Напоминание

Характеристика готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению


Автор: Белогубова Анастасия Анатольевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Лада"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Характеристика готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Раздел: дошкольное образование





Назад




Характеристика готовности ребенка старшего дошкольного возраста к

школьному обучению

В

ряде

педагогической

и

психологической

литературы,

понятие

«готовность

к

школе»

понимается

как

общая

развитость

личности,

позволяющая ребенку включиться в систематический процесс воспитания и

обучения и успешно освоить его содержание, как целостную систему свойств

и качеств, которые должен приобрести дошкольник в своем физическом,

умственном

и

эстетическом

развитии.

Уровень

подготовки

предполагает

определенную

степень

зрелости

всего

организма

и

нервной

системы,

благодаря которой ребенок может справиться с повышенными умственными

и физическими нагрузками. Существенное значение имеют приобретенный

запас

элементарных

знаний

об

окружающем

мире,

простейшие

навыки

практической и умственной деятельности, уровень развития мышления, речи

и

познавательных

интересов,

уровень

сформированности

общественных

мотивов поведения и нравственно-волевых качеств.

Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком такого

уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития,

который создает необходимую основу для его активного вхождения в новые

условия

школьного

обучения

и

сознательного

усвоения

учебного

материала. Специальная готовность к школе является важным дополнением

общей

готовности.

Она

определяется

наличием

у

ребенка

специальных

знаний, умений, навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных

предметов.

Н.Н. Поддьяков отмечает, что центральный показатель умственного

развития

к

концу

дошкольного

возраста

сформированность

образного

мышления, воображения, творчества, основ словесно-логического мышления,

а

также

овладение

средствами

познавательной

деятельности

(умением

классифицировать,

обобщать,

схематизировать,

моделировать),

владение

родным

языком,

основными

формами

речи

(диалогом,

монологом).

В

дошкольном

возрасте

решение

многих

типов

интеллектуальных

задач

происходит в образном плане, который способствует пониманию условий

задачи, соотнесению задачи

с

реальностью,

а

затем

контролю

за

реалистичностью

решения. На

основе

образного

мышления

у

детей

формируются

первые

схематизмы

и

обобщенные

представления

о

существующих взаимосвязях и отношениях (что лежит в основе развития

логического мышления). И, как результат, проявляется способность понимать

общие принципы и закономерности, лежащие в основе научного знания.

Перечисленные достижения развития образного мышления подводят

ребенка к порогу логики. Однако роль эмоций в регуляции деятельности еще

настолько

существенна,

что

«эмоционально-образное»

мышление

надолго

остается доминирующим в структуре интеллекта. Л. С. Выготский замечает,

что

единство

аффекта

и

интеллекта

не

недостаток

мышления,

а

его

специфическая особенность, позволяющая решать широкий спектр задач,

требующих

высокого

уровня

обобщения,

не

прибегая

к

логической

формализации.

При

этом

сам

процесс

решения

носит

эмоционально

окрашенный характер, что делает его для ребенка интересным и значимым.

Особую роль в понятии «школьная готовность» имеет развитие связной

монологической

речи,

формы,

в

которой

ребенок

самостоятельно,

без

помощи

взрослого,

произвольно

использует

все

достижения

языкового

и

когнитивного развития. Развитая диалогическая форма речи в свою очередь

будет

свидетельствовать

о

том,

что

налаживается

взаимопонимание

с

окружающими,

устанавливаются

партнерские

отношения

с

учителем

и

одноклассниками.

А

умение

описывать,

рассказывать,

рассуждать,

высказывать свои соображения, побуждать, сообщать говорит о способности

ребенка объяснять товарищам, скажем, правила новой игры, собственные

действия и поступки.

З.М.

Истомина

отмечает,

что

свойство

произвольности

к

концу

дошкольного возраста приобретает и такая психическая функция, как память.

В разных видах деятельности перед дошкольником возникает осмысленная

задача – запомнить, и он начинает использовать известные и изобретенные

им самим способы запоминания и осознавать их. Проблема «готовности к

школе»

на

современном

этапе

охватывает

и

развитие

воображения,

составляющего

основу

творчества.

Ребенок,

обладающий

творческими

способностями,

готов

к

самостоятельному

познанию

нового

учебного

материала, к поисковой деятельности, к построению взаимоотношений и

сотрудничества

с

педагогом

и

сверстниками.

Он

любознателен,

активен,

инициативен, может не только решать предлагаемые взрослым задачи, но и

сам ставить новые.

Г.А. Цукерман отмечает, что продуктивное воображение и творческое

мышление, включены в единый контекст творческого развития ребенка на

правах его самоценных образующих. Это единство и служит подлинным

основанием преемственности дошкольной и школьной ступеней в системе

развивающего образования.

М.И. Лисина утверждает, что в процессе общения ребенка с взрослым,

которое носит в этот возрастной период внеситуативно-личностный характер,

возникает еще одна важная составляющая готовность к школе – способность

принять

взрослого

в

новом

качестве,

в

качестве

учителя,

требованиям

которого он охотно подчиняется. В русле реальной педагогической практики

личностная

готовность

к

школе

проявляется

в

активности,

в

заинтересованности

решать

общие

задачи,

в

потребности

помогать

сверстникам,

в

дисциплинированности,

в

умении

подчиняться

установленным

правилам,

в

качестве

ответов

и

результатах

работы,

в

проявлении настойчивости, старательности.

