Напоминание

"Пусть сказка входит в каждый дом"


Автор: Фролова Елена Вениаминовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств №1
Населённый пункт: г. Октябрьский РБ
Наименование материала: Методическая разработка сценария лекции-концерта
Тема: "Пусть сказка входит в каждый дом"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры

Дополнительного образования «Детская школа искусств №1» городского

округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Методическая разработка открытого мероприятия

для учащихся фортепианного отделения

Лекция-концерт на тему

«Пусть сказка входит в каждый дом»

Выполнила преподаватель

по классу специального фортепиано

Фролова Е.В.

2015 г.

Добрый день, дорогие ребята!

Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы

отправимся в увлекательное музыкальное путешествие в страну сказок и

сказочных героев.

Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь

глубокой древности, что определить с точностью время их рождения очень

сложно. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи,

которые часто выступали в роли главных героев повествования. Они же

передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по

ходу изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки учили выпутываться

из сложных ситуаций, с честью выходить из испытаний, побеждать страх,

коварных злодеев. И любая сказка оканчивалась счастливым финалом.

С раннего детства мы знакомимся со сказками, слушая их от мамы и

бабушки. Затем, становясь взрослыми, сами рассказываем их детям и

внукам.

Невозможно представить себе детство без волшебной сказки. Да и какой

взрослый не улыбнется при встрече с ней? Так сказки нашли отклик в душе

многих композиторов. Великие, гениальные композиторы разных времен

часто обращались к жанру сказки, создавая оперы, балеты, симфонические

сюиты, инструментальные пьесы.

- Ребята, кто знает таких композиторов и их произведения? (Ответы)

Хорошо, я вам помогу. П.И. Чайковский – балеты «Щелкунчик», «Спящая

красавица», «Лебединое озеро», Н.А. Римский-Корсаков – оперы «Садко»,

«Снегурочка», «Сказка о Царе Салтане», «Сказка о Золотом Петушке», М.И.

Глинка – опера «Руслан и Людмила», М.П. Мусоргский «Картинки с

выставки», А.К. Лядов - «Кикимора», Э. Григ – «Кобольд», К. Хачатурян –

балет «Чиполлино».

- А теперь назовите мне имена писателей и поэтов, кто сочинял любимые

сказки? (Ответы). Правильно, это Г.Х. Андерсен, братья Гримм, А.С. Пушкин,

Гофман, Ш. Перро, Р. Киплинг, К. Чуковский, Н. Носов, Э. Успенский, Льюис

Керролл и многие другие.

Конечно же, мы все знаем и любим сказки великого русского поэта А.С.

Пушкина. Когда он был маленький, у него была няня – Арина Родионовна. И

вечерами, укладывая спать маленького Сашу, рассказывала сказки. Он

очень любил слушать их. Позже, когда раскрылся у него дар поэта, стал сам

сочинять сказки.

А мы прослушаем пьесу П.И. Чайковского «Нянина сказка»

Прежде чем прослушать следующую пьесу, отгадайте загадку.

Мы под землей работаем.

Алмазы добываем.

Но вечером с охотою

Плясать не забываем.

Топ-топ-топ, топ-топ-топ

Угадайте, кто мы?

Топ-топ-топ, топ-топ-топ

Мы лесные….(Гномы)

Звучит пьеса А. Роули « В стране гномов»

Была она артисткой

Прекрасной, как звезда.

От злого Карабаса

Сбежала навсегда. (Мальвина)

Вот совсем нетрудный,

Коротенький вопрос:

Кто в чернилку сунул

Деревянный нос? ( Буратино)

Человек немолодой

Вот с такущей бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

И вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас

Кто же это? (Карабас)

Из какой сказки эти персонажи? Правильно - «Золотой ключик» Алексея

Толстого.

Я думаю, что каждая девочка, прочитав эту историю, хотела быть

Мальвиной, а каждый мальчик – веселым Буратино. Но там есть еще один

яркий герой – он мечтатель, романтик, влюбленный в Мальвину, кто это?

А. Лепин «Пьеро»

Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне, в золоченной карете

Поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь. ( Золушка )

Песню «Золушка» исполнят ребята первого класса.

Все мы знаем и очень любим русские народные сказки. Есть сказки о

богатырях – добрых молодцах, о царевнах, об Иванушке – дурачке. Русская

сказка открывает нам мир человеческих чувств и взаимоотношений,

утверждает доброту и справедливость, приобщает к традициям и культуре

русского народа. Очень много русских народных сказок про животных. Все

зверушки в сказках говорят и даже поют. Разве это не волшебство? Самые

первые сказки, которые вам рассказывали мамы, это были « Курочка Ряба»,

«Колобок», «Три медведя», «Лиса и Журавль», «Волк и семеро козлят».

Сейчас мы прослушаем пьесы, в которых изображены герои животные из

добрых сказок.

Г. Галынин «Зайчик»

Н. Любарский «Курочка»

Р. Касимов «Полечка для лисоньки»

П. Берлин «Марширующие поросята»

«Сказка о Золотом Петушке» и «Сказка о Царе Салтане» А.С. Пушкина

вдохновили русского композитора Н.А. Римского-Корсакого на создание

одноименных опер. Вспомним «Сказку о Золотом Петушке», конечно же,

это Петушок, Царь Дадон, Шамаханская царица…

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

Царствуй лежа на боку!»

