Автор: Фролова Елена Вениаминовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств №1
Населённый пункт: г. Октябрьский РБ
Наименование материала: Методическая разработка сценария лекции-концерта
Тема: "Пусть сказка входит в каждый дом"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры
Дополнительного образования «Детская школа искусств №1» городского
округа город Октябрьский Республика Башкортостан
Методическая разработка открытого мероприятия
для учащихся фортепианного отделения
Лекция-концерт на тему
«Пусть сказка входит в каждый дом»
Выполнила преподаватель
по классу специального фортепиано
Фролова Е.В.
2015 г.
Добрый день, дорогие ребята!
Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы
отправимся в увлекательное музыкальное путешествие в страну сказок и
сказочных героев.
Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь
глубокой древности, что определить с точностью время их рождения очень
сложно. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи,
которые часто выступали в роли главных героев повествования. Они же
передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по
ходу изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки учили выпутываться
из сложных ситуаций, с честью выходить из испытаний, побеждать страх,
коварных злодеев. И любая сказка оканчивалась счастливым финалом.
С раннего детства мы знакомимся со сказками, слушая их от мамы и
бабушки. Затем, становясь взрослыми, сами рассказываем их детям и
внукам.
Невозможно представить себе детство без волшебной сказки. Да и какой
взрослый не улыбнется при встрече с ней? Так сказки нашли отклик в душе
многих композиторов. Великие, гениальные композиторы разных времен
часто обращались к жанру сказки, создавая оперы, балеты, симфонические
сюиты, инструментальные пьесы.
- Ребята, кто знает таких композиторов и их произведения? (Ответы)
Хорошо, я вам помогу. П.И. Чайковский – балеты «Щелкунчик», «Спящая
красавица», «Лебединое озеро», Н.А. Римский-Корсаков – оперы «Садко»,
«Снегурочка», «Сказка о Царе Салтане», «Сказка о Золотом Петушке», М.И.
Глинка – опера «Руслан и Людмила», М.П. Мусоргский «Картинки с
выставки», А.К. Лядов - «Кикимора», Э. Григ – «Кобольд», К. Хачатурян –
балет «Чиполлино».
- А теперь назовите мне имена писателей и поэтов, кто сочинял любимые
сказки? (Ответы). Правильно, это Г.Х. Андерсен, братья Гримм, А.С. Пушкин,
Гофман, Ш. Перро, Р. Киплинг, К. Чуковский, Н. Носов, Э. Успенский, Льюис
Керролл и многие другие.
Конечно же, мы все знаем и любим сказки великого русского поэта А.С.
Пушкина. Когда он был маленький, у него была няня – Арина Родионовна. И
вечерами, укладывая спать маленького Сашу, рассказывала сказки. Он
очень любил слушать их. Позже, когда раскрылся у него дар поэта, стал сам
сочинять сказки.
А мы прослушаем пьесу П.И. Чайковского «Нянина сказка»
Прежде чем прослушать следующую пьесу, отгадайте загадку.
Мы под землей работаем.
Алмазы добываем.
Но вечером с охотою
Плясать не забываем.
Топ-топ-топ, топ-топ-топ
Угадайте, кто мы?
Топ-топ-топ, топ-топ-топ
Мы лесные….(Гномы)
Звучит пьеса А. Роули « В стране гномов»
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда.
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. (Мальвина)
Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? ( Буратино)
Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? (Карабас)
Из какой сказки эти персонажи? Правильно - «Золотой ключик» Алексея
Толстого.
Я думаю, что каждая девочка, прочитав эту историю, хотела быть
Мальвиной, а каждый мальчик – веселым Буратино. Но там есть еще один
яркий герой – он мечтатель, романтик, влюбленный в Мальвину, кто это?
А. Лепин «Пьеро»
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне, в золоченной карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. ( Золушка )
Песню «Золушка» исполнят ребята первого класса.
Все мы знаем и очень любим русские народные сказки. Есть сказки о
богатырях – добрых молодцах, о царевнах, об Иванушке – дурачке. Русская
сказка открывает нам мир человеческих чувств и взаимоотношений,
утверждает доброту и справедливость, приобщает к традициям и культуре
русского народа. Очень много русских народных сказок про животных. Все
зверушки в сказках говорят и даже поют. Разве это не волшебство? Самые
первые сказки, которые вам рассказывали мамы, это были « Курочка Ряба»,
«Колобок», «Три медведя», «Лиса и Журавль», «Волк и семеро козлят».
Сейчас мы прослушаем пьесы, в которых изображены герои животные из
добрых сказок.
Г. Галынин «Зайчик»
Н. Любарский «Курочка»
Р. Касимов «Полечка для лисоньки»
П. Берлин «Марширующие поросята»
«Сказка о Золотом Петушке» и «Сказка о Царе Салтане» А.С. Пушкина
вдохновили русского композитора Н.А. Римского-Корсакого на создание
одноименных опер. Вспомним «Сказку о Золотом Петушке», конечно же,
это Петушок, Царь Дадон, Шамаханская царица…
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
Царствуй лежа на боку!»
