Напоминание

"Гипсовая голова в технике "гризайль"


Автор: Васильева Елена Анатольевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: НОКИ им. С.В. Рахманинова
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: План- конспект открытого урока
Тема: "Гипсовая голова в технике "гризайль"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




План-конспект открытого урока

Дисциплина:

« Живопись»

Тема занятия:

«Гипсовая голова в технике «Гризайль».

Специальность: Дизайн по отраслям.

Группа:

II курс. «Дизайн костюма»

Подготовил(а):

преподаватель — Васильева Елена Анатольевна

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема: «Гипсовая голова в технике «Гризайль».

1. Актуальность темы: Работа над постановкой закладывает навыки

построения композиции, пропорционального построения гипсовой головы на

листе, построение теней, передачи пространства. Это хороший способ

разобраться с тоном в живописи, а также «Гризайль» является переходной

ступенью между графикой и живописью, что позволяет обучающимся лучше

усваивать технику живописи гуашью.

2. Учебные цели

:

Ознакомить студентов с историей возникновения одноцветной живописи –

«Гризайль». Учить выполнять композицию в технике «Гризайль». Закрепить

полученные знания на практике.

3. Воспитательные цели

:

Воспитывать интерес к окружающему миру, чувство

прекрасного в повседневной жизни. Приучать к аккуратности и точности при

выполнении работы.

4. Развивающие цели

:

Развивать творческое воображение студентов,

способность видеть градации светотеневого тона в живописи.

5. Междисциплинарная интеграция

Дисциплины:

Рисунок.

Цветоведение.

Композиция.

Перспектива.

Живопись.

Пластическая анатомия.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы

выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду

средствами академического рисунка и живописи.

Применять знания о закономерностях построения художественной формы и

особенностях ее восприятия. Последовательно вести работу над композицией.

Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение.

Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального

государственного образовательного стандарта среднего общего образования в

профессиональной деятельности.

6. План и организационная структура занятия.

Приветствие, запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.

Проверка посещаемости.

Для преподавателя:

1.Журнал академической группы;

2.Репродукции картин живописцев и скульпторов, работавших в технике

«гризайль».

3.Студенческие работы 2-х курсов.

4. Натурный фонд (гипсовая голова), драпировки, лампа, стол для

преподавателя.

5.Работы преподавателя, показывающие первоначальный этап натюрморта в

технике «гризайль».

7. Гуашь, кисти, палитра, баночка с водой, салфетки.

Для студентов:

1.Подготовительный рисунок постановки (формат А-2).

2.Гуашь, кисти, баночка с водой, кнопки, палитра.

3.Мольберты, планшеты, стулья для обучающихся.

Объявление темы занятия

.

Объявление целей занятия

.

Повторение, проверка и актуализация опорных знаний по теме.

Устный опрос в форме беседы. Подведение итога.

Приложение № 1.

2

. Основной этап

Изучение нового материала:

1.Определение понятия техники «Гризайль».

2.История возникновения «Гризайли».

Рассказ, лекция, беседа, демонстрация наглядных пособий.

Формирование профессиональных умений и навыков.

Решение ситуационных и проблемных задач.

Показ студенческих работ 2 курса, анализ изображения.

Приложение № 1.

Самостоятельная работа студентов на занятии.

Анализ постановки на заданную тему, актуализация опорных знаний.

Показ поэтапного исполнения постановки в технике «гризайль».

Инструктаж к выполнению практического задания.

Приложение№2.

Закрепление нового материала.

Закрепление изученного материала, практическая работа.

Студенты выполняют задание (тональное решение постановки с гипсовой

головой в технике «гризайль»)

.

Заключительный этап

Подведение итогов работы на занятии, оценивание работы студентов на

занятии.

Анализ проделанной работы студентами на занятии, мини-выставка работ,

оценивание.

Журнал академической группы. Работы обучающихся.

Домашнее задание.

Повторение теоретического материала, этюды в технике «гризайль».

Приложение № 1.

Лекция-беседа: «Гипсовая голова в технике «Гризайль».

План:

1. Устный фронтальный опрос. Подведение итога.

2. Определение понятия техники «Гризайль».

