Автор: Соколова Ольга Игоревна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МОУ ССОШ №2
Населённый пункт: Ленинградская область. город Сертолово
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
в
настоящий
момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу
и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях
введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества.
Мы
видим,
какие
значительные
перемены
происходят
сейчас
в
системе
дошкольного
образования.
И
во
многом
это
связано
с обновлением научной,
методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных
условий обновления является использование новых информационных технологий.
На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в
своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео,
DVD,
различного
рода
мультимедиа
-
и
аудио-визуальное
оборудование.
Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.
Актуальность:
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно
новым
требованиям
ФГОС,
внедрение
инновационных
технологий
призвано,
прежде
всего,
улучшить
качество
обучения,
повысить
мотивацию
детей
к
получению
новых
знаний,
ускорить
процесс
усвоения
знаний.
Одним
из
инновационных
направлений
являются
компьютерные
и
мультимедийные
технологии.
Применение
информационно-коммуникационных
технологий
в
дошкольном
образовании
становится
все
более
актуальным,
т а к
как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной,
игровой
форме развить
логическое
мышление
детей,
усилить
творческую
составляющую учебного процесса.
Цель проекта:
Повышение
качества
образования
в
ДОУ
путем
внедрения
в
образовательный
процесс
информационно-коммуникационных
технологий
в
соответствии с ФГОС.
Задачи проекта:
- создание единого информационного пространства ДОУ, в котором были бы
задействованы все участники образовательного процесса: администрация ДОУ,
педагоги, воспитанники и их родители.
-
обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную
педагогическую деятельность в условиях ИКТ.
-
разработка
технологий
мультимедийных
сопровождений
образовательного
процесса.
- создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерных обучающих
программ,
дидактических
и
методических
материалов,
которыми
могли
бы
пользоваться в своей практике воспитатели ДОУ.
Значимость проекта:
Материал
должен
раскрыть
педагогам
преимущества
использования
ИКТ
в
своей
образовательной
деятельности
для обеспечения
полноценного
перехода
ребенка на следующий уровень системы непрерывного образования. А именно,
воспитание любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего
средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
ребенка.
Вопрос
организации
предметно-развивающей
среды
(ПРС)
ДОУ
на
сегодняшний
день
наиболее
актуален,
так
как
важным
критерием
оценки
деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-
пространственная
среда.
ПРС
должна
быть
вариативной
и
содержательно
насыщенной,
т.е.
оснащена
средствами
обучения
и
воспитания
–
техническим,
спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в
едином
развивающем
пространстве
традиционные
игры,
игрушки
с
ярким
и
наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной
точкой
для
работы
над
целым
направлением
—
создание
интерактивной
образовательной среды.
Значимым
аспектом
интерактивной
образовательной
среды
ДОУ
является
использование
педагогами
ИКТ,
в
виде
инструмента
развития
мотивации
образовательного
процесса.
ИКТ,
тем
самым,
помогает
перенести
тяжесть
с
вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности
воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени,
становится соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий
помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
-
реализовать
личностно-ориентированные,
дифференцированные
подходы
в
образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития,
планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
-
подбор
познавательного
и
иллюстративного
материала
к
занятиям,
к
совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.
-
создание
презентаций
в
программе Microsoft Рower
Рoint в
различных
образовательных
областях:
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Речевое
развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии презентаций к
занятиям,
праздникам,
педагогическим
советам,
родительским
собраниям. Для
большей эффективности презентации строю с учетом программы детского сада и
возрастных особенностей дошкольников, в них включаю занимательные вопросы,
анимационные
картинки,
игры,
просмотр
познавательных
мультфильмов.
Презентация
помогает
объединить
огромное
количество
демонстрационного
материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц,
репродукций, аудио и видео аппаратуры.
-
использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов.
Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного
материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание простеньких
клипов, наложение голоса на видео и т.п.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку
как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети
привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один
на один с компьютером.
-
Помимо презентаций в своей работе использую обучающие программы.
Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента
конкретных
событий,
представлений,
у
него
развивается
способность
к
прогнозированию
результата
действий.
Он
начинает
думать
прежде,
чем
делать. Это означает начало овладения основами теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и
для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.
-
использование
сети
интернет
в
педагогической
деятельности,
с
целью
информационного
и
научно-методического
сопровождения
образовательного
процесса.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального
развития
детей,
необходимо
помнить,
что
его
использование
в
учебно-
воспитательных
целях
в
дошкольных
учреждениях
требует
тщательной
организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с
возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от
20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут.
После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и
снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для
глаз.
Заключение.
Использование
компьютерных
технологий
в
деятельности
воспитателя
позволяет
внедрять
инновационные
процессы
в
дошкольное
образование.
Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей
и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование
ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех
сфер
личности
дошкольника,
взаимодействии
с
родителями
воспитанников,
организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению
качества
образовательного
процесса. Я
выявляю
следующие
преимущества
использования ИКТ в дошкольном образовании:
1.
Инновационные
технологии
вовлекают
воспитанников
в
учебный
процесс,
способствуя
наиболее
широкому
раскрытию
их
способностей,
активизации
умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих
действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на
которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы
с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.
4.
Использование
ИКТ
значительно
повысило
культуру
труда
педагога;
способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило
качество
проводимых
организационно-методических
мероприятий,
а
также
качество
предоставляемых
сопроводительных
материалов;
мотивировало
и
стимулировало
познавательную
и
творческую
активность
педагогов
и
детей;
расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические
возможности,
связанные
с
визуализацией
материала,
его
«оживлением»,
возможностью
представить
наглядно
те
явления
и
процессы,
которые
невозможно
продемонстрировать
иными
способами.
Повышается
и
собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности,
прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного
материала.
Появляется
возможность
для
концентрации
больших
объемов
демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных
формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от
потребностей детей и особенностей программы.