Автор: Арсенин Леонид Николаевич
Должность: преподаватель по классу духовых инструментов
Учебное заведение: МБУДО "Сафоновская ДШИ№1"
Населённый пункт: г. Сафоново, Смоленская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Труба в современном инструментальном исполнительстве"
Раздел: дополнительное образование
Труба в современном инструментальном исполнительстве
Преподаватель Арсенин Леонид Николаевич
Истоки
отечественного
исполнительства
на
трубе
уходят
в
далекое
прошлое.
Наряду
с
флейтой
–
труба
один
из
древнейших
и
широко
распространенных
во
всем
мире
музыкальных
инструментов.
Трубы
занимали важное место в древнейших музыкальных культурах мира – в
Египте,
Китае,
Индии,
Греции,
Италии.
Трубы
звучали
на
придворных
церемониях, на пирах и народных праздниках, в культовых обрядах и в
военных шествиях. История сохранила имена известных трубачей, игравших
при дворе фараонов – Эмаб, Хози, Перпетшау, Амоншау, женщина – трубач
Агналис. Это были первые профессиональные исполнители, деятельность
которых способствовала развитию музыкального искусства древнего мира.
С давних времен на Руси труба пользовалась огромной популярностью
в народном быту. «Трубонькой», «золотой» называли ее в песнях, легендах,
сказаниях. Каждая народность России имеет свою разновидность трубы. Эти
инструменты делаются чаще всего из дерева, иногда из металла – из латуни
или меди.
Первым начал применять трубу в оркестре итальянский композитор К.
Монтеверди (1567-1643г.). В дальнейшем труба долгое время не становится
постоянным участником оркестра. Ей поручаются лишь отдельные эпизоды в
музыке
воинственного
и
торжественного
характера.
Трубы
с
неизменно
сопутствующими
им
литаврами
подчеркивали
выразительность
и
отчетливость ритма музыки, солировали только в тех эпизодах, где по ходу
действия появлялись солдаты.
С
конца XVIII века в течение почти столетия английские музыканты
применяли
трубу
с
кулисой.
Это
был
инструмент
по
конструкции
напоминающий
тромбон.
Кулисная
труба
пользовалась
некоторой
популярностью
благодаря
хорошему
качеству
звучания.
Вентильный
механизм,
превративший
натуральную
трубу
в
хроматическую,
был
изобретен
в
начале XIX
столетия.
Современные
трубы
с
помповыми
вентилями
основываются
на
конструкции
французского
мастера
Франсуа
Перине (1839 г.). Одним из первых, кто сразу оценил все преимущества
вентильной (хроматической) трубы был Рихард Вагнер. Возрастающая роль
выразительных
и
виртуозных
возможностей
трубы
в
оркестре
русских
классиков ярко проявилась в творчестве П. И. Чайковского, Н. А. Римского –
Корсакова
и
А.
Н.
Скрябина.
Как
героический
инструмент,
способный
потрясать слушателя эмоциональной насыщенностью, труба в произведениях
Скрябина
–
«Божественная
поэма»,
«Поэма
экстаза»
–
в
центре
симфонического развития. Ей поручается главный материал, а в концертных
программах всегда упоминается имя солиста – трубача, а дирижеры считают
необходимым представить публике исполнителя, успешно сыгравшего свою
партию.
Истинно
«трубным»
композитором
считают
у
нас
в
стране
В.
И.
Щелокова (1904 - 1975г.). Он является автором большого числа произведений
для трубы: 9 концертов, этюды, Поэма, Скерцо, Пионерская сюита и многие
другие.
Исполнительство
на
трубе
в
России
сделало
за
последние
20
лет
большой
шаг
вперед.
Одним
из
определяющих
факторов
стал
новый
художественный
репертуар,
который
поставил
перед
трубачами
более
сложные
технические
и
творческие
задачи.
Широко
используется
в
концертной и педагогической практике отечественная сольная и камерная
литература для трубы (композиторы А. Гедике, В. Щелоков, А. Арутюнян. В.
Пескин и др). Репертуар пополнился также музыкой ранее у нас не известной.
Это
оригинальные
произведения
для
разновидностей
старинной
трубы
композиторов XVIII –XIX века – А. Вивальди, Т. Альбинони. Д. Тартини, И.
