Автор: Гасникова Алена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №451
Населённый пункт: Новосибирск,Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Математика вокруг нас"
Раздел: дошкольное образование
Математика вокруг нас
Математики, она везде, в пословицах и поговорках, считалках и загадках, сказках и
песнях, в предметах окружающих нас в повседневной жизни.
Математика включает в себя не только изучение цифр и арифметику, но и
пространственное мышление, логику, определение размера и формы предмета.
Кто-то, возможно, думает, что различные замысловатые линии и поверхности можно
встретить только в книгах учёных математиков. Однако это не так.
Стоит внимательно присмотреться, и мы сразу обнаружим вокруг нас всевозможные
геометрические фигуры.
Оказывается, их очень много, просто раньше мы их не замечали. Вот комната.
Все её стены, пол и потолок являются прямоугольниками, а сама комната -
параллелепипед.
Плитки паркета - квадраты, прямоугольники или правильные шестиугольники.
Мебель в комнате - тоже комбинация геометрических тел. Стол -плоский
параллелепипед, лежащий на двух других параллелепипедах - тумбочках, в которых есть
ящики. На столе лампа с абажуром в форме усечённого конуса. Ведро либо
цилиндрической формы, либо - усечённый конус.
В буфете стоит посуда. Вот гранёный стакан, он имеет форму шестигранной усечённой
пирамиды.
Чайное блюдце - усечённый конус, воронка состоит из конуса и цилиндра.
Нальём в стакан воду, края поверхности стакана имеют форму круга.
По улице движутся автомобили. Их колёса - круги. Сядем в поезд. Станция далеко
позади.
Но и здесь геометрия не покидает нас. Вдоль дороги на столбах натянуты провода - это
прямые линии, а столбы - это перпендикуляры к земле.
Так и в детском саду, учим видеть математику вокруг нас. Считаясь на "утреннем
сборе",ребенок учится количественному счету, таким понятиям как поровну, больше,
меньше и на сколько ( на сколько сегодня девочек меньше мальчиков?). делая поделки,
уточняем , например, у снеговика две пуговички, у деревьев много веточек, рисуя дома,
один дом выше другого и тд. На физкультуре учимся порядковому счету, расчитываясь
на первый- второй. Математика она и в пальчиковых игах: " Пять лунатиков спали на
луне", "Раз, два, три, четыре, пять будем листья называть" и тд. В загадках:
Сотни лун бы появились и тогда бы осветилась ночь, как день!
Но жаль луна светит нам всегда (одна).
Под крышкой четыре ножки,
А на крыше суп да ложки.
В пословицах и поговорках:
1. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
2. Похожи как две капли воды.
В песнях: " Дважды два четыре", " Тридцать три коровы".
В уголке настольных игр " Лото", где надо читать цифры, игры- ходилки, где определяем
сколько точек выпало, а затем отсчитываем ходы, это и "кубики Никитина",
работающие на развитие пространственного мышления, это различный бросовый
материал, который используется в качестве измерителя, например, из скольки крышечек
состоит паровозик, сколько ленточек войдет в длину стола, из скольки пуговичек
состоит домик и тд.
В уголке рисования линейки-трафареты с геометрическими фигурами.
Геометрические фигуры мы ищем с детьми в группе и на прогулке : квадраты и
прямоугольники, круги и овалы, треугольники и находим повсюду и это очень
занимательное занятие.
Так математика в жизнь детей входит с самого раннего детства, а наша задача
научить их видеть эту математику, полюбить ее и ощутить ее значимость и
нужность!