Напоминание

Особенности применения современных информационно- коммуникативных технологий в организации досуговой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями


Автор: Каширина Наталья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ "Школа № 37"
Населённый пункт: г.Анжеро-Судженск Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности применения современных информационно- коммуникативных технологий в организации досуговой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности применения современных информационно- коммуникативных

технологий в организации досуговой деятельности обучающихся с

интеллектуальными нарушениями

В

учебном

плане

предмета

нашей

школы

отсутствует

предмет

«Информатика»,

поэтому

была

создана

программа

дополнительного

образования

«Основы

компьютерной

грамотности». Целью

данной

программы

является формирование

знаний,

умений,

навыков

в

области

информационных технологий на уровне пользователей у воспитанников с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Творческое

объединение

посещают обучающиеся 5-9 классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Реализация

этой дополнительной образовательной программы,

с

одной

стороны,

уже

сама

по

себе

позволяет

занять

досуг

обучающихся

социально

одобряемой

деятельностью,

вводя

в

круг

интересов

здоровых

сверстников, а с другой стороны, является предпосылкой для обогащения и

видоизменения сложившейся

школьной практики : традиционный выпуск

листовок,

стенгазет

ускоряется

и

улучшается

эстетически

в

результате

использования ИКТ, создание фотоальбома класса или группы, требующее

значительных финансовых вложений, заменяется слайд- презентацией или

фотоколлажем, простая видеозарисовка с экскурсии воплощается в фильм с

названием, титрами и авторской группой, чтение и обсуждение сказки - в

создание анимации.

Поиск

адекватных

мультимедийный

материалов

для

применения

в

повседневной работе является насущной потребностью педагога, поскольку

при кажущемся обилии информационных продуктов чрезвычайно сложно

найти материал для своей категории особенных детей. Например,

детям

подросткового

возраста

с

интеллектуальными

нарушениями

по

уровню

познавательной

сложно сти

иногда

вполне

могли

бы

подойти

информационные материалы для младших школьников, но они могут стать

для них непривлекательными и даже вызвать отторжение, так как оформлены

на

уровне

эстетики

малышей.

Наши

обучающиеся

весьма

болезненно

относятся

к

ссылкам

на

адресацию

мультимедийной

продукции

и

обостренно реагируют на материал с указанием не своей возрастной группы.

Выход один - адаптировать готовый материал, утаивая ненужные ссылки и

создавать свое.

Организация

досуга

детей

возле

компьютера

сразу

же

была

ориентирована не только на игровые программы, хотя

без этого нельзя

обойтись - дети любят игрушки и чувствовали бы себя ущемленными при их

отсутствии. Какие же материалы для организации досуга могут найти и

создать под руководством педагогов или самостоятельно наши воспитанники

?

Во-первых,

это

готовые

фотографии

или

картинки

в

качестве

иллюстративных

материалов

к

классным

часам,

отрывки

из

фильмов,

документальные зарисовки, готовые игровые обучающие программы. Во-

вторых, это фотоколлажи, слайд-презентации, видеофильмы, которые ребята

создают с небольшой помощью педагогов. В – третьих, это по-настоящему

творческие

продукты,

создание

которых

осуществляется

ребятами

со

значительной

помощью

и

под

руководством

взрослых:

пластилиновые

кукольные мультфильмы, плакаты и макеты баннеров социально-значимой

тематики.

Возникает

закономерный

вопрос,

как

это

удается

сделать

с

нашей

категорией

воспитанников,

ведь

обучающиеся

с

интеллектуальными

нарушениями

это

дети,

для

которых

характерен

основной

общий

недостаток

нарушение

сложных

форм

познавательной

деятельности?

Эмоционально-волевая сфера наших

обучающихся

тоже в ряде случаев

нарушена,

что

проявляется

в

примитивности

чувств

и

интересов,

недостаточной

выразительности

и

адекватности

эмоциональных

реакций,

слабости

побуждений

их

к

деятельности,

особенно

к

познанию

окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера, у всех без

исключения ребят наблюдаются отклонения в речевом развитии.

Как

привлечь

обучающихся

к

сложным

формам

познавательной

деятельности,

каковыми

являются

информационные

технологии,

сформировать устойчивые пользовательские навыки? Поскольку у ребят нет

теоретической базы знаний, которые входят в академическую компетенцию

предмета

информатика,

приходится

искать

обходные

пути

формирования

умений

и

навыков. Стандартные

термины

заменять

понятными

для

восприятия

детей

эквивалентами,

иногда

даже

пропускать

термин

или

заменять его аналоговым, нестандартным, иногда

только отрабатывать

механический навык, действовать по жестко заданному алгоритму. Если к

выполнению

какого-то

задания

можно

прийти

разными

путями,

то

на

первоначальном этапе мы искусственно ограничиваем эту вариативность,

чтобы не перегружать ребенка. В силу дефектов развития

часть наших

обучающихся

могут выполнять отдельные операции или действия, но не

осознают,

для

чего

они

их

выполняют,

что

будет

конечным

результатом

работы, не могут отслеживать ее качество. Но в любом случае мы стремимся

к тому, чтобы ребенком был осознан и проработан максимально доступный

ему фрагмент совместной деятельности. Важно

учить ребенка находить

информацию в интернете, доступно объяснять, как нужно сформулировать

фразу для поиска нужной информации, иначе появившийся по некорректно

составленному

запросу

огромный

список

документов

вызовет

досаду,

а

отсутствие навыков скорочтения может привести к быстрой утомляемости.

При соблюдении охранительного режима работы с компьютером у

воспитанников развиваются не только

все

познавательные процессы, но

также

зрительно-моторная

координация,

пространственное

воображение,

творческие

способности.

Происходит

развитие

произвольной

регуляции

деятельности

учащихся:

умений

работать

по

заданным

правилам

и

требованиям, сдерживая свои эмоциональные порывы, умений планировать

свои

действия

и

предвидеть

их

результаты.

Постепенно

вырабатываются

такие

личностные

качества

ребенка

как

усидчивость,

внимательность,

аккуратность. На практике

вызывает удивление наблюдаемые факты, как

обучающиеся

не владеющие английским языком, внимательно копируют

адреса сайта с памятки, предложенной педагогом, для того чтобы выйти на

нужный информационный ресурс. Или как они с серьезными нарушениями

координация движений, особенно мелкой моторики, в процессе создания

мультфильма очень аккуратно и терпеливо передвигают фигурки, стараясь

достигнуть

плавности

движения

героев.

У

ребят

растет

уровень

самостоятельности,

повышается

уверенность

в

себе,

складывается

удовлетворенность,

как

на

интеллектуальном,

так

и

на

эмоциональном

уровне.

Освоение

информационно-коммуникационных

технологий

также

способствует

социальной адаптации к современному информационному

миру.

Хочется

отметить,

что досуг

с

использованием

современных

информационных

технологий

реально

способствует

решению

одной

из

основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности

обучающегшося,

способности

ориентироваться

и

адаптироваться

в

современном обществе, а так же его саморазвитию и самореализации.

Можно отметить,

что использование

возможностей современных

технологий позволило расширить видовой спектр досуговой деятельности,

усовершенствовать традиционно существующие организационные формы и

методы,

а

так

же

ввести

новые.

Обучающиеся

с

интеллектуальными

нарушениями почувствовали неограниченные возможности информационных

технологий, которые перестали быть для них нереальными.



В раздел образования