Автор: Галкина Галина Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГКОУ ВСШ № 1 Волгоградской области
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Ресурсы учебного предмета математики в ресоциализации учащихся-осужденных"
Раздел: полное образование
Г.Г.Галкина, учитель математики
ГКОУ ВСШ № 1 Волгоградской области
«Ресурсы учебного предмета математики в ресоциализации учащихся-осужденных»
В современной жизни происходят перемены, которые негативно влияют на воспитание
молодёжи.
Особенно
это
ярко
выражено
в
условиях
лишения
свободы,
где
личность
осуждённого претерпевает значительные изменения: более безнравственна и криминальна, с
ярко выраженными проявлениями негативного отношения к обществу.
Задача школы восстановить утраченные ценности, обучить новым нормам, правилам
поведения,
помочь
встать
на
путь
исправления
поведения
(ресоциализация).
Воспитание
сочетает в себе одновременно элементы знания самосознания, практики поведения личности.
При
планировании
урока,
постановке
целей
и
задач
заранее
определяю,
какие
психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление) будут развиваться в ходе
урока.
Одной
из
основных
целей
математики
является
развитие
логического
и
алгоритмического
мышления,
способности
к
абстрагированию,
формированию
силы,
гибкости, критичности и других свойств мышления. Эти качества мышления сами по себе не
связаны с каким либо математическим содержанием, но обучение математике ориентировано
не столько на собственно математическое образование, сколько на образование с помощью
математики.
Поэтому главной задачей обучения считаю не изучение основ математической науки, а
общеинтеллектуальное
развитие,
формирование
у
учащихся
в
процессе
обучения
математических
качеств
мышления,
необходимых
для
полноценного
функционирования
человека в современном обществе, для адаптации человека в этом обществе.
При организации обучения математики стараюсь организовать работу с обучающимися
таким образом, чтобы
полученные знания
способствовали
воспитанию настойчивости,
творческому
отношению
к
своим
обязанностям,
терпеливости,
разумной
взаимопомощи,
твёрдости в характере.
При этом воспитывать:
- моральную ответственность у обучающихся-осужденных за безопасность своей жизни и
окружающих его людей;
- ценностное отношение к своему здоровью и других членов общества;
-
стремление
к
усвоению
общечеловеческих
норм
морали
(терпимости,
доброты,
справедливости, веры в созидательные возможности человека, чести и совести).
Для развития мыслительных операций использую занимательные задачи (задачи “на
соображение”, “на догадку”, головоломки, нестандартные, логические, творческие задачи) в
качестве
дополнительного,
вспомогательного
средства
для
тренинга
мышления
и
формирования элементов творческой деятельности.
Занимательные
задачи
способствуют
поддержанию
интереса
к
предмету.
Для
их
решения характерно “броуновское движение мысли”, т.е. к решению приводит метод проб и
ошибок. Систематическое решение задач такого вида развивает такие качества, как смекалка,
сообразительность.
В любом классе есть ученики, нуждающиеся в поддержке. Сначала выясняю причины
неуспеваемости, а это могут быть следующие:
отсутствие необходимых навыков учебной работы;
отсутствие либо недоразвитость познавательных или учебных мотивов;
неумение трудиться, преодолевать трудности;
трудность усвоения учебного материала
Строю для каждого из них своего рода траекторию или программу обучения
слабоуспевающего или неуспевающего ученика.
Работу
с
такими
обучающимися
определяю
по
принципу
восполнения
пробелов
в
знании.
Все
они
проходят
этап
адаптации.
Очень
важно
создать
для
обучаемого
благоприятную психологическую атмосферу, т.к. только в этом случае возможен прогресс в его
развитии.
На этом этапе я формирую те умения и навыки, которыми они не владели, воспитываю
уверенность в себе, создаю “ситуацию успеха”. Обычно ученики демонстрируют негативное
отношение
к
учебе
из-за
пробелов
в
знаниях,
недостаточной
сформированности
ОУУН.
Поэтому я стараюсь отметить даже самый маленький успех, делая опору на психологический
аспект
оценки,
выраженной
устной
похвалой:
“Очень
хорошо!”,
“Молодец!”.
