Автор: Лукова Виктория Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 962"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: презентация методической разработки
Тема: "Формирование представлений о геометрических фигурах у дошкольников через дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование
формирование
представлений о
геометрических фигурах
у дошкольников
через дидактические
игры.
В основу организации образовательного
процесса, ознакомления с геометрическими
фигурами, положен деятельный метод.
Новое знание не даётся детям в готовом виде, а
входит в их жизнь как открытие закономерных
связей и отношений окружающего мира путём
самостоятельного анализа, сравнения, выявления
существенных признаков и обобщения.
А воспитатель подводит детей к этим открытиям,
организуя и направляя их поисковые действия
через систему дидактических игр, в процессе
которых они исследуют проблемные ситуации,
выявляют существенные признаки и отношения,
соревнуются, делают открытия.
В ходе этих игр и осуществляется личностно
ориентированное взаимодействие взрослого с
ребенком и детей между собой, их общение в
парах, в группах.
Дети не замечают, что идет обучение, они
перемещаются по комнате, работают с игрушками,
картинками, мячами, кубиками и т.д.
Вся система образовательных ситуаций
воспринимается ребенком как естественное
продолжение его игровой и практической
деятельности.
В младшем дошкольном возрасте дети
знакомятся с плоскостными фигурами:
кругом, треугольником, квадратом,
прямоугольником, овалом – и объемными
телами: шаром, кубом, цилиндром, конусом,
призмой, пирамидой.
Для включения нового знания в систему
знаний детям существуют различные
дидактические игры.
При исследовании форм фигур используют
следующие приемы:
•
взаимное наложение или приложение фигур (этот
прием позволяет четче воспринять особенности
фигур, их сходство и различие, выделить их
элементы);
•
обследование фигур осязательно-двигательным
путем и выделение некоторых элементов и
признаков фигуры (дети должны научиться словесно
описывать ту или иную фигуру);
•
организация разнообразных действий с фигурами
(катать, класть, ставить в разные положения);
•
группировка фигур по размеру, цвету и форме.
•
Игра
– основное и любимое занятие детей, их
работа.
•
В игре часто сложное становится доступным.
•
Дидактическая игра помогает познакомить с
новыми геометрическими фигурами, закрепить
уже пройденный материал, развить мелкую
моторику во время исследования геометрической
фигуры, и конечно, развивает память, мышление,
речь, воображение.
•
В дидактические игры по формированию
представлений о геометрических фигурах
ребенок может играть один, с друзьями и
совместно с взрослыми.
Геометрические фигуры которые должен
знать ребенок в средней группе
Ознакомление с прямоугольником
ведется в сравнении с квадратом
Дидактическая игра «Бусы»
Цель игры:
-закреплять геометрические фигуры
-порядковый счет
- цвет
Ход игры:
1. Покажи маленький треугольник Какой он? (маленький, красный
треугольник).
2. Покажи большой прямоугольник. Какой он?
3. Найди круг. Расскажи о нем.
4. Найди маленький квадрат. Какой он.
5. Покажи все фигуры одного цвета.
6. Покажи все маленькие фигуры.
Дидактическая игра: « Найди девятого»
(Различие по одному признаку, по форме
).
Цель: - Учить путем зрительного и
мыслительного анализа рядов фигур по
горизонтали выбирать недостающую
фигуру.
Ход игры:
Посмотрите внимательно на таблицу.
Сначала нужно рассмотреть первый,
верхний ряд фигур, затем второй, средний.
А в третьем, нижнем ряду одной фигуры не
хватает…..
Дидактическая игра: « Найди
девятого». (по двум признаком: форме
и цвету)
Дидактическая игра: «Найди
свой домик».
Цель: Научить детей отличать и
правильно называть геометрические
фигуры.
•
Каждая фигура живет в своем домике, что
бы правильно найти ее домик, нужно
сравнить форму фигуры с формой окошечка
домика. Где будет жить квадрат? ( в домике
с квадратным окошком и т. д. )
Тряхнем стариной…..
Можем, когда захотим.
Дидактическая игра: «Сортировка»
Цель: Учить раскладывать фигуры на
группы. Закреплять названия
геометрических фигур.
Ход игры:
Разложить фигуры по цвету ( в красную,
желтую, синею и зеленую коробки).
Разделить фигуры по величине (большие в
коробку, маленькие в корзинку).
Разложить фигуры по форме ( в четыре
коробки с наклеенными геометрическими
фигурами).
Творчество детей (Коллективное и
индивидуальное).
1. Елочки для Деда Мороза.
2. Рыбки в аквариуме.
3. Цыплята.
Цель:
- Учить складывать из геометрических фигур
птиц, рыб, животных и создавать различные
композиции
-Развивать фантазию.
-Художественный вкус.
Игры старших дошкольников
Создание геометрического узора по
схеме.
Создание архитектурной композиции
из геометрических фигур (творческая
игра для старших дошкольников).
Цель :Развивать художественный вкус.
Рационально располагать фигуры на листе.
Преобразовывать
одну
геометрическую
фигуры в другую (прямоугольник в квадрат,
круг полукруг, равнобедренный треугольник
в острый, треугольник в трапецию и. т. д.).
Умение работать сообща.
Дом в котором мы живем.
Дом с будильником для школьников.
Дом для солнышка.
Сказочный дворец.
Стоит терем-теремок…
Создание образов сказочных
героев из геометрических фигур
(для старших дошкольников
).
Цель: Развивать воображение,
творческую смекалку,
художественный вкус
.
Хорошая компания.
Девочка и пришельцы.
Принцесса
Еще одна
принцесса.
Дворец Королевы математики
Создание архитектурной
композиции с помощью
геометрических фигур из
математического
набора.
Ай да мы…
Жители города математики.