"Логарифмическая функция, уравнения и неравенства"
Автор: Безверхая Ольга Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ" СОШ19" Населённый пункт: г.Энгельс Наименование материала: конспект урока Тема: "Логарифмическая функция, уравнения и неравенства" Раздел: полное образование
«Логарифмическая функция, уравнения и неравенства»
Урок проводится в форме игры «Счастливый случай»
Цели урока:
Содействовать обобщению и закреплению понятия логарифма числа,
повторению основных свойств логарифмов, свойств логарифмической
функции
Способствовать закреплению умений и навыков в применении этих понятий
и свойств к решению уравнений , неравенств, при сравнении выражений.
Ход урока.
1 гейм. Разминка.
Тестирование
Выполните задание, выберите один из предложенных вариантов ответа
1.
Найдите область определения функции у=
log
2
(
3 х
+
5
)
А.(
5
3
;+
∞
) Б. (-
∞
;
5
3
) В..(
−
5
3
;+
∞
)
2. Найдите х, если х=
log
1
3
27
А. Нет решения Б. -3 В. 3
3. Сравните: 4
lg 2 иlg 16
.
А. = Б.
¿
¿
¿
В.
¿
4. Сравните:
log
0,3
5
и
log
0,3
6
5.Исторические сведения о логарифмах (сообщения делают представители от
каждой команды).
2 гейм. «Спешите видеть»
Вопрос для первой команды.
Какие из данных графиков могут быть графиками функции у=
log
а
х
, если
а> а >1? Ответ обосновать.
Вопрос для второй команды.
Какие из данных графиков могут быть графиками функции у =
log
а
х
, если
0<а <1?
Ответ обосновать.
3 гейм. «Найдите ошибку».
На экране появляется доказательство неравенства. В чем состоит ошибка
этого доказательства?
1
4
>
1
8
❑
⇒
(
1
2
)
2
>
(
1
2
)
3
. Большему числу соответствует больший
логарифм, значит,
lg
(
1
2
)
2
>
lg
(
1
2
)
3
.
2
lg
1
2
> 3
lg
1
2
. Разделим обе части неравенства на
lg
1
2
, получим: 2 >
3.
4 гейм. «Темная лошадка».
Труды этого математика были почти единственным руководством по одному
из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку. На вопрос
– нет ли более короткого пути для познания математической науки, чем
изучение его трудов – он гордо ответил…
А вот что он ответил и кто этот математик, вам предстоит узнать.
Каждая из двух команд получает по 3 набора карточек с уравнениями.
Каждый ученик выбирает себе 4 карточки с разными номерами
Решив уравнение, вы найдете букву, соответствующую его корням. Чтобы
убедиться, что вы решили уравнения верно, сравните свои ответы с
ответами товарищей, которые решали те же уравнения.
Буквы нужно расположить в порядке номеров уравнений, тогда вы узнаете,
что ответил математик.
Решите уравнение, по его корням найдите соответствующую букву.
1.
log
3
х
=
log
3
6
+
log
3
2
.
2.
log
5
х
=
log
5
1,5
+
1
3
log
5
8
.
3.
lg х
= 2
lg 3
-
1
3
lg 125
.
4.
log
2
Х
= 2
log
2
5
-
log
2
0,5
.
5.
log
1
2
(
2 Х
−
4
)
= - 3.
6.
lg
(
3 Х
−
8
)
=
lg
(
Х
−
2
)
.
7.
log
0,1
(
6 Х
−
11
)
=
log
0,1
(
Х
−
2
)
.
8.
log
0,5
Х
= 2
log
0,5
10
-
log
0,5
2
.
9.
log
2
(
3
−
Х
)
=0.
10.
log
3
(
5
=
2 Х
)
=1.
11.
lg Х
=
lg 1,5
+ 2
lg 2
.
12.
(
lg х
)
2
+ 2
lg х
= 8.
13.
log
4
(
2 Х
−
5
)
=
log
4
(
Х
=
1
)
.
