Напоминание

Обзор литературы на тему "Электронные образовательные ресурсы"


Автор: Черепков Михаил Валерьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ НО "Нижегородский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Обзор литературы на тему "Электронные образовательные ресурсы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

«ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ»

Черепков Михаил Валерьевич

преподаватель ГБПОУ НО НМК

В XXI в. общество характеризуется активным использованием инфор-

мационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые проникают во все

сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информа-

ционных потоков в обществе, образуя глобальное информационное про-

странство[2]. Поэтому современное общество можно назвать информацион-

ным обществом.

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы об-

разования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-

образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенны-

ми изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательно-

го процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий

обучения, которые должны быть адекватны современным техническим воз-

можностям, и способствовать гармоничному вхождению человека в информа-

ционное общество[2].

Министерством образования России определены и осуществляются

основные мероприятия, направленные на комплексное решение задач созда-

ния единой информационной образовательной среды. Это, прежде всего,

обеспечение образовательных учреждений современными аппаратно-про-

граммными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ

к информационным ресурсам, гарантийное обслуживание вычислительной

техники, повышение соответствующей квалификации работников образова-

ния, разработка электронных обучающих средств, в том числе, и для дистан-

ционного обучения учащихся и педагогов [3]. Одним из мероприятий по реа-

лизации намеченных направлений информатизации образования стало созда-

ние электронных образовательных ресурсов.

Из ГОСТА 52653-2006 «Информационно-коммуникационные техноло-

гии в образовании» следует, что электронные образовательные ресурсы

(ЭОР) – это образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифро-

вой форме и включающие в себя структуру, предметное содержание и мета-

данные о них.

Электронные образовательные ресурсы могут включать в себя данные,

информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования

в процессе обучения [5].

По мнению Александра Васильевича Осина - генерального директора

Республиканского мультимедиа центра Рособразования: «Электронными об-

разовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведе-

ния которых используются электронные устройства…».

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукоза-

писи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или

CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР вос-

производятся на компьютере.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют циф-

ровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер

использует цифровые способы записи/воспроизведения [4].

Существует три типа ЭОР:

Текстографические ресурсы – самые простые, это электронная форма

текста с иллюстрациями. Материал представляется на экране компьютера, а

не на бумаге, с навигацией по тексту.

Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя, таким об-

разом, так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в

учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же

текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения

где-то в другом месте, листая множество траниц.

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый тер-

мин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне,

или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого

ключевого слова (либо словосочетания). Значительное родство таких ЭОР с

книгой породило термин «электронный учебник».

Элементарный аудиовизуальный ресурс представляет собой простой

компьютерный файл, содержащий фотографию, видеозапись, музыкальный

фрагмент и т.д. Чаще всего они играют роль электронных наглядных пособий

при работе преподавателя в аудитории, повышая, как гласит педагогическая

наука, «уровень наглядности» [1,4].

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у

так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для об-

разования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения. Когда мы

говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного

воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности

объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о

бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически,

подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вы-

зывает соответствующие изменения других [1].

Таким образом, электронные образовательные ресурсы сегодня являют-

ся важной составляющей учебного процесса. Разнообразие и функциональ-

ные возможности ЭОР позволяют использовать их как в аудиторных заняти-

ях, так и в самостоятельной работе и самоорганизации обучающихся, также

это дает возможность использовать ЭОР в разных методах обучения по харак-

теру деятельности учащегося в учебном процессе. Электронные образова-

тельные ресурсы помогут сделать процесс обучения более интересным и ка-

чественным.

Список использованной литературы.

1.

Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения:

Аналитическая записка. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2011. - 12 с.

2.

Сборник материалов участников Международного научно-методическо-

го симпозиума «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» ("ЭРНО-

2010"): Труды Международного научно-методического симпозиума. г.Туапсе.

- Ростов н/Д: Изд-воЮФУ, 2010. - 472 с.

3.

Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования лич-

ностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. -

Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. - 320 с.

4.

Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в

вопросах и ответах. - М.: Агентство "Социальный проект", 2007. - 32 с.

5.

ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в

образовании.



В раздел образования