Автор: Ильинская Наталья Германовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Санкт-Петербургское ГБУДО "Санкт-Петербургская ДШИ на Петроградской"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Разработка методики начального этапа дошкольного обучения фортепиано"
Раздел: дошкольное образование
1
Санкт-Петербургское ГБУДО «Санкт-Петербургская ДШИ
на Петроградской»
Разработка методики начального этапа
дошкольного обучения фортепиано
Преподаватель фортепиано Ильинская Н.Г.
Санкт-Петербург
2018
1
2
Начальное обучение детей музыке обычно состоит из дошкольного (подготовительного)
периода и первого класса музыкальной школы. В настоящее время родители приводят детей
в ДШИ и ДМШ уже в четыре года, и в группах сольфеджио и хора преподаватели начинают
на профессиональном уровне развивать ребенка. Большинство детей уже с 5-6 лет хотят
осваивать какой-нибудь музыкальный инструмент, чаще всего фортепиано. В этот период,
как правило, предопределяется успешность дальнейшего обучения.
Одной из важнейших задач начального периода является поддержание и развитие у
ребенка интереса к музыкальным занятиям, к обучению игре на инструменте. Подлинный
интерес
возникает
к
такой
мелодии
(песенке,
мотиву),
которая
вызывает
у
ученика
эмоциональное
переживание,
либо
образное
представление,
создает
то
или
иное
настроение.
Этому
помогает
словесный
текст.
Нельзя
забывать,
что
детям
особенно
интересно
сочинять
стихи
или
подтекстовку
самостоятельно,
это
очень
оживляет
и
разнообразит учебный процесс. Часто ученик сам с удовольствием придумывает не только
слова, но и мелодию. Стоит поощрять подобную деятельность, так как это очень полезный
и развивающий этап в работе, наравне с пением (пропеванием песенок нотами и словами) и
движением, то есть притопыванием, хлопанием в ладоши, шагами в такт звучащей мелодии.
Обычно придумывание сюжета, создание персонажа происходит на уроке совместно с
педагогом. Это активизирует ребенка и усиливает интерес к разучиванию пьесы, а также
создает
более
дружеский
контакт
с
преподавателем,
что
немаловажно
для
успешного
продвижения.
Для развития музыкального слуха, памяти и лучшего освоения клавиатуры фортепиано
очень важно достаточное время уделять подбору, транспонированию знакомых или уже
выученных песенок. Таким образом ученик привыкает к игре на черных клавишах, что
очень полезно для правильной постановки руки, более высокой кисти.
Кроме того, на начальном этапе полезна игра с преподавателем в четыре руки. Это
хорошо
развивает
слух,
ритм,
прививает
ощущение
пульсации.
Уже
с
5-6
летними
учащимися (на втором году обучения), ансамблевая работа приносит огромную пользу. С
более способными детьми интересно выучить в ансамбле обе партии и играть их по
очереди. Игра в ансамбле важна на всех этапах обучения, она значительно усиливает
интерес к исполнению у начинающих, так как простая песенка в таком варианте звучит
намного ярче и богаче. Еще интереснее ребенку играть в ансамбле со своим ровесником или
с более продвинутым учеником, это очень стимулирует к активной работе.
Одной из проблем в работе с 4-6летними детьми является их быстрая утомляемость,
поэтому
важнейшей
задачей
является
поддержание
концентрации
внимания
ученика.
Решать эту проблему помогает частая смена деятельности в течение урока: слушание
музыки, пение (часто с аккомпанементом преподавателя), прохлопывание/простукивание
разных ритмических рисунков и их запись в нотной тетради, упражнения для освобождения
рук (кисти, локтя, предплечья, пальцев) и всего аппарата, рисование на нотном стане нот,
разных знаков, пауз; чтение с листа простых мотивов.
2
3
Базу для освоения инструмента, безусловно, составляет техническая оснащенность, но
среди
обилия
задач,
которые
будут
рассмотрены
ниже,
важно
не
потерять
интерес
к
музыкальным
занятиям,
а,
наоборот,
постоянно
развивать
его.
Знаменитая
польская
пианистка Ванда Ландовска пишет об этом так: «Учитель должен придать особое значение
тому звуковому образу, к которому ученику надлежит направить все свои усилия с того
самого момента, когда он впервые положит руки на клавиатуру.»
