Автор: Васильева Елена Анатольевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: НОКИ им. С.В. Рахманинова
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: План- конспект открытого урока
Тема: "Гипсовая голова в технике "гризайль"
Раздел: среднее профессиональное
План-конспект открытого урока
Дисциплина:
« Живопись»
Тема занятия:
«Гипсовая голова в технике «Гризайль».
Специальность: Дизайн по отраслям.
Группа:
II курс. «Дизайн костюма»
Подготовил(а):
преподаватель — Васильева Елена Анатольевна
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Тема: «Гипсовая голова в технике «Гризайль».
1. Актуальность темы: Работа над постановкой закладывает навыки
построения композиции, пропорционального построения гипсовой головы на
листе, построение теней, передачи пространства. Это хороший способ
разобраться с тоном в живописи, а также «Гризайль» является переходной
ступенью между графикой и живописью, что позволяет обучающимся лучше
усваивать технику живописи гуашью.
2. Учебные цели
:
Ознакомить студентов с историей возникновения одноцветной живописи –
«Гризайль». Учить выполнять композицию в технике «Гризайль». Закрепить
полученные знания на практике.
3. Воспитательные цели
:
Воспитывать интерес к окружающему миру, чувство
прекрасного в повседневной жизни. Приучать к аккуратности и точности при
выполнении работы.
4. Развивающие цели
:
Развивать творческое воображение студентов,
способность видеть градации светотеневого тона в живописи.
5. Междисциплинарная интеграция
Дисциплины:
Рисунок.
Цветоведение.
Композиция.
Перспектива.
Живопись.
Пластическая анатомия.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду
средствами академического рисунка и живописи.
Применять знания о закономерностях построения художественной формы и
особенностях ее восприятия. Последовательно вести работу над композицией.
Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение.
Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования в
профессиональной деятельности.
6. План и организационная структура занятия.
Приветствие, запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.
Проверка посещаемости.
Для преподавателя:
1.Журнал академической группы;
2.Репродукции картин живописцев и скульпторов, работавших в технике
«гризайль».
3.Студенческие работы 2-х курсов.
4. Натурный фонд (гипсовая голова), драпировки, лампа, стол для
преподавателя.
5.Работы преподавателя, показывающие первоначальный этап натюрморта в
технике «гризайль».
7. Гуашь, кисти, палитра, баночка с водой, салфетки.
Для студентов:
1.Подготовительный рисунок постановки (формат А-2).
2.Гуашь, кисти, баночка с водой, кнопки, палитра.
3.Мольберты, планшеты, стулья для обучающихся.
Объявление темы занятия
.
Объявление целей занятия
.
Повторение, проверка и актуализация опорных знаний по теме.
Устный опрос в форме беседы. Подведение итога.
Приложение № 1.
2
. Основной этап
Изучение нового материала:
1.Определение понятия техники «Гризайль».
2.История возникновения «Гризайли».
Рассказ, лекция, беседа, демонстрация наглядных пособий.
Формирование профессиональных умений и навыков.
Решение ситуационных и проблемных задач.
Показ студенческих работ 2 курса, анализ изображения.
Приложение № 1.
Самостоятельная работа студентов на занятии.
Анализ постановки на заданную тему, актуализация опорных знаний.
Показ поэтапного исполнения постановки в технике «гризайль».
Инструктаж к выполнению практического задания.
Приложение№2.
Закрепление нового материала.
Закрепление изученного материала, практическая работа.
Студенты выполняют задание (тональное решение постановки с гипсовой
головой в технике «гризайль»)
.
Заключительный этап
Подведение итогов работы на занятии, оценивание работы студентов на
занятии.
Анализ проделанной работы студентами на занятии, мини-выставка работ,
оценивание.
Журнал академической группы. Работы обучающихся.
Домашнее задание.
Повторение теоретического материала, этюды в технике «гризайль».
Приложение № 1.
Лекция-беседа: «Гипсовая голова в технике «Гризайль».
План:
1. Устный фронтальный опрос. Подведение итога.
2. Определение понятия техники «Гризайль».
3.История возникновения «Гризайли».
