Повышение качества знаний на модулях естественно-математического цикла.
Автор: Пышненко Оксана Николаевна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МБОУ г.Керчи РК " Школа № 23" Населённый пункт: г.Керчь Крым Наименование материала: статья Тема: Повышение качества знаний на модулях естественно-математического цикла. Раздел: среднее образование
Пути повышения качества знаний на модулях естественно-
математического цикла
Основными направлениями в работе ШМО стали:
Проблемное обучение (создание проблемных ситуаций на модуле при объяснении нового
материала, постановке физического эксперимента, проведении фронтальной лабораторной
работы).
Разработка интегрированных тем «Основы молекулярно-кинетической теории» (химия),
«Звуковые волны» (биология), «Гармонические колебания» (математика)и др.
Введение нетрадиционных форм урока: модуль-взаимообучение,модуль-игра, модули с
использованием видеоряда, модуль с применением интерактивной доски, видеоуроки и
др.).
Использование новых информационных технологий (подготовка презентаций к урокам,
использование интерактивной доски, использование интернет-ресурсов и цифровых
образовательных ресурсов при подготовке к уроку).
Развитие творческого потенциала учащихся (решение экспериментальных и
изобретательских задач; составление кластеров; проведение конкурсов на лучшую
презентацию, выполнение домашних физических экспериментов, участие в олимпиадах,
выполнение научно-исследовательских работ).
СЛЕДУЕТ:
продолжить работу по повышению качества обучения. Не допускать снижение
качества обучения ниже городского уровня;
• продолжить работу, нацеленную на предупреждение неуспеваемости;
• обеспечить внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий,
отдельные элементы различных технологий открытого образования, улучшение
качества образования на основе использования новых технологий;
• продолжить работу по отработке навыков тестирования как одного из видов
контроля над ЗУН учащихся с целью подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ;
• продолжить работу по развитию исследовательской и проектной деятельности
учащихся;
• продолжить работу с мотивированными учащимися, направленную на участие в
предметных олимпиадах;
• совершенствовать работу по обобщению передового педагогического опыта, обмену
опытом между коллегами;
• активизировать работу, направленную на повышение уровня преподавания;
• усилить контроль за объективностью выставления четвертных и годовых оценок и
качеством знаний учащихся на всех ступенях обучения;
• систематически проводить мониторинг успеваемости учащихся;
• в работе ШМО по повышению профессионального мастерства обратить внимание
на следующие умения: технология подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль
своей деятельности, применение новых технология и их элементов;
• повышение эффективности работы по воспитанию патриотизма,
гражданственности, духовности подросткового поколения;
• создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания
стремления к здоровому образу жизни.
Таблица 1 - Классификация форм контроля знаний учащихся по биологии.
Выделенный признак
Форма работы учителя для контроля знаний
Количественный состав учащихся
Индивидуальная (персональная), групповая,
фронтальная, классно-обобщающая проверки
Особенности организации
деятельности учащихся и
руководства учителем
Письменная, устная проверки, семинар, ролевая
игра, деловая игра, сочинение, домашняя
самостоятельная практическая работа
Технология проведения и характер
изображения
Графическая, программированная, автоматическая
проверки, тестирование
Интенсивность проверки
Зачет, уплотненный опрос, комбинированный
контроль
Уровень познавательной
самостоятельности учащихся
Репродуктивная воспроизводящая работа,
самостоятельная работа по заданию,
самостоятельные практические исследования
В ходе модуля можно использовать такие приёмы работы с детьми :
- участие в дискуссии по решению проблемного вопроса;
- оценивание сообщения ученика;
- доклад по литературным источникам;
- составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос;
- решение биологических задач;
- ответ по тестовым заданиям;
- заполнение рабочей тетради;
- ответ путем письменного заполнения дидактических карточек;
- коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске;
- участие в "скоростном ответе" (блиц-ответ);
- написание "сочинения-фантазии" на заданную тему;
- создание текста роли персонажа для участия в ролевой игре;
- доклад на заданную тему с иллюстрациями и музыкальным сопровождением;
- реферат по материалам телепередачи;
- ответ по обучающим программам компьютера.
Данный перечень приемов можно продолжить, притом здесь названы только
приемы преимущественно словесной группы методов. Многие учителя-биологи
используют наглядные и практические приемы контроля знаний, например:
- узнавание препарата под микроскопом или лупой;
- монтировка схем сложных систем или процессов на доске из заданных
фрагментов (гербария, рисунков и пр.);
- выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения;
- самостоятельное выполнение лабораторной работы;
- узнавание микропрепарата под микроскопом или лупой.
Эти и подобные им формы проверки знаний оживляют урок, делают контроль
знаний нестандартным, интересным и, как следствие - активизируют учебный
процесс.
Самой распространенной формой контроля считается устная проверка знаний. Она
дает возможность проверить каждого ученика, поэтому называется
индивидуальным опросом
Формы работы на модулях дисциплин естественно-математического цикл
1. Урочные - традиционные:
контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные
(трехуровневые);
практические работы и лабораторные работы;
тесты;
самостоятельные задания;
зачеты;
самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);
рефераты.
2.Внеурочные:
конкурсные проекты;
защита рефератов.
3.Урочные нетрадиционные:
круглые столы;
дидактические многофункциональные игры.
Компьютерные технологии используются на всех этапах современного урока: при
объяснении нового материала, при контроле знаний умений и навыков, при выполнении
лабораторных и практических работ, творческих и исследовательских работ.
Использование на уроке мультимедийных технологий способствует не только лучшему
усвоению и систематизации базовых знаний по предмету, но и активизирует интерес к
предмету, а также формирует мотивацию к учению в целом.
Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров
рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого
набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру
средствами гипертекста.
Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут
отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие
обучаемому проводить эксперименты в виртуальной лаборатории. Главное их
преимущество – они позволяют ученику проводить такие эксперименты, которые в
реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным
характеристикам и т.п.
Программные системы контроля знаний , к которым относятся опросники и тесты.
Главное их достоинство – быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная
обработка полученных результатов.
Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый комплекс все или
несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается
просмотреть обучающий курс (презентация), затем поставить виртуальный эксперимент
на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального
эксперимента).
Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым
сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, учащиеся развивают
тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно,
получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.
Очень важны:
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Выделим направления деятельности учителя по отношению к учащимся
Таблица № 2.
Нестандартное проведение модулей
- модуль-практикум,
- модуль-путешествие,
- модуль-экскурсия,
- модуль-ролевая игра,
- модуль-игра,
- модуль-аукцион,
- модуль-сказка,
- интегрированный модуль
Фронтальная форма обучения.
Групповая форма обучения
Индивидуальное обучение.
методы обучения:
- диалогические формы обучения (беседы, обсуждения, лекции);
- проблемные ситуации, споры, дискуссии;
- метод проектов или его элементы;
- элементы программированного обучения;
- познавательные и дидактические игры, игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- наглядный, демонстрационный, аудио- и видеоматериал;
- активные методы обучения (АМО – «Поздоровайся локтями» - начало урока, «Инфо
угадай-ка» - изложение нового материала);
- сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы;
- увеличение кооперированно-груповых и особенно коллективных форм обучения;
- совместное оценивание (привлечение учащихся к оценочной деятельности);
- создание ситуации успеха на уроке;
- рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным
углом зрения;
- анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- поощрение учащихся;
- вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним
вчерашним).
-практические работы
-лабораторные работы
- лекции с мультимедийным сопровождением;
- создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных
курсов;
- организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение
экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании;
- поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание
аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме;
Руководитель МО: Пышненко О. Н.