Автор: Черепков Михаил Валерьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ НО "Нижегородский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Обзор литературы на тему "Электронные образовательные ресурсы"
Раздел: среднее профессиональное
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
«ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ»
Черепков Михаил Валерьевич
преподаватель ГБПОУ НО НМК
В XXI в. общество характеризуется активным использованием инфор-
мационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые проникают во все
сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информа-
ционных потоков в обществе, образуя глобальное информационное про-
странство[2]. Поэтому современное общество можно назвать информацион-
ным обществом.
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы об-
разования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-
образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенны-
ми изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательно-
го процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий
обучения, которые должны быть адекватны современным техническим воз-
можностям, и способствовать гармоничному вхождению человека в информа-
ционное общество[2].
Министерством образования России определены и осуществляются
основные мероприятия, направленные на комплексное решение задач созда-
ния единой информационной образовательной среды. Это, прежде всего,
обеспечение образовательных учреждений современными аппаратно-про-
граммными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ
к информационным ресурсам, гарантийное обслуживание вычислительной
техники, повышение соответствующей квалификации работников образова-
ния, разработка электронных обучающих средств, в том числе, и для дистан-
ционного обучения учащихся и педагогов [3]. Одним из мероприятий по реа-
лизации намеченных направлений информатизации образования стало созда-
ние электронных образовательных ресурсов.
Из ГОСТА 52653-2006 «Информационно-коммуникационные техноло-
гии в образовании» следует, что электронные образовательные ресурсы
(ЭОР) – это образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифро-
вой форме и включающие в себя структуру, предметное содержание и мета-
данные о них.
Электронные образовательные ресурсы могут включать в себя данные,
информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования
в процессе обучения [5].
По мнению Александра Васильевича Осина - генерального директора
Республиканского мультимедиа центра Рособразования: «Электронными об-
разовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведе-
ния которых используются электронные устройства…».
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукоза-
писи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или
CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР вос-
производятся на компьютере.
Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют циф-
ровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер
использует цифровые способы записи/воспроизведения [4].
Существует три типа ЭОР:
Текстографические ресурсы – самые простые, это электронная форма
текста с иллюстрациями. Материал представляется на экране компьютера, а
не на бумаге, с навигацией по тексту.
Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя, таким об-
разом, так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в
учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же
текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения
где-то в другом месте, листая множество траниц.
В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый тер-
мин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне,
или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого
ключевого слова (либо словосочетания). Значительное родство таких ЭОР с
книгой породило термин «электронный учебник».
Элементарный аудиовизуальный ресурс представляет собой простой
компьютерный файл, содержащий фотографию, видеозапись, музыкальный
фрагмент и т.д. Чаще всего они играют роль электронных наглядных пособий
при работе преподавателя в аудитории, повышая, как гласит педагогическая
наука, «уровень наглядности» [1,4].
Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у
так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для об-
разования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения. Когда мы
говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного
воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности
объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о
бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически,
подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вы-
зывает соответствующие изменения других [1].
Таким образом, электронные образовательные ресурсы сегодня являют-
ся важной составляющей учебного процесса. Разнообразие и функциональ-
ные возможности ЭОР позволяют использовать их как в аудиторных заняти-
ях, так и в самостоятельной работе и самоорганизации обучающихся, также
это дает возможность использовать ЭОР в разных методах обучения по харак-
теру деятельности учащегося в учебном процессе. Электронные образова-
тельные ресурсы помогут сделать процесс обучения более интересным и ка-
чественным.
Список использованной литературы.
1.
Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения:
Аналитическая записка. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2011. - 12 с.
2.
Сборник материалов участников Международного научно-методическо-
го симпозиума «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» ("ЭРНО-
2010"): Труды Международного научно-методического симпозиума. г.Туапсе.
- Ростов н/Д: Изд-воЮФУ, 2010. - 472 с.
3.
Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования лич-
ностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. -
Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. - 320 с.
4.
Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в
вопросах и ответах. - М.: Агентство "Социальный проект", 2007. - 32 с.
5.
ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в
образовании.