В нашем концерте прозвучит пьеса И. Стрибогга «Вальс петушков»

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети (семеро козлят)

Выступают учащиеся 3 класса Хор из оперы «Волк и семеро козлят»

Вспомним сказку Юрия Олеши «Три толстяка». Мятежники – гвардейцы сломали

куклу наследника Тутти, и необходимо было починить ее за одну ночь. Но

механизм был испорчен и сделать это было невозможно. И доктор Гаспар находит

девочку – циркачку Суок, как две капли воды похожую на куклу наследника.

Девочка соглашается подменить куклу. Но всю сказку я рассказывать не буду, вы

ее сами прочитаете и узнаете, что же произошло дальше.

А в нашей гостиной прозвучит пьеса П.И. Чайковского «Новая кукла»

Я думаю, что вы не только любите читать сказки, но и смотреть кинофильмы

и мультфильмы. Ни одно кино или мультфильм необходится без музыкального

сопровождения. Музыка очень сильно помогает в раскрытии характера героев,

создает более яркие образы природных явлений, таких как гроза, вьюга, ветер.

Сейчас мы прослушаем пьесу Р. Глиэра «В полях»

Музыка очень сказочная и волшебная, сразу представляешь себе сказку

«Морозко» - зимний лес, тройка лошадей, сани, Дед Мороз…

Ребята, скажите, а кто такие кобольды?

Кобольдами называются духи домашнего очага, приблизительно

соответствующие русским домовым; иногда это же название применяется и к

горным духам. Кобольдам приписываются подшучивания над людьми, они

постоянно возятся и шумят. Описываются они в виде карликов, обычно

безобразных.

Э. Григ «Кобольд»

Если бы все герои были милые и добрые, то сказки были бы скучны. В сказках

обязательно присутствуют злые силы, нечисть, разбойники, Бармалей и т.д. А

каких отрицательных персонажей знаете вы?

На ступе волшебной старуха летит

Так быстро, что ветер за нею свистит.

Живет она в сказочной, темной глуши –

Ты имя старухи назвать поспеши! (Баба-Яга)

П.И. Чайковский «Баба – Яга»

А сейчас для сравнения мы послушаем как другой русский композитор М.П.

Мусоргский в произведении «Картинки с выставки» «Избушка на курьих ножках»

изобразил Бабу-Ягу.

Мы услышали мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину нечистой силы.

Музыка «колючая», мелодия отрывистая, динамика громкая, что характерно

повадкам злой старухи.

Если кто-то еще не знаком со «Сказкой о потерянном времени» Евгения Шварца,

то я советую ее прочитать. В этой истории говорится «не тратьте время попусту,

оно назад не вернется». Правильно распорядиться своим временем крайне

важно, иначе мы никогда ничего не успеем.

А ребята из 2 класса исполнят нам песню «Будильник»

«Приключения Чиполлино» сказка итальянского писателя Джани Родари. В ней

главный герой мальчик – луковка Чиполлино борется с несправедливостью,

защищая обиженных бедняков от богачей Синьора Помидора и Принца Лимона.

Все персонажи – фрукты и овощи: Редиска, Тыква, Земляничка, Вишенки и многие

другие. По мотивам этой сказки композитор Карен Хачатурян создал балет

«Чиполлино». И музыка из этого балета легла в основу мультфильма. Обязательно

посмотрите этот мультфильм и внимательно послушайте музыку.

К. Хачатурян «Помидор»

Какое странное созданье!

Она прекрасно сложена.

И в море, или в океане

,

С волной и пеною дружна.

И не совсем, чтобы девица.

И рыбкой тоже не назвать.

Как все ждала земного принца,

Чтоб с милым счастье испытать.

(Русалочка)

Все мы знаем сказку с печальным концом Г.Х. Андерсена «Русалочка»,

повествующая о молодой русалке, которая готова отказаться от своей жизни в

море ради того, чтобы получить человеческую душу и любовь принца.

Сейчас мы прослушаем «Романтический вальс» С. Слонимского и погрузимся на

дно морское, где живут сестры – русалки, беззаботно танцуя, веселятся и мечтают

о земной жизни и о любви.

Во многих сказках прекрасных принцесс заточают в башни, а отважные рыцари

отправляются их спасать, чтобы предложить руку и сердце. По пути освободители

вступают в бой с темными силами, преодолевают трудности и через некоторое

время достигают темницы прекрасной принцессы, которая вот уже не один год с

тоской смотрит в окно самой высокой башни, ожидая своего освободителя.

Словно корабль по бескрайнему морю, над лесом

,

В небе огромном плыла одиноко луна.

В замке старинном скучала девчонка – принцесса

,

В этот таинственный час совершенно одна.

Грустная ночь застывала на длинных ресницах.

Падала с неба, в глазах отражаясь, звезда,

Словно далекий привет от прекрасного принца

Падала и исчезала во тьме без следа.

Э. Григ « У ног твоих»

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку,

Может быть , вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

В сказке все бывает честно-

И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу

Непременно под венец.

Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном-

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом.

Прочитайте сказки детям

Научите их любить!

И в завершении нашей встречи прозвучит «Финал» из сюиты Сен-Санса

« Карнавал животных», в исполнении фортепианного дуэта преподавателей.

Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам. Хочется пожелать вам,

дорогие ребята, побольше читать, узнавать новое, слушать хорошую музыку,

расти добрыми, отзывчивыми людьми!

До свидания, до новых встреч!



В раздел образования