Напоминание

"ИННОВАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"


Автор: Задорожняя Анастасия Алекандровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №211
Населённый пункт: г.Ростов-на-дону
Наименование материала: статья
Тема: "ИННОВАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИННОВАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической

системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность

воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность

ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОУ,

инновационные преобразования приобретают системный характер.)

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации

методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе

которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Организация инновационной деятельности в ДОУ.

Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий

вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств

участников инновационного процесса, их профессионального уровня,

психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной

педагогической нагрузке.

Некоторые организационные моменты:

Создание структурных подразделений– творческих групп педагогов по проблемам.

Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом

(семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и

анализ проблемных ситуаций). Разработка программ профессионального роста

педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому

воспитателю для повышение профессиональной и методической компетентности.

Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности

ДОУ:

Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы

нововведения и приоритетного направления ДОУ. Обеспечение педагогов, работающих

над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-

информационным материалом Создание видеотеки методических материалов,

открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.

Основными формами работы с детьми и родителями являются: игровые сеансы

(индивидуальные и групповые); индивидуальные развивающие занятия; консультации,

семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания; выставки

(игровых пособий, литературы); праздники, развлечения, открытые просмотры.

Контрольные показатели развития ребенка учитывают:

1. Сенсорное развитие

2. Развитие движений

3. Развитие речи

4. Музыкальное развитие.

5. Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за

изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника

заполняется карта)

Некоторые направления инноваций в ДОУ:

Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов:

Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.

Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных

педагогических проектов. Внедрение новых форм дифференциации специального

образования: логопедической группы, логопункта. Создание сети дополнительных

бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки,

студии, секции и др. Расширение спектра образовательных услуг для детей, не

посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного

пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие),

группа предшкольной подготовки для старших дошкольников. Создание

консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с

ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для

обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания,

оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям),

поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ. Внедрение

инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ

(оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).

Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений. Научно-

методические продукты инновационной деятельности – публикации методических

пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет;

участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях,

Интернет-сообществах, форумах, педсоветах. Работа творческой и проблемной групп,

проведение мастер-классов. Информатизация образовательного процесса: организация

работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для

презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз

данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и

др. Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение

внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.

Примеры инновационной деятельности в ДОУ:

метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;

совершенствование мастерства педагогов; поиск новых подходов в работе с детьми и

их родителями; мониторинг развития каждого ребенка; учет особенностей ребенка,

индивидуализация развития личностных качеств; внедрение в воспитательно-

образовательный процесс здоровьесберегающих технологий; формирование основ

безопасной жизнедеятельности; организация экологического образования

дошкольников; оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по

вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и

развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)

создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»

«Предметно-развивающего пространства детского сада» включает следующие

компоненты: пространство интеллектуального, социального, эстетического развития -

игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и

аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет.

пространство физического развития - центры здоровья в группах, музыкальный зал,

бассейн с душем , спортивная площадка; пространство экологического развития:

зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая

мини-лаборатория, уголки природы в группах, а также территория детского сада с

уголком леса, сада, огородом, цветниками.

Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются

нововведения как радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются

различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие. В

отношении ДОУ употребляется понятие комбинаторных инноваций, так как

возможности ДОУ определяются его потенциалом и характеризуются следующими

критериями: • квалификационным составом коллектива педагогов; • наличием и

прогрессивностью учебного оборудования; • наличием современной информационной

базы; • наличием собственных методических разработок.

Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ Основными

элементами инновационного потенциала являются: • материально-технические

ресурсы; • финансовые ресурсы; • интеллектуальные ресурсы; • социально-

психологические факторы и т. д. Показатели инновационного потенциала ДОУ: •

научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды

и категории, а также количество предложений по совершенствованию педагогического

процесса на одного сотрудника); • инновационность управляющей системы в ДОУ

(формы стимулирования, участие высшего руководства, уровень свободы,

предоставляемой участникам инновационной деятельности).

Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное

влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью

заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению

современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ

экспериментальной практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем:

проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов

ДОУ;проблема изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться

от устаревшего, нецелесообразного;приспособление новшеств к конкретным условиям

с учетом специфики и возможностей ДОУ;поддержка педагогической инициативы, ее

продвижение.



В раздел образования