Следующей
серьёзной
задачей
на
начальном
этапе
является
активизация
у
ребенка
слухового контроля, «включение ушей», и способности критически оценивать собственное
звукоизвлечение. Работа над звуком должна начинаться с первых уроков. Полезно слушать и
воспроизводить звуки/ мотивы с закрытыми глазами. Интересно описывает этот процесс
Ванда Ландовска: «Лучше всего мне работается с закрытыми глазами. Только тогда я вижу
и слышу…Очень часто значение и важность самого начала игры недооцениваются. Все
зависит именно от тщательной подготовки этого момента. Перед началом фразы, между
подготовительным жестом руки или пальца и самой первой нотой, всегда существует
краткий миг… Эта тишина, предшествующая фразе, действует в качестве фона, на котором
выводится и обретает рельефность мотив. Дыхания и цезуры, особенно предшествующие
началу, столь же важны, как и сами ноты».
Для уяснения учеником правильного звукоизвлечения полезен прием «от обратного», то
есть преподаватель показывает варианты резкого, стучащего звука и, наоборот, вялого,
безопорного. Таким образом яснее воспринимается глубокий поющий звук, к которому надо
стремиться, так как основу выразительности составляет именно звук, его качество.
Понятие глубины клавиши, её «дна», для начинающего малыша может быть не совсем
ясно. Тут можно использовать тактильное восприятие при показе «взятия звука» на руке
ребенка.
Таким
же
образом,
на
руке
преподавателя,
ученик
может
проверить
свои
ощущения при звукоизвлечении. Этот прием очень действенен для детей со слабыми,
тонкими пальцами и узкими фалангами, когда процесс «прилаживания к клавиатуре» идет с
затруднением. Кроме того, особая сложность звукоизвлечения на фортепиано связана с
преодолением ударности звучания. Поэтому, воспитание слуха начинающих пианистов
направлено
на
слушание
протяженности
фортепианного
звука,
на
развитие
полифонического восприятия уже в простейших пьесках при игре двумя руками.
Не менее важно для успешного продвижения ученика и поддержания его интереса к
музыкальным занятиям с первых же уроков создавать доверительную, доброжелательную
атмосферу, когда ребенок чувствует себя комфортно и активно включается в творческий
процесс. Для этого следует разговаривать с учеником как с равным и серьезно выслушивать
его рассуждения и вопросы, то есть давать ему тоже высказаться.
В процессе работы надо стараться опираться на положительные стороны учащегося,
поощрять их в первую очередь, а только во вторую очередь говорить о недостатках и
начинать работу над ними. В то же время, рассуждая с учеником на равных, нельзя
забывать,
что
ребенку
свойственно
конкретное
мышление.
Поэтому
речь
педагога
не
3
4
должна быть многословной, но ясной и емкой, а темп речи – только спокойный, иногда даже
с паузами, для лучшего выделения главной мысли или слова.
Итак,
пробуждение
у
ребенка
активности
к
исполнению
–
это
первый
успех
в
педагогической
работе.
Но
процесс
разучивания,
необходимый
для
непосредственно
самостоятельного
исполнения,
занимает
достаточный
промежуток
времени,
в
который
часто
ослабляется
или
вообще
пропадает
интерес
ученика
к
данной
пьесе
или
к
музыкальным занятиям вообще. Поэтому следующая важная задача этого периода – это
наполнить процесс разучивания интересными и доступными ребенку заданиями, избежать
скучной
и
однообразной
работы.
Если
педагогу
удается
сконцентрировать
внимание
ученика на весь промежуток времени, то активность и интерес сохраняются, а время
проходит незаметно.
На эту тему есть очень интересные и полезные мысли выдающихся педагогов-пианистов.
Ванда Ландовская пишет: «Дело учителя не работать за ученика или заставлять его
самого работать, а показать ему, как надо работать.»
А.Гольденвейзер: «Работать надо так, чтобы не было необходимости исправлять уже
сделанное и бороться с неправильными привычками.»
С.Фейнберг: «Уже при первом беглом знакомстве с сочинением нужно стремиться к
наиболее точному овладению ритмикой, звучностью и т.п.»
Ещё одним важным этапом в работе с учеником любого возраста является разбор
произведения.
Разбор
-
это
первое
впечатление,
первое
непосредственное
ощущение,
поэтому важно, чтобы оно пробуждало интерес, а не гасило его. Грамотное и детальное
прочтение нотного текста – залог правильного разбора в будущем. Начиная работать над
новой пьесой, педагог должен, прежде всего, увлечь ученика. Один из способов – это
исполнение нового произведения целиком, дополняя прослушивание образным словесным
пояснением, прибегая к доступным ребенку жизненным и художественным ассоциациям.