Е.Е. Кравцова выделяет четыре основных подхода к данной проблеме.

К первому подходу она относит направления, связанные с формированием у

детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых

для обучения в школе.

Второй подход заключается в том, что, несмотря на определенные

требования, предъявляемые к ребенку школой, исследуются новообразования

и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного

возраста.

Суть третьего подхода заключается в исследовании генезиса отдельных

компонентов учебной деятельности и выявлении путей их формирования на

специально организованных учебных занятиях.

И в рамках четвертого подхода исследуются показатели готовности к

школьному обучению, которые выступают как, умение ребенка сознательно

подчинять

свои

действия

заданному

правилу

при

последовательном

выполнении словесных указаний взрослого.

Важнейший показатель готовности старшего дошкольника к школьному

типу

обучения

и

образу

жизни

адекватная,

объективная

оценка

собственных возможностей, деятельности и ее результатов.

Как

важное

новообразование

отметим

возникновение

моральных

мотивов

(чувства

долга),

которые

побуждают

детей

заниматься

деятельностью,

непривлекательной

для

них.

С

этим

качеством

тесно

связываются «социальные эмоции», когда у ребенка проявляется чувство

радости не только от удовлетворения непосредственного желания, но и от

того,

что

он

справился

с

любыми

трудностями

том

числе

и

интеллектуальными), оказал кому-то помощь, поступил по справедливости.

Немаловажной является точка зрения Р.С. Буре, которая отмечала, что

подготовка детей к школе включает в себя две основные задачи: всестороннее

воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и

специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать

в школе.

Кроме того, Р.С. Буре акцентировала внимание на то, что педагогами и

психологами выделены основные элементы, которые в совокупности дают

представления об оптимальном уровне развития ребенка, о готовности его к

поступлению в школу. Это, во-первых, нравственно-волевая готовность к

учебной деятельности в школе (интерес к занятиям, стремление преодолевать

трудности,

усидчивость,

сдержанность,

настойчивость,

способность

к

длительному умственному напряжению при усвоении учебного материала);

во-вторых,

личная

позиция

(желание

учиться,

заниматься

«серьезным

делом»,

выполнять

ответственные

поручения);

в-третьих,

общая

нравственная

воспитанность:

достижение

определенного

уровня

в

формировании

нравственных

качеств

(трудолюбия,

ответственности,

самостоятельности,

дисциплинированности

и

др.),

которые,

являясь

отдельными

сторонами

нравственного

облика

ребенка,

проявляются

и

в

деятельности

на

уроке;

в-четвертых,

сформированность

уважительного

отношения к взрослым и, в первую очередь, к учителю (готовность понимать

его

указания

и

следовать

им

в

своей

деятельности,

подчиняться

его

распоряжениям и требованиям, проявлять уважение к взрослым в общении и

в повседневной жизни); в-пятых, желание включиться в новый коллектив

сверстников, умение устанавливать отношения с ними (доброжелательное

отношение

к

ним,

сформированность

способов

проявления

уважения,

отзывчивости,

сопереживания,

умения

и

желания

принимать

участие

в

коллективной деятельности и т.д.).

Все

названные

элементы

взаимосвязаны,

утверждает

Р.С. Буре,

и

оказывают влияние друг на друга, реализуются как в общем педагогическом

процессе, так и в каждом из видов детской деятельности. Педагог отмечает,

что

подготовка

детей

к

школе

осуществляется

во

всей

воспитательно-

образовательной

работе

детского

сада,

но

особое

значение

она

отдает

занятиям,

считая,

что

эта

форма

организации

деятельности

детей

в

наибольшей мере приближает их к обязанностям ученика.

Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм

деятельности,

к

успешному

выполнению

школьных

обязанностей

необходимо

так

организовать

воспитание,

чтобы

к

концу

дошкольного

возраста дети достигли определенного уровня физического и психического

развития.

Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к

школе, по мнению Ф.А. Сохина и Т.В. Тарунтаевой, имеет укрепление их

здоровья

и

повышение

работоспособности,

развитие

мышления

и

любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств,

формирование элементов учебной деятельности: умения сосредоточиться на

учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия

в процессе выполнения задания.

Таким образом, основное значение для подготовки детей к школе имеет

организация общевоспитательной работы детского сада, направленной на

всестороннее физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие

ребенка.

Список использованных источников:

1.

Буре, Р.С. Готовим детей к школе: кн. для воспитателя детского сада. [Текст] /

Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.

2.

Запорожец,

А.В.

Интеллектуальная

подготовка

детей

к

школе

[Текст]

//

Дошкольное воспитание. – 1977. – №8. – С.31 – 35.

3.

Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе

[Текст] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 78 с.

4.

Мухина, В.С. Что такое готовность к школе? [Текст] В.С. Мухина // Семья и

школа. – 1987. – № 4. – С.26-29.



В раздел образования