Автор: Биличенко Ирина Сидоровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №33 "Зайчик"
Населённый пункт: город Междуреченск Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Прекрасный мир музыки"
Раздел: дошкольное образование
«Прекрасный мир музыки»
методическая разработка о совместной деятельности детского
сада и семьи по музыкальному воспитанию детей
Пояснительная записка.
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии
тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые первые уроки жизни
ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком детского
сада наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка
были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов дошкольного учреждения и
родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса, использованию
ими методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио и видеозаписей, имеющихся
в детском саду и призванных помочь родителям в семейном воспитании, работа по музыкальному
воспитанию детей в целом становится более успешной.
Наработаны различные формы взаимодействия с семьёй: консультации, семинары, родительские
собрания, совместное проведение праздников и развлечений. Все они дают определённый
эффект. Однако этого не достаточно, поскольку мало убедить родителей в необходимости
музыкального воспитания ребёнка в семье, важно ещё обучить их наиболее доступным методам
организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста
и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие
музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовать
детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома.)
Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к
музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей
в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к
музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов
деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная
деятельность);
Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить
основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность
музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях,
музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить
разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Данная
проблема, хорошо раскрывается в работе О.П. Радыновой, «Музыкальное воспитание в семье», в
элективной программе Л.Н. Комиссаровой «Музыкальное воспитание в семье». Программа
знакомит с методами и приёмами организации музыкального воспитания в семье, различными
формами работы родителей с детьми, раскрывает роль музыки в гармоничном развитии ребёнка.
Описание опыта
В своей работе я использую различные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию
дошкольников.
Консультации, семинары, анкетирование - проводятся с целью музыкального просвещения
родителей, по темам: «Музыкальное воспитание в семье», «Родителям о музыкальном
воспитании», «Советы: музыкальное воспитание», «Как слушать музыку с ребёнком». На
консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение имеет
музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании
детей. Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует тщательной подготовки.
Определяется содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбираются примеры из
занятий, литературных источников, оформляется наглядные пособия, разрабатывается
рекомендации. Весь материал утверждается заведующей и методистом детского сада. Чтобы за
короткий срок дать наибольшую информацию родителям, используется разнообразные формы,
работа строится на конкретном материале. Чтобы глубже понять проблемы разногласий, мы в
начале года проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:
уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,
определить запросы на музыкальное воспитание,
готовность родителей к сотрудничеству,
провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.
Совместные праздники и развлечения.
Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать традиционные праздники
в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений
для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками
детского сада и другими детьми и взрослыми. С этой целью в нашем детском саду проводятся
следующие праздники: «День матери», «Любимая дружная семья», «День пожилого человека»,
«День рождения ребёнка в детском саду», «Осенняя ярмарка», «День защитника Отечества», «8
Марта». Родители – полноправные участники – от идеи до воплощения:
• Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
• Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
• Подготовка отдельных номеров;
• Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита
• Помощь в оформлении музыкального зала
• Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
Такая форма проведения праздников повышает уровень педагогической культуры родителей.
Проектная деятельность. Ярмарки.
В своей работе с родителями активно использую метод проектов. Технология проектирования
делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится
инструментом саморазвития дошкольников. Проект является уникальным средством обеспечения
сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно –
ориентированного подхода. В детском саду для реализации проектной деятельности обязательное
участие родителей. Традиционными стали в нашем детском саду реализации проектов: «Осенняя
ярмарка», «Здравствуй, Новый год!», «День рожденья», «День матери».
Слайдовые презентации.
Современная информационная технология всё плотнее входит в нашу жизнь, поэтому МБДОУ, как
носитель культуры знаний не может оставаться в стороне. Использование ИКТ технологий
педагогами, повышает эффективность образовательного процесса. ИКТ могут помочь
музыкальному руководителю, создать единое информационно – развивающее пространство. С
этой целью можно создавать слайдовые презентации о проведённых праздника и развлечениях в
детском саду, о музыкальных занятиях, о работе вокального кружка «Домисолька». Темы моих
презентаций: «День мужества с папами, посвящённый 23 февраля», «Самые любимые!», Праздник
«Снежная зима».
Наглядная информация, выставки и работы ребёнка для родителей.