(Ситуации
успеха).
В работе с такими обучающимися я опираюсь на правила:
не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого
ответа или решения, давать больше времени на обдумывание.
нельзя давать для усвоения большой, разнообразный, сложный материал, нужно
давать их постепенно, по мере усвоения.
путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в
своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в
стрессовых ситуациях написания контрольных и самостоятельных работ.
следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к
ним относится.
следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его
внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Содержание уроков математики составляют устные и письменные вычисления, решение
задач, упражнения в измерении, геометрический материал. Одна из главных воспитательных
задач, встающих перед учителем – преодоление формальности в преподавании математики.
Главный путь решения этой задачи – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с
практикой. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач. Через решение
задач
учащиеся
знакомятся
с
важными
в
познавательном
и
воспитательном
отношении
фактами.
На своих уроках я стараюсь включать в процесс обучения задачи различных
практических направленностей: о труде, о профессиях, о спорте, об истории, об экономике и
других областях жизни.
Составление задач на военно-патриотическую тему помогает воспитывать у
обучащихся чувство патриотизма.
Формированию научного мировоззрения помогает введение в преподавание элементов
историзма, библиографических справок. Взять хотя бы примеры из истории математики: я
показываю им, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые
имеют хороший нравственный облик, которые живут, соблюдая некие нравственные нормы.
Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, Н.И.Лобачевского, М.В.
Остроградского,
Л.Л.
Чебышева
и
других
ученых
является
ярким
примером
истинно
патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли
в историю математики. Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых
привлекаю внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре.
Очень большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи,
решение которых предполагает интересные факты, эпизоды из истории России, родного края.
Воспитание чувства красоты и гармонии можно воспитывать при помощи математических
законов,
здесь
можно
использовать
известные
истины
школьного
курса
математики,
обнаружить в них общую, сильную идею, достойную удивления.
Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать
использование
эпиграфов
к
уроку.
Эпиграфом
могут
стать
строчки
стихотворений,
высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и
культурно-развивающего содержания. Эпиграфы можно записать на доске и прочитать его в
начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто
обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.
Приведу пример, как я использую эпиграфы на уроках:
«Казалось бы, алгебра сухая наука. Но как любая наука она дает нам новые знания, умения,
новые возможности для их применения
на других уроках, в практической жизни. Чтобы
знания можно было эффективно применить, нужно, чтобы они были прочно усвоены. Древняя
китайская мудрость гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я
понимаю». Поэтому сегодня на уроке мы не только повторим изученные на предыдущих
уроках свойства логарифмической функции, но и
научимся
применять ее свойства при
решении упражнений и практических. задач. Для того, чтобы наш урок был плодотворным,
давайте последуем совету китайских мудрецов и будем работать по принципу: я слышу – я
вижу – я делаю..»
Приведу несколько примеров эпиграфов:
1.«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека;
знаменатель
–
это
оценка
человеком
самого
себя.
Увеличить
своего
числителя
–
свои
достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое
мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.
2.«Умей мечтать, не став рабом мечтаний.
И мыслить, мысли не обожествив.» Р. Киплинг
3.“Самое полезное в жизни –
это собственный опыт.” В.Скотт
Совсем не обязательно посвящать весь урок одной тематики в воспитательных целях иногда
достаточно включить одно подобное задание в один из этапов урока.
Работа по воспитанию в процессе обучения математики будет эффективной, если она
проводится в различных видах учебной деятельности: в процессе овладения теорией предмета,
при устном счете и решении задач.
И в заключении хочу сказать: « Проблему математического образования в школе нельзя
сводить
только
к
передаче
учащимся
определенной
суммы
знаний
и
навыков
по
этому
предмету.
Не менее важная задача – реализация возможности своего предмета в развитии
личности учащихся. В сове время Н.И. Пирогов справедливо утверждал, что «… наука нужна
не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется иногда глубоко и потому для
поверхностного наблюдателя незаметно – другой важный элемент - воспитательный. Кто не
сумеет им воспользоваться, тот ещё не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих
такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести».