Напоминание

"Ресурсы учебного предмета математики в ресоциализации учащихся-осужденных"


Автор: Галкина Галина Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГКОУ ВСШ № 1 Волгоградской области
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Ресурсы учебного предмета математики в ресоциализации учащихся-осужденных"
Раздел: полное образование





Назад




Г.Г.Галкина, учитель математики

ГКОУ ВСШ № 1 Волгоградской области

«Ресурсы учебного предмета математики в ресоциализации учащихся-осужденных»

В современной жизни происходят перемены, которые негативно влияют на воспитание

молодёжи.

Особенно

это

ярко

выражено

в

условиях

лишения

свободы,

где

личность

осуждённого претерпевает значительные изменения: более безнравственна и криминальна, с

ярко выраженными проявлениями негативного отношения к обществу.

Задача школы восстановить утраченные ценности, обучить новым нормам, правилам

поведения,

помочь

встать

на

путь

исправления

поведения

(ресоциализация).

Воспитание

сочетает в себе одновременно элементы знания самосознания, практики поведения личности.

При

планировании

урока,

постановке

целей

и

задач

заранее

определяю,

какие

психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление) будут развиваться в ходе

урока.

Одной

из

основных

целей

математики

является

развитие

логического

и

алгоритмического

мышления,

способности

к

абстрагированию,

формированию

силы,

гибкости, критичности и других свойств мышления. Эти качества мышления сами по себе не

связаны с каким либо математическим содержанием, но обучение математике ориентировано

не столько на собственно математическое образование, сколько на образование с помощью

математики.

Поэтому главной задачей обучения считаю не изучение основ математической науки, а

общеинтеллектуальное

развитие,

формирование

у

учащихся

в

процессе

обучения

математических

качеств

мышления,

необходимых

для

полноценного

функционирования

человека в современном обществе, для адаптации человека в этом обществе.

При организации обучения математики стараюсь организовать работу с обучающимися

таким образом, чтобы

полученные знания

способствовали

воспитанию настойчивости,

творческому

отношению

к

своим

обязанностям,

терпеливости,

разумной

взаимопомощи,

твёрдости в характере.

При этом воспитывать:

- моральную ответственность у обучающихся-осужденных за безопасность своей жизни и

окружающих его людей;

- ценностное отношение к своему здоровью и других членов общества;

-

стремление

к

усвоению

общечеловеческих

норм

морали

(терпимости,

доброты,

справедливости, веры в созидательные возможности человека, чести и совести).

Для развития мыслительных операций использую занимательные задачи (задачи “на

соображение”, “на догадку”, головоломки, нестандартные, логические, творческие задачи) в

качестве

дополнительного,

вспомогательного

средства

для

тренинга

мышления

и

формирования элементов творческой деятельности.

Занимательные

задачи

способствуют

поддержанию

интереса

к

предмету.

Для

их

решения характерно “броуновское движение мысли”, т.е. к решению приводит метод проб и

ошибок. Систематическое решение задач такого вида развивает такие качества, как смекалка,

сообразительность.

В любом классе есть ученики, нуждающиеся в поддержке. Сначала выясняю причины

неуспеваемости, а это могут быть следующие:

отсутствие необходимых навыков учебной работы;

отсутствие либо недоразвитость познавательных или учебных мотивов;

неумение трудиться, преодолевать трудности;

трудность усвоения учебного материала

Строю для каждого из них своего рода траекторию или программу обучения

слабоуспевающего или неуспевающего ученика.

Работу

с

такими

обучающимися

определяю

по

принципу

восполнения

пробелов

в

знании.

Все

они

проходят

этап

адаптации.

Очень

важно

создать

для

обучаемого

благоприятную психологическую атмосферу, т.к. только в этом случае возможен прогресс в его

развитии.

На этом этапе я формирую те умения и навыки, которыми они не владели, воспитываю

уверенность в себе, создаю “ситуацию успеха”. Обычно ученики демонстрируют негативное

отношение

к

учебе

из-за

пробелов

в

знаниях,

недостаточной

сформированности

ОУУН.

Поэтому я стараюсь отметить даже самый маленький успех, делая опору на психологический

аспект

оценки,

выраженной

устной

похвалой:

“Очень

хорошо!”,

“Молодец!”.

(Ситуации

успеха).

В работе с такими обучающимися я опираюсь на правила:

не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого

ответа или решения, давать больше времени на обдумывание.

нельзя давать для усвоения большой, разнообразный, сложный материал, нужно

давать их постепенно, по мере усвоения.

путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в

своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в

стрессовых ситуациях написания контрольных и самостоятельных работ.

следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к

ним относится.

следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его

внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Содержание уроков математики составляют устные и письменные вычисления, решение

задач, упражнения в измерении, геометрический материал. Одна из главных воспитательных

задач, встающих перед учителем – преодоление формальности в преподавании математики.

Главный путь решения этой задачи – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с

практикой. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач. Через решение

задач

учащиеся

знакомятся

с

важными

в

познавательном

и

воспитательном

отношении

фактами.

На своих уроках я стараюсь включать в процесс обучения задачи различных

практических направленностей: о труде, о профессиях, о спорте, об истории, об экономике и

других областях жизни.

Составление задач на военно-патриотическую тему помогает воспитывать у

обучащихся чувство патриотизма.

Формированию научного мировоззрения помогает введение в преподавание элементов

историзма, библиографических справок. Взять хотя бы примеры из истории математики: я

показываю им, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые

имеют хороший нравственный облик, которые живут, соблюдая некие нравственные нормы.

Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, Н.И.Лобачевского, М.В.

Остроградского,

Л.Л.

Чебышева

и

других

ученых

является

ярким

примером

истинно

патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли

в историю математики. Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых

привлекаю внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре.

Очень большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи,

решение которых предполагает интересные факты, эпизоды из истории России, родного края.

Воспитание чувства красоты и гармонии можно воспитывать при помощи математических

законов,

здесь

можно

использовать

известные

истины

школьного

курса

математики,

обнаружить в них общую, сильную идею, достойную удивления.

Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать

использование

эпиграфов

к

уроку.

Эпиграфом

могут

стать

строчки

стихотворений,

высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и

культурно-развивающего содержания. Эпиграфы можно записать на доске и прочитать его в

начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто

обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.

Приведу пример, как я использую эпиграфы на уроках:

«Казалось бы, алгебра сухая наука. Но как любая наука она дает нам новые знания, умения,

новые возможности для их применения

на других уроках, в практической жизни. Чтобы

знания можно было эффективно применить, нужно, чтобы они были прочно усвоены. Древняя

китайская мудрость гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я

понимаю». Поэтому сегодня на уроке мы не только повторим изученные на предыдущих

уроках свойства логарифмической функции, но и

научимся

применять ее свойства при

решении упражнений и практических. задач. Для того, чтобы наш урок был плодотворным,

давайте последуем совету китайских мудрецов и будем работать по принципу: я слышу – я

вижу – я делаю..»

Приведу несколько примеров эпиграфов:

1.«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека;

знаменатель

это

оценка

человеком

самого

себя.

Увеличить

своего

числителя

свои

достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое

мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.

2.«Умей мечтать, не став рабом мечтаний.

И мыслить, мысли не обожествив.» Р. Киплинг

3.“Самое полезное в жизни –

это собственный опыт.” В.Скотт

Совсем не обязательно посвящать весь урок одной тематики в воспитательных целях иногда

достаточно включить одно подобное задание в один из этапов урока.

Работа по воспитанию в процессе обучения математики будет эффективной, если она

проводится в различных видах учебной деятельности: в процессе овладения теорией предмета,

при устном счете и решении задач.

И в заключении хочу сказать: « Проблему математического образования в школе нельзя

сводить

только

к

передаче

учащимся

определенной

суммы

знаний

и

навыков

по

этому

предмету.

Не менее важная задача – реализация возможности своего предмета в развитии

личности учащихся. В сове время Н.И. Пирогов справедливо утверждал, что «… наука нужна

не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется иногда глубоко и потому для

поверхностного наблюдателя незаметно – другой важный элемент - воспитательный. Кто не

сумеет им воспользоваться, тот ещё не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих

такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести».



В раздел образования