Автор: Задорожняя Анастасия Алекандровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №211
Населённый пункт: г.Ростов-на-дону
Наименование материала: статья
Тема: "ИННОВАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Раздел: дошкольное образование
ИННОВАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической
системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.
Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность
воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность
ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОУ,
инновационные преобразования приобретают системный характер.)
Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации
методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе
которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.
Организация инновационной деятельности в ДОУ.
Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий
вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств
участников инновационного процесса, их профессионального уровня,
психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной
педагогической нагрузке.
Некоторые организационные моменты:
Создание структурных подразделений– творческих групп педагогов по проблемам.
Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом
(семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и
анализ проблемных ситуаций). Разработка программ профессионального роста
педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому
воспитателю для повышение профессиональной и методической компетентности.
Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности
ДОУ:
Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы
нововведения и приоритетного направления ДОУ. Обеспечение педагогов, работающих
над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-
информационным материалом Создание видеотеки методических материалов,
открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.
Основными формами работы с детьми и родителями являются: игровые сеансы
(индивидуальные и групповые); индивидуальные развивающие занятия; консультации,
семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания; выставки
(игровых пособий, литературы); праздники, развлечения, открытые просмотры.
Контрольные показатели развития ребенка учитывают:
1. Сенсорное развитие
2. Развитие движений
3. Развитие речи
4. Музыкальное развитие.
5. Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за
изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника
заполняется карта)
Некоторые направления инноваций в ДОУ:
Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов:
Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.
Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных
педагогических проектов. Внедрение новых форм дифференциации специального
образования: логопедической группы, логопункта. Создание сети дополнительных
бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки,
студии, секции и др. Расширение спектра образовательных услуг для детей, не
посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного
пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие),
группа предшкольной подготовки для старших дошкольников. Создание
консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с
ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для
обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания,
оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям),
поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ. Внедрение
инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
(оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).
Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений. Научно-
методические продукты инновационной деятельности – публикации методических
пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет;
участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях,
Интернет-сообществах, форумах, педсоветах. Работа творческой и проблемной групп,
проведение мастер-классов. Информатизация образовательного процесса: организация
работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для
презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз
данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и
др. Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение
внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.
Примеры инновационной деятельности в ДОУ:
метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;
совершенствование мастерства педагогов; поиск новых подходов в работе с детьми и
их родителями; мониторинг развития каждого ребенка; учет особенностей ребенка,
индивидуализация развития личностных качеств; внедрение в воспитательно-
образовательный процесс здоровьесберегающих технологий; формирование основ
безопасной жизнедеятельности; организация экологического образования
дошкольников; оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по
вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и
развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)
создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»
«Предметно-развивающего пространства детского сада» включает следующие
компоненты: пространство интеллектуального, социального, эстетического развития -
игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и
аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет.
пространство физического развития - центры здоровья в группах, музыкальный зал,
бассейн с душем , спортивная площадка; пространство экологического развития:
зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая
мини-лаборатория, уголки природы в группах, а также территория детского сада с
уголком леса, сада, огородом, цветниками.
Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются
нововведения как радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются
различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие. В
отношении ДОУ употребляется понятие комбинаторных инноваций, так как
возможности ДОУ определяются его потенциалом и характеризуются следующими
критериями: • квалификационным составом коллектива педагогов; • наличием и
прогрессивностью учебного оборудования; • наличием современной информационной
базы; • наличием собственных методических разработок.
Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ Основными
элементами инновационного потенциала являются: • материально-технические
ресурсы; • финансовые ресурсы; • интеллектуальные ресурсы; • социально-
психологические факторы и т. д. Показатели инновационного потенциала ДОУ: •
научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды
и категории, а также количество предложений по совершенствованию педагогического
процесса на одного сотрудника); • инновационность управляющей системы в ДОУ
(формы стимулирования, участие высшего руководства, уровень свободы,
предоставляемой участникам инновационной деятельности).
Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное
влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью
заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению
современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ
экспериментальной практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем:
проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов
ДОУ;проблема изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться
от устаревшего, нецелесообразного;приспособление новшеств к конкретным условиям
с учетом специфики и возможностей ДОУ;поддержка педагогической инициативы, ее
продвижение.