4. Показ студенческих работ 2 курса, анализ изображения.
1.
Устный фронтальный опрос. Подведение итога.
- Скажите, что такое “ Живопись”?
«Живопись» – это вид изобразительного искусства, в котором цвет играет
главную роль”.
- Назовите известные жанры живописи?
( портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр,
исторический, батальный, бытовой, сюжетно-тематическая картина).
- Сегодня, мы будем выполнять один из жанров живописи - портрет.
- Какие вам известны живописные техники?
(Акварель, темпера, акрил, гуашь, масляная живопись).
2.
-
Тема нашего занятия: «Гипсовая голова в технике «Гризайль».
(Гризайль (слово «Grisaille» от фр. gris — серый) — вид однотонной
(монохромной) живописи, выполняемой в разных оттенках одного цвета,
чаще всего сепии.
(Сепия- краска, которая изготавливалась из чернильного мешка морского
моллюска каракатицы).
А также техника создания нарисованных барельефов и других
архитектурных или скульптурных элементов.
3.История возникновения «Гризайли».
Техника «Гризайль» возникла в античности, развивалась в искусстве
Средневековья, в период Готики и Северного Возрождения.
В основе гризайли «под скульптуру» лежит светотеневая моделировка
изображаемых форм. То есть художник так пишет скульптуру, как если бы она
стояла на предполагаемом месте, в предполагаемом помещении, освещенная
конкретно существующими естественными или искусственными источниками
света.
Римская гризайль.
Чем точнее в гризайли переданы свет, полутона, тень, рефлексы — тем сильнее
создается иллюзия подлинной скульптуры. Размещается гризайль обычно либо
под потолком, либо на потолке, а значит, рассматриваться она будет с
определенного расстояния.
Архитектурная гризайль
обычно делается всего лишь несколькими заранее
заготовленными тонами (колерами), каждый из колеров соответствует
определенной световой градации: свет, полутон, тень, падающая тень, рефлекс.
В подборке колера художник учитывает и имитируемый материал скульптуры
(мрамор, бронза), и значение ее в общей архитектурной композиции, и, главное,
расстояние, с которой будет рассматриваться законченное произведение.
Постепенно гризайль заняла свое место и в станковой живописи, вначале ею
пользовались для выполнения эскизов, затем она стала самостоятельным видом
живописи. Соответственно, расширилась и палитра. Затем гризайль стала
синей, красноватой. Широкое распространение гризайль получила во Франции,
в XIV
в., в мастерской живописца и скульптора Андре Бове, а также в
рукописях, выполненных Жаном Пюселем.: «Часослов Жанны д'Эвре». Жан
Пюсель. 1325 -1328 гг.
Художники XVIII-XIX
веков, работавшие в станковой живописи масляными
красками, переводили рисунок композиции на холст. Затем поэтапно, сначала
делали гризайль тонкими слоями, лессировочно, прокладывая белилами
освещенные части фигур. Таким образом, выявляли сразу объем и рельефность.
После просыхания красок, следующий этапом, художник приступал к работе
различными цветами, к полихромной живописи. Так писали Александр Иванов,
сохранились эти этюды гризайлью к картине "Явление Христа народу"; Карл
Брюллов выполнял гризайлевые эскизы к картинам, портретам.
А.Иванов. Голова раба. Эскиз.
Гризайлью очень часто пользовались при декоре интерьеров русских дворцов
стилей классицизма, ампира, образцы которых сохранились до наших дней,
особенно в Москве, Ленинграде, Ярославле, Калуге.
Роспись Таврического дворца.
Павильон "Миловида", Царицыно
Елагиноостровский дворец
Таврический дворец
Плафон купола,
Петровский дворец
Современные художники используют для гризайли любой цвет, который
соответствует задумке работы. Вот яркий пример работ, выполненных в технике
гризайль. (показ работ).
4. Показ студенческих работ 2 курса, анализ изображения.
- А теперь, давайте рассмотрим творческие работы студентов 2 курса, гипсовую
голову в технике «Гризайль».
Показ работ. Анализ изображения, фронтальный опрос.