3.История возникновения «Гризайли».

4. Показ студенческих работ 2 курса, анализ изображения.

1.

Устный фронтальный опрос. Подведение итога.

- Скажите, что такое “ Живопись”?

«Живопись» – это вид изобразительного искусства, в котором цвет играет

главную роль”.

- Назовите известные жанры живописи?

( портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр,

исторический, батальный, бытовой, сюжетно-тематическая картина).

- Сегодня, мы будем выполнять один из жанров живописи - портрет.

- Какие вам известны живописные техники?

(Акварель, темпера, акрил, гуашь, масляная живопись).

2.

-

Тема нашего занятия: «Гипсовая голова в технике «Гризайль».

(Гризайль (слово «Grisaille» от фр. gris — серый) — вид однотонной

(монохромной) живописи, выполняемой в разных оттенках одного цвета,

чаще всего сепии.

(Сепия- краска, которая изготавливалась из чернильного мешка морского

моллюска каракатицы).

А также техника создания нарисованных барельефов и других

архитектурных или скульптурных элементов.

3.История возникновения «Гризайли».

Техника «Гризайль» возникла в античности, развивалась в искусстве

Средневековья, в период Готики и Северного Возрождения.

В основе гризайли «под скульптуру» лежит светотеневая моделировка

изображаемых форм. То есть художник так пишет скульптуру, как если бы она

стояла на предполагаемом месте, в предполагаемом помещении, освещенная

конкретно существующими естественными или искусственными источниками

света.

Римская гризайль.

Чем точнее в гризайли переданы свет, полутона, тень, рефлексы — тем сильнее

создается иллюзия подлинной скульптуры. Размещается гризайль обычно либо

под потолком, либо на потолке, а значит, рассматриваться она будет с

определенного расстояния.

Архитектурная гризайль

обычно делается всего лишь несколькими заранее

заготовленными тонами (колерами), каждый из колеров соответствует

определенной световой градации: свет, полутон, тень, падающая тень, рефлекс.

В подборке колера художник учитывает и имитируемый материал скульптуры

(мрамор, бронза), и значение ее в общей архитектурной композиции, и, главное,

расстояние, с которой будет рассматриваться законченное произведение.

Постепенно гризайль заняла свое место и в станковой живописи, вначале ею

пользовались для выполнения эскизов, затем она стала самостоятельным видом

живописи. Соответственно, расширилась и палитра. Затем гризайль стала

синей, красноватой. Широкое распространение гризайль получила во Франции,

в XIV

в., в мастерской живописца и скульптора Андре Бове, а также в

рукописях, выполненных Жаном Пюселем.: «Часослов Жанны д'Эвре». Жан

Пюсель. 1325 -1328 гг.

Художники XVIII-XIX

веков, работавшие в станковой живописи масляными

красками, переводили рисунок композиции на холст. Затем поэтапно, сначала

делали гризайль тонкими слоями, лессировочно, прокладывая белилами

освещенные части фигур. Таким образом, выявляли сразу объем и рельефность.

После просыхания красок, следующий этапом, художник приступал к работе

различными цветами, к полихромной живописи. Так писали Александр Иванов,

сохранились эти этюды гризайлью к картине "Явление Христа народу"; Карл

Брюллов выполнял гризайлевые эскизы к картинам, портретам.

А.Иванов. Голова раба. Эскиз.

Гризайлью очень часто пользовались при декоре интерьеров русских дворцов

стилей классицизма, ампира, образцы которых сохранились до наших дней,

особенно в Москве, Ленинграде, Ярославле, Калуге.

Роспись Таврического дворца.

Павильон "Миловида", Царицыно

Елагиноостровский дворец

Таврический дворец

Плафон купола,

Петровский дворец

Современные художники используют для гризайли любой цвет, который

соответствует задумке работы. Вот яркий пример работ, выполненных в технике

гризайль. (показ работ).

4. Показ студенческих работ 2 курса, анализ изображения.

- А теперь, давайте рассмотрим творческие работы студентов 2 курса, гипсовую

голову в технике «Гризайль».

Показ работ. Анализ изображения, фронтальный опрос.