В нашем концерте прозвучит пьеса И. Стрибогга «Вальс петушков»
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети (семеро козлят)
Выступают учащиеся 3 класса Хор из оперы «Волк и семеро козлят»
Вспомним сказку Юрия Олеши «Три толстяка». Мятежники – гвардейцы сломали
куклу наследника Тутти, и необходимо было починить ее за одну ночь. Но
механизм был испорчен и сделать это было невозможно. И доктор Гаспар находит
девочку – циркачку Суок, как две капли воды похожую на куклу наследника.
Девочка соглашается подменить куклу. Но всю сказку я рассказывать не буду, вы
ее сами прочитаете и узнаете, что же произошло дальше.
А в нашей гостиной прозвучит пьеса П.И. Чайковского «Новая кукла»
Я думаю, что вы не только любите читать сказки, но и смотреть кинофильмы
и мультфильмы. Ни одно кино или мультфильм необходится без музыкального
сопровождения. Музыка очень сильно помогает в раскрытии характера героев,
создает более яркие образы природных явлений, таких как гроза, вьюга, ветер.
Сейчас мы прослушаем пьесу Р. Глиэра «В полях»
Музыка очень сказочная и волшебная, сразу представляешь себе сказку
«Морозко» - зимний лес, тройка лошадей, сани, Дед Мороз…
Ребята, скажите, а кто такие кобольды?
Кобольдами называются духи домашнего очага, приблизительно
соответствующие русским домовым; иногда это же название применяется и к
горным духам. Кобольдам приписываются подшучивания над людьми, они
постоянно возятся и шумят. Описываются они в виде карликов, обычно
безобразных.
Э. Григ «Кобольд»
Если бы все герои были милые и добрые, то сказки были бы скучны. В сказках
обязательно присутствуют злые силы, нечисть, разбойники, Бармалей и т.д. А
каких отрицательных персонажей знаете вы?
На ступе волшебной старуха летит
Так быстро, что ветер за нею свистит.
Живет она в сказочной, темной глуши –
Ты имя старухи назвать поспеши! (Баба-Яга)
П.И. Чайковский «Баба – Яга»
А сейчас для сравнения мы послушаем как другой русский композитор М.П.
Мусоргский в произведении «Картинки с выставки» «Избушка на курьих ножках»
изобразил Бабу-Ягу.
Мы услышали мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину нечистой силы.
Музыка «колючая», мелодия отрывистая, динамика громкая, что характерно
повадкам злой старухи.
Если кто-то еще не знаком со «Сказкой о потерянном времени» Евгения Шварца,
то я советую ее прочитать. В этой истории говорится «не тратьте время попусту,
оно назад не вернется». Правильно распорядиться своим временем крайне
важно, иначе мы никогда ничего не успеем.
А ребята из 2 класса исполнят нам песню «Будильник»
«Приключения Чиполлино» сказка итальянского писателя Джани Родари. В ней
главный герой мальчик – луковка Чиполлино борется с несправедливостью,
защищая обиженных бедняков от богачей Синьора Помидора и Принца Лимона.
Все персонажи – фрукты и овощи: Редиска, Тыква, Земляничка, Вишенки и многие
другие. По мотивам этой сказки композитор Карен Хачатурян создал балет
«Чиполлино». И музыка из этого балета легла в основу мультфильма. Обязательно
посмотрите этот мультфильм и внимательно послушайте музыку.
К. Хачатурян «Помидор»
Какое странное созданье!
Она прекрасно сложена.
И в море, или в океане
,
С волной и пеною дружна.
И не совсем, чтобы девица.
И рыбкой тоже не назвать.
Как все ждала земного принца,
Чтоб с милым счастье испытать.
(Русалочка)
Все мы знаем сказку с печальным концом Г.Х. Андерсена «Русалочка»,
повествующая о молодой русалке, которая готова отказаться от своей жизни в
море ради того, чтобы получить человеческую душу и любовь принца.
Сейчас мы прослушаем «Романтический вальс» С. Слонимского и погрузимся на
дно морское, где живут сестры – русалки, беззаботно танцуя, веселятся и мечтают
о земной жизни и о любви.
Во многих сказках прекрасных принцесс заточают в башни, а отважные рыцари
отправляются их спасать, чтобы предложить руку и сердце. По пути освободители
вступают в бой с темными силами, преодолевают трудности и через некоторое
время достигают темницы прекрасной принцессы, которая вот уже не один год с
тоской смотрит в окно самой высокой башни, ожидая своего освободителя.
Словно корабль по бескрайнему морю, над лесом
,
В небе огромном плыла одиноко луна.
В замке старинном скучала девчонка – принцесса
,
В этот таинственный час совершенно одна.
Грустная ночь застывала на длинных ресницах.
Падала с неба, в глазах отражаясь, звезда,
Словно далекий привет от прекрасного принца
Падала и исчезала во тьме без следа.
Э. Григ « У ног твоих»
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть добро и ласку,
Может быть , вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно-
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном-
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям
Научите их любить!
И в завершении нашей встречи прозвучит «Финал» из сюиты Сен-Санса
« Карнавал животных», в исполнении фортепианного дуэта преподавателей.
Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам. Хочется пожелать вам,
дорогие ребята, побольше читать, узнавать новое, слушать хорошую музыку,
расти добрыми, отзывчивыми людьми!
До свидания, до новых встреч!