Синусом
угла
a
называется
отношение
¼¼¼¼¼¼
конца
радиуса, соответствующего угла
a
к длине
¼¼¼¼¼¼
.
Ордината, радиус.
2.
К о с и н у с о м
у г л а
a
называется
отношение
¼¼¼¼¼¼
конца радиуса, соответствующего угла
a
к длине
¼¼¼¼¼¼
.
Радиус, абсцисса.
3.
Тангенсом угла
a
называется отношение
¼¼¼¼¼¼
конца
радиуса,
соответствующего
угла
a
к
его
¼¼¼¼¼¼
.
Абсцисса, ордината.
4.
Ко т а н г е н с о м
у г л а
a
называется
отн оше н и е
¼¼¼¼¼¼
конца радиуса, соответствующего угла
a
к его
¼¼¼¼¼¼
.
Абсцисса, ордината..
…
Задание 2
(фрагмент).
таблица 3
1
sin
2
a
+ cos
2
a
= ?
sin
a
; cos
a
; 1; +; - .
2
tg
a
= ?
sin
a
; cos
a
; ctg
a
; tg
a
; +; - .
3
ctg
a
= ?
sin
a
; cos
a
; tg
a
; ctg
a
; +; -
4
cos
2
a
= ?
1; cos
2
a
; sin
2
a
; 2; +; - .
5
2
sin
2
a
= ?
1; cos
a
;
2
1
; sin
a
; +; - .
…
Тест «Найди аналогию»по теме «Основные тригонометрические форму-
лы»Данная педагогическая технология формирует умение находить аналогии в
предложенных заданиях. В каждом задании есть пропуск, который надо запол-
нить по аналогии с предыдущей формулой (таблица 4). Проверку можно осуще-
ствить на заранее пронумерованных листах бумаги (бланках ответов). Ниже
приведен фрагмент теста.
таблица 4
1
1- sin
2
x = cos
2
x
1 – cos
2
x = ?
2
tg
a
=
a
a
cos
sin
ctg
a
= ?
3
1 + tg
2
a
=
a
2
cos
1
.
1 +ctg
2
a
= ?
4
sin (
a
+
b
)= sin
a
cos
b
+ cos
a
sin
b
sin (
a
-
b
) = ?
5
tg (
a
+
b
) =
b
a
b
a
tg
tg
tg
tg
.
1
tg (
a
-
b
) = ?
6
cos 2
a
= 2 cos
2
a
– 1
cos 2
a
= ?
…
Фасетный
тест. Фасетные тесты - это многофункциональные практические
задания сложной структуры, по содержанию охватывающие большой объем
программных тем. Впервые дидактическая модель этой технологии а\предложе-
на А.И. Архипровой []. В конструировании данной технологии обучения мате-
матике реализуются следующие принципы.
1.
Содержание теста должно отражать все основные элементы программ-
ной темы, Количество заданий в тесте варьируется в зависимости от чис-
ла её структурных элементов.
2.
Совокупность заданий фасетного теста - это система, так как каждое за-
дание органически связано с системой изучаемой теории
3.
Обучающие фасетные тесты строятся способом разветвленной структу-
ры. При этом из элементов общего текста составляется большое число
тренировочных и комплексных задач. Такая конструкция обеспечивает
возможность дифференцированного подхода в обучении.
Таким образом, содержание фасетных тестов адекватно структуре изучае-
мых теорий. При этом их внешняя структура строится по общей схеме состоя-
щей из двух частей: констатирующей и функциональной. Первая определяет
состав самого теста, ко второй относятся учебные действия, запрограммиро-
ванные в первой части. Ниже приведен фрагмент теста по теме : «Решение три-
гонометрических уравнений».
ЕСЛИ (ДАНО):
1)
sinx = a
2)
f(x) = sin(x +2) рассматривается на отрезке [
/2;
]
3) x
[-
/2;
/2]
4) sinx + sin2x + sin3x = 0
5) 9) sin4x+cos4x
ctg2x
6) cosx = a
7) x
(0;
)
8)2sin2x + 5sinx = 0 ………
ТОГДА:
35)формула корней уравнения
36) значения параметра «а» приведены в таблице:
37
38
39
а
-1
0
1
40) вычислив
45
)
НАИМЕНЬШИЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ КОРЕНЬ
46) способ решения уравнения
47) вставьте пропущенный знак
48) обратная функция для f(x)
49) это выражение тождественно
50) решение уравнения
51) число корней уравнения
РАВНО (ИМЕЕТ ВИД):
в) 2
/3
г) x = -
/4 +
n
д) нет корней
е) x = (-1)
n
arcsinx + 2
n, n
Z
к) x =
/4 +
n
м) x =
+ 2
n
н) x
1
= arcsina + 2
n; x
2
=
-arcsina + 2
n,
о) -
/6
п) x =
n
р)
- arccos a
у) x = arctg a +
k
ф) x = 2
n
В заключении отметим, что предложенные технологии находят эффектив-
ную реализацию в учебно-информационных web-комплексов. В настоящее вре-
мя разрабатывается такой комплекс на основе описанного дидактического обес-
печения темы «Тригонометрические функции».