- Что изображено?

- В какой технике написаны постановки? (гуашь, акварель).

- Какая цветовая гамма присутствует в работах?

- Удалось ли студентам передать ощущение техники « гризайль» или нет?

На мой взгляд, гризайль — не только самый первый, но и самый важный шаг в

живописи. Потому, что чувство тона в конечном итоге переходит в чувство

цвета. После знакомства с этой техникой, человек воспринимает цвета уже не

однобоко, как просто красный или желтый, но и с точки зрения интенсивности

и насыщенности тона, что в дальнейшем вам поможет овладеть техникой

живописи гуашью.

Приложение № 2.

Анализ постановки на заданную тему, актуализация опорных знаний.

Показ поэтапного первоначального цветового решения натюрморта в

технике «гризайль».

Инструктаж к выполнению практического задания.

-Цель нашего занятия - выполнить тональное решение натюрморта в технике

«Гризайль».

- Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем

анализ натурной постановки. (Устный фронтальный опрос.)

-

Из каких предметов состоит наша постановка? (голова гипсовая, шар

гипсовый, драпировки).

- В какую геометрическую фигуру можно вписать всю композицию

постановки? (треугольник).

- Какая основная тональная гамма натюрморта? (Светлая тональная гамма).

- Расскажите об основных пропорциях головы человека.

- Каким образом предметы в постановке влияют друг на друга? ( Рефлексы,

тени, блики).

- Какое освещение постановки?

(боковое освещение, искусственное).

Показ поэтапного тонального решения постановки «Гипсовая голова» в

технике «гризайль».

- Когда сделан подготовительный рисунок, можно переходить к светотеневому

изображению — передаче средствами светотени и тональных отношений их

объема, материала и пространственного расположения.

- Этих качеств реалистического рисунка можно добиться в том случае, если

правильно передать как градации светотени на каждой формообразующей

плоскости (блик, свет, полутень, тень и т. д.), так и их взаимные тональные

различия.

- Давайте, определим тональную разницу граней образующих форму гипсовой

головы — свет, полутени и тени (собственные и падающие), рефлексы.

- Что значат тональные различия? Одни предметы по окраске выглядят

плотными и темными, другие светлыми. На одном предмете собственная тень

выглядит темной, плотной «тяжелой» на другом - тень более светлая, «легкая».

-

Эти тональные различия необходимо пропорционально передать. При этом

надо учитывать и фон. Правильно взятые отношения светлоты фона к тонам

всех предметов натурной постановки способствуют передаче пространства.

-

Начинать передавать тональные отношения нужно с самой светлой плоскости..

Силу тона каждой плоскости предмета, других теней нужно сравнивать с этим

исходным тоном, причем сравнивать надо не только тени с тенями, полутона с

полутонами, но и светлые места предметов между собой. Свет на тёмном

предмете может быть темнее, чем самое светлое место на другом более светлом,

но светлее фона и т. д.

-

Такими постоянными перекрестными сравнениями предметов и в натуре и на

рисунке надо добиваться подобного контраста светлотных различий.

- Писать работу мы будем чёрным или коричневым цветом и его оттенками

(градация одного цвета).

- В какой технике нужно выполнить постановку? (в технике «гризайль»).

- Что такое техника «гризайль»?

- Гризайль- вид однотонной живописи, выполняемой в разных оттенках

одного цвета.

- Итак, первоначальную прописку можно начинать 2-мя способами:

1-й - с освещенных частей предметов, и последовательно вести работу от

самого светлого предмета к самому темному.

2-й - от самого насыщенного предмета в натюрморте - до самого светлого.

- Сначала мы выполним раскладку формообразующей плоскости по

тональности – от самого светлого к насыщенному по светлоте.

- Работаем по схеме:

1. определяем самую светлую плоскость по тону;

2. затем переходим к плоскостям более насыщенным по светлоте (средней

тональности).

3. определяем самую темную плоскость в постановке.

- Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить

разницу в тоне: чем предметы ближе к нам – тем они контрастнее по тону; чем

дальше - теряется насыщенность и контрастность тона.

Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков

тона приведет к верному решению.



В раздел образования