Гайдна, И. Гуммеля. А. Корелли, Д. Перголези и др.
Отечественное исполнительское искусство характеризуется постоянно
растущим интересом к изучению вопросов истории трубы, исполнительства
на
ней,
педагогики,
к
освоению
музыкального
наследия.
История
отечественного
исполнительства
на
трубе
хранит
имена
выдающихся
артистов, великолепное мастерство которых, сила и вдохновенность таланта
послужили основой для становления советской исполнительской культуры.
Среди них самое видное место принадлежит М. И. Табакову (1877-1956 г.г.),
который
по
праву
считается
основателем
советской
школы
трубы.
Предшественниками
и
современниками
М.
И.
Табакова
были
известные
русские трубачи: П. Лямин, А. Дуккер, И. Осипов, Я. Скоморовский, Э.
Тронье,
О.
Бёме,
А.
Могилевский,
Р.
Козловский.
Огромный
вклад
в
педагогику
и
исполнительство
на
трубе
внесли
профессора
Московской
консерватории С. Ерёмин и Г. Орвид. Среди видных известных трубачей
современности
особо
выделяется
народный
артист
РСФСР
профессор
Тимофей Александрович Докшицер. Его авторитет как исполнителя огромен
не только в нашей стране, но и за рубежом. Его учеником был выпускник
класса
трубы
Вологодского
музыкального
училища
В.
Истомин.
На
концертной
эстраде,
на
радио
и
телевидении
все
чаще
появляются
великолепные трубачи Ю. Клушкин, А. Балян, В. Пушкарев, В. Гончаров, В.
Кафельников, В. Новиков, А. Иков, В. Алешков. Кроме названных трубачей
следует отметить ряд ведущих педагогов России, имеющих также большой
опыт оркестровой работы - это Ю. Большиянов, И. Бобровский, С. Болотин,
А. Месиаян, В. Луб, В. Новиков, А. Селянин, Л. Чумов, Н. Яворский.
Отечественную
школу
игры
на
трубе
отличает
красивый,
сильный,
свободно льющийся звук, широкая распевная фраза, большой динамический
диапазон, четкая и ровная техника, ясное и точное звукоизвлечение. Глубина
интерпретации,
техническое
мастерство
определяют
исполнительскую
культуру отечественных трубачей.
В
области
эстрадного,
джазового
исполнительства
на
трубе
отечественные также доказывают свое замечательное мастерство. Достаточно
назвать
имена
Эдди
Рознера,
Михаила
Волоха,
Аби
Зейдера,
Михаила
Зенюка, а также более молодых джазовых трубачей – Германа Лукьянова,
Юрия
Парфенова,
Константина
Носова,
Виктора
Зельченко
и
Дмитрия
Мамохина.
Исполнительство
на
трубе
в
наши
дни
достигло
высокого
уровня,
композиторы
охотно
и
уверенно
поручают
этому
замечательному
инструменту не только ответственные оркестровые соло, но и сочиняют для
него виртуозные концертные произведения.
Роль трубы в современном духовом оркестре подобна роли скрипки в
симфоническом, она ведет основную мелодию и является первым голосом.
Обязательно участие трубы в эстрадном и джазовом оркестре. Она входит в
различные вокально - инструментальные ансамбли, в диксиленды и прочие
составы. Даже в оркестре народных инструментов часто присутствует труба.
Отечественные
педагоги–духовики
XX
века
В.М.
Блажевич,
Б.А.
Диков, Г.А. Орвид, Н.И. Платонов С.В. Розанов, А.И. Усов, А.А. Федотов,
В.Н. Цыбин сформировали так называемую «психофизиологическую школу
игры на духовых инструментах», основным требованием которой являлось
сознательное отношение к исполнительскому процессу. Игра на духовых
инструментах рассматривалась ими как сложный психофизиологический акт,
управляемый высшей нервной деятельностью человека.
Методика обучения игры на духовых инструментах выработала особые
художественные
требования
к
исполнителям:
«ясность,
глубина
и
отчётливость звука, певучая кантилена, яркая эмоциональность, простота и
искренность в выражении чувств».
Исполнители
на
духовых
инструментах
стали
чаще
выступать
в
концертах с сольными программами и в ансамблях. Концертное выступление
является итогом всей работы исполнителя,
серьезной проверкой усвоения
материала и художественной подготовки.