14.
log
6
(
3 Х
−
76
)
=
log
6
(
Х
=
24
)
.
15.
lg
(
x
2
−
2 Х
−
4
)
=
lg 11
.
16.
log
7
Х
=2
log
7
3
+
log
7
0,2
.
17.
5
−
1
+
log
5
5
18.
(
log
5
Х
)
2
-
log
5
Х
= 2.
19.
lg
(
3 Х
+
8
)
=
lg
(
Х
+
6
)
.
20.
log
2
(
4 Х
−
5
)
=
log
2
(
Х
−
14
)
.
21.
(
1
2
)
1
+
log
0,5
4
.
22.
3
2
+
log
3
5
.
23.
log
5
(
2 Х
+
3
)
=
log
5
(
Х
+
1
)
.
24.
0,2
1
+
log
0,2
5
.
25.
lg
(
5 Х
+
7
)
=
lg
(
3 Х
−
5
)
.
26.
log
2
(
Х
−
14
)
= 4.
27.
log
Х
(
Х
2
−
2 Х
+
2
)
= 1.
28.
3
1
+
log
3
2
.
29.
log
Х
(
x
2
−
12 Х
+
12
)
=1.
30.
log
7
(
46
−
3 Х
)
= 2.
31.
log
π
(
x
2
+
2 Х
+
3
)
=
log
π
6
.
32.
log
3
(
5 х
−
6
)
=
log
3
(
3 х
−
2
)
.
33.
log
а
х
= 2
log
а
3
+
log
а
5
.
Ответы : 1. 12; 2. 3; 3. 1,8; 4. 50; 5. 6; 6 . 3; 7. 1,8; 8. 50; 9. 2; 10. -1;
11. 6; 12.
10
−
4
;
10
2
; 13. 6; 14. 50; 15. -3; 5. 16. 1,8; 17. 1; 18. 0,2; 25;
19. -1; 20. Нет корней; 21. 2; 22. 45 ; 23. нет корней; 24. 1; 25. Нет
корней; 26. 30; 27 .2; 28. 6; 29. 12; 30. -1; 31. -3; 1. 32. 2; 33. 45.
А
1,8
И
2
О
∅
В
12
К
-1
Р
1
Г
30
л
-3; 1
С
0,2; 25
Д
45
М
3
Т
50
Е
6
Н
10
−
4
;
10
2
Ц
-3; 5
В МАТЕМАТИКЕ НЕТ ЦАРСКОЙ ДОРОГИ. ЕВКЛИД
5 гейм. «Гонка за лидером»
Вопросы 1 команде:
1.
Вычислите:
3.
¿
81
log
¿
.
2.
Сформулируйте теорему о логарифме частного.
3.
Вычислите:
lg 150
-
lg 15
.
4.
Вычислите:
3
log
3
5
+ 7.
5.
Сравните:
log
8
11
и
log
8
17
.
6.
Укажите множество значений функции у =
log
3
х
.
7.
При каком условии функция у =
log
а
х
возрастает?
8.
Через какую точку координатной плоскости проходит график любой
логарифмической функции?
9.
Найдите область определения функции у =
log
2
(
х
+
4
)
.
10.Решите уравнение:
log
4
х
= -2.
Вопросы второй команде:
1.
Вычислите:
log
5
125
.
2.
Сформулируйте теорему о логарифме произведения.
3.
Вычислите:
log
24
4
+
log
24
6
.
4.
Вычислите:
4
2
+
log
4
5
.
5.
Сравните:
log
0,3
8
и
log
0,3
11
.
6.
Укажите область определения функции у =
log
7
х
.
7.
При каком условии функция у =
log
а
х
убывает?
8.
В какой точке логарифмическая функция пересекает ось абсцисс?
9.
Найдите область определения функции у =
log
6
(
х
−
3
)
.
10.Решите уравнение у =
log
2
х
= - 6.
Итог игры.
Подсчитываются баллы у каждой команды и каждого игрока.
Объявляется команда - победительница.
Выставляются отметки.