Напоминание

"Прекрасный мир музыки"


Автор: Биличенко Ирина Сидоровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №33 "Зайчик"
Населённый пункт: город Междуреченск Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Прекрасный мир музыки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Прекрасный мир музыки»

методическая разработка о совместной деятельности детского

сада и семьи по музыкальному воспитанию детей

Пояснительная записка.

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии

тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые первые уроки жизни

ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком детского

сада наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка

были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов дошкольного учреждения и

родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса, использованию

ими методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио и видеозаписей, имеющихся

в детском саду и призванных помочь родителям в семейном воспитании, работа по музыкальному

воспитанию детей в целом становится более успешной.

Наработаны различные формы взаимодействия с семьёй: консультации, семинары, родительские

собрания, совместное проведение праздников и развлечений. Все они дают определённый

эффект. Однако этого не достаточно, поскольку мало убедить родителей в необходимости

музыкального воспитания ребёнка в семье, важно ещё обучить их наиболее доступным методам

организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста

и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие

музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовать

детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома.)

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к

музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей

в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к

музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов

деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная

деятельность);

Способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить

основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность

музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях,

музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить

разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Данная

проблема, хорошо раскрывается в работе О.П. Радыновой, «Музыкальное воспитание в семье», в

элективной программе Л.Н. Комиссаровой «Музыкальное воспитание в семье». Программа

знакомит с методами и приёмами организации музыкального воспитания в семье, различными

формами работы родителей с детьми, раскрывает роль музыки в гармоничном развитии ребёнка.

Описание опыта

В своей работе я использую различные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию

дошкольников.

Консультации, семинары, анкетирование - проводятся с целью музыкального просвещения

родителей, по темам: «Музыкальное воспитание в семье», «Родителям о музыкальном

воспитании», «Советы: музыкальное воспитание», «Как слушать музыку с ребёнком». На

консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение имеет

музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании

детей. Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует тщательной подготовки.

Определяется содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбираются примеры из

занятий, литературных источников, оформляется наглядные пособия, разрабатывается

рекомендации. Весь материал утверждается заведующей и методистом детского сада. Чтобы за

короткий срок дать наибольшую информацию родителям, используется разнообразные формы,

работа строится на конкретном материале. Чтобы глубже понять проблемы разногласий, мы в

начале года проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:

уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,

определить запросы на музыкальное воспитание,

готовность родителей к сотрудничеству,

провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.

Совместные праздники и развлечения.

Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать традиционные праздники

в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений

для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками

детского сада и другими детьми и взрослыми. С этой целью в нашем детском саду проводятся

следующие праздники: «День матери», «Любимая дружная семья», «День пожилого человека»,

«День рождения ребёнка в детском саду», «Осенняя ярмарка», «День защитника Отечества», «8

Марта». Родители – полноправные участники – от идеи до воплощения:

• Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

• Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;

• Подготовка отдельных номеров;

• Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита

• Помощь в оформлении музыкального зала

• Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

Такая форма проведения праздников повышает уровень педагогической культуры родителей.

Проектная деятельность. Ярмарки.

В своей работе с родителями активно использую метод проектов. Технология проектирования

делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится

инструментом саморазвития дошкольников. Проект является уникальным средством обеспечения

сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно –

ориентированного подхода. В детском саду для реализации проектной деятельности обязательное

участие родителей. Традиционными стали в нашем детском саду реализации проектов: «Осенняя

ярмарка», «Здравствуй, Новый год!», «День рожденья», «День матери».

Слайдовые презентации.

Современная информационная технология всё плотнее входит в нашу жизнь, поэтому МБДОУ, как

носитель культуры знаний не может оставаться в стороне. Использование ИКТ технологий

педагогами, повышает эффективность образовательного процесса. ИКТ могут помочь

музыкальному руководителю, создать единое информационно – развивающее пространство. С

этой целью можно создавать слайдовые презентации о проведённых праздника и развлечениях в

детском саду, о музыкальных занятиях, о работе вокального кружка «Домисолька». Темы моих

презентаций: «День мужества с папами, посвящённый 23 февраля», «Самые любимые!», Праздник

«Снежная зима».

Наглядная информация, выставки и работы ребёнка для родителей.