Понятие нового на ранней ступени обучения весьма объемно. Для малыша в первые
месяцы
музыкальных
занятий
новым
является
почти
все.
Уже
при
разучивании
одноголосных
мелодий
появляются
первые
исполнительские
трудности:
определение
высотности,
длительности,
ориентации
в
аппликатуре,
артикуляционных
штрихах,
динамике, координации рук. В этой ситуации, для облегчения восприятия музыки ребенком,
стоит воспользоваться методическим приемом вычленения простого и сложного. Например,
сначала фиксировать внимание ученика на высотности и аппликатуре, а метрику временно
контролировать
лишь
слухом,
затем,
сохраняя
точность
исполнения
выше
названых
компонентов, постепенно добавлять ощущение фразы, штрихи, динамику и т.д. Наряду с
целостным показом-исполнением в начале разучивания, на следующих этапах работы важен
расчлененный показ отдельных художественных и технических деталей. В зависимости от
уровня способностей ученика и быстроты его реакции бывает полезен показ какой-либо
детали или интонации с преувеличением, с акцентом на удобные кистевые и пальцевые
движения,
в
так
называемой
«замедленной
съёмке».
Г.Нейгауз
рекомендует
такой
4
5
преувеличенный показ, который подчёркнуто демонстрирует ребёнку не вполне удающиеся
ему звуковые или технические детали. Этот приём на стадии разучивания очень полезен для
закрепления самим учеником, для лучшего уяснения им задачи и для активизации слухового
и зрительного контроля.
Главная цель при разборе с начинающими - возможно быстрее перейти от
разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения,
без ошибок и остановок в очень спокойном темпе. Для этого необходимо добиваться, чтобы
с первых шагов ученик воспринимал нотный текст группами по 2-3-4 ноты, в зависимости
от того, как они укладываются в мотивы, такты или слова. Простейшие песенки читаются с
листа
и
подробно
разбираются
на
уроке
с
помощью
преподавателя.
Таким
образом,
сокращается время так называемой «черновой» работы и направляется внимание ребёнка на
художественно-музыкальные задачи. В результате у ученика нет страха перед трудностью
разбора, и процесс разучивания становится интересен.
В дальнейшем каждое чтение пьес с листа предваряется словесным анализом нот и
ритма,
знаков
и
штрихов,
что
значительно
облегчает
непосредственно
исполнение.
Произведения с элементами полифонии особенно сложны для чтения с листа равно как и
для
разбора.
Важно
с
самого
начала
развивать
внутренний
слух
ребёнка,
умение
предслышать
то,
что
должно
быть
исполнено:
вижу-
слышу-
играю.
В
качестве
предварительной
работы
при
знакомстве
с
полифонией
полезно
пропевать
голоса
произведения отдельно, потом в ансамбле с педагогом.
В
тексте
обычно
встречается
терминология,
часто
на
итальянском
языке.
Любознательные и внимательные дети, как правило, сами обращают на неё внимание и
задают вопросы. В таких случаях стоит сразу объяснять перевод и значение терминов, так
как в дальнейшем они будут часто встречаться. Это поможет ученику более точно понять
характер и штрихи в пьесе, особенно при самостоятельной работе, и приучит его не
пропускать никаких обозначений в нотном тексте.
Среди множества пособий по чтению с листа стоит обратить внимание на только что
вышедший( 2011г.) сборник « Я учусь играть с листа на фортепиано», тетрадь первая,
составленный талантливыми педагогами-пианистами Гриффиной И.И. и Тарасовой Н.А. и
рекомендованный
для
начальных
классов
ДШИ,
ДМШ
и
т.
п.
Материал
в
сборнике
расположен в порядке постепенного возрастания трудности нотных текстов и распределён
по разделам, в каждом из которых последовательно закрепляется один навык, остальные
задачи
минимизированы.
