Авторы: Гайдук Вера Михайловна, Осмехина Алёна Владимировна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности, педагог-дефектолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №393"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Командное взаимодействие педагогов ДОУ в группе компенсирующей направленности для детей ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
« Командное взаимодействие педагогов ДОУ в группе компенсирующей
направленности для детей ОВЗ»
Воспитатель
группы компенсирующей направленности:
Гайдук В.М.
педагог-дефектолог Осмехина Л.Б.
учитель-логопед Протасова Л.Б.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является
весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых,
этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного
профиля. Успешное преодоление различных отклонений у детей в специальных группах
возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов
дошкольного
учреждения
на
интегративной
основе.
Вокруг
ребенка
совместными
действиями
различных
специалистов
создается
единое
коррекционно-образовательное
пространство и определенная предметно-развивающая среда.
Тесная взаимосвязь педагогов возможна при условии совместного планирования
работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-
образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении
единства требований, предъявляемых детям.
В нашем детском саду данная система взаимодействия педагогов функционирует уже
более
10
лет. При объединении людей в команду достигается эффект синергии, когда
результат совместного труда превосходит суммарный результат индивидуальных усилий.
Совместная работа позволяет вдохновлять, поддерживать друг друга, разрабатывать идеи,
сопоставлять
различные
точки
зрения
формировать
«стереоскопическое»
видение
проблем, использовать во благо имеющиеся различия в способностях, темпераменте,
жизненном и профессиональном опыте участников команды.
Командой называют группу людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг
друга в ходе достижения поставленных целей. Она выступает в качестве особой формы
организации
людей,
основанной
на
продуманном
позиционировании
участников,
имеющих
общее
видение
ситуации
и
стратегических
целей
команды
и
владеющих
отработанными процедурами взаимодействия.
Таким образом, в качестве основных характеристик команды можно отметить ряд
признаков:
1.
Все
члены
команды
объединены
общей
деятельностью
и
общей
целью
деятельности.
2.
Члены
команды
находятся
в
синергетической
взаимозависимости—
результат
совместной работы оказывается качественно иным по сравнению с итоговым результатом
индивидуальной работы.
3.
Все
члены
команды
осознают
себя
как
единое
целое,
обособленное
от
окружающей среды и обладающее внутренней структурой.
4.
Деятельность
команды
соотносится
с
окружающим
обществом,
смысл
деятельности команды выходит за рамки самой деятельности.
В
работе
с
детьми,
имеющими
ОВЗ,
возникла
необходимость
поиска
единых
концептуальных основ взаимодействия всех педагогов, для согласованности проводимых
мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а
также развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.
Мы
создали
модель
коррекционно-развивающей
деятельности,
которая
представляет собой целостную систему.
Цель
её
состоит
в
организации
воспитательно-образовательной
деятельности
дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей
диагностический блок, (изучение психических и речевых особенностей ребенка с
ОВЗ, выделение факторов риска на основе полученных результатов),
профилактический блок (формирование у педагогов и родителей информационной
готовности к коррекционной работе),
коррекционно-развивающий
блок,
(разработка
и
внедрение
интегрированной
коррекцинно
-
развивающей
программы)
обеспечивающие
положительный
уровень речевого и психического развития дошкольника.
Задачи:
Создать
единое
коррекционно-образовательное
пространство,
стимулирующее
речевое и личностное развитие детей.
Разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Разработать конкретные механизмы внедрения модели психолого -педагогического
сопровождения детей с ОВЗ в практику работы дошкольного учреждения.
Содержание коррекционно – развивающей деятельности
•
Все
педагоги
работают
под
руководством
логопеда
или
дефектолога,
который
является
организатором
и
координатором
всей
коррекционно-
развивающей
работы,
составляет
совместно
с
коллегами
календарно-
тематический план:
Учитель –дефектолог
•
Развитие познавательной деятельности;
•
Развитие мелкой моторики пальцев рук;
•
Формирование понимания речи;
•
Уточнение и обогащение словаря ребенка,
•
Развитие навыков связной речи,
•
Формирование элементарных математических представлений
•
Коррекция нарушений сенсорного развития;
•
Формирование и коррекция пространственно-временных представлений;
•
Развитие зрительно-моторной координации;
Учитель-логопед
•
Взаимодействие
учителя
-дефектолога,
учителя
–
логопеда
в
целях
повышения
продуктивности
процесса
закрепления
речевых
умений
и
навыков
•
Осуществляет
работу,
направленную
на
максимальную
коррекцию
отклонений в речевом развитии детей (звукопроизношение, грамматический
строй, связная речь)
Воспитатель группы компенсирующей направленности
•
Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики
•
Закрепление произношения поставленных логопедом звуков
•
Целенаправленная активизация отработанной лексики
•
Упражнение
в
правильном
употреблении
с формированных
грамматических категорий
•
Развитие памяти, внимания, логического мыщления в игре.
•
Формирование связной речи, закрепление навыков чтения и письма
Педагог - психолог
•
Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ по развитию высших
психических функций; работа с детьми, имеющих отклонения в поведении;
коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций,
коррекция детско-родительских отношений.
Музыкальный руководитель
•
Развитие
слухового
восприятия,
музыкального
слуха,
фонематического
восприятия;
•
Развитие
основных
компонентов
звуковой
культуры
речи:
интонации,
ритмико – мелодической стороны;
•
Формирование правильного речевого и певческого дыхания,
•
Обогащение
музыкального
словаря
детей
на
основе
впечатлений
от
прослушивания музыкальных произведений
Инструктор по физической культуре.
•
решает
традиционные
задачи
по
общему
физическому
воспитанию
и
развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных
умений
и
навыков,
что
способствует
формированию
психомоторных
функций и специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной
памяти,
способности
к
восприятию
и
передаче
движений
по
пространственно
–
временным
характеристикам,
совершенствование
ориентировки в пространстве.
•
Определены формы взаимодействия педагогов.
Наиболее
приоритетные:
педсоветы,
консультации,
тренинги,
семинары
–
практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ НОД.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики
и
коррекционной
педагогики
позволит
обеспечить
систему
комплексного
психолого-
медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с ОВЗ.
•
Формы работы с детьми
с ОВЗ
используемые при взаимодействии
педагогов в ДОУ(познавательно- досуговые):
В течение учебного года проведено 9 мероприятий:
Сентябрь – Мониторинг
Октябрь – Книжкина неделя
Ноябрь – Осенняя ярмарка
Декабрь – встреча Нового года
Январь – Животные Пермского края
Февраль – Все идут служить ребята…..
Март – Масленица
Апрель – Перелетные птицы
Май - Зорница
Июнь – Красный, желтый, зеленый
Июнь - Мониторинг
Только
в
тесном
взаимодействии
всех
участников
педагогического
процесса
возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития
к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.