Самой распространённой формой наглядной агитации, являются информационные стенды, где

представлены расписание музыкальных занятий, информация о программах музыкального

воспитания используемых в детском саду, перечень рекомендуемой литературы по музыкальному

воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних

условиях. Папки – передвижки более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному

воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом

возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду».

Фоторепортажи на темы: «Зимний праздник», «День защитника отечества», «Театрализованная

деятельность детей», «Осенняя ярмарка» и др., особенно привлекают внимание пап и мам. Они

сопровождаются небольшими стихотворениями, краткой информацией. Выставки совместных

работ педагогов и воспитанников, родителей и детей с рисунками и рассказами: «Моя любимая

мама», «Музыкальные инструменты», «Весна», знакомят с музыкально – художественным

творчеством детей. Выступление в СМИ позволяют представить фрагменты утренников,

развлечений, интегрированных занятий на местном телевидении.

Совместное посещение музыкальной школы театров, концертов, экскурсий. Участие родителей в

подготовке к детским городским творческим конкурсам «Я любимый внук у деда», «Коса русая -

краса русская», «Маленькая фея», «Радуга», «Солнечные лучики»

Дошкольное учреждение на протяжении ряда лет, является открытой образовательной системой,

сотрудничающей с объектами социокультурного назначения в городе. Каждый год у нас проводится

ряд мероприятий, способствующих социальной адаптации детей в обществе. Например, экскурсии

в краеведческий музей, центр детского творчества. Выступления в доме престарелых, на

творческих детских конкурсах во Дворцах культуры. Выступление артистов цирка, музыкальных

спектаклей, различных театров в нашем детском саду. Всё это способствует духовно –

нравственному и эстетическому становлению ребёнка, что невозможно реализовать без участия

родителей.

Родительские собрания (круглые столы, викторины, КВН, мастер классы).

Групповые собрания – целесообразная и действенная форма работы педагогов с коллективом

родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами

воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи. В повестку дня

группового собрания может быть включено выступление медицинской сестры или другого

специалиста, в том числе и музыкального руководителя. Я использую на родительских собраниях

традиционные и не традиционные формы. Темы традиционных собраний: «Здоровьесберегающие

технологии на музыкальных занятиях», «Внедрение информационных компьютерных технологий в

работу музыкального руководителя», «Дошкольник и музыка».

Нетрадиционные родительские собрания в форме викторины: «Угадай мелодию», «Музыкально-

поэтическая гостиная», «Музыкальный калейдоскоп», «Диво дивное, чудо чудное» приобщение

детей к истокам народного искусства.

Результаты деятельности:

Систематическая, целенаправленная работа педагогического коллектива с семьями

воспитанников, затрагивающая различные аспекты воспитания и развития дошкольников, дала

ощутимые положительные результаты.

Такой серьезный подход в процессе систематической совместной деятельности по музыкальному

воспитанию с семьей позволил педагогам и родителям приобрести ряд необходимых компетенций:

мотивационная компетенция: развитие потребности в обогащении эмоционального мира ребенка

за счет организации праздников на основе семейных традиций;

коммуникативная компетенция: обогащение опыта взаимодействия и общения между всеми

участниками педагогического процесса, развитие навыков сотрудничества в совместной

деятельности во время подготовки праздников и их проведения;

информационная компетенция: содействие осознанию значимости создания и сохранения

семейных традиций, их воспитательных влияний на развитие детей дошкольного возраста и основ

организации семейных праздников;

технологическая компетенция: это, скорее, прерогатива педагогического коллектива, работа

которого призвана содействовать активному и осознанному овладению родителями умения

организации разнообразных семейных досугов и праздников в условиях семейного воспитания,

игрового взаимодействия с детьми во время праздника и в повседневной жизни.

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями,

использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального

образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет

эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость,

вселяет уверенность и решает многие проблемы. Доверительное, доброжелательное отношение

друг к другу помогает взрослым понять мир ощущения детей. За последние три года, участие

родителей в праздниках (участники театрализованного представления) увеличилось на 35%.

Родители, которые выбрали активную позицию стали нашими соратниками, у них появляется

мотивация, интерес к различным воспитательным направлениям, которые мы предлагаем. И, в

итоге, повышается эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение

показателей по диагностике музыкальных способностей, большая часть выпускников продолжает

заниматься музыкой, хореографией, вокалом, живописью, театральным искусством.

Список используемой литературы:

1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.

2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября

2013.

3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности. М. Творческий центр, 2010.

4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ

2008 №6.

5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.



В раздел образования