На
первом
этапе
обучения
важнейшим
является
освоение
горизонтали
в
фортепианной
фактуре,
этому
посвящён
раздел
«
Игра
в
пределах
пятипальцевой позиции». На простейших песенках ребёнок учится играть наощупь, так как
мелодия укладывается в пятипальцевую позицию. Ученик привыкает ощущать квинту под
ладонью, а каждый из пальцев- на соответствующей клавише. Воспитание этого навыка на
начальном этапе обучения является очень важным. Главная задача при чтении с листа – это
сыграть всю пьеску целиком в одном темпе без повторов и исправлений. Любое чтение с
листа должно начинаться с предварительного анализа текста и выбора соответствующей
аппликатуры. Далее полезно прохлопать ритм партий обеих рук с использованием ритмо-
5
6
слогов (ти-ти-та) или традиционного счета на «раз-и-два-и» на коленях или на крышке
инструмента, а затем также на крышке проиграть пьесу той аппликатурой, которая была
выбрана и подписана учеником (или совместно с преподавателем. На следующих этапах
обучения ребёнок знакомиться с позицией руки при игре мелодий, в основе которых лежат
гаммы и разные виды арпеджио. Таким образом воспитывается навык « позиционной
игры».
Е.М.Тимакин,
талантливый
пианист-педагог,
рекомендует
уже
в
самом
начальном
периоде систематически играть в четыре руки с учеником, а также читать лёгкие ансамбли с
листа. Главное отличие чтения с листа от разбора произведения- необходимость сыграть
всю пьесу от начала до конца в едином темпе, не останавливаясь, не обращая внимания на
возможные ошибки и не исправляя их. Это качество успешно вырабатывается при игре в
ансамбле. Существуют разные виды ансамблей: четырёхручный фортепианный ансамбль
«учитель- ученик», «ученик- ученик» и аккомпанемент как разновидность ансамбля. Чаще
всего партия педагога представляет собой ровную пульсацию четвертей, восьмых или
половинных длительностей, заменяя ученику счёт. Это особенно полезно для детей со слабо
развитым чувством ритма, заставляет их активнее слушать и мобилизовать внимание на
пульсе в произведении. Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным
для ребёнка, нельзя форсировать техническое продвижение. Переход к следующему уровню
трудности
должен происходить только после основательного закрепления предыдущего,
когда всё пройденное уверенно получается. Кроме того, всегда полезен возврат к более
простому материалу, «шаг назад» к уже освоенным приёмам для их закрепления и придания
уверенности ученику в его возможностях, а главное, для поддержания интереса к обучению,
к музыке, так как постоянно нарастающие трудности и, в связи с ними, напряжение могут
вызвать только усталость и потерю интереса. Постепенно у ребёнка вырабатывается навык
видеть вперёд и заранее готовить руку или палец, а также предслышать следующую ноту,
позднее- мотив.
На начальном этапе обучения педагоги часто сталкиваются с недостатком элементарных
упражнений для развития техники и постановки рук. Обычно упражнения предполагают
многократное
повторение
какого-либо
оборота,
однообразную
аппликатуру.
Детей
это
быстро утомляет, ослабляет их внимание, а часто и интерес к занятиям. Замечательный
петербургский педагог-пианист В.М. Золотницкая разработала методическое пособие «
Упражнения для начинающих пианистов». Сочинённые ею упражнения помогают укрепить
свод
и
активизировать
работу
пальцев.
Необходимо
находить,
подбирать,
сочинять
небольшие и яркие упражнения в виде песенок, игр с текстом, которые помогут незаметно и
весело осваивать фортепиано, определённые технические приёмы.
Первые упражнения разучиваем с рук. Ребёнок впервые садится за инструмент, имея
слуховой музыкальный опыт. Ему хочется сразу получить результат от прикосновения к
фортепиано
и,
если
педагог
в
этом
поможет,
интерес
к
занятиям
обеспечен.
Одни
упражнения появляются прямо на уроке в помощь ученику, другие подсказаны трудами
Г.Г.Нейгауза, В.Ландовской, разработками Баренбойма, Артоболевской, Мальцева. Прежде
всего
надо,
чтобы
ребёнок
чувствовал
себя
свободно
и
раскрепощённо
в
общении
с
6
7
преподавателем,
так
как
без
полной
эмоциональной
свободы
ученика
невозможна
его
физическая
свобода
и,
в
частности,
свобода
рук.
Залог
эмоциональной
свободы-
в
доброжелательных, творческих взаимоотношениях.
Первые упражнения для малышей построены на тесных интервалах (секунда, терция,
кварта,
квинта),
поэтому
уделяем
им
большое
внимание.
Обращаем
особое
внимание
ребёнка на различное звучание интервалов в зависимости от замысла композитора.
В сборнике В.М.Золотницкой все авторские упражнения даны с текстами. Это даёт
ребёнку эмоциональный настрой, помогает найти более точные прикосновения к клавишам.
