Автор: Мерзлякова Оксана Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ТЕМЕ "ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ"
Раздел: среднее образование
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»
Развитие науки и техники, широкое проникновение математических
методов в новые области научной и практической деятельности предъявляют
к
математическому
образованию
новые
требования.
В
настоящее
время
важно не просто дать ученику определенную сумму знаний, необходимых для
решения прикладных задач, но и помочь учащимся воспринять принципы
математического мышления, обеспечивающие возможности осознанного их
применения к изучению реальных явлений. В связи с этим, необходимы новые
подходы к разработке учебно-методического обеспечения курса математики,
позволяющие
интегрировать
научную
информацию
и
методику
ее
эффективного
изучения. На первый план выходят новые методические и
организационные
модели
учебного
взаимодействия
учащихся
с
информационными технологиями.
В данной работе представлены нетрадиционные технологии обучения
математики, которые помогают решать две актуальные проблемы педагогики
- развитие умственных способностей учащихся и формирование интереса к
математике. Эти технологии оригинальны по форме, методике применения в
обучении,
и
обработке
результатов.
Широкий
спектр
дидактических
технологий разработан в трудах А.И.Архиповой [3], [4]., на примере тем
¾
молекулярная физика, механика .
Они базируются на традиционном содержании учебного материала.
Технологии
обучения
реализованы
на
математическом
содержании
темы
«Тригонометрические функции». Они представлены набором практических
заданий, которые объединяются в систему. При создании системы
ставились задачи:
отразить в практических задачах как можно больше вопросов
темы «Тригонометрические функции».
развивать с помощью заданий определенные учебные умения и
проводить диагностику качества знаний.
достигать прочных учебных умений и навыков, предлагаемых в
теме.
сделать изучение темы интересным для учащихся.
В
Работе
проводится
структурирование
содержания
по
элементам
знаний, составляется граф-схема, проводится аналитическое планирование
нормировки
упражнений
и
распределения
времени,
необходимого
для
изучения каждого раздела темы с учетом его теоретической значимости, а
также обоснование применения технологий для элементов знаний. Во второй
приведены сами технологии обучения математике.
Технологические приемы обучения
могут быть реализованы
на
уроках математики, на факультативах и кружках, на тематических вечерах,
для предпроффессиональной подготовки.
В
работе
приведена
теоретическая
граф-схема
указанных
тем
и
локальных технологий обучения для отдельных элементов этой структуры.
Далее для каждого из выделенных структурных элементов определим
дидактические цели изучения, проектируемые умственные действия, а также
технологические приемы (локальные технологии обучения), активизирующие
познавательную деятельность учащихся. Получим обоснование применения
технологий для элементов знаний. Оформим их в виде таблицы .
Элементы
знаний
Дидактические
цели
Предметные
умения
Общие интел-
лектуальные
умения
Технологи-ческие
приемы
Числовая
окружность.
Добиться
понимания
радианной и
градусной
системы
измерения
углов
Умение отличать
градусную
систему
измерения углов
от радианной
Выделение
ключевых
признаков
Морской бой,
Математический
футбол,
Восхождение
на вершину
«Тригонометрия».
Тест «Да-Нет».
Вращательное
движение и его
свойства
Научиться
строить
произвольный
угол, знать,
в чем состоит
периодичность
вращательного
движения
Выявление
свойств
вращательно-
го движения
Графическое
представление
информации
Графический
диктант,
Математический
футбол
Определение
тригонометри-
ческих
функций
Добиться
твердого знания
sin, cos, tg, ctg
Уметь отличать
виды
Выделить
главное в
тесте
Калейдоскоп
заданий, тест
«ДА-Нет», тест
«Лови ошибку»
Периодичность
Добиться
прочного
усвоения
Проверять
свойство
периодичности
Чтение
графиков
Математический
футбол, тест
«Лови ошибку»
Таким образом локальные технологии обучения конструируются не
спонтанно,
а
обосновываются
содержанием,
основными
дидактическими
целями и соответствуют введенным показателям таблицы. В этих показателях
отражена логика развития учебных знаний, и в разработке используются
общие
принципы
,
схемы
и
процедуры,
выполняющие
р о л ь
системообразующих
факторов.
Поэтому
данная
совокупность
технологий
обучения
образует
единую
систему
педагогических
и
компьютерных
1.Углы и их измерение
2.Вращательное движение
и его свойства
3.Определение тригонометрических функций
4.Периодичность
технологий и может стать новым образовательным направлением в развитии
методик школьного обучения.
Применение
Интернет-технологий
в
учебно-информационных
комплексах
улучшают
процесс
обучения.
Стимулируется
активная
самостоятельная работа, интеллектуальное развитие учащихся.
Использование
на
web-страницах
графиков,
таблиц,
гиперссылок
создает
обучающую
среду
с
ярким
и
наглядным
представлением
информации.