Самой распространённой формой наглядной агитации, являются информационные стенды, где
представлены расписание музыкальных занятий, информация о программах музыкального
воспитания используемых в детском саду, перечень рекомендуемой литературы по музыкальному
воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних
условиях. Папки – передвижки более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному
воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом
возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду».
Фоторепортажи на темы: «Зимний праздник», «День защитника отечества», «Театрализованная
деятельность детей», «Осенняя ярмарка» и др., особенно привлекают внимание пап и мам. Они
сопровождаются небольшими стихотворениями, краткой информацией. Выставки совместных
работ педагогов и воспитанников, родителей и детей с рисунками и рассказами: «Моя любимая
мама», «Музыкальные инструменты», «Весна», знакомят с музыкально – художественным
творчеством детей. Выступление в СМИ позволяют представить фрагменты утренников,
развлечений, интегрированных занятий на местном телевидении.
Совместное посещение музыкальной школы театров, концертов, экскурсий. Участие родителей в
подготовке к детским городским творческим конкурсам «Я любимый внук у деда», «Коса русая -
краса русская», «Маленькая фея», «Радуга», «Солнечные лучики»
Дошкольное учреждение на протяжении ряда лет, является открытой образовательной системой,
сотрудничающей с объектами социокультурного назначения в городе. Каждый год у нас проводится
ряд мероприятий, способствующих социальной адаптации детей в обществе. Например, экскурсии
в краеведческий музей, центр детского творчества. Выступления в доме престарелых, на
творческих детских конкурсах во Дворцах культуры. Выступление артистов цирка, музыкальных
спектаклей, различных театров в нашем детском саду. Всё это способствует духовно –
нравственному и эстетическому становлению ребёнка, что невозможно реализовать без участия
родителей.
Родительские собрания (круглые столы, викторины, КВН, мастер классы).
Групповые собрания – целесообразная и действенная форма работы педагогов с коллективом
родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами
воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи. В повестку дня
группового собрания может быть включено выступление медицинской сестры или другого
специалиста, в том числе и музыкального руководителя. Я использую на родительских собраниях
традиционные и не традиционные формы. Темы традиционных собраний: «Здоровьесберегающие
технологии на музыкальных занятиях», «Внедрение информационных компьютерных технологий в
работу музыкального руководителя», «Дошкольник и музыка».
Нетрадиционные родительские собрания в форме викторины: «Угадай мелодию», «Музыкально-
поэтическая гостиная», «Музыкальный калейдоскоп», «Диво дивное, чудо чудное» приобщение
детей к истокам народного искусства.
Результаты деятельности:
Систематическая, целенаправленная работа педагогического коллектива с семьями
воспитанников, затрагивающая различные аспекты воспитания и развития дошкольников, дала
ощутимые положительные результаты.
Такой серьезный подход в процессе систематической совместной деятельности по музыкальному
воспитанию с семьей позволил педагогам и родителям приобрести ряд необходимых компетенций:
мотивационная компетенция: развитие потребности в обогащении эмоционального мира ребенка
за счет организации праздников на основе семейных традиций;
коммуникативная компетенция: обогащение опыта взаимодействия и общения между всеми
участниками педагогического процесса, развитие навыков сотрудничества в совместной
деятельности во время подготовки праздников и их проведения;
информационная компетенция: содействие осознанию значимости создания и сохранения
семейных традиций, их воспитательных влияний на развитие детей дошкольного возраста и основ
организации семейных праздников;
технологическая компетенция: это, скорее, прерогатива педагогического коллектива, работа
которого призвана содействовать активному и осознанному овладению родителями умения
организации разнообразных семейных досугов и праздников в условиях семейного воспитания,
игрового взаимодействия с детьми во время праздника и в повседневной жизни.
Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями,
использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального
образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет
эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость,
вселяет уверенность и решает многие проблемы. Доверительное, доброжелательное отношение
друг к другу помогает взрослым понять мир ощущения детей. За последние три года, участие
родителей в праздниках (участники театрализованного представления) увеличилось на 35%.
Родители, которые выбрали активную позицию стали нашими соратниками, у них появляется
мотивация, интерес к различным воспитательным направлениям, которые мы предлагаем. И, в
итоге, повышается эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение
показателей по диагностике музыкальных способностей, большая часть выпускников продолжает
заниматься музыкой, хореографией, вокалом, живописью, театральным искусством.
Список используемой литературы:
1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября
2013.
3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности. М. Творческий центр, 2010.
4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ
2008 №6.
5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.