Автор: Белогубова Анастасия Анатольевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Лада"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Характеристика готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Раздел: дошкольное образование
Характеристика готовности ребенка старшего дошкольного возраста к
школьному обучению
В
ряде
педагогической
и
психологической
литературы,
понятие
«готовность
к
школе»
понимается
как
общая
развитость
личности,
позволяющая ребенку включиться в систематический процесс воспитания и
обучения и успешно освоить его содержание, как целостную систему свойств
и качеств, которые должен приобрести дошкольник в своем физическом,
умственном
и
эстетическом
развитии.
Уровень
подготовки
предполагает
определенную
степень
зрелости
всего
организма
и
нервной
системы,
благодаря которой ребенок может справиться с повышенными умственными
и физическими нагрузками. Существенное значение имеют приобретенный
запас
элементарных
знаний
об
окружающем
мире,
простейшие
навыки
практической и умственной деятельности, уровень развития мышления, речи
и
познавательных
интересов,
уровень
сформированности
общественных
мотивов поведения и нравственно-волевых качеств.
Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком такого
уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития,
который создает необходимую основу для его активного вхождения в новые
условия
школьного
обучения
и
сознательного
усвоения
учебного
материала. Специальная готовность к школе является важным дополнением
общей
готовности.
Она
определяется
наличием
у
ребенка
специальных
знаний, умений, навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных
предметов.
Н.Н. Поддьяков отмечает, что центральный показатель умственного
развития
к
концу
дошкольного
возраста
–
сформированность
образного
мышления, воображения, творчества, основ словесно-логического мышления,
а
также
овладение
средствами
познавательной
деятельности
(умением
классифицировать,
обобщать,
схематизировать,
моделировать),
владение
родным
языком,
основными
формами
речи
(диалогом,
монологом).
В
дошкольном
возрасте
решение
многих
типов
интеллектуальных
задач
происходит в образном плане, который способствует пониманию условий
задачи, соотнесению задачи
с
реальностью,
а
затем
контролю
за
реалистичностью
решения. На
основе
образного
мышления
у
детей
формируются
первые
схематизмы
и
обобщенные
представления
о
существующих взаимосвязях и отношениях (что лежит в основе развития
логического мышления). И, как результат, проявляется способность понимать
общие принципы и закономерности, лежащие в основе научного знания.
Перечисленные достижения развития образного мышления подводят
ребенка к порогу логики. Однако роль эмоций в регуляции деятельности еще
настолько
существенна,
что
«эмоционально-образное»
мышление
надолго
остается доминирующим в структуре интеллекта. Л. С. Выготский замечает,
что
единство
аффекта
и
интеллекта
не
недостаток
мышления,
а
его
специфическая особенность, позволяющая решать широкий спектр задач,
требующих
высокого
уровня
обобщения,
не
прибегая
к
логической
формализации.
При
этом
сам
процесс
решения
носит
эмоционально
окрашенный характер, что делает его для ребенка интересным и значимым.
Особую роль в понятии «школьная готовность» имеет развитие связной
монологической
речи,
формы,
в
которой
ребенок
самостоятельно,
без
помощи
взрослого,
произвольно
использует
все
достижения
языкового
и
когнитивного развития. Развитая диалогическая форма речи в свою очередь
будет
свидетельствовать
о
том,
что
налаживается
взаимопонимание
с
окружающими,
устанавливаются
партнерские
отношения
с
учителем
и
одноклассниками.
А
умение
описывать,
рассказывать,
рассуждать,
высказывать свои соображения, побуждать, сообщать говорит о способности
ребенка объяснять товарищам, скажем, правила новой игры, собственные
действия и поступки.
З.М.
Истомина
отмечает,
что
свойство
произвольности
к
концу
дошкольного возраста приобретает и такая психическая функция, как память.
В разных видах деятельности перед дошкольником возникает осмысленная
задача – запомнить, и он начинает использовать известные и изобретенные
им самим способы запоминания и осознавать их. Проблема «готовности к
школе»
на
современном
этапе
охватывает
и
развитие
воображения,
составляющего
основу
творчества.
Ребенок,
обладающий
творческими
способностями,
готов
к
самостоятельному
познанию
нового
учебного
материала, к поисковой деятельности, к построению взаимоотношений и
сотрудничества
с
педагогом
и
сверстниками.
Он
любознателен,
активен,
инициативен, может не только решать предлагаемые взрослым задачи, но и
сам ставить новые.
Г.А. Цукерман отмечает, что продуктивное воображение и творческое
мышление, включены в единый контекст творческого развития ребенка на
правах его самоценных образующих. Это единство и служит подлинным
основанием преемственности дошкольной и школьной ступеней в системе
развивающего образования.
М.И. Лисина утверждает, что в процессе общения ребенка с взрослым,
которое носит в этот возрастной период внеситуативно-личностный характер,
возникает еще одна важная составляющая готовность к школе – способность
принять
взрослого
в
новом
качестве,
в
качестве
учителя,
требованиям
которого он охотно подчиняется. В русле реальной педагогической практики
личностная
готовность
к
школе
проявляется
в
активности,
в
заинтересованности
решать
общие
задачи,
в
потребности
помогать
сверстникам,
в
дисциплинированности,
в
умении
подчиняться
установленным
правилам,
в
качестве
ответов
и
результатах
работы,
в
проявлении настойчивости, старательности.
