Автор: Бекетова Ольга Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Садостроевский филиал МБОУ Кочетовской СОШ
Населённый пункт: п. Отделение Садострой, Мичуринский район, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие подходы в организации учебно-воспитательного процесса
Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающие подходы в организации
учебно-воспитательного процесса.
Охрану
здоровья
детей
можно
назвать
приоритетным
направлением
деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии
должным
образом
усваивать
полученные
знания
и
в
будущем
способны
заниматься общественно – полезным трудом.
Таким
образом,
здоровьесберегающие
подходы
в
организации
учебно-
воспитательного
процесса,
это
качественное
обучение,
развитие
и
воспитание
обучающихся,
не
сопровождающееся
нанесению
ущерба
здоровью. Так в школе:
1.
Учебная
и
физическая
нагрузка
соответствует
возрастным
особенностям ребенка;
2.
Соблюдаются условия обучения ребенка в школе.
3.
Рационально
организован
учебный
процесс
(в
соответствии
с
возрастными,
половыми,
индивидуальными
особенностями и
гигиеническими требованиями);
4.
Используется
средняя
продолжительность
и
частота
чередования
различных видов учебной деятельности.
5.
Используются
методы,
способствующие
активизации
инициативы
и
творческого самовыражения обучающихся;
6.
С целью предупреждения утомления и усталости обучающихся на
уроке применяются физкультминутки и физкультпаузы;
7.
Включаются в содержательную часть урока вопросы, связанные со
здоровьем и здоровым образом жизни;
8.
Организован благоприятный психологический климат на уроке;
9.
Используются данные мониторинга состояния здоровья обучающихся и
собственных
наблюдений
в
процессе
реализации
образовательной
деятельности.
10.Решается
проблема
снижения
интеллектуальной
активности
школьников
в
течение
урока
(слежение
за
посадкой
обучающихся;
проведение психофизических пауз,
зарядка для глаз; использование
методов
обучения,
способствующих
активизации
и
развитию
инициативы школьников, их личного творчества)
11.Используются
на
уроках
видеоматериалы,
средства
ИКТ,
которые
способствуют
развитию
познавательного
интереса
обучающихся;
обеспечивается
индивидуальный
и
дифференцированный
подход
в
процессе обучения;
12.Соблюдаются
санитарно-гигиенические
требования
к
организации
учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим,
освещение, чистота и порядок в классных комнатах) в соответствии
нормами СанПиНа;
13.Уделяется
особое
внимание
на
сохранность
зрения
обучающихся:
рассаживаем детей на уроках с учетом состояния их зрения.
14.Кружковая
и
внеклассная
работы
направлены
на
формирование
здорового образа жизни обучающихся.
15.Педагоги осваивают новые методы деятельности в процессе обучения
школьников, используют
технологии урока, сберегающие здоровье
обучающихся.
16. В каждом классе создаётся атмосфера, способствующая хорошему
настроению,
высокой
работоспособности,
психогигиеническому
комфорту и желанию все это сберечь и сохранить.
17.Большое внимание уделяется эстетическому оформлению интерьера
школы. В коридоре школы и в классных комнатах
много цветов, которые
оказывают терапевтический эффект на здоровье обучающихся.
Вывод: работа по укреплению и сохранению здоровья
обучающихся осуществляется с тесной связью с родителями, так как
хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным
условием
в
личностно-ориентированном
образовании.
Одна
из
важнейших
задач,
возложенная
на
родителей,
—
контроль
за
соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания.
Там,
где
эти
задачи
решаются
успешно,
в
семье
растет
здоровый,
физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой,
социально защищенный. С помощью родителей проходят ремонты и
озеленение
классных
комнат,
от
этого
делаются
классы
и
коридор
уютными и по домашнему комфортными.