- Что изображено?
- В какой технике написаны постановки? (гуашь, акварель).
- Какая цветовая гамма присутствует в работах?
- Удалось ли студентам передать ощущение техники « гризайль» или нет?
На мой взгляд, гризайль — не только самый первый, но и самый важный шаг в
живописи. Потому, что чувство тона в конечном итоге переходит в чувство
цвета. После знакомства с этой техникой, человек воспринимает цвета уже не
однобоко, как просто красный или желтый, но и с точки зрения интенсивности
и насыщенности тона, что в дальнейшем вам поможет овладеть техникой
живописи гуашью.
Приложение № 2.
Анализ постановки на заданную тему, актуализация опорных знаний.
Показ поэтапного первоначального цветового решения натюрморта в
технике «гризайль».
Инструктаж к выполнению практического задания.
-Цель нашего занятия - выполнить тональное решение натюрморта в технике
«Гризайль».
- Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем
анализ натурной постановки. (Устный фронтальный опрос.)
-
Из каких предметов состоит наша постановка? (голова гипсовая, шар
гипсовый, драпировки).
- В какую геометрическую фигуру можно вписать всю композицию
постановки? (треугольник).
- Какая основная тональная гамма натюрморта? (Светлая тональная гамма).
- Расскажите об основных пропорциях головы человека.
- Каким образом предметы в постановке влияют друг на друга? ( Рефлексы,
тени, блики).
- Какое освещение постановки?
(боковое освещение, искусственное).
Показ поэтапного тонального решения постановки «Гипсовая голова» в
технике «гризайль».
- Когда сделан подготовительный рисунок, можно переходить к светотеневому
изображению — передаче средствами светотени и тональных отношений их
объема, материала и пространственного расположения.
- Этих качеств реалистического рисунка можно добиться в том случае, если
правильно передать как градации светотени на каждой формообразующей
плоскости (блик, свет, полутень, тень и т. д.), так и их взаимные тональные
различия.
- Давайте, определим тональную разницу граней образующих форму гипсовой
головы — свет, полутени и тени (собственные и падающие), рефлексы.
- Что значат тональные различия? Одни предметы по окраске выглядят
плотными и темными, другие светлыми. На одном предмете собственная тень
выглядит темной, плотной «тяжелой» на другом - тень более светлая, «легкая».
-
Эти тональные различия необходимо пропорционально передать. При этом
надо учитывать и фон. Правильно взятые отношения светлоты фона к тонам
всех предметов натурной постановки способствуют передаче пространства.
-
Начинать передавать тональные отношения нужно с самой светлой плоскости..
Силу тона каждой плоскости предмета, других теней нужно сравнивать с этим
исходным тоном, причем сравнивать надо не только тени с тенями, полутона с
полутонами, но и светлые места предметов между собой. Свет на тёмном
предмете может быть темнее, чем самое светлое место на другом более светлом,
но светлее фона и т. д.
-
Такими постоянными перекрестными сравнениями предметов и в натуре и на
рисунке надо добиваться подобного контраста светлотных различий.
- Писать работу мы будем чёрным или коричневым цветом и его оттенками
(градация одного цвета).
- В какой технике нужно выполнить постановку? (в технике «гризайль»).
- Что такое техника «гризайль»?
- Гризайль- вид однотонной живописи, выполняемой в разных оттенках
одного цвета.
- Итак, первоначальную прописку можно начинать 2-мя способами:
1-й - с освещенных частей предметов, и последовательно вести работу от
самого светлого предмета к самому темному.
2-й - от самого насыщенного предмета в натюрморте - до самого светлого.
- Сначала мы выполним раскладку формообразующей плоскости по
тональности – от самого светлого к насыщенному по светлоте.
- Работаем по схеме:
1. определяем самую светлую плоскость по тону;
2. затем переходим к плоскостям более насыщенным по светлоте (средней
тональности).
3. определяем самую темную плоскость в постановке.
- Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить
разницу в тоне: чем предметы ближе к нам – тем они контрастнее по тону; чем
дальше - теряется насыщенность и контрастность тона.
Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков
тона приведет к верному решению.