Е.Е. Кравцова выделяет четыре основных подхода к данной проблеме.
К первому подходу она относит направления, связанные с формированием у
детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых
для обучения в школе.
Второй подход заключается в том, что, несмотря на определенные
требования, предъявляемые к ребенку школой, исследуются новообразования
и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного
возраста.
Суть третьего подхода заключается в исследовании генезиса отдельных
компонентов учебной деятельности и выявлении путей их формирования на
специально организованных учебных занятиях.
И в рамках четвертого подхода исследуются показатели готовности к
школьному обучению, которые выступают как, умение ребенка сознательно
подчинять
свои
действия
заданному
правилу
при
последовательном
выполнении словесных указаний взрослого.
Важнейший показатель готовности старшего дошкольника к школьному
типу
обучения
и
образу
жизни
–
адекватная,
объективная
оценка
собственных возможностей, деятельности и ее результатов.
Как
важное
новообразование
отметим
возникновение
моральных
мотивов
(чувства
долга),
которые
побуждают
детей
заниматься
деятельностью,
непривлекательной
для
них.
С
этим
качеством
тесно
связываются «социальные эмоции», когда у ребенка проявляется чувство
радости не только от удовлетворения непосредственного желания, но и от
того,
что
он
справился
с
любыми
трудностями
(в
том
числе
и
интеллектуальными), оказал кому-то помощь, поступил по справедливости.
Немаловажной является точка зрения Р.С. Буре, которая отмечала, что
подготовка детей к школе включает в себя две основные задачи: всестороннее
воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и
специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать
в школе.
Кроме того, Р.С. Буре акцентировала внимание на то, что педагогами и
психологами выделены основные элементы, которые в совокупности дают
представления об оптимальном уровне развития ребенка, о готовности его к
поступлению в школу. Это, во-первых, нравственно-волевая готовность к
учебной деятельности в школе (интерес к занятиям, стремление преодолевать
трудности,
усидчивость,
сдержанность,
настойчивость,
способность
к
длительному умственному напряжению при усвоении учебного материала);
во-вторых,
личная
позиция
(желание
учиться,
заниматься
«серьезным
делом»,
выполнять
ответственные
поручения);
в-третьих,
общая
нравственная
воспитанность:
достижение
определенного
уровня
в
формировании
нравственных
качеств
(трудолюбия,
ответственности,
самостоятельности,
дисциплинированности
и
др.),
которые,
являясь
отдельными
сторонами
нравственного
облика
ребенка,
проявляются
и
в
деятельности
на
уроке;
в-четвертых,
сформированность
уважительного
отношения к взрослым и, в первую очередь, к учителю (готовность понимать
его
указания
и
следовать
им
в
своей
деятельности,
подчиняться
его
распоряжениям и требованиям, проявлять уважение к взрослым в общении и
в повседневной жизни); в-пятых, желание включиться в новый коллектив
сверстников, умение устанавливать отношения с ними (доброжелательное
отношение
к
ним,
сформированность
способов
проявления
уважения,
отзывчивости,
сопереживания,
умения
и
желания
принимать
участие
в
коллективной деятельности и т.д.).
Все
названные
элементы
взаимосвязаны,
утверждает
Р.С. Буре,
и
оказывают влияние друг на друга, реализуются как в общем педагогическом
процессе, так и в каждом из видов детской деятельности. Педагог отмечает,
что
подготовка
детей
к
школе
осуществляется
во
всей
воспитательно-
образовательной
работе
детского
сада,
но
особое
значение
она
отдает
занятиям,
считая,
что
эта
форма
организации
деятельности
детей
в
наибольшей мере приближает их к обязанностям ученика.
Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм
деятельности,
к
успешному
выполнению
школьных
обязанностей
необходимо
так
организовать
воспитание,
чтобы
к
концу
дошкольного
возраста дети достигли определенного уровня физического и психического
развития.
Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к
школе, по мнению Ф.А. Сохина и Т.В. Тарунтаевой, имеет укрепление их
здоровья
и
повышение
работоспособности,
развитие
мышления
и
любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств,
формирование элементов учебной деятельности: умения сосредоточиться на
учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия
в процессе выполнения задания.
Таким образом, основное значение для подготовки детей к школе имеет
организация общевоспитательной работы детского сада, направленной на
всестороннее физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие
ребенка.
Список использованных источников:
1.
Буре, Р.С. Готовим детей к школе: кн. для воспитателя детского сада. [Текст] /
Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
2.
Запорожец,
А.В.
Интеллектуальная
подготовка
детей
к
школе
[Текст]
//
Дошкольное воспитание. – 1977. – №8. – С.31 – 35.
3.
Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе
[Текст] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 78 с.
4.
Мухина, В.С. Что такое готовность к школе? [Текст] В.С. Мухина // Семья и
школа. – 1987. – № 4. – С.26-29.