Каждое
упражнение
разучивается
с
педагогом
как
песенка
или
игра.
Выученные
упражнения полезно и интересно транспонировать. Можно менять характер (играть в
мажоре
и
миноре)
и
отрабатывать
разные
штрихи
и
туше
на
одном
материале.
Все
упражнения автор предлагает играть от лёгкого staccato,
non legato,
marcato и лишь затем
legato.
Переходя к разучиванию пьес двумя руками одновременно, вначале следует выбирать
материал,
где
партия
одной
из
рук
предельно
проста,
представляет
собой,
например,
залигованный интервал или аккорд, длящийся несколько тактов. Кроме того, на начальном
этапе все простейшие песенки полезно играть в октаву, транспонировать. Это хорошо
развивает
координацию,
а
также
активизирует
слух,
так
как
каждый
звук
должен
исполняться двумя руками точно одновременно.
Одним из важных этапов работы в начальном периоде обучения является освоение
приёма legato. Сначала ребёнок слушает лигу из двух соседних звуков, пробует играть
связно вторым и третьим пальцами с глубокой опорой на первый звук, ощущая, как из него
«вытекает» второй, более лёгкий. Здесь помогает использование подтекстовки, коротких
слов из двух слогов с ударением на первый (мама, папа, зайчик, котик и т. п.). Потом
добавляется
третий
звук-слог
в
лиге,
ученик
пробует
играть-пропевать
лигу
вторым,
третьим
и
четвёртым
пальцами,
чередуя
восходящие
и
нисходящие
попевки.
Главная
задача-
почувствовать
и
услышать
«перетекание»
звука
из
пальца
в
палец.
Полезно
использовать приём диалога между руками, «вопрос-ответ», с охватом всей клавиатуры,
слушанием коротких лиг в разных регистрах. Очень важно научить ребенка «дышать»
кистью, освобождать руку в запястье и помогать каждому пальцу при игре legato всей
рукой. Ни в коем случае нельзя торопиться при освоении легато и переходить к длинным
лигам, пока не достигнута полная свобода и кистевая гибкость в небольших лигах.
Хорошо
активизирует
внимание
и
слуховой
контроль,
а
также
самостоятельность
исполнительских решений, приём наводящих вопросов типа: «Что тебе не очень удалось в
этой пьесе?», «Красиво ли всё звучало?», «Получилось ли певуче?» и т. п.
Это воспитывает у ребёнка критическое и, по возможности, объективное отношение к
собственному
исполнению.
Корявости
и
ошибки
в
игре
чаще
всего
происходят
из-за
недостатка сосредоточенности. В связи с этим интересно замечание В.Ландовской: «Сплошь
и
рядом
неясная
нам
фраза
раскрывается,
как
только
мы
её
споём.
Чем
обладает
7
8
человеческий голос, если он объясняет и делает близкой пульсацию фразы?» Так ещё раз
подчёркивается польза пения с начинающими простых песенок и пьес.
Так
же
приучают
к
самостоятельности
такие
задания
как
обозначения
учеником
аппликатуры в отдельных отрывках и цезур между фразами. С самых первых песенок
полезно продумывать аппликатуру совместно с ребенком, разбирать разные варианты и
анализировать их, чтобы впоследствии ученик сам стремился к оптимальному удобству в
аппликатуре, так как это обеспечивает более ясное и выразительное исполнение конкретных
мотивов и пассажей.
В настоящее время разработано множество замечательных сборников для начинающих с
яркими
картинками
и
стихотворной
подтекстовкой,
а
также
с
интересными
аккомпанементами для исполнения педагогом в ансамбле с учеником. Среди них сборник И.
Корольковой
«Крохе-музыканту»
в
2
частях,
О.
Геталовой
«В
музыку
с
радостью»
и
отдельный сборник для малышей с 4 до 6 лет, Н. Соколовой «Ребенок за роялем» и другие.
Таким
образом,
стоит
отметить,
что
на
сегодняшний
день
подход
к
начальному
музыкальному образованию находит яркое и детальное отражение в специальной литературе
и нотных пособиях. В этой области всегда будет иметь место эксперимент и активный
творческий поиск.
Список использованной литературы
1. Ванда Ландовска «О музыке»
2. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
3. Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста»
4. Е.М. Тимакин «Воспитание пианиста»
5. В. Золотницкая «Упражнения для начинающих пианистов»
6. И. Гриффина, Н. Тарасова «Я учусь играть с листа на фортепиано»
8
9
9